Фортепианный цикл «Фреска №1»(1965)



Фреска (ит. – свежий, сырой) – картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Ясность и лаконичность фресок в живописи повлияла и на музыкально-выразительные средства произведения Абелиовича

Цикл состоит из 9 пьес, каждая имеет свое название:

1. Шаги в ночи

2. Беглец

3. Скорбный час

4. Порыв

5. Тишина

6. Шествие

7. Реквием

8. Скерцо

9. Свершение

«Шаги в ночи» - ночная тишина, атмосфера затаенной тревоги.

«Беглец» - логическое продолжение первой пьесы. Напряжение, накапливавшееся в «Шагах в ночи», выливается в открытую экспрессию, отчаяние.


Тема 10. Камерно-вокальная музыка

Белорусских композиторов

Галина Константиновна Горелова(1951) - родилась в Минске. Окончила Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции проф. Д.Смольского, магистратуру в классе профессора А.Богатырёва, участвовала в мастер-классах профессора Ю.Фортунатова (Москва). Горелова - один из наиболее ярких представителей неоромантизма в белорусской музыке. Развивая традиции классики ХХ в., создала индивидуальный стиль, отмеченный поэтичностью, лирической экспрессией, одухотворённостью музыкальных образов и национальной характерностью интонации.
В наследии композитора преобладают вокальные и инструментальные камерные жанры. В камерно-вокальных сочинениях испытывает особый интерес к вокальному циклу

Вокальный цикл «Хвала беднякам» на слова Д.Ж. Беранже (1983)

Цикл состоит из 7 частей, в которых раскрывается социальная тематика (видно через названия: «Хвала беднякам», «Старый сержант», «Лучший жребий», «Король Ивето», «Я с вами больше не знаком», «Да будет так!», «Мои друзьям, которые стали министрами».

Цельность циклу придает наличие лейттемы – голоса автора, который появляется в 1,2,4 и 7 частях.

Отдельные номера:

1. «Хвала беднякам» - публицистический монолог приподнято-призывного характера.

2. «Старый сержант» - баллада; размышления старого сержанта, укачивающего внука, о чести, доблести.

 

Андрей Васильевич Бондаренко (1955) – родился в Вильнюсе, окончил Гродненское музыкальное училище по классу фортепиано и Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции проф. Д. Смольского. Работал в Гродненском музыкальном училище. С 1996 года – священник Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви.

В творчестве Бондаренко важное место занимают историческая тематика, лирико-философские размышления. Церковная музыка составляет наибольшую часть наследия.


Тема 1. Развитие советской музыкальной культуры

В первой половине XX века

I. 20-ые годы. Государственное музыкальное строительство

1. историческая справка.

- I мировая война

- февральская революция 1917 г.

- октябрьская революция 1917 г.

- гражданская война

- образование СССР в 1922 г.

- политика «военного коммунизма», НЭП

 

2. музыкальная жизнь

Лозунгом нового правительства стало «Искусство народу». Вчерашние рабочие и крестьяне получили доступ к высокому искусству, повалили в концертные залы. Бурно развивается музыкальная жизнь, появляется ряд музыкальных организаций:

- РАПМ (Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов) – композиторы-коммунисты, для которых музыка была средством сплочения масс.

- к ним же примкнул и ПРОКОЛЛ (Производственный Коллектив студентов МГК)  

- АСМ (Ассоциация Современных Музыкантов) – Н.Мясковский, Шапорин, Шабалин, Д.Шостакович, Щербачев, Б.Асафьев, Рословец.

Еще один призыв того времени – «Все исполнение должно быть поставлено на пропаганду партии». Музыканты, не соответствовавшие этому выражению, преследовались ==> волна эмиграции (С.Рахманинов, Гречанинов, В. Стравинский, А.Лурье и др)

 

3. композиторы: еще творят представители старшего поколения: Глазунов, А.Александров, Мясковский, Ипполитов-Иванов, Глиэр. Выходят на арену представители раннего русского музыкального авангарда (А.Масолов, А.Лурье, Н.Рословец, Г.Попов). Творят за границей В.Стравинский, С.Прокофьев. Состоялся дебют Шостаковича.

 

4. жанры: - опера испытывает кризис, но интерес к ней не угасает; получают распространение переделки опер на новый лад («Жизнь за царя» - «Иван Сусанин» Глинки, «Гугеноты» - «Декабристы» Мейербера и т.д.). Но именно в это время создаются «Нос» Шостаковича и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева

- создатели балета находятся в поисках, обновляют танцы, формы. Глиэр «Красный цветок», Шостакович «Болт», «Золотой век».

