Тема 11. Альфред Гарриевич Шнитке (1934 - 1998)



А .Ахматова по поводу Д.Шостаковича:

«Я живу в одно время с гением».

Марк Захаров (режиссер) в одной из передач, перефразировав: «Я живу в одно время с 2-мя гениями – Солженицын и Шнитке».

  1. Значение, оценки.

«Вряд ли о каком-то композиторе можно сказать, что его устами исповедуется целая его эпоха». (журналист)

С. Губайдулина: «Художник Заключительной Партии» - умение, обогнав время, предугадать завершение уже в начале. Это редкое свойство, доступное лишь избранным философам. Не случайно ему принадлежит «мысль о мире, выраженная в звуках». Его музыка – мощнейший фактор современности.

Ему посвящены фестивали, по количеству изданных о нем книг, он конкурирует с Шостаковичем. Институт им. Шнитке, Шнитке-центр.

Ш. рассматривают как приемника Шостаковичской линии.

Творчество композитора еще при жизни стало выражением сути происходящего в современной культуре, отражением течения реального времени конкретной эпохи – 2п.20в. 

- Родился в Энгельсе АССР (автономная республика) немцев Поволжья Саратовской области. Первые уроки ф-но получил в 12 лет (Вена), где его отец служил военным переводчиком. Тогда же он научился играть на аккордеоне и начал сочинять.

 - 14 лет поступил на дирижерско-хоровое отделение музыкального училища им. Октябрьской революции (ныне МГИ им.Шнитке).

 - Большое влияние на формирование музыканта оказали учителя: пианист Е.М.Шатерников (ученик К.Н.Игумнова), теоретик И.Я.Рыжкин.

 - 19лет – студент МГК, композиция – Е.К.Голубев. После окончания аспирантуры с 1961 – 1972 г. вел инструментовку, чтение партитур, полифонию, класс композиции. Жена – пианистка, сын – композитор.

 - Затем полностью посвятил себя сочинению музыки.

 - Мировая известность пришла к Ш. в 70-е г.Фестивали и циклы концертов, посвященные его сочинениям, были проведены во многих городах (Москва, Стокгольм, Лондон, Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Нью-Йорк). Почетный член многих зарубежных академий.

 - Последние годы жизни связаны с тяжелой болезнью, Германия. Он был профессором композиции в Гамбургской Высшей школе(1989-1994). Скончался в 1998г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

2. Наследие. Охватывает все ведущие жанры европейской академической традиции. Автор ок. 200 произведений в разных жанрах, предпочтение крупным жанрам. Лидирующее место занимают симфонии и концерты (9 сф., 6 concerti grossi). Много музыки для театра и кино – явление полистилистики.

  - хоровые сочинения (оратория «Нагасаки», кантата «Песни войны и мира»);

 - камерные: сонаты, 4 струнных квартета, квинтет, 3 ф-х концерта.

 - камерно-вокальные: «3 мадригала на ст. Ф.Танцера», «3 сцены», «3 песни на ст. Виктора Шнитке».

 - 3 оперы («Жизнь с идиотом» по Дорофееву; «Джезуальда»; «История докторо Фаустуса»). Балет «Пер Гюнт».

Каждая симфония имеет свою концепцию и конструкцию. 2 – сф.-месса, 3 – по заказу оркестра Гевантхаус, 4 – идея единства 4 религий…

1-я симфония (1969г.) В творчестве имеет важное значение – этапное сочинение, отражение философских взглядов на культурную жизнь. Летопись эпохи. Симфония возвестила о появлении нового художника. Колоссальный общественный резонанс.

Симфония концепционна, остроконфликтна. Звукопись современного мира, «антисимфония». Отрицает классическую концепцию: 1ч. – квази-соната, 2ч. – скерцо, 3ч. – медленная, 4ч. – финал.

Сдержание: «… наше существование строится на 2-х уровнях – низком и высоком, и человек живет на этих уровнях не оттого, что он беспринципен и не может выбирать. В самой жизни присутствуют 2 этих плана, которые находятся в постоянном взаимодействии… я попытался это взаимодействие самым открытым способом представить, совместить 2 уровня нашей жизни».

1 часть – написана в жанре инструментального театра. Во время игры музыканты ведут себя очень непринужденно и свободно перемещаются по сцене. Вначале ударник звонит в колокол. Затем, играя музыку вступления, на сцену поочередно выбегают оркестранты: группа деревянных духовых, затем медных и струнных инструментов. Каждый наигрывает что-то свое, получается «звуковой базар», как назвал его Ш. Последним на сцену выходит дирижер. Взмахом дирижерской палочки он прекращает звуковой хаос. Торжественно, величаво звучит оркестр, как бы благословляя играющих и слушающих войти в мир симфонии 20 века.

2 часть – Скерцо. Группа духовых уходит за кулисы, чтобы поиграть симфонию оттуда. Музыка этой части очень пестрая и вполне соответствует своему названию «скерцо», что означает «шутка».

3 часть – в ней оркестранты играют в разных ритмах независимо друг от друга, будто каждый размышляет о чем-то своем.

