Детские годы, учеба, становление – до 27 лет
- родился в имении Сонцовка Екатеринославской губерни (теперь Донецкая область) в семье ученого-агронома
- мать из крепостных Шереметевых, одаренная и образованная, неплохая пианистка; она привила юному Сереже любовь к серьезной музыке и стала первым учителем игры на фортепиано
- кроме музыки, много иных увлечений: по воскресеньям разыгрывали представления, играли в шахматы
- первые сочинения – небольшие пьесы для фортепиано – уже с пяти лет; восьмилетнего Прокофьева впечатлила поездка с семьей в Москву и знакомство с оперным театром. Вернувшись домой, пробует сочинять оперы сам
- с 13-ти лет учится в Петербургской консерватории, по классу композиции А.Лядова, по фортепиано у А.Есиповой; во время учебы развивается музыкальный вкус, завязывается дружба с Н.Мясковским, Б.Асафьевым. Посещает «Вечера современной музыки», на одном из таких вечеров (13 лет) дебютирует с исполнением своего сочинения.
- в 20-летнем возрасте пишет Первый фортепианный концерт. Оценки этого сочинения были разноречивыми, но именно после его исполнения началась громкая известность Прокофьева.
- 23 года – с отличием заканчивает учебу, получает премию им. А.Рубинштейна – рояль. В награду за хорошее окончание консерватории Прокофьев получает от матери путешествие в Лондон.
- знакомство и сотрудничество с Дягилевым. По заказу Дягилева начинает работу над балетом «Ала и Лоллий». Музыка балета легла в основу «Скифской сюиты», исполнение которой вызвало скандал.
|
|
- в Петербурге общается с виднейшими деятелями искусства, знакомится с М.Горьким и В.Маяковским
- в годы после консерватории было создано множество сочинений: ф\п циклы «Сарказмы», «Мимолётности», вокальная сказка «Гадкий утенок», опера «Игрок», несколько фортепианных сонат, Первая или «Классическая симфония».
Заграничный период – 15 лет; с 1918 по 1933 год
- «В России, занятой революционными делами, сейчас не до музыки». Прокофьев отправляется в концертное турне, которое по разным причинам растянулось на 15 лет. Вначале местом его проживания была Америка (Чикаго), после Первой мировой войны он перебрался в Париж, совершал гастрольные поездки по Европе
- здесь Прокофьев сближается с Онеггером, Мийо, Пуленком, общается с Рахманиновым, Равелем, композиторами «Шестерки», художниками Пикассо, Матиссом, Чарли Чаплином, дирижерами Стоковским, Кусевицким, Тосканини, продолжает сотрудничество с Дягилевым. Для его труппы композитор пишет балеты «Стальной скок», «Блудный сын», «На Днепре»
- В 1927,1929, 1932 годах Прокофьев приезжает в Россию с гастролями. Его концерты проодят с триумфом. Проводя на родине недели, он не мог представить себе истинной жизни в стране. Он видел лишь «фасад» этой жизни. В 1933 году композитор вернулся – уже в СССР. Первые пять лет гастроли еще продолжались, но затем выезд ему был запрещен
|
|
Зрелый период – 20 лет, с 1933 по 1953 год
- тематика творчества меняется. Были написаны музыка к кинофильму «Александр Невский», оперы «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», оратория «На страже мира» и многое другое. Конечно, наряду с этими уступками господствующей идеологии, которые тоже стали шедеврами русского искусства, им были написаны балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке», опера «Дуэнья», увертюры, концерты, фортепианные произведения.
- во время ВОВ Прокофьев был эвакуирован на Кавказ. Только в 1943 году он вернулся в Москву. Все это время композитор работал над оперой «Война и мир». Эта работа заняла много лет.
- Послевоенные годы обернулись для композитора тяжкими испытаниями. Резко ухудшилось его здоровье, а главное, он попал в жерло советской идеологии. Постановлением ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели «Великая дружба», творчество Прокофьева и ряда других композиторов было признано формалистическим и антинародным.
- Последним сочинением, «лебединой песней» композитора стала Седьмая симфония.
|
|
- Прокофьев умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным, в связи с этим кончина композитора практически осталась незамеченной.
Тема 3. Сергей Сергеевич Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Кантата (ит. «петь») – крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра. Этот жанр сформировался в 1-ой половине XVII века, большое распространение получил и в светской, и в религиозной музыке эп. Барокко. К XIX веку кантата постепенно отходит на второй план, но в XX веке интерес к ней возрождается. К. привлекает своей способностью донести до широкого слушателя большие, общественно значимые темы.
