IV. Период упадка (XVIII-XIXвв.)



В связи с окончательным присоединением Беларуси к Российской империи возрастает русское влияние на белорусскую церковную музыку. Происходит зарождение новых церковных напевов, которые носят отпечаток чуждого сентиментального стиля. Этот период характерен также и распадом, уничтожением униатской церкви на территории Беларуси в начале XIX века.

 

V. Белорусское Возрождение (с 1880г.)

Пробуждение белорусской национальной и культурной жизни во второй половине XIX века имело сначала слабый отзвук в церковной музыке. Возглавил национальное возрождение в сцере церковной музыки Микола Равенский (1896-1953).

Родился в д. Капланцы Минской области. Учился в Московской консерватории, работал дирижером в Белорусском драматическом театре им. Я.Купалы. Был педагогом в Минском музыкальном техникуме, профессором Белорусской консерватории, руководителем хора. Активно работал над собранием народных песен. В своем творчестве Равенский стремился приспособить простые народные мелодии к литургическим текстам. Обширное литургическое муз. наследие.

Кроме М.Равенского, в этом направлении работают Микола Курилович (1897-1969), Антон Михайлович Волынчик (1896-1985), Николай Бутома (1905-1983).

 

Список музыки:

1. Знаменный распев «Царю небесный»

2. «Песнопения про Ефросинью Полоцкую» №2

3. «Супрасльский ирмологион» №14

4. Кант «Нова радасць стала»

5. Кант «Скінія залатая»

6. Мікола Равенскі «Магутны Божа»


Тема 3. Светская музыка Белар уси до XX в.

I. Средневековье (X-XIII в в.)

Светская музыка сложилась как искусство, объединяющее в себе профессиональное, любительское музицирование и фольклор. В Беларуси она проявилась в виде творчества княжьих певцов-исполнителей и сочинителей песен. Наиболее ярким отражением светской музыкальной культуры этой эпохи стало искусство скоморохов или скоморошество.

Скоморох – странствующий актер, соединяющий в одном лице певца, музыканта, актера, акробата, дрессировщика.

На территорию Беларуси скоморошество пришло из России, получило большую популярность. Уже позже, в XVII веке в Сморгони существовала даже специальная школа скоморохов и дрессировщиков медведей, основанная князьями Радзивиллами.

Музыка, которая звучала на представлениях скоморохов, была самой разной – шуточные песни, импровизации, частушки и т.п. Ее роль довольно значительна: - создание праздничной атмосферы

- отражение характеров и поступков персонажей

- объединение разных номеров в один цельный спектакль

II. Ренессанс ((XIV-1ая пол.XVIвв.).

Светская музыка периода Ренессанса получает широкое развитие и распространение. Это связано с оживлением жизни в крупных городах, организацией придворных капелл по европейскому образцу. Двор великого князя и столичная жизни становятся примером для других княжеств, поднимая культурный уровень в Полоцком, Витебском, Менском княжествах.

Большую популярность получает органная и особенно лютневая музыка. Сочинения для лютни являются обработками народных танцев, как западно-европейских (куранта, сарабанда), так и славянских. Наибольший вклад в лютневую музыку внесли Войцех Длугарай и Кшиштов Клябан – композиторы из Гродно.

III. Барокко (2ая пол.XVI-нач.XVIII)

Одним из памятников музыкальной культуры этой эпохи является «Полоцкая тетрадь»

«Полоцкая тетрадь» (или «Ягелонская рукопись») обнаружена в начале 1960ых годов в Краковской библиотеке при участии бел. ученого доктора филологии А.Мальдиса. Он был обработан польским исследователем Ежи Голосом и вышел отдельным сборником в 1970 г. По мнению иссл., создан на Брестчине на рубеже XVI-XVII веков. Все номера (кроме одного) анонимны. Включает различные вокальные и инструментальные жанры.

Кроме того, получает интенсивное развитие театральное искусство. Развивается оно и в народном творчестве (батлейка), и в учебных заведениях (школах).

IV. Классицизм (2ая пол.XVIII)

Развитие музыкальной культуры происходит в основном в городской среде. По-прежнему главенствуют театральные жанры. Продолжает развитие школьный театр.

