СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА — СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ 6 страница
Соч.: The nature of intelligence and the principles of cognition, 2 ed., L., 1927; The abilities of man, L., 1927; Creative mind, L., 1930 ; Human ability, L., 1950 (совм. с J.-L. Wynn).
Лит.: Ф р е с с П. и Пиаже №". [сост.], Эксперимен
тальная психология. [Сб. ст.], [пер. с франц.], вып. 1—2, М.,
1966, с. 44—45. М. Роговин. МосКЕа.
СПОЛДИНГ (Spaulding), Эдуард (6 авг. 1873—31 янв. 1940) — амер. философ, один из ведущих представителей неореализма. Проф. Принстонского ун-та (с 1914). В своей осн. работе «Новый рационализм» («The new rationalism», N. У., 1918) С. выступил с критикой теории внутр. отношений, к-рую отстаивал абс. идеализм (Брэдли, Ройс) п согласно к-рой свойства единичного предмета определяются отношением к др. предметам и в итоге единичный предмет существует лишь как производное от целого и вне этого целого оказывается недоступным для познания. Он пытался обосновать теорию внешних отношений, сформулиро-
СПОНТАННОЕ—СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА 117
ванную в общем виде Расселом и представляющую основу онтологии и гносеологии неореализма.Согласно С, единичный предмет не обусловливается отношением, в к-ром он выступает к др. предметам, и поэтому свойства предмета не определяются целым. Теория внешних отношений, абсолютизирующая внешнюю связь, приводит С. к плюралистам, онтологии. С. отрицает существование таких внутр. отношений, как субстанция — атрибут и причинно-следств. зависимость. Реальность рассматривается как простая совокупность разнородных предметов и явлений. Теория внешних отношений лежит и в основе теории познания С: в ней он усматривает возможность адекватного познания человеком действительности. С. утверждал, что если бы между субъектом и объектом была внутр. связь, предполагающая активное воздействие субъекта на объект, то адекватное познание самого объекта было бы неосуществимым. Согласно С, познават. отношение есть внешняя связь субъекта и объекта, при к-рой последний непосредственно входит в сознание субъекта, не подвергаясь никакому изменению. (Критику неореалистич. теории познания см. в ст. Холт ).
|
|
С о ч.: The new realism, N.Y., 1912 (соавтор); What am I?, NY.—L., 1928; Roads to knowledge, N.Y., 1932 (соавтор); A world of chance, N.Y., 1936.
Лит .: Богомолова А. С, Философия антло-амер. неореализма, [М.], 1962, [лекция] 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 122—23; Лука-нов Д. М., Гносеология амер. реализма, М., 1968, гл. 1, 2; Rogers А. К., English and American philosophy since 1800, N.Y., 1922, ch. 8; L о v e ] о у А. О., The revolt against dualism, L., [1930]; Bom an L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Uppsala, 1955.
Д. Луканов. Горький.
СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus — произвольный, добровольный) — самопроизвольное, возникающее без внешних воздействий. Понятие «С.» приобретает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. картины мира, в основе к-рой лежали принципы механики. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа понимается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за ограниченности этого способа объяснения мн. материалисты были вынуждены обращаться к божеств, толчку, отстаивать деизм и т. д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь деятельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обладает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. «Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» (Л е-нин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым сознательно, является синонимом стихийности.
|
|
А. Огурцов. Москва.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — понятие, фиксирующее существование обществ, произ-ва в исторически определенных конкретных формах, в рамках к-рых осуществляются не только отношения между людьми, но и их отношение к природе. Отношение людей к природе выражается в категории производительные силы, отношение людей друг к другу фиксируется категорией производственные отношения. Единство этих двух сторон является необходимым условием существования любого С. п. Истории, этапы развития С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистич. и коммунистич. С. п. В свою очередь и эти понятия нуждаются в дальнейшей конкретизации, поскольку возникает необходимость отразить историческое своеоб-
|
|
разие одного и того же С. п. (напр., античное и вост. рабство, особенности социализма в различных странах и т. д.).
В обыденной жизни, а также в ряде конкретных наук понятие С. п. часто употребляется для характеристики совокупности технологии, приемов определ. произ-ва, способа изготовления вещи. Филос. содержание этого понятия иное.