4 часть. Завершается симфония траурной музыкой. Музыканты-духовики медленно выходят на сцену, одновременно играя разные похоронные марши, в которые вклиниваются мотивы вальса И.Штрауса и 1-го ф-го концерта Чайковского. Внезапно на эту музыку обрушивается свирепый звуковой шквал и так же внезапно прекращается. Струнные инструменты поют одновременно 14 грегорианских хоралов «Sanctus». И вновь звучит траурная музыка. Раздаются удары колокола, тема «Dies irae».

Музыкальный язык:

  1. «Я немецкий художник из России» - принадлежность к 2-м культурам (русская и немецкая), этот симбиоз составляет сердцевину А.Ш. С одной стороны – исповедальность, открытость, русское (Чайковский). С другой – Бах, Бетховен, Брамс…
  2. Тематизм – классическое темброобразование – наличие одной интонационной идеи, которая развивается от начала до конца. С другой стороны – темы выражают смысловые оппозиции.
  3. Воплощение личностного – ретроинтонации или наоборот нарочито-банальные. Современный мир – микрохроматика.
  4. Идея полистилистики, 70-е г. Произрастала нужда контраста, новой идеи. Толчком послужила работа в кино, А.Харжновский «Стеклянная гармоника» (посв. тоталитарным режимам). Калейдоскоп контрастов. 1971г. доклад международного конгресса, именно ему принадлежала идея полистилистики + А.Пиарт (Ч.Айвз, П.Беррио, К.Штокхаузен)

Тема 12. Э.В.Денисов

1. Значение: Э.Денисов принадлежит к поколению «шестидесятников», ему было суждено повернуть СМ на новые пути. Он стоит в ряду с такими именами как: А.Волконский, А.Шнитке, С.Губайдулина, Р.Щедрин. Все они воспитывались и росли за Железным занавесом; их основная идея – идея духовной свободы и одним из способов ее выражения было обращение к запрещенным видам композиторских техник («русский авангард»). Лидером был А.Волконский, затем Э.Денисов.

2. Краткие биографические сведения:

¾ Томск, отец – радиофизик, мать – врач;

¾ Не учился в муз. шк.; в средней шк. Учился хорошо;

¾ 16 лет, судьба привела к музыке.

¾ Томск ГУ, физико-математический факультет , //-но томское муз. училище (ф-но). Перед ним стоял выбор: математик? или музыкант? Пишет Шостаковичу письмо, отправляет свое сочинение. Ш. дает свое благословление.

¾ МГК – проваливается по теоретическим дисциплинам, ч/з год поступает (в разгар борьбы с формализмом 48г.), учится у Шаболина, общается с Шостаковичем.

¾ Большую роль сыграли фольклорные экспедиции с А.Рудневой; пишет оп. «Иван - солдат», вок.ц. «Плачи».

¾ 59-64 г. – самообразование; время, когда хлынул поток новейшей музыки (Стравинский, Барток, Хиндемит)

¾ Пишет кантату «Солнце инков» в СК было подвержено острой критике. Денисов пишет статью «Новые техники - не мода» - оппозиция СК. Становится замалчиваемым.

¾ Преподает в МГК (общие дисциплины), с сер. 60-х выходит на мировую арену.

¾ С сер. 80-х, когда происходит изменение культурного климата, его сочинения звучат в СССР.

¾ Заграничные поездки ИРКАМ, автомобильная катастрофа.

3. Духовный мир:

v Д. – художник со своей концепцией духовной жизни.

v Идея – становление художника должно идти ч/з сопротивление окружающей среды.

v Петровская линия искусства (открытость). В отличие от многих контр культурных событий, он одухотворен идеей «новой красоты» - красоты мысли. 3 любимых композитора (Моцарт, Глинка, Шуберт «без музыки Шуберта, я не мог бы жить»)

v Живописная основа музыки: «высокая лирика», «лирическая вязь», «стрельба, «уколы», осторитм, россыпи точек – пуантилистические всплески, миксты, кластеры, алеаторика.

4. Наследие: оперы: «Пена дней», «4 девушки» (Пикассо);

Балет «Исповедь»;

Симфония для 2-х струнных орк. и ударных;

Камерная музыка: 18 концертов, программные пьесы «Живопись», «Акварель», «Колокола в тумане»;

Хоровые сочинения: Реквием и др.

5. Литература: Ю.Холопов, В.Ценова. Э.Д. М 1993г.

6. Слушать: « < и > » для клавесина и 12-ти струнных. Зеркально-динамический замысел, 1 звук у скрипки, выстраивается кластер.

«Знаки на белом» (1974)

«И появилось королевство, но оно было замуровано белизной» - эпиграф взят из книги фр. Писателся к.20в. Марселя Швоба.

Аллюзия с живописью (одна из картин Пауля Клее называется «Знаки на желтом»): хрупкие сонорные пятна разных размеров и контуров, квази-тональные колокольные аккорды возникают на листе бумаги. Тихая, утонченная музыка без к-л внешних эффектов. Статическое состояние.


С.Губайдулина

1. Значение: Г. стоит особняком, она сумела преодолеть… добиться миррой славы. Лауреат премий.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!