СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА — СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ 7 страница




деятельностью и ее продуктами. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедли­вость.

Первое в истории обществ, сознания понимание С. было связано с признанием непререкаемости норм первобытного строя: С.— это простое следование общепринятому порядку (напр., др.-греч. 8ixn — С. первоначально означало лишь «обычай», «уклад жизни»). В социальной практике такое понимание С. имело негативный смысл — требование наказания за нарушение общей нормы (ретрибутивная, воздающая С); одним из его практич. выражений был институт родовой мести. Более сложное, позитивное понимание С., включающее наделение людей благами, возникает в период выделения отд. индивидов из рода. Перво­начально оно означает гл. обр. равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами. С возник­новением частной собственности и обществ, неравенст­ва С. начинают отличать от равенства, включая в нее и различие в положении людей сообразно их до­стоинствам. Напр., у Демокрита: «Наиболее со­действует делу справедливости и добродетели тот, кто отдает наибольшие почести самым достойным» («Мате­риалисты Др. Греции», М., 1955, с. 159). В социаль­ной утопии Платона понятие С. характеризует такое устройство общества, когда каждое из трех сословий добросовестно исполняет свои обязанности и не вме­шивается в дела других: «...производить свое и не хвататься за многое есть именно справедливость» (Соч., т. 3, СПБ. 1863, с. 225). Аристотель счита­ет, что С. может означать и равенство для равных, и неравенство для неравных; он впервые разделяет С. на уравнительную и распределительную: «Что каса­ется специальной справедливости..., то один вид ее проявляется в распределении почестей, или денег, или вообще всего того, что может быть разделено между людьми, участвующими в известном обществе (здесь может быть равное или неравное наделение од­ного перед другим). Другой вид ее проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена» («Этика Аристотеля», СПБ, 1908, с. 86—87). Особым видом С. Аристотель считает случай воздая­ния, к-рое должно исходить из принципа пропорцио­нальности: «...Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» (там же, с. 91). В дальнейшем это разграничение С. равенст­ва и пропорциональности (по достоинствам) сохраняет­ся во всей истории классового общества. Равенство как основа С. признается весьма ограниченно. Христ. мораль допускала лишь религ. равенство людей в смысле их общего происхождения от бога и «братства во Христе». В бурж. понимании С. уже предполагается известное реальное равенство прав (политич., юри-дич. равенство перед законом, экономич. «равенство возможностей» и эквивалентность обмена товарами и услугами), к-рое на практике оказывается в значит, мере формальным. Основу пропорциональной С. феод, мораль видит в достоинствах, связанных со степенью «благородства» происхождения, а бурж. мораль — в способности и усердии, проявленных данным челове­ком или его предками и воплощенных в накопленном богатстве. Наряду с понятием С, отразившим в себе и оправдывающим структуру существующих классо­вых отношений, в нар. сознании всегда развивались идеи С, выражающие протест против эксплуатации и неравенства, а также нац. угнетения.

Социалистич. понимание С. включает равенство людей по отношению к средствам произ-ва (различие здесь сохраняется, пока остаются две формы обществ, собственности — государственная и кооперативная), равенство реальных политич. и юридич. прав. Рас­пределит, аспект С. связан гл. обр. с распределением по труду; предполагается, что единств, достоинством


120


СПРАВЕДЛИВОСТЬ—СРАВНЕНИЕ


 


человека, определяющим его положение в обществе и права на пользование обществ, богатством, может быть лишь его социально-полезная деятельность. В социалистич. обществе социальное равенство инди­видов еще не является полным. Различие индиви­дуальных способностей, связанных с прирожденными особенностями людей и отчасти с их социальным происхождением, с условиями воспитания, приводит к неравенству в потреблении и обществ, положении. «Маркс,— писал В. И. Ленин,— показывает ход раз­вития коммунистического общества, которое вынуж­дено сначала уничтожить только ту „несправедли­вость", что средства производства захвачены отдель­ными лицами, и которое не в состоянии сразу уничтожить и дальнейшую несправедливость, состоя­щую в распределении предметов потребления „по рабо­те" (а не по потребностям)» (Соч., т. 25, с. 438). Полное совпадение С. с социальным равенством людей дости­гается в коммунистич. обществе, где максимальное равенство возможностей предполагает всестороннее развитие способностей каждого, ликвидацию суще­ственных различий в характере труда и не ограничен­ное внешне удовлетворение материальных и духов­ных потребностей человека.