С. п.— важнейшая категория исторического материализма, создание к-рого было связано с открытием того, что С. п. материальных благ определяет социальный, политический и духовный процессы жизни людей вообще, что, следовательно, не сознание определяет их бытпе, а, наоборот, обществ, бытие определяет обществ, сознание.
|
|
Категория С. п. имеет важное значение для характеристики структуры каждого исторически определ. общества, поскольку выделяет осн. сферу обществ, жизни — сферу материально-производств. деятельности людей. Производит, силы характеризуют мате-рпально-технич. базу общества п степень развития трудящихся; производств, отношения — экономич. строй общества. В соответствии с этим история развития общества предстает прежде всего как процесс смены С. п., определяющий изменение всех др. структурных элементов формации. Связь и зависимость производств, отношений от характера производит, сил и уровня их развития выражается законом их соответствия, к-рый является общим экономич. законом для всех существовавших в истории С. п. Поскольку развитие производит, сил в целом приводит их в противоречие с производств, отношениями, к-рые ранее служили формой их развития, постольку действие закона соответствия сказывается в том, что старые производств, отношения сменяются новыми, соответствующими выросшим производит, силам. Т. о., закон соответствия выступает не только законом функционирования, но и законом развития С. п., показывающим, что смена одного С. п. другим совершается не по произволу людей, а в результате развития производит, сил и необходимо следующего за этим соответств. изменения производств, отношений. Экономич. закон соответствия производств, отношений характеру и уровню развития производит, сил, рассмотренный в его общесоциологич. значении, т. е. в его воздействии на все др. стороны обществ, жизни, позволяет понять развитие общества как естественно-историч. процесс смены формаций, определяемый сменой С. п.
В марксистской лит-ре высказывалось мнение (см., напр., С. А. Оранский, Осн. вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929, и др.), что понятие «С. п.» характеризует лишь ту обществ, форму, в к-рой осуществляется процесс труда, и, следовательно, по содержанию оно тождественно понятию «производств, отношения». В связи с этим предлагалось отделит), это понятие от понятия «обществ, произ-во», поскольку последнее включает в себя не только производств, отношения, но п производит, силы. Предпринимались попытки обосновать эту т. зр., апеллируя к формальному анализу отд. высказываний основоположников марксизма-ленинизма. Высказывалось мнение, что поскольку ликвидация одного С. п. и замена его другим не означает ликвидации производит, сил, постольку понятие «производит, силы» не может быть включено в понятие «С. п.» и недопустимо отождествлять понятия «обществ, произ-во» и «С. п.». Первое, с такой т. зр., характеризует единство двух сторон произ-ва, второе — только форму произ-ва — производств, отношения. Но эти взгляды не получили поддержки. Их авторы не учитывали, что ликвидация, скажем, рабовладельч. или капиталистич. С. п. означает, соответственно, ликвидацию раба и наемного
СПОСОБНОСТИ
рабочего в качестве производит, силы. Производств,
отношения — это не внешняя по отношению к произ-ву
форма; это — содержат, форма, придающая произ
водит, силам нсторически-определ. характер, подчи
няющая их своеобразным законам функционирования.
Лит.: Маркс К., Наемный труд и капитал, М а р к с К.
иЭ нгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; е г о ж е, Введение (Из
экономич. рукописей 1857—1858 годов), там же, т. 12; его же,
К критике политич. экономии, там же, т. 13, предисловие;
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20, отд. 2, гл. 1;
отд. 3; Ленин В. И., Что такое «друзья парода» и как они
воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1;
его же, Экономич. содержание народничества и критика
его в кн. г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма
в России, там же, т. 3, гл. 1; Г а з е н к о В. И., Лекции
по историч. материализму, вып. 1, М., 1956; II а н ю ш ев И. М.,
К вопросу о марксистском понимании способа производства,
«ФН» (НДВШ), 1965, № 4; К е л л е В. Ж., О понятии спо-
ссОа производства, там же. М. Ковалъаоп. Москва.
СПОСОБНОСТИ — характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности дея-тельностей. При этом под мерой освоения понимают быстроту и легкость реализации определ. рода деятельности, глубину и прочность усвоения ее способов и т. д. В иерархически представленной структуре личности С. занимают место над навыками и умениями, выступая в качестве средств их регулирования и развития .