Музыка: Р.Глиэр. Балет «Красный цветок». Яблочко

С.Прокофьев. Балет «Стальной скок». Молоты

- особую значимость приобретают хоровые и кантатно-ораториальные жанры, так как могут донести значимые темы до широких масс; теперь эти жанры не связаны с церковной традицией, они стали оружием массовой агитации

Музыка: Г.Свиридов. Патетическая оратория. Левый марш

- развиваются симфонические жанры; творчество С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Н.Мясковского

- вместе с образованием советского государства в жизнь людей входит новый жанр – советская массовая песня (далее СМП). Сформировалась на основе: рабочей революционной песни, бытового романса, частушки, маршевой солдатской песни и традиционной русской народной песни. От них СМП взяла мелодическую природу, песенную форму.

Музыка:

С.Я.Покрасс «Красная Армия всех сильней»

А.Давиденко «На десятой версте от столицы»

II. 30-ые годы. Становление советской музыкальной классики

1. историческая справка

Неоднозначно оцениваемое время, время Большого Террора или Ежовщины

 

2. социалистический реализм

Музыкальная и культурная жизнь в целом максимально управляется властью. С одной стороны, складывается единая система организации музыкальной жизни. Но с другой – контролируется и содержание искусства, которое теперь должно соответствовать методу социалистического реализма

 

3. композиторы

Еще работают Глиэр, Мясковский, Щербачев. Творческой зрелости достигают Шостакович, Прокофьев, Кабалевский, Шапорин. Творят Свиридов, Соловьев-Седой, Мурадели, А.Хачятурян

 

4. жанры

В целом музыка этого периода опирается на многонациональный фольклор, стилистику русской музыкальной классики. Характеры оптимизм, обращение к исторической, героико-патриотической тематике. Наибольшие изменения произошли в следующих жанрах:

- СМП переживает расцвет. Одной из причин стало рождение звукового кино, где песня занимала важное место. Музыку к к\ф пишут Д.Шостакович, братья Покрасс, Т.Хренников, Н.Крюков. Но самым популярным в области кино в те годы стал И.Дунаевский

Но СМП развивается и как самостоятельный жанр, причем тематика становится разнообразнее: появляются песни-гимны, маршевые молодежные песни, песни-воспоминания о гражданской войне, оборонные и военные песни, песни о новой (колхозной) деревне, лирические и т.д.

Музыка: И.Дунаевский. Музыка к к\ф «Дети капитана Гранта».

И.Дунаевский. «Песня о Родине»

М. Блантер. «Катюша».

- Рождается жанр песенной оперы, для которой характерны: революционная тематика, использование песни как основы музыкального языка, обилие хоровых песен, массовые финалы, преобладание общего сюжета над судьбами отдельных героев, простые запоминающиеся мелодии. Первыми образцами стали «В бурю» Хренникова, «Семен Котко» Прокофьева, «Кола Брюньон». К концу 30-ых жанр испытывает кризис, который был преодолен.

 

III. 41-45гг. Великая отечественная война

1. музыканты и война

- добровольцы, ушедшие на фронт: А. Томилин, Б.Гольц, К.Макаров-Ракитин, В.Тарнопольский. Героическая смерть Александра Окаемова и Геннадия Лузенина под Кричевом

- музыканты, выступавшие во фронтовых бригадах: Л.Утесов, К.Шульженко, Э.Гилельс, Д.Ойстрах, С.Лемешев и др.

- театральные и концертные коллективы продолжают деятельность в эвакуации на Поволжье, Урале, в Сибири, Средней Азии. Открытие муз. пед. института имени Гнесиных

 

2. жанры

на первый план выдвинулись песня и симфония

- СМП стала актуальной, т.к. не требовала больших ресурсов для сочинения и исполнения. Ее назначение – поднять боевой дух, вселить веру в светлое будущее. Песни могли быть и гневно-боевыми, и проникновенно лирическими

Музыка: А.Александров. «Священная война»

Соловьев-Седой. «Вечер на рейде»

- сложился тип военной симфонии. Седьмая и Восьмая симфонии Шостаковича, Вторая симфония Хачатуряна, Пятая Прокофьева

IV. Послевоенные годы. Кризис советской музыки

на рубеже 40-50ых гг.

1. историческая справка
- восстановление после ВОВ

- разгар «холодной войны»

- опускается «железный занавес»

- новая волна «Большого Террора»

- постановление «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели»

- 1956 г. – картина меняется после разоблачительного доклада Хрущева на XX съезде.