В истории философской и социальной мысли ста­вился вопрос не только о содержании С, но и о при­роде и происхождении самого понятия и отношения С. Обыденному, а часто и филос. сознанию то или иное понимание С. представлялось чем-то само собой разумеющимся, вытекающим из «естеств. порядка вещей» (или божеств, закона). С т. зр. этого мыс­лимого миропорядка и соответствующей ему «вечной С.» считалось возможным оценивать явления в любых условиях места и времени. Однако уже Гераклит указывал на относительность представления о С: «У бога прекрасно все, и хорошо, и справедливо, люди же одно считают несправедливым, другое — справед­ливым» («Материалисты Др. Греции», с. 50). Демокрит, напротив, подчеркивает объективную природу С, трактуя ее натуралистически: «То, что считается справедливым, не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе» (там же, с. 159). Эпикур, считая основанием С. естеств. порядок вещей, указы­вает вместе с тем на ее обществ.-договорное происхож­дение: «Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном... Справедливость сама по себе не есть нечто, но в отношениях людей друг с другом... всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда» (там же, с. 217). Отсюда идея Эпикура об относит, характере С: при изменении обстоятельств полезное может стать вред­ным, а поэтому С.— несправедливостью.

Обществ.-конвенциональное понимание С. широко распространяется в эпоху Просвещения в связи с концепцией общественного договора. По Гельвецию, человек в первобытном состоянии не мог иметь пред­ставления о С: несправедливость — «это нарушение некоторого соглашения или закона... Значит, до за­кона не существует несправедливости» («О человеке», М., 1938, с. 154). Договорная трактовка С. означала сведение ее к правовому феномену, имеющему гос-законодат. происхождение: «Справедливость пред­полагает установленные законы» (там же, с. 155); люди могут следовать С. только из «благотворного страха» перед наказанием или из надежды на вознаг­раждение. И лишь в случае несовершенства законов вступают в силу нравств. критерии С, в этом случае она становится «...достойной награды добродетелью...» (см. там же). Правовой т. зр. в понимании С. придер­живался и Гегель, считавший, что конституция, в к-рой «...разумная воля... доходит до сознания и пони­мания самой себя...», и есть «...существующая спра­ведливость как действительность свободы


и развития ее разумных определений» (Соч., т. 3, М., 1956, с. 317).

Критику чисто правового понимания С. дает Кант. С его т. зр., «суд справедливости... содержит в себе противоречие», он основывается на понятии права людей, но определить право апеллирующего к суду не всегда может третейский судья, «он может и дол­жен прислушиваться к голосу справедливости» лишь, тогда, когда речь идет о его собственных, но не чужих правах. «...„Строжайшее право — это величайшая не­справедливость"...; но на пути права этому злу ничем помочь нельзя, ...потому что справедливость отно­сится только ксуду совести...» (Соч., т. 4, ч. 2, М., 1965, с. 144). Т. о., Кант относит С. к области морали, причем указывает, что знание С. имеет апри­орный характер. Неюридич. понимание С. часто влекло за собой отрицание ее обществ, происхожде­ния, идеалистич. истолкование С. Эта вторая тради­ция в понимании природы С. идет еще с древности и средневековья (Сократ, Платон, стоицизм, схола­стика) и продолжает существование до наст, времени. Неотомист Ренар, напр., пишет: «Справедливый ра­зум... это подлинное знание основных, универсаль­ных моральных принципов, с помощью которых мы судим об объективной ценности человеческих дейст­вий» (Renard H., The philosophy of morality, Milwaukee, [1953], p. 117). H аряду с абсолютистским пониманием С. в совр. бурж. философии распростра­нено и релятивистски-субъективистское ее толкова­ние (эмотивизм).

С т. зр. марксистского учения, понятие С. всегда имеет историч. характер, обусловлено условиями жиз­ни людей (классов). В переломные эпохи истории по­нятие С. является одной из форм стихийного осозна­ния угнетенными массами объективной историч. необ­ходимости радикального изменения существующих условий. Однако в сознании людей оно выступает в виде понятия «вечной справедливости» (см. Ф. Эн­гельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 153). Классики марксизма неоднократно подчеркивали, что оценка социальной действитель­ности с т. зр. понятия С. «...в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед» (там же), «...пред­ставляет собой просто приложение морали к полити­ческой экономии...» (там же, т. 21, с. 184). Справед­ливыми можно назвать обществ, отношения людей лишь в том смысле, что они соответствуют историч. необходимости и практич. возможности создания условий жизни человека, отвечающих данной историч. эпохе, поскольку это нашло отражение в нравств. отношениях (а также в правовых), регулирующих повседневную деятельность людей.

Лит.: Л а ф а р г П., Экономия, детерминизм К. Маркса, Соч., т. 3, М.— Л., 1931, с. 56—97; Соловьев В., Спор о С, «Вести. Европы», 1894, кн. 4; е г о же, Конец спора, там же, 7; С п е н с е р Г., Справедливость, пер. с англ., СПБ, 1898; Руссо Ж.-Ж., Об обществ, договоре, или Начала политич. права, СПБ, 1907, кн. 1и 4; Фейербах Л.„ Эвдемонизм, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955.

