ПО ТУ СТОРОНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ 1 страница



Nbsp; АКАДЕМИЯ НАУК СССР Серия «От молекулы до организма»   П. В. СИМОНОВ, П. М. ЕРШОВ ТЕМПЕРАМЕНТ ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТЬ     ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» Москва 1984     Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. Кпига члена-корреспондента АН СССР, доктора меди­цинских наук П. В. Симонова и кандидата искусствоведе­ния П. М. Ершова посвящена популярному изложению ес­тественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К. С. Ста­ниславского, касающееся воссоздания характеров действую­щих лиц и принципов актерского перевоплощения в инди­видуальность изображаемого персонажа. Книга представ­ляет интерес для самого широкого круга читателей — фи­зиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связей с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориен­тации людей.     Ответственный редактор доктор медицинских наук М. Г. АЙРАПЕТЯНЦ  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Индивидуальность человека, ее естественнонаучные основы, социальная природа и проявления в повседнев­ной жизни представляют интерес, в сущности, для каж­дого, кто так или иначе вовлечен в работу с людьми. Проб­лема индивидуальности живо интересует и руководителя производственного коллектива, и педагога-воспитателя, и врача-психоневролога. Кратко говоря, она интересует нас всех. Что же касается индивидуальности как объекта изучения, как предмета анализа, то в наибольшей мере ею занимается наука о высшей нервной деятельности че­ловека, дифференциальная психология и ... искусство, в особенности художественная литература, драматургия, искусство театра. Последнее обстоятельство и определило творческое содружество авторов этой книги, один из ко­торых является психофизиологом, а второй — деятелем искусства.

Доктор медицинских наук, профессор П. В. Симонов на протяжении последних двух десятилетий систематиче­ски исследует закономерности и механизмы эмоциональ­ных реакций человека и высших животных. К проблеме индивидуальных различий он подходит с позиций сфор­мулированной им потребностно-информационной теории организации поведения. Кандидат искусствоведения, ре­жиссер и театральный педагог П. М. Ершов творчески развивает теоретическое наследие К. С. Станиславского. Таким образом, предлагаемая вниманию читателей книга дважды междисциилинарна — и по характеру своего со­держания, и по обращению к самой широкой читательской аудитории.

Известно, что взаимный интерес и стремление к лич­ным контактам возникло между творцом учения о типах высшей нервной деятельности (темпераментах, характе­рах) И. П. Павловым и создателем «метода физических действий» К. С. Станиславским[1]. К сожалению, смерть И. П. Павлова оборвала намечавшееся в то время содру­жество. Книга П. В. Симонова и П. М. Ершова как бы

продолжает интереснейшую тенденцию, возникшую пол­века тому назад в истории отечественной культуры.

Новизна подхода к проблеме и чрезвычайная сложность самой проблемы неизбежно делают ряд положений книги достаточно дискуссионными. Впрочем, авторы книги и не претендуют на исчерпывающее решение затрагиваемых ими вопросов, они скорее ставят эти вопросы, подлежащие дальнейшей теоретической и экспериментальной разработке. Вот почему хотелось бы, чтобы над книгой П. В. Симонова и П. М. Ершова задумались представители самых различных областей теории и практики, ис­ходя из своих собственных профессиональных интересов.

Доктор медицинских наук

М. Г. Айрапетянц.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мы должны знать, какова человеческая

при­рода вообще и как она модифицируется в

каж­дую исторически данную эпоху.

К. Маркс[2]

 

«Темперамент», «характер», «личность» — в этих по­нятиях исходно содержится сложная внутренняя диалек­тика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая класси­фикация, да и само употребление перечисленных поня­тий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, сто­роны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном об­щении в каждое из них вкладывается достаточно опре­деленный смысл и с их помощью достигается взаимопо­нимание.