Сущность понятия «С.» обычно связывается с категориями возможности и свойства (качества). Начало этой традиции положил еще Аристотель, говоривший (в трактате «О душе») о С. как о потенциальных воз-моя-;ностях приобретения общих принципов знания. С тех пор самые различные филос. направления определяют С. как потенциальные свойства (качества) личности, к-рые актуализируются при определ. обстоятельствах.
До выделения психологии в самостоят, науку С. трактовали как свойства души, как особые силы, обеспечивающие возможность познания и переживаний, причем от Платона через христианство шла линия понимания С. как врожденных, изначально присущих индивиду. Сообразно этому строились различные классификации С, из к-рых наиболее известна классификация X. Вольфа, основателя т. н. «психологии С.»; главными в его системе были С. познания и С. желания, понимавшиеся как субстанциональные силы, к-рые определяют деятельность души. Первым отошел от субстанциональной трактовки С. Декарт, сделавший шаг к анализу механизмов интеллектуальной деятельности. Эта линия была продолжена Лок-ком и франц. материалистами, причем последние поставили проблему зависимости формирования С. от обучения и от социальных условий в целом. Кант создал предпосылки для различения социально-логического и индивидуально-психологпч. аспектов С, подвергнув анализу познават. С. как общеродовые свойства человека. В философии марксизма решение проблемы С. было определено пониманием человека как совокупности обществ, отношений; отсюда вытекала критика как исключительно «природного», «естественного» истолкования С, так и трактовки их как всецело зависимых от внешних условий жизни личности.
Предметом спец. психологич. изучения С. стали в 19 в., после того как работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию дифференциальных различий людей. Общая природа С. до наст, времени остается предметом дискуссий, хотя психология накопила большой материал по исследованию отд. видов С. и путей их формирования.
В структуре личности С. тесно связаны с такими качествами, как особенности памяти, эмоц. свойства, черты характера, качества интеллекта. Хотя в целом С. не могут быть отождествлены с этими качествами, однако эти последние можно рассматривать как С,
если они составляют условия тех или иных конкретных видов деятельности и формируются под влиянием соответствующей деятельности. В отношении к знаниям, умениям и навыкам С. выступают как условие, обеспечивающее их приобретение.
В психологии С. изучаются с качественной и количеств, сторон. Качеств, анализ направлен на выявление совокупности С, необходимых для эффективного осуществления тех или иных конкретных видов деятельности; в этом смысле изучение С. выступает как необходимая составная часть психологич. изучения деятельности. С др. стороны, исследование С. выступает как составная часть психологич. исследования структуры личности. Оба эти плана смыкаются в проблеме формирования С. посредством обучения и воспитания. Особенность почти всякой более или менее сложной деятельности состоит в том, что одинаковый или сходный результат может быть получен на основе комбинирования различных С. Выявление многообразия таких комбинаций позволяет уточнить место и значение каждой из С. Наиболее важной и сложной проблемой качеств, анализа С. является проблема их выявления, обнаружения. Очевидно, что та или иная конкретная С. может быть обнаружена прежде всего в такой деятельности, к-рая неосуществима без наличия этой С. Это выдвигает задачу спец. конструирования таких деятелыюстей, к-рые позволяли бы фиксировать наличие определ. С.; в свою очередь такие деятельности могут использоваться и для формирования соответствующих С.
Проблема количеств, измерения С. была поставлена еще в конце 19 в. Именно этой цели служили тесты, предложенные первоначально в связи с задачами проф. отбора для определения уровня соответствующих С, а затем получившие широкое распространение в др. областях психологич. исследования.
Многообразие С, необходимых для осуществления того или иного конкретного вида деятельности, ставит проблему иерархии С. В общем виде принято делить С. на ведущие и вспомогательные; очевидно, что такое разделение относительно и является специфическим для каждого отд. вида деятельности.
Изучение конкретно-психологич. характеристик различных С. позволяет выделить общие (инвариантные) качества, отвечающие требованиям не одной, а мн. видов деятельности, и с и е ц. качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Это различение исследуется экспериментально. Напр., в США делаются попытки выявить осн. общие С, необходимые для науч.-исследовательской деятельности (К. Тейлор, В. Смит, Б. Гизелин, Р. Крач-филд и др.). Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта — неизменяемой всесторонней умств. одаренности; этот постулат подвергается критике в сов. психологич. лит-ре. По-видимому, совокупность С. у данной личности в значит, мере определяется ее развитием и типом.
