Е. Глебов. «Тиль Уленшпигель»
по роману Шарля де Костера
1 ред. – либретто А.Дадишкилиани,1974
2 ред. – либретто В.Елизарьева, 1976
Сюжет: в основе либретто историко-эпический роман о Тиле Уленшпигеле – национальном нидерландском герое, рассказ о жизни и борьбе нидерландского народа за национальную независимость во времена правления жестокого испанского короля Филиппа II (XVI век). Главный герой – обобщенный образ борца за свободу своего народа, говорун, весельчак и мудрец. Он гибнет, но память о нем жива в сердцах простых людей.
Идея балета: преодоление, борьба за свободу, осуждение зла
Основные герои обобщены до значения символов. Положительные: Тиль Улешпигель (бесстрашный дух Фландрии), нежная Неле – невеста Тиля (сердце Фландрии). Отрицательные – король Филипп (коронованный паук Фландрии), образы символы Гордыня, Скупость, Гнев, Лень.
Драматургия: основана на противопоставлении двух миров – света, добра (Тиль и Неле) и мрака, жестокости (Филипп).
Пролог
«Рождение Тиля» - на лейтмотиве Тиля – яркий фанфарный оборот у трубы
«Рождение Филиппа» - на фоне прилушенного звона аккорды в низком регистре в сочетании с мрачной, неповоротливой мелодией
1 действие
«Фландрия» - показ образа нидерландского народа, атмосфера радости и веселья
«Танец Тиля» - портрет главного героя, мелоди основана на народной песне, интонационно близка основной теме Тиля
«Адажио Тиля и Неле» - характеристика невесты Тиля – Неле, а также показ образа Тиля с новой стороны – трепетно любящего юноши
|
|
Тема 8. Кантата и оратория
В творчестве белорусских композиторов.
Кантата (ит. «петь») – крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Этот жанр сформировался в 1-ой половине XVII века, большое распространение получил и в светской, и в религиозной музыке эп. Барокко. К XIX веку кантата постепенно отходит на второй план, но в XX веке интерес к ней возрождается. К. привлекает своей способностью донести до широкого слушателя большие, общественно значимые темы.
А.В.Богатырев. Кантата «Белорусским партизанам» для солиста, смешанного хора и симфонического оркестра (1942)
на стих Я. Купалы «Партизаны, партизаны»
Жанр кантаты занимает одно из центральных мест в творчестве Богатырева, их композитор писал на протяжении всей жизни. Одной из первых стала «Белорусским партизанам», созданная в годы войны в эвакуации. Тогда же она была исполнена в Москве и записана хором и оркестром радио. В 1944 году композитор был удостоен за кантату ордена Ленина.
Содержание: в стихотворном тексте – неугасимое желание отмстить за смерть невинных людей
|
|
Композиция: трехчастная форма со вступлением и кодой. c-moll
Вступление – медленное, оркестровое. Картина тяжелых испытаний и бедствий в начале войны. Построено на диалоге двух тем: 1) суровый клич трубы на фоне мрачных аккордов в нижнем регистре 2) жалобная мелодия гобоя, символ Родины
I часть – хор и оркестр. Черты марша, советской массовой песни, интонации близки народным рекрутским песням.
II часть – экспрессивное соло меццо-сопрано, словно монолог из уст матери.
Реприза – повторяет материал первой части.
Кода - гимн величию человеческого духа, память о котором сохранит время; теряется маршевый характер. Первоначально строился на тексте, который после смерти Сталина перестал быть актуальным, но в новой редакции повторяет текст второй части.
Оратория (лат. «молельня», «говорю») – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, как правило написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. О. занимает промежуточное место между оперой и кантатой, зародилась почти одновременно с ними на рубеже XVI-XVII веков. С оперой схожа наличием сюжета, оперными формами, но не имеет сценического действия. От кантаты отличается бóльшими размерами, большой ролью хора.
|
|
Д.Б.Смольский. Оратория «Моя родина» для чтеца, двух солистов, смешанного хора и симфонического оркестра (1970)
В 9 частях. Слова белорусских поэтов (Р.Барадулин, Н. Гилевич, С.Гроховский, П.Панченко, М.Танк и др.) и народные
Содержание оратории: размышление о судьбе белорусского народа, нации, белорусского языка. Но не смотря на трагические страницы в истории (ВОВ) – светлый взгляд в будущее.
I часть «Мая мова» (сл. Р.Барадулина)
VIII часть «Ой, крушына, крушына» (сл. народные)
Рассказ о трагедиях в годы ВОВ; решена в духе народных протяжных песен.
XI часть « Не толькі ўзяў таму я гэту мову » (сл. М.Танка)
Финал оратории, воплощает образ Родины. Представляет собой рондо. Рефрен в гайдновском духе, полифонически изложенная тема у деревянных духовых. В эпизодах обращается к тематическому материалу других частей.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!