Кантата создана в 1938-1939 годах на основе к одноименному фильму режиссера Эйзенштейна
В основе сюжета – исторические события XIII века, т.н. «Ледовое побоище»
Строение
Цикл, состоящий из 7 частей:
- Русь под игом монгольским
- Песня об Александре Невском (экспозиция русских)
- Крестоносцы во Пскове (экспозиция крестоносцев в крайних частях, в середине – русская тема)
- Вставайте, люди русские (продолжение линии русских)
- Ледовое побоище (центральный номер, столкновение русского и тевтонского лагерей)
- Мертвое поле
- Въезд Александра Невского во Псков
|
|
Характеристика русских
- темы лирико-эпические, диатонические, с размеренной ритмикой, небольшого диапазона, передающие спокойный, величавый характер
- трагический образ дан в середине первого номера и в «Мертвом поле»
- русские темы в «Ледовом побоище» легки и задорны; ритмически и интонационно напоминают скоморошьи наигрыши и лихие солдатские песни
- в оркестре преобладает теплый тембр струнных и деревянных духовых инструментов
Характеристика крестоносцев
- образ жестокой, механической, враждебной силы создают резкие штрихи у струнных sul ponticello (у подставки); пронзительно звучащие медные духовые, специально записанные с треском фонограммы или с сурдинами
- вокальная тема-хорал звучит на латинском языке
- инструментальные темы: военная фанфара с квинтовыми кличами; «скок свиньи» («свинья» - боевое построение тевтонского войска в форме клина) с острым механическим ритмом, тема с уменьшенной терцией
Тема 4. С. Прокофьев.
Балет «Ромео и Джульетта» (1936)
либретто Радлова, Пиотровского, Лавровского, Прокофьева
Премьера
1938 год – в городе Брно (Чехословакия)
В Большом театре, заказавшем Прокофьеву балет, музыку сочли нетанцевальной
1940 год – в Кировском театре в Ленинграде (постановщик Л.Лавровский, Джульетта – Г.Уланова)
Содержание
Утро. Ромео бродит по пустынным улицам Вероны. Постепенно оживают улицы, появляются ранние прохожие (Улица просыпается). Слуги двух враждующих семейств завязывают драку. Тибальд сражается с ненавистными Монтекки. Герцог Вероны приказывает сложить оружие
В комнате Джульетты мать напоминает дочери о том, что она невеста Париса (Джульетта-девочка)
Во дворце Капулетти бал (Танец рыцарей). Здесь происходит знакомство Ромео и Джульетты. Меркуцио веселит гостей. Ромео признается Джульетте в своих чувствах. В сердце Джульетты тоже зарождается любовь. Тибальд узнает Ромео. Надев маску, Ромео успевает исчезнуть. Кормилица сообщает Джульетте, что Ромео принадлежит к роду Монтекки
В лунную ночь влюблённые встречаются в саду (Сцена у балкона, Любовный танец)
Джульетта посылает Ромео письма, которое должна передать ему кормилица. В поисках Ромео кормилица попадает в самую гущу карнавального веселья. Ромео читает послание Джульетты. Она согласна стать его женой
В келье монастыря Ромео рассказывает патеру Лоренцо о своей любви к Джульетте и просит обвенчать их. Лоренцо, тронутый силой чувств Ромео и Джульетты, соглашается и благословляет их союз.
На площадях Вероны шумит карнавал. Увидев Меркуцио, Тибальд затевает ссору и вызывает его на поединок (Встреча Тибальда и Меркуцио). Ромео пытается унять ссорящихся, но Тибальд наносит Меркуцио смертельный удар (Меркуцио умирает). Желая отомстить за друга, Ромео вступает в бой с Тибальдом и убивает его. Мать Джульетты призывает к мести. Ромео скрывается. (Финал второго действия)
Ночью Ромео тайком встречается с Джульеттой. (Прощание перед разлукой)
Утром родители Джульетты сообщают о дне ее свадьбы с Парисом (Джульетта отказывается выйти за Париса)
Джульетта в отчаянии прибегает к Лоренцо. Он дает Джульетте снадобье, выпив которое, она погрузится в глубокий сон, похожий на смерть. Ромео будет знать правду. Он вернется за ней и увезет тайком из открытого склепа.
Джульетта дает согласие на брак с Парисом, но, оставшись одна, выпивает снадобье. Пришедшие подруги находят невесту мертвой (У постели Джульетты). Весть о смерти доходит и до Ромео. Охваченный горем, он спешит в Верону.
Гроб Джульетты устанавливают в фамильную усыпальницу. Ромео прощается с Джульеттой и выпивает яд.
Джульетта просыпается. Видя мертвого Ромео, Джульетта убивает себя его кинжалом. К могиле подходят Монтекки и Капулетти, родители главных героев. В ужасе взирают они на мертвых детей. Потом протягивают друг другу руки и клянутся прекратить вражду.
Прокофьев первым воплотил в балете трагедию В.Шекспира – легендарную историю о любви, о противопоставлении добра и зла, о роковой вражде между двумя семьями, приводящей к гибели главных героев
Драматургия основана на балетных, симфонических, кинематографических принципах
- балетные: традиционные балетные номера практически отсутствуют, состоит из небольших законченных эпизодов; музыкальная форма связана с развитием действия; жанровые сцены чередуются с лирическими и драматическими номерами
- симфонические принципы выражаются в непрерывном сквозном развитии. В балете – развитая лейтмотивная система (темы Джульетты, любви, вражды, напитка). Некоторые из них преображаются, видоизменяются в процессе развития
- кинематографические принципы: контрастность, мозаичность; принцип монтажа
Тема 5. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Творческий портрет
Шостакович – явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, Как ни у какого другого художника, отразилась сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощение те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания людей в XX в. он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!