Как это отразилось на музыкальной жизни?



- стала доступна западная музыка, с ее стилистическим разнообразием

- полная свобода творчества

- меняется статус академической музыки

- новые технические возможности для написания и распространения музыки

Музыка этого времени

Имена композиторов:

- старшее поколение: Д.Шостакович, Т.Хренников, А.Хачятурян, Г.Свиридов, Г.Уствольская

- «шестидесятники», т.е. композиторы, чей творческий расцвет пришелся на 60-ые годы

Московская школа: Р.Щедрин; «Большая тройка»: Э.Денисов, А.Шнитке, С.Губайдулна

Ленинградская школа: С.Слонимский, Б.Тищенко, В.Гаврилин, А.Кнайфель и др.

Характерные черты академической музыки этого периода:

- 60-ые годы можно охарактеризовать как годы контраста. С одной стороны академическая музыка бережно сохраняет традиции, отталкивая все новое, с другой – появляется вторая волна русского авангарда (первая волна пришлась на 20-ые годы). Получает распространение игровое начало. Композиторы стремятся к раздвижению рамок, к жанровому синтезу.

- 70-80-ые годы отмечены синтезом. Ранее крайние, пестрые направления сглаживаются, музыкальная картина становится более целостной. Важным становится философское, медитативное начало.

- новый виток интереса к русской истории, культуре, литературе и живописи (обращение к сюжетам из классики и современных авторов)

- возрождение духовной музыки, а с ней и жанров, вычеркнутых из советской музыки: месс, пассионов, хоровых концертов, духовных хоров и т.д

 

Различные техники и направления, которые используются в это время:

- пуантилизм

Один из видов современной композиторской техники, основанной на обособленно звучащих звуках-точках (аккордах-точках), разделенных паузами и широкими скачками

- додекафония

Особый метод сочинения музыки при помощи 12 неповторяющихся тонов. Этот метод предложил в начале XX века Арнольд Шенберг. Серийный ряд, пришедший на смену традиционному мажору или минору, поначалу должен был организовать атональную музыку, впоследствие мог сочетаться с другими техниками музыкальной композиции

- полистистилистика.

С.Слонимский.

 

 

- неофольклоризм, «новая фольклорная волна»

Направление во второй половине XX века, музыка которого сочетает фольклорные истоки с современным музыкальным языком.

Свиридов. Кантата «Курские песни». №2 «Ты воспой, жавороночек»

 

- неоклассицизм

Направление в музыке XX века, для которого характерно обращение к принципам музыкального мышления и жанрам эпохи барокко, раннего классицизма. Неоклассицизм привел к возрождению сюиты, concerto grosso, полифонических циклов

 

- неоромантизм

Направление в музыке XX века, композиторы которого обращаются в своей музыке к романтическим традициям, как правило в противовес крайностям авангардизма.

Родион Щедрин. Балет «Анна Каренина». Мазурка и выход Анны.

- «третье направление»

Леонид Десятников. Опера «Дети Розенталя»

 


Тема 9. Арам Ильич Хачатурян

(1903-1978) Творческий портрет.

I. Значение

Творчество А.И.Хачатуряна стало яркой своеобразной страницей в истории музыки XX века. Оно внесло новую свежую струю в отечественное искусство. Эта музыка подкупает красотой восточных образов. Именно народное искусство стало источником творчества этого замечательного композитора. Классик армянской музыки, родоначальник основных инструментальных жанров в армянской музыке. Он один из наиболее исполняемых композиторов XX века. Вывел армянскую музыку на мировой уровень. Национальные традиции соединил с достоинствами мировой музыкальной культуры. А радостное, солнечное, оптимистическое восприятие композитором жизни побудило Б.Асафьева сказать о нем: «Это Рубенс нашей музыки»

II. Жизненный и творческий путь

Композитор родился в Тбилиси, где как в огромном котле, были перемешаны традиции национальных культур народов Закавказья (музыка армян, грузин, азербайджанцев). Первые музыкальные впечатления мальчика были связаны именно с народной музыкой. Родители были простыми людьми, но музыкально одаренными – в доме часто звучала народная музыка. Но о музыкальном образовании сына нельзя было и мечтать. Вскоре дома появилось старенькое пианино, на котором Арам сам учился играть.

