Биографические сведения (1906-1975)
- родился в Петербурге в интеллигентной семье, мать имела музыкальное образование. Дарование ребенка было замечено довольно поздно, в 9 лет. Но после начала занятий успехи его были ошеломляющими. Он не только феноменально быстро достиг вершин в игре на фортепиано, но в 12 лет проявил себя и как композитор.
- В 13 лет поступает в Петроградскую консерваторию. В городе была сложная обстановка после революции 1917 года, не было продовольствия, начался голод, не было и топлива. Упорная учеба в сложных условиях привела к заболеванию туберкулезом, который пришлось долго лечить. Но не смотря ни на что, Шостакович закончил консерваторию в 17 лето по классу фортепиано, а в 19 – по композиции. Дипломной работой молодого музыканта была Первая симфония, которая сразу же принесла 19-летнему юноше широкую известность.
-«После консерватории передо мной встала проблема: кем быть – пианистом или композитором? Побороло второе». Тем не менее, некоторое время выступал как пианист, в 1927 году получил почетный диплом на международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.
- Вскоре появляются и новые произведения композитора – Вторая и Третья симфонии, балеты «Золотой век» и «Болт», опера «Нос», фортепианные сочинения. К этому же времени относятся и первые опыты композитора в области киномузыки. Шостакович сочинил музыку к первым звуковым фильмам 1930ых: «Одна», «Золотые горы», «Встречный» и др.
|
|
- В 26 лет женился на Нине Варзар (астрофизик). Сын Шостаковичей Максим стал дирижером и композитором, дочь Галина – биологом.
- Жене была посвящена опера «Катерина Измайлова» на сюжет произведения Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (28 лет). «Катерина Измайлова» стала любимым произведением композитора, поэтому, когда в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки», а вскоре еще одна – «Балетная фальшь» о балете «Светлый ручей», для молодого композитора это стало ударом. Именно после этого Шостакович отказался от жанров, связанных со словом. С этого времени главное место в его творчестве заняли симфонии, в которых композитор выразил свое понимание мира и судеб родной страны.
- Появляются Четвертая симфония, Пятая и Шестая, Фортепианный квинтет. В 1937 г. (31 год) Шостакович был приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки.
- С первых дней ВОВ композитор начал работу над Седьмой симфонией, посвященной блокадному Ленинграду. Заканчивал произведение Шостакович уже в Куйбышеве, куда был эвакуирован с семьёй. Кроме того, в военные годы написана и Восьмая симфония, посвященная Е.Мравинскому.
- В послевоенные годы Шостакович перебирается в Москву. Он занимается творчеством, педагогикой, пишет музыку к кинофильмам. В 1948 году появляется постановление «Об опере «Велика дружба» Мурадели», которое на самом деле было направлено против Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачятуряна и других виднейших композиторов. Шостаковича обвинили в формализме, отрыве от действительности. Из консерватории уволили, считая, что нельзя доверять формалисту воспитание молодежи. Произведения практически не исполнялись.
|
|
- Несмотря на трудности, композитор продолжает работу. Появляются оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет», музыка к кинофильмам, Первый концерт для скрипки с оркестром, Десятая симфония, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», грандиозный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги»
- с началом «оттепели» Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Появляются программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, вслед за ними вокальные, с социально значимыми текстами, Тринадцатая и Четырнадцатая, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и многое другое. Грандиозный симфонический цикл завершает вновь бестекстовая, непрограммная Пятнадцатая симфония
|
|
- 60ык годы проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Все чаще приходится подолгу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять. За несколько месяцев до смерти композитор приезжает в Дом творчества композиторов в Репино под Ленинградом. Он с трудом передвигается, с трудом записывает музыку, но продолжает сочинять. Почти до последнего момента он творил – рукопись Сонаты для альта и фортепиано он корректировал в больнице.
- Несмотря на желание композитора быть погребенным на родине, в Ленинграде, его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Темы и образы
Расширение круга образов – одно из важнейших открытий.
- обращался к образам и темам социального значения, отображал важнейшие стороны современной действительности. Например, 7 и 8 симфонии созданы в годы ВОВ, историческим событиям посвящены 11 симфония «1905 год» и 12 – об Октябрьской революции 1917 года.
- юмор, богатый множеством оттенков: от мимолетной усмешки до острой сатиры и гротеска
- не чужда композитору и лирика, но не страстная и импульсивная, как это было у романтиков, а сдержанная и утонченная
|
|
Наследие
Многожанрово, разнообразно: оперы «Нос», «Катерина Измайлова», балеты, хоровые произведения, вокально-инструментальные поэмы, камерно-вокальное, фортепианно творчество, киномузыка, концерты и камерно-инструментальные сочинения. Центральный жанр – симфонии (15)
Музыкальный язык
- завершитель целой эпохи в мировой музыке. В его языке сохраняют свое значение интонация, лад, тональность, метр, устоявшиеся музыкальные формы. Но при этом Шостакович «балансирует на грани возможного»
- мелодии вбирают интонации современной музыки
- во многом преобразовал традиционные ладовые системы, создал индивидуально-авторские
- выдающийся мастер полифонии, применял разнообразные полифонические формы и приемы развития
- огромное значение в произведениях Ш. имеет драматургия оркестровых тембров. Шостакович оркестровал произведения Мусоргского: оперы «Борис Годунов», «Хованщина», вокальный цикл «Песни и пляски смерти»
Тема 6. Д.Д.Шостакович.
Симфония №7 «Ленинградская»
Симфонии(15) – центральный жанр творчества Шостаковича. Именно здесь находят воплощение главные идеи его творчества: жизнь человечества в XX веке со всеми его сложностями, противоречиями, войнами и социальными конфликтами.
Под влиянием симфонии и другие жанры насыщаются непрерывным напряженным развитием.
Среди симфоний Шостаковича есть и программные, и симфонии с участием хора, солистов.
Седьмая симфония (1941)
История создания
Создана в первые месяцы войны. Работа начата в Ленинграде, закончена в Куйбышеве. Симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, исполнена в Нью-Йорке и других крупнейших городах.
Содержание.
Специфически программное сочинение, посвящена блокадному Ленинграду. Первоначально Шостакович хотел озаглавить все части («Война», «Воспоминание», «Родные просторы», «Победа») и даже ввести словесный текст в первую часть, но затем отказался от этого намерения. Музыка и без пояснений вызывает яркие образы. Идея борьбы раскрывается во всех 4 частях. Мы подробно рассмотрим первую.
I часть. Allegretto C-dur
| экспозиция картина мирной жизни | разработка | реприза преображенный борьбой мир
| кода | |||
«эпизод нашествия» | разработочный эпизод | ||||||
тема | ГП C-dur | ПП (2.15) G-dur | тема и 11 вариаций Es-dur | вторжение темы сопротивления | ГП c-moll | ПП fis-moll | возвр. тем |
образ | героико-эпическая | лирическая, песенная | наступление античеловеческих сил, бездушный автоматизм | эпизод битвы | могучий протест против зла | «тихая скорбь», плач |
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 408; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!