Тема 7. Камерно-вокальное творчество



Общая характеристика

Камерно-вокальные сочинения Шостакович пишет на протяжении всей жизни, с возрастом обращается к этому жанру все чаще. У него почти нет отдельных произведений, в основном – циклы, так как в них темы и идеи можно раскрыть глубже.

Цикл «Из еврейской народной поэзии» для сопрано, контральто, тенора и фортепиано

История создания.

Создан в 1948 году. Сам Шостакович рассказывал, что в маленькой, случайно попавшей к нему в руки книжечке переводов из еврейской народной поэзии его больше всего поразила удивительная конкретность героев «с именами и фамилиями», как он выразился. Кроме того, конец 40-ых – новая волна антисемитизма, смерть друга композитора С.Михоэлса.

Содержание.

- Шостакович предстает как композитор-гуманист

- продолжает традиции Мусоргского, мастерство реалистического портрета

 

Композиция и идея.

11 песен на народные слова рассказывают о прошлом и настоящем еврейского народа. В первых 8 отражена нищая, бесправная жизнь обитателей еврейского местечка, их большие печали и маленькие радости. В последних 3-х показана новая жизнь еврейского народа в советский период. Соседние песни, особенно сходные по сюжету, контрастно сопоставляются – одна и та же тема раскрывается с разных сторон.

Музыкальный язык песен основан на особенностях еврейской народной музыки: лады с увеличенной интерваликой, пониженными ступенями, движение голосов параллельными квартами и квинтами.

Разбор номеров

№1 «Плач об умершем младенце» - Сразу вводит в трагедийную атмосферу. Сталкиваются предельно противоположные образы детства и смерти. Шостакович ближе к Мусоргскому, он рисует социально-психологическую трагедию. Это дуэт контральто и сопрано. Три небольших раздела; в каждом свое содержание: вступление ко всему циклу, диалог, кульминация-плач.

№2 «Заботливая мама и тётя» - яркий контраст по отношению к первому номеру. Забавная колыбельная-прибаутка, с комическими преувеличенными интонациями сочувствия воображаемым болезням ребенка. Начинается ходом по тонам мажорного трезвучия, мелодия приобретает минорный оттенок благодаря VI пониженной. Это дуэт-диалог, голоса звучат поочередно, соединяясь только в припеве, но и там они не сливаются, двигаясь параллельными квартами.

№8 «Зима» - этот терцет самый яркий из трагических эпизодов цикла. Это не только рассказ о холодной и голодной зиме, но и о безрадостном, бесправном прошлом. По силе драматизма терцет приближается к оперному ансамблю.

№11 «Счастье» - заключительный терцет, ярко контрастирует терцету «Зима». Жена старого сапожника рассказывает о счастье, пришедшем в ее семью. Рассказ подчеркнуто прост, полон скрытой иронии, гротеска.

Прелюдии и фуги (1950-1951)

Шостакович начинал свой творческий путь не только как композитор, но и как пианист. В юности мечтал о пианистической карьере, даже участвовал в конкурсе им.Ф.Шопена. Интерес к фортепианной музыке сохранился и после. 

Образный мир.

Замысел работы возник под впечатлением поездки на баховские юбилейные торжества в город Ляйпциг. Прообразом послужил «Хорошо темперированный клавир» Баха. И если ХТК – это энциклопедия баховского творчества, то цикл Шостаковича – огромная панорама его образов, музыкального языка. В основе также лежит двухчастный цикл, но он значительно обновлен. Прелюдии и фуги расположены по кварто-квинтовому кругу с чередованием параллельных тональностей (как у Шопена в 24 прелюдиях). Фуги сложнее, многое опирается на русскую традицию

Разбор некоторых прелюдий и фуг

 

 


Тема 8. Развитие русской музыкальной культуры

во второй половине XX века

Прошло малое количество времени, потому нам сложно оценить этот удивительный, разнообразный период объективно.

Общественно-политический контекст

Основные события:

- «Оттепель» (60-ые)

- Период застоя (1964-1985)

- Перестройка (1985-1991)

- Распад СССР (1991)

- Постсоветский период (начиная с 90-х годов)

Последствием стала полная смена социальных ориентиров. В 80-90ые годы ослаб и исчез контроль властей над культурной жизнью общества. Ушел в прошлое метод «социалистического реализма» и в искусство возвращаются общечеловеческие темы. Появляется возможность объективно оценить «советский период». Прекращены гонения на религию и возрождается интерес к духовной музыке. Продолжается технический прогресс.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!