СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА — СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ 5 страница



«Трактат об усовершенствовании ра­зум а» — раннее произв. С.— содержит в основном взгляды С. на теорию познания. Вероятно, должен был послужить введением к «Этике». Написан на лат. яз. ок. 1661, издан в 1677 в однотомнике «Opera posthuma» под назв. «Tractatus de emendatiae intellectus». Переведен на голл. яз. (1677, 1897); франц. яз. (1842, в кн.; Oeuvres, t. 2; 1861, там же, t. 3; 1937); англ. яз. (1895); чешек, яз. (1925, в кн.: Spisy filosoficke); идиш (1932, в кн.: И. Шатцкий, Спиноза бух); рус. яз. (1893, пер. Г. Полинковского; 1914, введ. и прим. В. Н. Половповой; 1934, пер. Я. М. Боровского, вступ. ст. и прим. Г. С. Тымян-ского. Этот же пер. вошел в 1 т. «Избр. произв.»).

Л. Азарх. Москва. Opera, Bd 1—4, Hdlb., 1925: Oeuvres completes, P., 1954; Oeuvres, t. 1—3, P., 1964—65; Correspondence, N.Y., 1928.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд т. 2, с. 139—42, 144—46, 154; т. 20, с. 350; т. 29, с. 457; Л е-н и н В. И.. Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Введен­ский А. П., Об атеизме в философии С, «Вопр. филос. и психол.», 1897, кн. 37; Соловьев В. С, Понятие о боге (в защиту философии С), там же, кн. 38; Половцова В. Н., К методологии изучения философии С, там же, 1913, кн. 118; Фишер Кун о, История новой философии, т. 2— С., его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем.. СПБ, 1906; Р о-бинсон Л., Метафизика С, СПБ, 1913; Кечекь-ян С. Ф., Этич. миросозерцание С, М., 1914; Ш и л к а р-ский В. С, О панлогизме у С, М., 1914; Л у н а ч а р-с к и й А. В., От С. до Маркса, М., 1925; Б ы х о в с к и й Б., Психофизическая проблема в учении С, «Тр. Белорусского гос. ун-та», 1927, 14—15; Деборин А. М., Спинозизм и марксизм, «Летописи марксизма», 1927д кн. 3; его же, Мировоззрение С, в кн.: Очерки по истории материализма 17—18 в., М.— Л., 1930; его ж е, Б. Спиноза, там же; Асмус В. Ф., Диалектика необходимости и свободы в эти­ке С, «ПЗМ», 1927, № 2—3; Брушли некий В. К., Спинозовская субстанция и конечные вещи, там же; Б ы х о в-с к и й Б. Э., Был ли С. материалистом, Минск, 1928; Маньковский Л. А., С. и материализм, М.— Л., 1930; Л у и п о л И. К., Филос. система С, в кн.: Историко-философ. этюды, М.— Л.. 1935; М и л ь н е р Я. А., Б. Спи­ноза, М., 1940; Беленький М. С, Спиноза, М., 1964; Соколов В. В., Философия С. и современность, М., 1964; Коников И. А., Философско-этические воззрения С, в сб.: Проблемы этики, М.. 1964; Avenarius R., Ober die beiden ersten Phasen des Spinozischen Pantheismus und das Verhaltnis der zweiten zur dritten Phase, Lpz., 1868; Joel M., Spinoza's theologisch-politischer Traktat auf seine Quellea gepriift, Breslau, 1870; его же, Zur Genesis der Lehre Spi­noza's mit besonderer Beriicksichtigung des kurzen Tractats «Von Gott, dem Menschen und dessen Gliickseligkeit», Breslau, 1871; Freudenthal J., Spinoza und die Scholastik, в кн.: Philosophische Aufsatze. E. Zeller zu seinem funfzigjahrigen .Doctor Jubilaum gewidmet, Lpz., 1887; G r u n w a ! d M., Spinoza in Deutschland, В., 1897; Die Lebensgeschichte Spi-nozas. In Quellenschriften, Urkunden und nichtamtlichen Nach-richten, hrsg. von J. Freudenthal, Lpz., 1899; CouchoudP. L., Benoit de Spinoza, P., 1902; Meinsma К. О., Spinoza und sein Kreis, В., 1909; Lebensbeschreibungen und Gesprache, ubertragen und hrsg. von K. Gebhardt, Lpz., 1914; Came-rer TL, Die Lehre Spinoza's, 2 Aufl., Stuttg., 1914; Del-bos V., Le Spinozisme, P., 1916; Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen F. H. Jacobi und M. Mendelsohn, hrsg. von H. Scholz, В., 1916; Chronicon Spinozanum, t. 1—5, Hague comitis, 1921—27; Spinoza. 1897—1922, hrsg. von W. Meijer, Hdlb.—Amst., 1922 (Bibliotheca Spinozana, t. 1); С h m a ] L., De Spinoza a Bracia Polscy, Кг., 1924; Roth L., Spinoza, Descartes and Maimonides, Oxl., 1924; его же, Spinoza, L., 1954; Freudenthal J., Gebhardt C, Spinoza Lcben und Lehre, Tl 1—2, Hdlb., 1927; Gebhardt C, Spinoza. Vier Reden, Hdlb., 1927; его же, Spinoza, Lpz., 1932; Spinoza - Literatur...-Verzeichnis, W., 1927; Vaz D i a s A. M., Spinoza, Mercator et Autodidactus, 's-Gr., 1932; Dunin-Borkowski S., Spinoza nach dreihundert Jahren, B.— Bonn, 1932; его же, Spinoza, Bd 2, Mimster, 1933; R i v a n d A., Documents inedits sur la vie de Spinoza, «Revue de metaphysique et de morale», 1934, annee 41, №2; Frances M., Spinoza dans les pays neerlandais de la se-conde moitie" du 17 siecle, P., 1937; Kayser R., Spinoza. Portrait of a spiritual hero, N.Y., [1946]; Serouya H., Spinoza. Sa vie, sa philosophic, P., 1947; W о 1 f s о n H. A., The philosophv of Spinoza. Unfolding the latent processes of his reasoning, 2 ed., v. 1—2, Camb. (Mass.), 1948; Saw R. L., The vindication of metaphysics. A study in the philosophy of Spinoza, L., 1951; Brunschvieg L., Spinoza et ses con-


