Опера «В пущах Полесья» (1937-1939)



Либретто Е.Романовича по повести Я. Коласа «Дрыгва».

Одно из первых крупных сочинений композитора. Для отечественного искусства она стала важным звеном на пути создания белорусской национальной оперы. Высокую оценку «В пущах Полесья» получила в 1940 году, когда была представлена на декаде белорусского искусства (Сталинская премия)

Сюжет «Дрыгвы» в либретто упрощен, сконцентрирован на двух пластах:

- героико-драматический – конфликт партизан и оккупантов

- лирико-психологический – сложные взаимоотношения между главными героями

Жанр: народно-героическая драма, основанная на традициях песенной оперы

Список музыки:

1. Хор «Ты прыйдзі, вясна жаданая, прыйдзі» fis-moll – народно-бытовая сцена, которая начинает действие оперы. Песня девушек, полная тоски и жалости, близка к веснянке и символична. Девушки не просто зовут весну и солнце – они мечтают о новой, лучшей жизни.

2. Ариозо Авгиньи «Не пытайце, не прасіце светлых песень у мяне» - знакомит с главной героиней, строится как диалог с хором.

3. Сказка Тараса «Жыў-быў змей-багацей» - номер предугадывает дальнейшее развитие оперы. В словах мудрого и опытного старика звучит народная правда: добро всегда побеждает зло

4. Ария Кузьмича «Люблю я прыволле» - раскрывает образ комиссара партизанского отряда. В основе арии лежит стихотворение Я.Колоса «Весной на поле»

5. Ария Авгиньи «Я хачу аб табе» - открытое признание Авгиньи в любви к Андрею.

 

 

В 1950-1960-ые годы происходит стилевой перелом:

- обращение к современным сюжетам («Колючая роза» Ю.Семеняко)

- получает распространение детская опера («Маринка» Г.Пукста)

 

В период 1970-1990ых годов к оперному жанру обращается ряд композиторов: Д.Смольский, Е.Глебов, К.Тесаков, Г.Вагнер.

- литературные источники разнообразны, сюжеты чаще всего связаны с историей Беларуси в тот или иной ее период

- разнообразие жанров: лирико-драматическая, лирико-психологическая, героико-драматическая, историко-эпическая оперы; теле- и радиооперы

 

«Седая легенда» Д.Б.Смольский (1978)

либретто В.Короткевича по одноименной исторической повести

Впервые поставлена в 1978-м году, затем опера была удостоена Государственной премии в 80-м, и в прошлом году вновь вернулась на театральные подмостки.

События оперы разворачиваются в Могилеве и его окрестностях в начале XVII столетия. Это история о светлой и всепобеждающей силе любви, способной преодолеть раскол, войну и самые страшные войны.

 

Музыка белорусских композиторов для театра.

Музыкальный театр.

Оперетта – театральное представление, сочетающее вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традиции академической музыки

Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

Музыкальная комедия – музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе. Близок оперетте, мюзиклу.

 

Развитие жанра оперетты тесно связано с возникновением и становлением Белорусского государственного театра музыкальной комедии (Белорусский государственный академический музыкальный театр).

Этот театр был открыт в 1970 году. До 2000 года назывался “Государственный театр музыкальной комедии Беларуси”. Свой первый театральный сезон открыл 17 января 1971 года спектаклем “Поет “Жаворонок” белорусского композитора Юрия Семеняко.

Творческая судьба театра складывалась непросто. Первое десятилетие существования коллектив, не имея своего помещения, был вынужден странствовать по разным сценическим площадкам города. В 1981 году театр, наконец, получил собственное здание, в котором 15 октября открыл свой двенадцатый сезон опереттой Иоганна Штрауса "Летучая мышь".

За время существования театра на его сцене было поставлено более ста спектаклей, многие из которых вошли в золотой фонд национальной культуры, стали значительными событиями в культурной жизни страны.

На сцене Музыкального театра получили право первой постановки произведения белорусских авторов: "Павлинка", "Неделя вечной любви", "Степан – великий пан" Юрия Семеняко, "Нестерка" и "Судный час" Григория Суруса, "Денис Давыдов" Андрея Мдивани, "Миллионерша" Евгения Глебова, "Весенняя песня" и "Приключения в замке Алфавит" Виктора Войтика, "Джулия" и "Стакан воды" Владимира Кондрусевича.

В сегодняшнем репертуаре театра более тридцати разножанровых спектаклей. В афише представлены классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия, комическая опера, рок-опера, балет, спектакли для детей, разноплановые концертные программы.

 

Юрий Владимирович Семеняко (1925-1990) – народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии РБ. Его имя присвоено Международному конкурсу юных композиторов, который проводится в республике

Родился в Минске, детство и юность провел в Феодосии, Белостоке. Участвовал в ВОВ, по окончанию войны учился в Белорусской государственной консерватории в классе проф. Богатырева. Активно участвовал в работе Союза Композиторов.

Творчество многожанрово, но в основном обращается к театральной и к камерно-вокальной музыке.

Оперетта «Павлинка» (1973г), либретто А.Бачилы по пьесе Я.Купалы – первый образец классической белорусской оперетты

Композитор и либреттист ставили своей целью раскрыть богатый духовный мир людей труда, их оптимизм, высокие нравственные качества, умение переносить тяжести и невзгоды и верить в лучшее будущее, – и одновременно осмеять "панство", пустоту и чванливость тех, кто противопоставляет себя простым людям, считает себя выше, благородней их. На контрастном сопоставлении образов, ситуаций, характеров строится драматургия произведения. Авторы стремились средствами оперетты как можно глубже передать сущность бессмертной комедии классика белорусской литературы Янки Купалы, любовно сохраняя дух произведения. Социальное начало, которое заложено в пьесе Я. Купалы, углублено авторами оперетты.

Сегодня пьеса «Павлинка» по-прежнему ставится на сцене НАТ им. Я.Купалы, но сопровождается музыкой Е.К.Тикоцкого

Драматургия оперы:

1 действие – экспозиция лирических героев (Павлинка, Яким) и шляхы, столкновение Павлинки с отцом.

Ария Якима «Што я мужык усе тут знаюць» - этим номером открывается оперетта. В его центре – показ образа Якима, его свободолюбивых взглядов.

Ария Павлинки «Вось і сонца заходзіць да рання» - экспозиция, знакомство с образом нежной юной девушки.

2 действие – показ образа пана, развитие и развязка драмы.

Романс пана Быковского «Плывем галэмбе» - написана на псевдопольском языке, как пародия-сатира на мелкопоместную шляхту, показывает сатиричность образа пана, ограниченность его взглядов.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 647; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!