О. Дробницкий. Москва. Ф. Селиванов.   Томск.

СРАВНЕНИЕ — познавательная операция (логич. рефлексия — И. Кант), посредством к-рой на основе нек-рого фиксир. признака — основания С. (см. Отношение) — устанавливается тождества (равенство) или различие объектов (вещей, состояний, свойств и пр.) путем их попарного сопо­ставления. Операция С. имеет смысл лишь для тех объектов, «...между которыми есть хоть какое-нибудь сходство» (Юм Д., Соч., т. 1, М., 1965, с. 103), т. е. определяется в совокупности однородных в к.-л. смысле объектов — таких, к-рые образуют множество. Признаки (предикаты), определяемые на этом мно­жестве, служат «естественными» основаниями С.

Как познавательный акт С. следует отличать ог его логич. формы, к-рая является общей как для эле-


СРАВНЕНИЕ—СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД


121


 


ментарных (одноактных), так и для сложных (много­актных) процедур С: в любом случае имеют место только две возможности — сравниваемые объекты а и b тождественны (по данному основанию) или же они различны (по тому же основанию). Если основания различия таковы, что отношение различия может рас­сматриваться как порядковое, то операция С. сво­дится к рассмотрению отношений а=Ь, а<Ъ, а>Ъ, являющихся исходными (основными) отношениями С. Неявное определение этих отношений дается аксио­мами равенства (см. Равенство в логике и математике) и порядка, а их взаимная связь выражается т. н. аксиомой трихотомии: а=Ъ илиа<6, или а>Ъ. Все вместе они дают систему постулатов С, при этом свойства входящих в эти постулаты понятий «=», «<» и «>» не зависят, конечно, от «количественного» смысла, к-рый этим понятиям обычно приписывается; речь идет о порядковых свойствах нек-рого общего класса отношений (порядка отношений в широком смысле; таковы не только количественные, но и каче­ственные отношения порядка, напр. по признаку красоты, ловкости, ума и пр.), из к-рых предметом матем. анализа становятся лишь те, для к-рых удает­ся установить более или менее строгие методы С.

В любой матем. теории непременным условием рас­смотрения матем. объектов является предположение об их сравнимости. Это приводит к тому, что естествен­но назвать абстракцией сравнимости. На этой абстракции основывается, напр., утвержде­ние, к-рое является фундаментальным в канторов-ской концепции множества, что любые два элемента произвольного множества различимы между собой. На этой же абстракции основано С. самих множеств. Мы говорим «абстракция сравнимости» потому, что задача С. в общем случае является отнюдь не тривиальной, иногда даже просто неразрешимой: «Пусть А — мно­жество всех четных чисел, больших 4, а В — множество всех чисел, являющихся суммами двух простых не­четных чисел. Мы до сих пор не знаем, какое из соот­ношений справедливо: А = В или A j = B, и не знаем даже, как подойти к решению этого вопроса» (С е р-пинский В., О теории множеств, пер. с польского, М., 1966, с. 6; о принципиально неразрешимых зада­чах С. см., напр., в ст. Тождества проблемы). По за­мечанию Юма, «мы можем производить . . . сравнение или когда оба объекта воспринимаются чувствами, или когда ни один из них не воспринимается или когда налицо только один из них» (Соч., т. 1, М., 1965, с. 169). Несовпадение этих видов С. проявляется уже в том факте, что в обоих последних случаях р а з л и-ч и е приходится рассматривать как отрицание тождества, тогда как в первом случае акт раз­личения имеет и самостоятельное значение и рас­сматривается как самостоятельная операция (на нем, собственно, основывается идея математики без отри­цания — см. Положительная логика). Очевидно, что С. на уровне чувств, восприятия не требует никаких абстракций. Наглядность придает понятию С. «фи-зич. смысл», но условие наглядности С. стеснительно для теории. Именно в теории, особенно в математике, типичны случаи (как в приведенном выше примере с множествами А и В), когда наглядное сопоставление объектов невозможно (это зависит, вообще говоря, от условий задания объектов) и, значит, приходится прибегать к рассуждению и, соответственно, к тем или иным абстракциям, на к-рых мы свои рассужде­ния основываем. Напр., рассуждение о сравнимости множества Ах всех нечетных чисел, больших 7, и множества Вх всех чисел, являющихся суммами трех нечетных простых чисел, мы основываем на абстрак­ции потенциальной осуществимости, поскольку «...мы знаем метод, дающий возможность путем выполне­ния определенных, указанных этих методом вычисле-


ний, решить, какое из соотношений А1ФВХ или А гг верно...», хотя число этих вычислений «...так велико, что ни одна существующая электронная вычислитель­ная машина не была бы в состоянии их выполнить» (С е р и и н с к и й В., О теории множеств, с. 7). Основываясь на принципе исключенного третьего, мы можем считать сравнимыми и множества А ж В из первого примера, но в этом случае абстракция сравнимости будет зависеть уже от абстракции ак­туальной бесконечности. Иначе говоря, абстракция сравнимости является нетривиальным допущением в рамках др. матем. абстракций.