СПИР — СПИРИТИЗМ


115


 


temporains, P., 1951; Verni ere P., Spinoza et la pensee Irancaise avant la revolution, pt. 1—2, P., 1954; Hamp­shire S., Spinoza, L.,41954]; Hal let H. F., B. de Spinoza, L., 1957; Kolakowski L., Jednostka i nies-konczonosc. Wolnosd i antynomie wolnosci w filozofii Spinozy, Warsz., 1958; leier L. S., Spinoza and the rise of liberalism, Boston, [1958]; R e v a h I. S., Spinoza et le dr. Juan de Prado, P.—La Haye, 1959; Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632—1932, hrsg. von S. Hessiiip, 2 Aufl., Haag, 1962; Alain E. A. C, Spinoza, P., 1965; Zac S., Spinoza et Pinterpretation de l'ecrlture, P., 1965.

В. Соколов. Москва.

СПИР, Ш п и р (Spir), Африкан Александрович (15 нояб. 1837 —13 марта 1890) — рус.-нем. философ-кантианец, испытавший влияние Декарта, Спинозы, Гербарта и построивший трансцендентально-метафи-зич. систему; ясность рассуждений С. высоко ценил Л. Толстой. Род. С. в Херсонской губ. в семье врача — обрусевшего немца. В 17 лет участвовал в обороне Се­вастополя. В 1859, поселившись в деревне, освободил крестьян, снабдив их землей и уплатив за них денеж­ные повинности. В 1862 отправился путешествовать за границу, слушал лекции в Гейдельберге. С 1867 по­селяется в Германии, а с 1878 — в Швейцарии.

В гл. соч. «Мысль и действительность» («Denken und Wirklichkeit», Bd 1—2, Lpz., 1873) С. выдвигает в качестве истинного фил ос. метода сформулированное Декартом требование: выявить непосредств. данные сознания и делать из них только те выводы, к-рые вытекают с соверш. очевидностью, а в качестве истин­но филос. основоположения — доказательство Де­картом дуализма мыслящего и протяженного начал (несводимость разнородных субстанций). Однако, в отличие от Декарта, С. считает непосредственно дан­ным не только внутренний опыт, но и само разли­чение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Внешний мир, по С., дан так же непосредственно, как и вну­тренний .