Человеку свойственно желание знать самого себя и знать других или конкретного другого. Знать другого, чтобы знать себя, или знать себя, чтобы знать другого? Вероятно, здесь присутствует и первое, и второе. Вечная жажда самопознания подтверждается фактом существо­вания художественной литературы. Именно она и только она, в большей степени, чем другие искусства, дает вам знание души другого. Но в искусстве эти знания выра­жены метафорически, они непереводимы на язык поня­тий и именно потому достигают своей цели, свидетель­ствуя о неповторимом своеобразии каждого человека, образа художественной литературы, о чрезвычайной цен­ности этой неповторимости. В ней жизненная достовер­ность самой жизни — ее движения, ее богатства, ее не­исчерпаемости.

Описательные определения понятий «темперамент», «характер», «личность» можно найти в любом энцикло­педическом или толковом словаре.

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической длительно­сти, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психи­ческих процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую актив­ность индивида, его двигательные проявления и эмоцио­нальность»[3]. Ну, а характер?

Характер — «целостный и устойчивый индивидуаль­ный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состоя­ниях его психической жизни, а также в его манерах, при­вычках, складе ума и свойственном человеку круге эмо­циональной жизни. Характер человека выступает в каче­стве основы его поведения...»[4]. В первый момент ка­жется, что определения темперамента и характера прак­тически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не тем­перамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описании темпера­мента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый... Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользо­ваться терминологией древних греков, подразделяя чело­вечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпа­дение темперамента и характера подсказывает, что в ос­нове этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности.

В темпераменте преимущественно выражается отно­шение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В ре­зультате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невоз­мутимо надел шляпу себе на голову.

Характеры выявляются в действии — активном, целе­устремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о со­циальной ценности данного человека: обладающий отвра­тительным характером холерик может преследовать воз­вышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник ока­зывается отъявленным негодяем.

Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, поскольку личность — «устойчивая система со­циально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности»[5]. Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, ин­тегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его пове­дению необходимую последовательность и устойчивость»[6]. Хотя понятие «личность» занимает самое высокое поло­жение в иерархии терминов, характеризующих индивидуальность, наш словарь для описания личности поразительно беден: крупная, яркая, выдающаяся, бесцветная, мелкая, серая, — дальше подобного рода определений мы не идем. Сколь бы ни были спорны попытки классифи­кации темпераментов и характеров, но они существуют, причем некоторые из них живут па протяжении тысяче­летий. Классификации личностей нет вообще. Нельзя же считать подобной классификацией выражения типа «личность подростка», «личность преступника» и т. д.

Впрочем, классифицировать можно по-разному. Прежде всего, чисто описательно, наблюдая сходные черты в поведении, реакциях, поступках, эмоциях раз­личных представителей человеческого рода. Но истинная классификация начинается только тогда, когда обнару­живается некоторый принцип (ключ, правило, закон), предопределяющий именно такую систематизацию наблюдаемых явлений. Так, периодическая система хими­ческих элементов покоится на открытии периодического закона нарастания атомного веса этих элементов. И вся история попыток классификации индивидуальностей есть, в сущности, история поисков классифицирующего принципа.

Античные авторы полагали, что психический склад человека, индивидуальные особенности его поведения определяются соотношением четырех жидкостных сред организма: крови, желчи, черной желчи и лимфы. Греческие названия этих жидкостей дали имя классифи­цируемым темпераментам. Эмпирическая классифика­ция темпераментов осталась, а версии об ее основе оказалась ложной. Философ И. Кант придавал главен­ствующее значение индивидуальным особенностям крови, а русский физиолог П. Ф. Лесгафт — свойствам крове­носных сосудов. Немецкий психиатр Э. Кречмер и аме­риканский ученый У. Шелдон считали, что психический склад индивидуума определяется его телосложением, его общей телесной конституцией. Не следует думать, что такого рода представления были сплошным заблуждением. Тщательные исследования показывают, что в про­цессе длительной эволюции некоторые черты строения тела высших организмов оказались «сцеплены» с особен­ностями строения и функций нервной системы, которые сказываются на особенностях поведения[7]. Но в данном случае речь идет о связях очень косвенных, отдаленных, лишенных предсказующей силы в отношении сложных форм поведения субъекта. Вот почему поистине револю­ционным моментом в истории изучения естественнонауч­ных основ индивидуальных различий явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы человека и животных. Поскольку высшая нервная (психи­ческая) деятельность, определяющая внешне реализуе­мое поведение, есть функция головного мозга, именно в тонких деталях деятельности мозга следует, по мысли Павлова, искать причину индивидуальных различий психики и поведения.