«Практически осуществимая» операция С. не должна, зависеть от к.-л. абстракций бесконечности и осущест-,' вимости. Так, принимая в рамках абстракции актут альной бесконечности, что два положительных ир­рациональных числа равны, если все соответственные десятичные знаки их десятичных приближений одина­ковы, мы вполне отдаем себе отчет в том, что на прак­тике никогда не удается решить вопрос о равенстве чисел в указанном смысле в виду принципиальной не­возможности довести бесконечный процесс С. до кон­ца. Основание С. при таком «платонистском» опреде­лении равенства «замешано» в бесконечном процессе. На практике, ограничиваясь приближенными вычис­лениями, приходится исключать такие «бесконечные основания» С. путем перехода к равенству в нек-ром интервале абстракции — прагматическому (или условному) равенству (о понятии «интервал абстракции» и связанному с ним понятию условного равенства см. в ст. Принцип абстракции, Тождество). Приходится, напр., отождествлять иррациональное число с его десятичным приближением, полагая в общем случае зависимость равенства веществ, чисел от условий взаимозаменимости их десятичных при­ближений, когда использование (подстановка) одного из них вместо другого не нарушает заданный интервал абстракции (к примеру, обеспечивает требуемую прак-тич. задачей степень точности). Бесконечный процесс С. заменяется здесь конечным приемом подстановки и экспериментальной проверкой ее результатов.

Лит.: Шатуновский С. О., Введение в анализ, Одесса, 1923, § 6 и 7; А р н о л ь д И. В., Теоретическая арифметика, М., 1938, гл. 3.

М. Ноеогёлов. Москва, ф. Лазарев- Калуга.

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД — разновидность историч. метода (см. Историзм), в к-рой сравнение подчинено историч. исследованию природных или обществ, явлений. На основе С.-и. м. достигается познание различных историч. ступеней одного и того же явления или двух разных явлений, существующих одновременно, но находящихся на раз­ных этапах развития. Связь сравнения и историзма позволяет выявить произошедшие в развитии изме­нения, реконструировать тенденции развития и его общий ход. В отличие от структурно-функционального анализа С.-и. м. исследует объекты как развиваю­щиеся, т. е. его имманентной характеристикой являет­ся время. В отличие от генетич. метода, при помощи к-рого достигается выведение из начального этапа последующих, С.-и. м. ограничивается сопоставлением разных этапов развития для выявления их тождества и различия, для определения устойчивого, инвариант­ного в развитии.

Хотя уже Аристотель широко использовал сравне­ние в анализе политич. форм античности, господствую­щим методом науки С.-и. м. стал лишь после осно-ват. критики просветительской философии со стороны романтизма, пробудившего глубокий интерес к исто­рии, к изучению иных форм культуры и социальности (напр., восточной культуры). В языкознании на ос­нове С.-и. м. были реконструированы нек-рые осо­бенности индоевроп. языка, выявлена специфика его развития. Конт и Спенсер видели в С.-и. м. основ-


122                                          «СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИЯ—СРЕДНИЕ СЛОИ


ное орудие социологии, причем толковали его в духе характерной для них эволюционистской линейно-прогрессивной трактовки развития. С применением С.-и. м. связаны первые успехи этнографии. М. Ко­валевский распространил его на изучение истории и права. Этот метод нашел применение и в естест­венных науках — биологии, палеонтологии, геоло­гии, где он позволил выработать научную картину эволюции форм жизни и изменения всего облика планеты.

С возникновением структурно-функционального под­хода началась линия критики С.-и. м. в этнографии и социологии, его ограниченности при изучении функционирования социальных систем. Такой же процесс происходил и в языкознании, где начало ему положили работы Соссюра. Критика псторицизма со стороны Трёльча, М. Вебера и др. послужила исто­ком формирования нового — типологич.— метода, хотя сам Вебер дал глубокие образцы сравнит, анализа социальных структур и мировых религий. В теориях культурно-историч. типов (Шпенглер, Тойнбп и др.), также резко критикующих псторицизм, вместе с тем большое место занимают: сопоставление и описание раз­личных культур, хотя эти последние толкуются как замкнутые относительно друг друг* и не связанные во времени.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!