С. исходит из основ кантовского критицизма, из утверждения трансцендентального, априорного харак­тера нашего познания. Однако в обосновании априор­ности С. вступает в полемику с Кантом и выдвигает аргумент несоответственности опыта законам мыш­ления (в частности, логич. закону тождества). Ап­риорность законов сознания С. стремится обосновать не только через логическую, но и этич. сферу: соз­нание должного, невыводимое пз сущего, имеет также моральный аспект. Через сферу логического и эти­ческого раскрывается абс. бытие (к-рое С. понимает в духе Элейской школы как абсолютно простую, пребы­вающую, вечную неизменную, единств, и соверш. субстанцию). По С, существует три сферы бытия: ноуменальный мир («вещей в себе»), феноменальный мир — сфера эмпирпч. реальности (к-рая лежит вне пространства, но подчинена закону времени)—и сфе­ра субъективных пред став ленпй. Причем первые два мира абсолютно разъединены и не связаны каузально: ноуменальный мир, понимаемый С. в духе платонизма как мир абс, нормального бытия, не может быть, со­гласно С, причиной мира эмпирического (как иска­женного, несоверш., становящегося) — он выступает лишь как идеал, норма, а не основание бытия. Одна­ко С, стремящийся избежать пантеизма абсолют­ным разведением двух миров, с одной стороны, в ходе абстрактно-спекулятивного рассуждения остав­ляет необъяснимой связь (и, след., императивный ха­рактер связи) между ними, а с другой — как раз вно­сит в свою систему пантеистич. дух вместе с поня­тием бога, к-рый выступает у С. в качестве безличной субстанции.

С. принадлежит развитие формулировки логич. за­кона противоречия: утверждение и отрицание одно­го и того же не могут быть верны в одно и то же время и, наоборот, два различных утверждения не могут быть верны в одно и то же время в одном и том же от­ношении.


Соч.: Gesammelte Schriftcn, Bd 1—4. Lpz., 1883-85; в рус. пер.— Очерки критич. философии, М., 1901.

Лит.: 3 е н ь к о в с к и й В. В., История рус. фило­софии, т. 2, М., 1956, с. 311 — 13; Segoiid J., L'idealisme des valeurs et la doctrine de Spir, «Rev. Philos.», 1912, v. 74, N» 8, p. 113—39; P о ggi A., Luci ed ombre nella morale di A. Spir, «Rivista Filos.», 1937, p. 251—60; S с h e n a rdi P. A., A. Spir, «Logos», 1937, Ml; Martinetti P., Ragione e lede. Torino, 1942. p. 345 — 57; Claparede-Spir H., Principes de justice sociale, precedes de un precurseur: A. Spir Gen., 1945. ,

СПИРИТИЗМ (франц. spiritisme, от лат. spiritus — душа, дух) — мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник в сер. 19 в. после того, как в 1848 в доме амер. фермера Фокса стали слышаться «таинственные» шумы и стуки, распознанные его дочерью как некий упорядоченный «код», исходящий от «духа» когда-то убитого в этом доме разносчика. Дочь Фокса была признана «медиу­мом» — лицом, способным вступать в контакт с ду­шами умерших, а сама практика спиритич. сеансов вскоре получила широкое распространение как в США, так и в Зап. Европе. Феноменами спиритич. коммуникации считались явления т. н. «физич. ме­диумизма» — движения и удары различных предметов домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление света, различные голоса, или даже т. н. материализация, т. е. внезапное воз­никновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение.

С. восходит к широко распространенным в древ­ности (Индия, Египет и др.) анимистическим (см. Ани­мизм) верованиям, а также многообразным представ­лениям о существовании сверхъестеств. мира и нема­териальных существ (духов, демонов, ангелов и т. п.) и возможности при известных условиях общения с ними (в т. ч. и с душами умерших людей — ср. доктрину о переселении душ в брахманизме, буддизме и индуизме, а также у древних египтян, у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т. д.). В Библии упоми­нается об Аэндорской волшебнице, вызывавшей духов умерших (1 кн. Царств, 7 —19). Связь с миром духов считалась привилегией немногих специально «посвя­щенных» людей — магов, жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С. сразу же принял характер мас­сового мпстнч. течения, импонирующего — в эпоху расцвета естественнонауч. мышления — своим стрем­лением к «экспериментальному» доказательству су­ществования душ после смерти. К концу 19 в. в Анг­лии было неск. миллионов спиритов, в США — св. 10 млн., организовались об-ва и ассоциации спиритов, издавались многочнел. газеты и журналы (в России наиболее известным был журн. «Ребус», 1881 —1917). «Теоретиками» С. были американец А. Дж. Дейвис (1826 — 1910) и француз А. Кардек (1804—69) («Книга духов», пер. с франц., М., 1861), основавший направ­ление т. н. «кардицизма», гл. догматом к-рого была доктрина перевоплощения. С. вызвал резкую критику со стороны ученых-материалистов и настороженное отношение со стороны христ. церкви, т. к. С. проти­воречил ряду ее догматов. Изучением спиритич. фе­номенов занимались англ. физики У. Крукс и А. Уол­лес, франц. физиолог, исследователь гипнотизма Ш. Ринге, в России А. М. Бутлеров («Статьи по ме­диумизму», СПБ, 1889) и особенно А. Н. Аксаков («Анимизм и С», СПБ, 1902). В 1871 по предложению Д. И. Менделеева при Петерб. ун-те была создана ко­миссия для изучения спиритич. явлений, к-рая приз­нала С. суеверием (см. Д. И. Менделеев, Материалы для суждения о С, СПБ, 1876; а также А. Н. Акса­ков, Памятник науч. предубеждения, СПБ, 1883): Энгельс назвал С. «.. .самым диким из всех суеверий...'» (см. «Диалектика природы», 1969, с. 42).