В подходе Павлова к этой проблеме можно выделить три уровня анализа, разработанных самим Павловым да­леко не в одинаковой мере.

Во-первых, это, если можно так выразиться, микро­уровень, т. е. свойства процессов возбуждения и тормо­жения нервных клеток — их сила, уравновешенность и подвижность. Результаты экспериментов с условными рефлексами и многолетние наблюдения за поведением собак привели Павлова к мысли о том, что типы нервной системы, аналогичные темпераментам античных авторов, являются общими для человека и высших млекопитаю­щих животных. В классификации Павлова холерику со­ответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —  сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов. По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флег­матик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Павлов писал: «Возбудимый тип в его высшем проявлении — это боль­шей частью животные агрессивного характера… Край­ний тормозимый тип — это то, что называется трусливое животное»[8].

Основывая свою классификацию на свойствах возбуж­дения и торможения, Павлов не ограничился этим уров­нем. Он проницательно понимал, что путь от элементар­ных нервных процессов к внешне реализуемому поведе­нию лежит через взаимодействие макроструктур — раз­личных функционально специализированных отделов го­ловного мозга. Считая крайние типы — сильный неурав­новешенный и слабый — основными «поставщиками» нервно-психических заболеваний, прежде всего неврозов, Павлов подчеркивал, что для истерии весьма характерна эмотивность, «а эмотивность есть преобладание ... функ­ций подкорковых центров при ослабленном контроле коры… истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не его корковой деятельностью, а. подкорковой»[9]. Выделив «специально человеческие типы художников и мыслителей» с преобладанием первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальной системы действительности, Павлов видел в основе классификации опять-таки особенности функционирования мозговых макроструктур. У «художников, — писал Павлов, — деятельность больших полушарий, протекая во всей массе, затрагивает всего меньше лобные их доли и сосредоточивается главнейшим образом в остальных отделах; у мыслителей, наоборот,— преимущественно в первых»[10]. Заметим, что сегодня мы, по-видимому, предпочтем рассматривать павловские «спе­циально человеческие» типы как результат функциональ­ной асимметрии больших полушарий головного .мозга, где «художественному типу» будет соответствовать относи­тельное преобладание правого (неречевого) полушария. Открытие специфических функций правого и левого полу­шарий головного мозга явилось подлинным триумфом идеи Павлова о «художественном» и «мыслительном» ти­пах как полюсах, между которыми располагается все многообразие промежуточных форм высшей нервной дея­тельности человека.

Анализ индивидуальных различий на макроуровне взаимодействия мозговых структур подвергся дальнейшей разработке главным образом в трудах советских (В. М. Теплов, В. Д. Небылицын) и английских (Г. Айзенк, Дж. Грей) исследователей. Теплов и Небылицып пришли к обоснованному выводу о том, что сле­дует говорить скорее не о типах, а о свойствах нервной системы, комбинация которых характеризует ту или иную индивидуальность. Особое значение при этом имеют так называемые общие свойства нервной системы, среди ко­торых В. Д. Небылицын выделил активность и эмоцио­нальность. Он полагал, что в основе активности лежат индивидуальные особенности взаимодействия возбуждаю­щей ретикулярной формации мозгового ствола и передних (лобных) отделов повой коры, в то время как эмоцио­нальность определяется индивидуальными особенностями взаимодействия лобных отделов коры с образованиями лимбической системы мозга (структуры, регулирующие сферу мотиваций и эмоций). По мнению Г. Айзенка, индивидуальные особенности взаимодействия восходящей (активирующей) ретикулярной формации с лобной корой определяют вариации силы или слабости нервной системы по Павлову, а также параметр экстра- или иптровертированности (о нем мы подробнее расскажем ниже). К этой системе мозговых образований Дж. Грей добавил гиппокамп и внутреннюю часть так называемой пере­городки.

