Тема 9. Камерно-инструментальное творчество
Белорусских композиторов
общая характеристика
Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого (камерного) состава исполнителей, которая исполнялась, как правило, в небольших помещениях, салонах, частных домах аристократии и просто в домашнем кругу. Количество используемых в камерном произведении инструментов – от одного до восьми.
Камерная музыка
камерно-инструментальная камерно-вокальная
В середине 18 века в творчестве Й.Гайдна, В.А.Моцарта сформировались классические виды камерно-инструментальных ансамблей = соната, трио, квартет и др. сложились составы ансамблей по инструментам
Во второй половине XIX-XX вв. выдающиеся образцы камерно-инструментальной музыки создали И.Брамс, А.Дворжак, Э.Григ, Б,Сметана, К.Дебюсси, М.Равель, Б.Барток, П.Хиндемит, Д.Шостакович. Первые образцы белорусской камерно-инструментальной музыки появились в 1920-ых гг. Их авторами были Н.Аладов, Н.Чуркин. Среди более поздних произведений выделяются камерные сочинения А.Богатырева, П.Подковырова, Л.Абелиовича, Е.Глебова, Д.Смольского.
Николай Николаевич Чуркин. «Колыбельная» для скрипки и фортепиано (1927)
Является одним из самых репертуарных сочинений белорусской камерно-инструментальной музык. Произведение часто исполняется как в оригинальном звучании, так и в переложении для струнного оркестра Это образец инструментальной лирической миниатюры с нежной и проникновенной музыкой. Строится на темах народного склада, вобрала типичные черты песенного фольклора.
|
|
Петр Петрович Подковыров – заслуженный деятель искусств БССР, известный белорусский композитор, педагог, доцент БГК
Родился в Челябинске, обучался в Свердловском музыкальном техникуме. Вслед за педагогом А.Золотаревым переезжает в Минск, учится в БГК. В годы ВОВ был эвакуирован в Майкоп. После войны возвращается в Минск, ведет педагогическую работу в консерватории.
Внес значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки. Его многочисленные сонаты, струнные квартеты звучат как в учебных заведениях, так и на концертной эстраде
Прелюдии для фортепиано (1943)
Прелюдии цикла объединены общей идеей, темой – образы ВОВ
Цикл состоит из 4х тетрадей:
1 тетрадь (1-6) – события начала войны, размышление о Родине в годы тяжелых испытаний
2 тетрадь (7-12) - воспоминания о мирной жизни
3 тетрадь (13-18) - рассказ о героической борьбе советского народа с фашизмом
4 тетрадь (19-24) – уверенность в победе добра и света
Прелюдия №6 a - moll закрывает первую тетрадь, звучит как лирическое размышление о Родине, светлая мечта. Основная тема в верхнем голосе – мелодия небольшого дыхания, постоянно повторяется один мотив, диапазон которого разрастается. Ритм остается неизменен. Характер взволнованности, скрытой тревоги передает нижний голос, включающий хроматические интонации. Про повторном проведении появляются подголоски – словно включаются голоса оркестра
|
|
Прелюдия №23 F - dur входит в последнюю тетрадь. Потому светла, радостна, приподнята, устремлена в будущее, к светлым дням, хоть первые такты неустойчивы, робки.
Лев Моисеевич Абелиович – заслуженный деятель искусств Беларуси, один из ведущих белорусских композиторов.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!