 

2. музыкальная жизнь

- в целом испытывает кризис из-за своей «заорганизованности»

- репертуар радио и телевидения ориентирован на эстраду, на лёгкую музыку, классика звучит все меньше

- вместе с тем развивается исполнительская школа. Пианисты: Г.Нейгауз, В.Софроницкий, М.Юдина, Л.Оборин, Г.Гинзбург, С.Рихтер, Т.Николаева. Скрипачи: И.Безродный, Л.Коган, Д.Ойстрах. Вокалисты: И.Петров, А.Ведерников, Б.Руденко. Дирижеры: К.Замберлинг, Г.Рожденственский, С.Светланов.

 

3. композиторы:

Работают и композиторы старшего поколения, и плеяда молодых: Г.Свиридов, Р.Щедрин, А.Эшпай, А.Петров, Шнитке, Губайдулина, Денисов, Слонимский, Тищенко и другие.

 

4. жанры:

- СМП в послевоенное время обогащается новой тематикой: это песни-воспоминания о ВОВ и песни борьбы за мир.

Музыка: А. Новиков. Гимн демократической молодежи мира

- развивается исполнительство, и потому композиторы чаще обращаются к жанру инструментального концерта: Фортепианный концерт №1 Шостаковича, Фортепианный концерт№2 Прокофьева, Скрипичный концерт А.Хачатуряна

- кантатно-ораториальный жанр «поставлен на поток», появляется большое кол-во славильных кантат и ораторий на злобу дня; отдают дань жанру и мастера: Шостакович пишет ораторию «Песнь о лесах», Прокофьев – ораторию «На страже мира»

Музыка: Прокофьев. Оратория «На страже мира».№5 Урок русского языка

- балет испытывает кризис; тем не менее: постановка прокофьевской «Золушки», написание «Сказа о каменном цветке». Постановка «Спартака» Хачатуряна.

 


Тема 2. Сергей Сергеевич Прокофьев. Характеристика творчества.

Новизна – это то, к чему я всегда стремился. С.Прокофьев

Значение

Прокофьев – крупнейший русский композитор XX века. Его называли «поэтом радости». Окружающий мир он воспринимал как Пушкин, как Глинка – цельным, прекрасным. Маяковский писал о нём: «Воспринимаю сейчас музыку только Прокофьева – вот раздались первые звуки и – ворвалась жизнь»

Темы и образы

В автобиографических воспоминаниях композитор выделил в своем творчестве пять основных линий:

1. Классическая. Искусство Прокофьева глубоко связано с классическими традициями. Это ярко национальный композитор, развивавший принципы Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина. От русских классиков Прокофьев взял интерес к истории страны, тягу к эпическим, богатырским образам и т.д.

В то же время в музыке Прокофьева нашла выражения классическая линия, идущая от его увлечения жизнерадостным искусством Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена.

2. Новаторская. В своих воспоминаниях Прокофьев говорил: «Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы. Я не хочу быть под чьей-то маской. Я всегда хочу быть самим собой»

3. Токкатная. Важнейшими свойствами музыки Прокофьева являются властное волевое начало, динамичность, стремительность. Во многом он добивался этих качеств при помощи ритмики, которую в первый период творчества считал основным элементом музыкального языка.

4. Лирическая. По поводу этой линии Прокофьев говорил: «В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе, и, непоощренная, она развивалась медленно. Зато в дальнейшем я обращал на нее все больше и больше внимания». И мы находим в его произведениях изумительные по красоте лирические страницы

5. Гротескная. Но: «Я проттестую против самого слова «гротеск», которое у нас затаскано до отвращения. В применении к моей музыке я предпочел бы заменить его термином «скерцозность»

 

Жанры

Прокофьев жанрово универсален, оставил наследие практически во всех жанрах: оперы, балеты, концерты, симфонии, сонаты, песни и романсы, кантаты, киномузыка, пьесы для фортепиано, музыка для детей.

Музыкальный язык.

Индивидуальный, самобытный:

 

 - прежде всего русский композитор; это отражено в тематике, жанрах, стилистике, обработках нар. песен

- мелодист; в мелодиях П. соединяются вокальные и инструментальные иинтонации, часто встречается движение по аккордовым звукам, скачки на широкие интервалы, острые диссонансы, четкий ритм

- гармония; смелый гармонический язык, новизна, но тональный композитор

- «новая простота»: соединяет типичное и индивидуальное, сложное и простое. Сложность одного элемента часто компенсируется простотой другого

Музыкальный материал

  1. Музыкальная сказка «Петя и волк»
  2. Балет «Ромео и Джульетта». Танец рыцарей
  3. Опера «Война и мир». Вальс Наташи h-moll
  4. Балет «Стальной скок». Молоты
  5. Оратория «На страже мира». Урок русского языка
  6. Опера «Любовь к трём апельсинам». Марш

 

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 652; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!