В подходе Павлова к проблеме индивидуальных раз­личий, помимо микроуровня (особенности процессов воз­буждения и торможения нервных клеток) и макроуровня взаимодействия различных отделов головного мозга, мы находим третий уровень анализа высшей нервной (пси­хической) деятельности — как деятельности мозга в це­лом, обогащенной индивидуально приобретенным опытом, аккумулированным в системе прижизненно возникающих условнорефлекторных связей. Благодаря второй (рече­вой) сигнальной системе субъект присваивает и опыт предшествующих поколений, достижения культурной эво­люции человечества. Именно на этом уровне целостной деятельности мозга Павлов рассматривает темперамент в характер как составляющие индивидуально неповто­римой личности. «Личность человека, — писал И. П. Пав­лов, — определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) — прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек»[11].

Важно попять, что физиологическая организация мозга, индивидуальные особенности его функционирова­ния и содержательная сторона психики, формирующаяся в результате социального воспитания, — не абсолютно са­мостоятельные категории. Выводить содержательную сто­рону психики из наследственных задатков столь же не­лепо, как отрицать роль этих задатков в особенностях усвоения субъектом социального опыта. Прямолинейный детерминизм здесь заранее обречен. Иное дело, если мы перейдем на позиции вероятностного детерминизма, при­знавая, что один и тот же социальный опыт, предлагае­мый окружающей средой, будет усваиваться различно в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Эту диалектику общего и сугубо личного ярко описал академик Д. К. Беляев: «…нет специальных генов, на­пример, гуманизма или альтруизма или генов антисоци­ального поведения. Но есть генетически детерминированные свойства психики, сочетание которых, преломляясь через определенные социальные условия, способствует формированию либо человека с высоким чувством совести, испытывающего отвращение не только к преступной деятельночти, но и к карьеризму и стяжательству, либо же человека, который плохо понимает, что такое совесть, со всеми вытекающими отсюда последствиями»[12].

Противоречие между частным, индивидуально непо­вторимым в личности и тем общим, что делает личность предметом научного анализа, снимается заменой класси­фицирования (группировки) людей определением пара­метров их индивидуальности. Именно на этот путь встали В. М. Теплов и В. Д. Небылицын, перейдя от «типов нервной системы» к изучению «свойств нервной системы». Но параметры не могут быть выбраны произ­вольно, они должны соответствовать наиболее существен­ным компонентам внутренней структуры личности, харак­теризовать и по возможности измерять наиболее суще­ственные ее черты.

Те параметры, о которых в дальнейшем пойдет речь, подсказаны нашим общим потребностно-информационным подходом к высшей нервной (психической) деятель­ности человека. Суть этого подхода, экспериментальные доказательства его правомерности и продуктивности мно­гократно излагались на протяжении последних двух де­сятилетий одним из авторов (П. В. Симоновым). Эти многочисленные публикации делают излишним повторное описание деталей наших теоретических и эксперимен­тальных исследований. Мы можем ограничиться лишь напоминанием тех основных положений, которые легли в основу нашего подхода к проблеме индивидуальных различий.

Прежде чем перейти к изложению этого подхода, под­черкнем, что умение видеть, понимать, знать индивиду­ально неповторимые особенности конкретного человека имеет исключительное значение для целого ряда профес­сий. Отсутствие такого умения в деятельности руководи­теля-администратора, педагога, врача, юриста резко сни­жает продуктивность его профессиональных усилий. Впрочем, можно ли упрекать практиков в том, что еще не открыто, не установлено, не сформулировано самой наукой?

Мы повседневно встречаем специалистов (администра­торов, педагогов, врачей, юристов и т. д.), которые обла­дают умением тонко фиксировать индивидуальные осо­бенности психического склада окружающих людей и с успехом применяют это умение в своей практической деятельности. Мы справедливо называем их талантли­выми, поскольку их работа напоминает искусство. В ра­боте с людьми элементы искусства останутся, по-види­мому, всегда — это определяется самой уникальностью, неповторимостью человеческой личности; и все же с каж­дым новым шагом науки о человеке вероятность дефектов в процессе воспитательной, управленческой, медицинской и т. п. практики будет неуклонно снижаться, а ее эффек­тивность — возрастать. Нужно ли говорить о том, какой это мощный стимул для исследовательской мысли!


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!