116                                                                  СПИРИТУАЛИЗМ—СПОЛДИНГ


В наст, время С. продолжает пользоваться нек-рой популярностью на западе (Междунар. центр, ассамб­лея С, осн. в 1936, насчитывает 164 тыс. членов, 269 церквей и 263 школы; Амер. нац. ассоциация спиритич. церквей — 100 тыс. членов; англ. Нац. спиритич. союз имеет 500 отделений, и др.).

Различные объяснения феноменов, наблюдавшихся
на спиритич. сеансах, можно свести к четырем т. зр.,
сформулированным еще Ш. Рлше: 1) все, относящееся
к С, есть результат фокусничества и обмана; 2) су­
ществуют духи, флюидич. существа, вмешивающиеся
в человеческие поступки и способные действовать на
вещество; 3) в природе существует особая, не извест­
ная еще нам сила, действующая независимо от законов
тяготения и приводящая тела в движение; 4) спири­
тич. явления — результат бессознательных, но целе­
сообразных движений медиума (идеомоторных актов),
совершающихся помимо его воли и желания. Сам
Рише придерживался последней гипотезы, к-рую
разделяет и ряд совр. психологов. Ряд спиритич. фе­
номенов изучается в наст, время парапсихологией.
Лит.:
Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки,
М., 1965; Myers F. W. H., Human personality and Us
survival of bodily death, v. 1—2, L., 1920; Pic net Gh.,
Traite de metapsychigue, P., 1Я22; Driesch H., Parapsy-
chologie, 3 Aufl., Z., 1952.               P . Хаиров. Москва.

СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рас­сматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузе­ном, обозначившим так свои взгляды (т. н. эклектпч. С), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирала, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19—20 вв. (спиритуалистич. пози­тивизм Равессона, Лашелъе и Вутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувъе, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко — самые разнообразные филос. учения древ­ности и нового времени, утверждающие, в противо­положность материализму, субстанциальность ду­ховного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит, синоним идеализма. Однако нередко в понятии С, в противоположность интеллек­ту алистич. окрашенности термина «идеализм», ак­центируются иррациональные, немыслит, аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целост­ности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям.

В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин «С», означающий онтоло-гич. характеристику того или иного филос. учения, и «идеализм», означающий его гносеология, характе­ристику. При этом С. противопоставляется материа­лизму, а идеализм — реализму. Если материализм по­стулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же пони­мают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает не­зависимость объекта от познават. процесса и, следо­вательно, от субъекта познания. В соответствии с гаким употреблением терминов допустима, напр., та­кая характеристика, как «спиритуалистич. реализм» 'по отношению к философии Сантаяны), в отличие от шатериалистич. реализма» Селлерса. Такое употреб-тение терминов отличается как от ср.-век. различения ;гх (номинализм и реализм), так и от принятого в марк-


систской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в.

Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм. П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.

СПЙРКИН, Александр Георгиевич (р. 24 дек.1918)— советский философ п психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ нм. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибер­нетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962).

Проблематика науч. исследований: филос. и пси-хологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение со­знания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции.

Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, «Философские записки», 1950, Л1 5 (совм, с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, «ВФ», 1954, N» 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунртма и обществ, науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека,в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксист­ской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материа­лизм, М., 1967 (соавтор): Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибер­нетика, в сб.: Информационные материалы, [Л1] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззре­ние, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марк­сизма, М., 1969; La strategue et la tactique ces corrimunistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Mos­cow, 1967 (соавтор).

СПЙРМЕН (Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 —17 сент. 1945) — англ. психолог, разработав­ший основы факторного анализа. Изучал экспери­ментальную психологию в лаборатории Вундта, работал в Оксфорде под руководством Ф. Гальтона и Мак-Дугалла над применением статистич. методов для целей психологич. обследования детей в англ. школах. С. утверждал, что все способности можно вывести из нек-рой «общей способности» — general ability, определяемой на основе корреляций между результатами отд. испытаний, обнаруживающих «спе­циальные способности» — S (special ability). В даль­нейшем С. ввел также понятие «группового фактора». С. принадлежит ряд работ по восприятию прост­ранства и по истории психологии (см. «Psychology down the ages», v. 1—2, L., 1937).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!