В 10 лет Арам поступил в коммерческое училище, одновременно увлекается и музыкой – научился играть на духовых инструментах и стал участвовать в любительском кружке. В 1921 году (19 лет) в Тбилиси из Москвы приехал старший брат Сурен Хачатуров (режиссер Московского Художественного театра), увидев влечение брата к музыке, он увез Арама в Москву. Сначала он поступил на биологическое отделение, но скоро понял, что надо идти по музыке. В 19 лет Арам сдал экзамены в Московский муз. техникум им. Гнесиных, практически не зная нот. Там вначале обучался игре на виолончели, а затем в классе композиции под руководством профессора М.Ф.Гнесина, а позже и Н.Я.Мясковского. В 1929 году (26 лет) Хачатурян поступил в Московскую консерваторию. Его дипломной работой была Первая симфония, ставшая заметным явлением муз. жизни России 30-х годов. После учится в аспирантуре Самые лучшие произведения этого периода: балет «Счастье», фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад№. Во время ВОВ произведения связаны с патриотической тематикой: балет «Гаянэ», Вторая симфония, Государственный гимн Армении.

В 1951 году (58 лет) Хачатурян стал профессором Московской консерватории и института им.Гнесиных. Начинается активная общественная и гастрольная деятельность композитора. В это время замысел одного из шедевров балетного искусства XX века – балета «Спартак». В поздний период творчества появляются концерты-рапсодии для скрипки, виолончели и фортепиано. В этот период авторитет композитора был чрезвычайно велик. Хачатуряном была воспитана целая плеяда молодых композиторов: А.Эшпай, А.Виеру, Р.Бойко, М.Тавердиев. Светлая память о великом композиторе никогда не умрет в сердцах грядущих поколений.

III. Наследие

- Балеты: «Гаянэ» (1942), «Спартак» (1954, награжден Ленинской премией)

Балет «Гаянэ»

Балет написан в 1942 году. В сложное трагическое время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, о великом подъеме духа советских людей

Герои балета – колхозники и воины Красной армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов. Молодая колхозница Гаянэ разоблачает диверсантов – поджигателей складов с колхозным хлопком. Среди поджигателей и муж Гаянэ. Но это не останавливает молодую женщину, которая едва не стала жертвой мщения. В борьбе с мужем-дезертиром она утвердила свое право на самостоятельную жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое чувство любви. Заканчивается балет большим народным праздником.

Действие балета развивается по двум самостоятельным, но вместе с тем глубоко связанным линиям. С одной стороны – это драма Гаянэ, с другой – картины народной жизни и в будни, и в праздники. Главной идеей, объединяющей их, становится тема любви к Родине, радости свободного труда, дружбы.

Номера:

№35 «Танец с саблями» - энергичный, темпераментный, по своему замыслу связан с традицией показа силы, удали, ловкости на народных праздниках. Быстрый темп, волевой равномерный ритм, звонкие и резкие оркестровые звучания – все это воспроизводит быстроту и ритмичность движений, сабельные удары

«Лезгинка» - один из самых ярких номеров. В ней поражает чуткое проникновение в существо народной музыки. Очень выразительна оркестровка. При большом составе оркестра фактура его крайне проста: мелодия у деревянных духовых, мелкий ритм барабана, мерные «удары» струнных и арф. По мере развития музыки усиливается звучность оркестра, вводятся смелые, яркие мелодические контрапункты. При быстром, стремительном движении развитие музыки идет неторопливо, с повторами, на длительных звучаниях тоники – это характерно для народной музыки.

 

- 3 симфонии

- Концерты: для фортепиано, для скрипки, для виолончели


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!