Виктор Антонович Войтик (1947). «Сюита в старинном стиле»



           

       В. А. Войтик – заслуженный деятель искусств Беларуси, один из самобытных композиторов республики; секретарь правления Союза композиторов; доцент кафедры композиции Белорусской академии музыки.

       Жизненный путь: родился в г. Гродно; учёба в Гродненском музыкальном училище на отделении народных иструментов, в Белорусской государственной консерватории у проф. А. В. Богатырёва; ассистентура-стажировка в Московской государственной консерватории под рук. А. В. Лемана; педагогическая работа в Белорусской академии музыки.

       Разножанровость творческого наследия: детская опера и симфоническая музыка (две симфонии, сюита «Развлечения», Концерт для кларнета и камерного оркестра), камерно-инструментальные сочинения для различных составов (особое значение произведений для цимбал); оратории, кантаты, хоры, романсы и песни. Интеллектуальная направленность музыкальных образов, связь с национальными традициями сквозь призму современного мышления.

       Органическое соединение фольклора и додекафонии, старинного танца и импрессионистической звукописи как характерная черта сочинений композитора. Театральность мышления В. А. Войтика (яркие, образные, эмоциональные музыкальные темы).

 

«Сюита в старинном стиле» для цимбал и камерного оркестра (1972).

В 4-х частях

       Сюита как попытка воплощения в художественной форме диалога двух разных музыкальных времён – эпохи барокко и музыки ХХ века.

       Эпоха барокко:

- модель жанра: 4 части - Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига;

- тембровая реализация – приближение звучания цимбал клавесину;

- тональное единство цикла;

- принципы формообразования – Аллеманда и Куранта написаны в старинной двухчастной форме, Сарабанда и Жига представлены трёхчастной композицией;

- принцип тематического строения – тема-ядро и её развёртывание; полифонические приёмы письма.

       Музыка ХХ века:

- интонационное строение тем (угловатая, насыщенная хроматизмами тема Аллеманды; диссонансные, острые гармонии во втором разделе Сарабанды);

- нарушение жанровой модели в Жиге (форма рондо; приёмы имитационной полифонии заменены на диалогическое фактурное решение: строгая тема и реплики-импровизации).

 


Тема 7. Белорусский музыкальный театр. Опера

Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь создан в 1933 году как Государственный театр оперы и балета Беларуси на базе Белорусской студии оперы и балета. С 1940 года – Большой, с 1964 – академический . Развитие белорусской театральной музыки неразрывно связано с ним на протяжении всего XX века

1920-1940ые годы. История театра начинается в 20-х годах ХХ века на сцене первого Государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Там ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка. В этот период будущие звезды белорусского оперного и балетного искусства получали образование в музыкальных техникумах Минска, Витебска, Гомеля. В 1930 г. начинает работать Государственн ая студи я оперы и балета.
За три года студия подготовила целую плеяду профессиональных артистов и осуществила постановки опер "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова (1931) и "Кармен" Ж.Бизе (1932).

В 1933 году Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой "Кармен" с великой белорусской певицей Ларисой Александровской в заглавной партии. В 30-ые годы основой репертуара становится мировая классика, исполняются оперы русских и зарубежных композиторов. 

 

В этот период создается и национальный репертуар. В 1939 году премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Міхась Падгорны" было ознаменовано открытие собственного здания театра на Троицкой горе, построенного по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Этот период стал очень плодотворным для театра – были поставлены три национальные оперы – "У пушчах Палесся" А.Богатырева, "Міхась Падгорны" (2-я редакция) Е.Тикоцкого и "Кветка шчасця" А.Туренкова. В июне 1940 года эти спектакли с большим успехом прошли в рамках Декады Белорусского искусства в Москве.

Во время ВОВ м артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению, многие создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Театр оперы и балета был эвакуирован в Поволжье России (города Горький и Ковров), где продолжал активную творческую деятельность. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперы "Алеся" Е.Тикоцкого.

 

Черты оперы в этот период:

- обращение к традициям русской песенной оперы

- национальная тематика, современные сюжеты

- фольклорный тематизм

 

Анатолий Васильевич Богатырев(1913-2003)

народный артист БССР, старейший представитель белорусской композиторской школы; почетный член Международной Славянской Академии наук, образования, искусства и культуры; профессор Белорусской академии музыки. Среди его учеников Г.Вагнер, Ю. Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский, С.Кортес, И.Лученок, Ю.Мдивани, В.Войтик, В.Солтан, Л.Захлевный и другие

Жизненный путь: родился в Витебске, учился в Минском музыкальном техникуме и Белорусской государственной консерватории. В годы ВОВ эвакуирован в Свердловск, Москву. После войны вернулся в Минск, расцветает творческая и педагогическая деятельность. Кроме того, в 1948-1962 гг. был ректором БГК

Творчество разножанрово: две оперы, две симфонии, концерты, камерно-инструментальные сочинения, кантаты, оратории и вокальная музыка. Композитор продолжает лучшие традиции русской классической музыки, но соединяет их с интонационными и ритмическими оборотами белорусского фольклора.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 381; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!