Уровень и степень развития С. у личности выражают понятия таланта и гениальности. Поскольку объективные критерии для определения соответствующего уровня в наст, время не выработаны, различение талантливости и гениальности проводится не по характеристике самих С, а по характеристике продуктов деятельности. Сообразно этому талантом наз. такую совокупность С, к-рая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и обществ, значимостью; гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху». Оба эти качества С. всегда непосредственно связываются с творч. деятельностью. В психологии творчества стремятся специально вы-
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
119
делить особый вид С.— творческие С. (подробнее об этом см. Творчество).
С. не даются человеку в готовом виде, как нечто врожденное, они формируются в жизни и деятельности. Считается, что формирование С. происходит на основе задатков — врожденных анатомо-фи-зиологич. особенностей деловека, прежде всего — центр, нервной системы. При этом различают врожденные (прирожденные) и наследств, задатки. Первые могут быть обусловлены как наследственностью, так и условиями эмбрионального развития; вторые включают в себя то, что передается индивиду от его предков {см. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, 1946, с. 641).
В США и нек-рых др. странах врожденные компоненты С. изучаются на детях раннего возраста, к-рые, как предполагается, еще не подверглись воздействию воспитания (Л. Термен, Е. Кокс и др.). Однако к наст, времени взаимосвязь врожденных и приобретаемых компонентов С. исследована недостаточно (значит, материал собран лишь относительно дефектов задатков), поэтому по поводу природы этой взаимосвязи до сих пор конкурируют две т. зр. Согласно одной из них, гл. роль играет биологич. предопределение С, согласно второй — обучение и воспитание. Фактически все существующие концепции С. представляют собой различные модификации этих т. зр.
Долгое время предполагалось, что существует корреляция между анатомическими (макроскопическими) особенностями мозга и определ. С, однако это положение не подтвердилось. В совр. лит-ре выдвигается несколько иной взгляд — о связи задатков с функ-цион. особенностями нервной системы и характеристиками типов высшей нервной деятельности (Б. М. Теп-лов), с микроструктурой мозга и органов чувств. Другая т. зр., признавая наличие природных С, задатками к-рых служат свойства высшей нервной деятельности, главными считает специфически человеческие С.— «способности второго рода», к-рые также имеют основу в мозговых механизмах в виде прижизненно формирующихся «функцион. органов», но прежде всего выступают как результат присвоения обществ.-историч. опыта (А. Н. Леонтьев).
Лит.: Теп лов Б. М., Психология музыкальных С, М.—Л., 1947; Ковалев А. Г. иМясищев В. Н., Психология, особенности человека, т. 2, Л., 1960; Лей-тес Н. С, Об умств. одаренности, М., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании С, «Вопр. психологии», 1960, №1", Петровский А. В., С. и труд, М., 1966; К р у-тецкий В. А., Психология математич. С, М., 1967; Terman L. [а.о.], Genetic studies of genius, v. 1—4, Stanford, 1926—48; Cattel R., Personality: a systematic theoretical and factual study, N.Y., 1950; R ё v ё sz G., Talent und Genie, Amst., 1952; Vernon P. E., The measurement of abilities, 2 ed., L., 1956; Baumgarten F., Die Bega-bung und ihre Probleme, W., 1963; G i n z b e r g E., H e r-ma J. L., Talent and performance, N.Y.—L., 1964.
В. Москаленко. Одесса.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ — понятие о должном, соответствующее определ. пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав. С.— категория морально-правового, а также социально-политич. сознания, поскольку оно оценивает обществ, действительность, подлежащую сохранению или изменению, с т. зр. долженствования. В отличие от понятий блага и добра, с помощью к-рых оцениваются отд. явления, взятые сами по себе, С. характеризует соотношение неск. явлений с т. зр. распределения уже существующих блага и зла между людьми. В частности, понятие С. требует соответствия между практич. ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их обществ, признанием, а также эквивалентности взаимного обмена
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!