Школьный театр – вид драматического театра, постановки в котором осуществлялись силами учеников, а авторами текстов и музыки были педагоги. Постановки осуществлялись в конце года и на праздники. Они носили воспитательный характер, решили моральные проблемы, призывали учиться, возвышали науки, осуждали пороки, предательство и коварство, высмеивали невежество. Функция музыки в таких театрах – вспомогательная. Номера могли быть сольными, хоровыми, в жанре канта, инструментальные. Неотъемлемая часть спектакля – балет.

Школьная опера – строится на принципах, идеях и персонажах школьных театров, но музыка играет большую роль в воплощении смысла произведения.

комическая опера Рафаэла Вардоцкого «Аполлон-законодатель, или Реформированный Парнас»

либр. М.Тетерского.

Впервые опера была поставлена в одной из гимнаизй доминиканского коллегиума в 1789г.

- основная идея оперы – борьба и победа бога музыки Аполлона и его помощников с необразованностью и невежеством Сильвана, Бахуса, Плутуса и др.

- положительные герои характеризуются музыкой светлых, лирических, торжественых тонов. Антигерои пародируются, высмеиваются в сатирической форме

- инструментальное сопровождение играет роль не только аккомпанемента, но и роль самостоятельных эпизодов

- значительна роль хоров – выступают между актами, разделяют оперу на части

По образцу западноевропейских театров в Беларуси создавались частные музыкальные театры, частные капеллы и оркестры. Исполнители (и актеры, и музыканты) отличались высоким мастерством. Наиболее известны Несвижский театр Радзивиллов, Слонимская капелла Огинских, Гродненская капелла Тызенгауза.

На высокий уровень выходит любительское музицирование. Представляют его Михаил Казимир Огиньский (1728-1800) и Мацей Радзивилл(1751-1821).

V. Романтизм (XIXв.)

Эпоха подъема народных масс за национально-демократическое определение Беларуси. На первый план выступают идеалы народности. Музыкальная жизнь оживляется%

- открытие оркестра в Минске под управлением В.Стефановича, оркестров в Витебске и Бресте

- организация первых частных пансионов гимназий, где преподавалась музыка

- активная концертная деятельность известных артистов.

Ряд музыкантов-профессионалов высокого уровня.

Наполеон Орда (1811-1887) – художник, музыкант-теоретик, автор «Грамматики музыки», композитор – более 20 полонезов, множество мазурок, песен, полек, серенад. Один из самых активных участников восстания

Станислав Монюшко (1890 – 1872) – крупный музыкант и общественный деятель, автор 15 опер, более 400 романсов и песен, создатель национальной классической оперы «Галька». Я

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся мастер скрипичного искусства, композитор. Более 100 сочинений для скрипки.

Михаил Клеофас Огиньский (1765-1833) – политический деятель, композитор, стоявший у истоков польского и белорусского романтизма. Творческое наследие невелико: марши и боевые песни, одна опера, 17 вокальных сочинений. Наиболее обширная группа сочинений – танцы для фортепиано: полонезы, менуэты, вальсы.

 

Белорусская музыкальная культура до XX века долгое время не изучалась, не была известна. В книгах советского периода рассказ о белорусской музыке начинался только с 1917г. Благодаря исследователям, обнаружились архивы и библиотеки неизвестных до этого сочинений ранних периодов. Оказалось, что бел. музыка развивалась на протяжении многих веков.

 

 

Список музыки:

1. Войцех Длугарай «Танец Баторыя»

2. Полоцкая тетрадь. Куранта

3. Полоцкая тетрадь. Танец

4. Рафаэл Вардоцкий «Аполлон-законодатель». Хор «Разам да зброі»

5. Рафаэл Вардоцкий «Аполлон-законодатель». Ария Мориона «Навошта верш украдзены»

6. Михаил Казимир Огиньский. Вокальный цикл «К Касе» Пра неамбітнае сэрца

7. Мацей Радзивилл. Дивертисмент для камерного оркестра

8. Наполеон Орда. Полонез «Северная звезда»

9. Станислав Монюшко. Романс «Золотая рыбка»

10. Михаил Ельский. «Танец Смерти» для скрипки и ф-но

11. Михаил Клеофас Огиньский. Полонез a-moll «Прощание с Родиной» в. исп. ВИА «Песняры»


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1007; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!