III. Белорусское барокко (2ая пол. XVI - XVII в.).



Тема 1: Белорусский музыкальный фольклор.

ф

ольклор (англ. folklore — «народная мудрость») – отражение жизни и быта народа  в его творчестве, передаваемом из поколения в поколение.

 

Виды фольклора

- литературный, поэтический (сказки, загадки)

- декоративно-прикладной (орнамент, костюмы)

- танцевальный

- театральный (обряды)

- музыкальный

     
 


песенный           инструментальный

 

Специфические черты фольклора:

- коллективность

- устность

- синкретизм (единство со словом, жестом) – связь с другими видами искусства и бытом.

- анонимность

I. Вокальная народная музыка

Исторически сложившиеся пласты народной музыки:

1. Древнейший или раннетрадиционная классика (календарно-земледельческий, семейно-обрядовый циклы; хороводные, плясовые, трудовые песни)

2. Позднетрадиционный (бурлацкие, казацкие, любовно-лирические, шуточные песни)

3. Песни борьбы XIX- XX вв.????

 

Календарно-земледельческий цикл.

- зимний цикл.

Основной праздник – Каляды. Происходит от слова «календа» - название первого дня каждого месяца в Др. Риме.

- весенний цикл.

Масленница(7 недель до Пасхи), закликание весны(с 25 марта ст.ст.), Великдень, Юрья(23 апреля) , Троица(7 недель после Пасхи).

- летний и осенний циклы.

Купалье, Зажинки, Дожинки.

 

Семейно-обрядовый цикл.

- крестинные, родинные

- свадебные

- причеты

Необрядовые песни:

Разнообразие тематики: лирические, колыбельные, застольные, детские, шуточные, танцевальные, игровые, рекрутские, солдатские и т.д.

Характерные черты БНП:

- небольшой диапазон мелодии, вариантность мелодических оборотов

- диатоника, диатонические лады

- разнообразие метрических размеров

- преобладают умеренные темпы

- формы следуют за поэтическим текстом

- как одноголосное, так и многоголосное пение

II. Инструментальная музыка

Группы инструментов:

- самозвучащие: дрымба, шаркуны, бразготка (прогремушка)

- духовые: окарина(свустулька), дуда, дудка, жалейка

- струнные: цимбалы, варган

Преобладают песенные и моторные наигрыши

Список музыки:

«Го-го-го каза», «Жавароначкі, прыляціце», «Купалінка», «Ой рана на Йвана», «Чаму ж мне не пець», «Ой, рэчанька»; «Лявоніха», «Бульба-полька», «Мікіта»


Тема 2. Церковная музыка Беларуси до XX в.

 

I. Средневековье ( X-XIII в.)

Проникновение в Беларусь двух культурных традиций – греческого и латинского церковных обрядов (православия и католицизма). Музыка этих традиций была не только хорошо освоена, но и изменена под влиянием национальной белорусской музыки. Результатом соединения византийской традиции стал знаменный распев. Для него характерны:

- запись музыкальных звуков с помощью определенных символов – «знамен», крючков

- исполнение в унисон и без музыкального сопровождения

- небольшой состав певчих, низкие мужские голоса

- мелодическая линия широкая, распевы внутри слогов текста, свобода мелодии, нет хроматизмов

- свободный ритм

-анонимность авторов

Яркий пример знаменного распева – «Песнопения про Ефросинью Полоцкую»

«Песнопения про Ефросинью Полоцкую» - сборник хоровых и сольных песнопений, посвященных первой белорусской просветительнице. Время написания – XII-XIIIвв. Литературная основа – текст «Житие Ефросиньи Полоцкой» на старославянском языке.

II. Период ВКЛ ( XIV -1ая пол. XVI в.). Ренессанс

Эпоха Ренессанса имела особое значение для развития профессиональной музыкальной культуры Беларуси. Это эпоха формирования новых форм, жанров и стилей в музыке. Белорусские города становятся притягательны как для приезжих музыкантов, так и для славянских профессионалов. На белорусской земле работают Цыпрыян Базылик, Вацлав из Шамотул (Брест), Кшиштов Клябан, Войцех Длугарай (Гродно), венецианский лютнист-виртуоз Диамед Като, лютнист из Венгрии Валентин Бакфарг.

Главным центром, вокруг которого разворачивалось музыкальное искусство, был храм. Именно духовная музыка стала центральным жанром в творчестве композиторов.

Православная музыка: переплетение белорусской, византийской традиции с музыкой западного обряда. В результате этого произошли изменения: - появление разных вариантов мелодий к одному тексту

- расширение диапазона мелодии

- больше внимания уделяется музыкальному воплощению образов

Образец православной музыки эпохи Ренессанса – «Супрасльский ирмологион»

Название сборника происходит от «ирмос» - связка, собираю». Он был создан в польском местечке Супрасль монахом Богданом Анисимовичем. Это собрание церковных гимнов, содержащее весь цикл белорусской литургической музыки – вечерние и утренние службы, напевы для церковных праздников. Супрасльские распевы близки знаменному, но записаны уже не крюковой записью, а нотной.

III. Белорусское барокко (2ая пол. XVI - XVII в.).

В период позднего Ренессанса рождается стиль, оставивший знаменный след в развитии культуры и искусства Беларуси – барокко. Первым памятником барокко в Беларуси стал костел Божьего тела в Несвиже.

На смену принципам гармонии Ренессанса пришло искусство бурное, построенное на контрастах, чуткое к реальному миру и тесно связанное с ним. Духовное открытие барокко – показ многосторонней личности человека, вовлеченного в круговорот окружающего мира.

Духовная музыка периода белорусского барокко развивалась в лоне четырех христианских конфессий – православной, католической, протестантской, униатской. В это время получает распространение жанр канта, перекочевавший из религиозной музыки в светскую

Кант (от лат. cantus – пение) – жанр многоголосной песни на религиозный или светский сюжет. Для кантов характерны куплетная форма, трехголосное пение, где два верхних голоса двигаются параллельно, а басовый создает гармоническую опору. Кант на религиозный сюжет называется псалом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!