Концерт для скрипки с оркестром d -moll (1940)



Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность связана с даром композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. В концерте использованы подлинные народные мелодии

Концерт состоит из 3 частей, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении

Первая часть

Вступление – только у оркестра, энергичное и напористое, вводит в атмосферу активного действия

Главная партия – отличается четким, упругим ритмом и танцевальным характером, тема исполняется солирующей скрипкой, близка народной музыке Закавказья

Побочная партия – своей импровизационностью напоминает пение народных певцов-ашугов( народные певцы-поэты у азербайджанцев и армян)

Разработка – состоит из 3-х разделов, в ней подвергаются развитию все три темы. В результате развития эти темы сближаются. Завершается разработка блестящей виртуозной каденцией скрипки.

Реприза – все темы первой части варьируются, обрастают подголосками, движение становится более динамичным

Вторая часть – самый лиричный образ концерта. Это своеобразная «песня без слов», которая «поется» на фоне прекрасного кавказского пейзажа. Сразу представляются величественные горы, освещенные лучами солнца. И музыка, его рисующая, звучит как гимн солнцу, красоте, природе.

Финал – грандиозная картина народного праздника. Все в нем полно движения, огня, энергии. Это как бы общий танец, из которого время от времени выделяются солисты. Движение танца становится все более стремительным, как будто в танцевальный круг вливается все больше людей.

 

- Концерты-рапсодии: для скрипки, виолончели, фортепиано

- Музыка к спектаклям драматического театра: «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Маскарад» Лермонтов, «Лермонтов» Лавренева, «Макбет» Шекспира и др.

Музыка к драмеЛермонтова «Маскарад»

«Лермонтов – мой любимый писатель. Когда в 1917 году в Петрограде был поставлен «Маскарад», музыку к спектаклю написал Глазунов. Но вальса он не написал, исполнялся Вальс-фантазия Глинки. У меня появилось желание написать этот вальс. Я поделился мыслями со своим учителем Н.Я.Мясковским. Он дал мне сборник музыкальных произведений доглинкинского периода. Я чувствовал огромную ответственность, волновался. Но вальс получил признание слушателей»

 

- Музыка к кинофильмам «Пэпо», «Занезгур», «Русский вопрос», «Отелло», «Набат мира» и др.

- Камерно-инструментальные произведения


Тема 10. Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)

Краткие биографические сведения

Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.
Детство будущего композитора прошло в родном городе. Его отец - родом из крестьянской семьи - работал на почте; во время революции 1917 был расстрелян.
С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.

В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М. Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.

Окончание Г.Свиридовым консерватории в 1941 году совпало с началом ВОВ. После недолгого пребывания в военном училище, его из-за слабого зрения демобилизовали. В течение непродолжительного времени композитор жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская консерватория, затем вернулся в Ленинград.

Вокальный цикл «Страна отцов» (1950) на стихи А.Исаакяна открывает новую веху в творческой судьбе Г.Свиридова. С этого времени внимание композитора почти целиком сосредоточилось на вокальной музыке. Появляются «Песни на слова Роберта Бернса»(1955), «Поэма памяти С.Есенина» (1956), «Патетическая оратория (1959) на слова В.Маяковского*, «Петербургские песни» (1960ые) на слова А.Блока. В 1964 году создана кантата «Курские песни». Как приношение классику русской литературы появились «Пушкинский венок» (1978) и Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель». Широкую популярность получила сюита «Время, вперед» из музыки к одноименному фильму. В 70-90ые годы Свиридов обращается к духовной тематике.

Скончался композитор в 1998 году в Москве.

* За «Патетическую ораторию» награжден Ленинской премией

«Поэма памяти Сергея Есенина»

Свиридов и Есенин.

Один из самых любимых, близких Свиридову поэтов – Сергей Есенин. На его стихи он написал около 50-ти сольных и хоровых произведений. Среди них кантаты «Деревянная Русь», «Светлый гость», вокальный цикл «У меня отец крестьянин», поэма «Отчалившая Русь» и другие. Но вершинное сочинение – Поэма.

Содержание.

Эпиграфом к произведению Свиридов взял слова Есенина: «Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Подобно тому, как революция разделила жизнь России на «до» и «после», так и цикл внутри распадается на две части. Первая посвящена дореволюционной России, вторая – советской. Поэма состоит из 10-ти частей, в которых использованы стихи Есенина разных лет. Сольные номера чередуются с хоровыми. Сольные номера – размышление Поэта о родном крае, трагические предсказания его судьбы, рассказ о собственном рождении. Хоровые номера воссоздают картины народной жизни.

 

  1. «Край ты мой заброшенный»

Сольный номер. Пейзаж родного края, окрашенный трепетной любовью поэта. В его чувстве слышится боль и любование, горечь и восхищение. Нисходящие мелодические фразы подобны глубокому тяжкому вздоху. Они звучат на фоне мерного сопровождения(пустая квинта), создающего ощущение бескрайнего простора, звенящей тишины. Кроме того, в сопровождении слышны и выразительный стонущий мотив, и колокольный звон.

  1. «Поет зима»

Хоровой номер. Два контрастных образа. Крайние разделы- картина грозной зимней вьюги. На фоне тревожного сопровождения в низком регистре звучит суровая тема в унисонном сопровождении, с действенным квартовым началом.

Середина номера – «Воробышки игривые», хрупкий и легкий образ. Мелодия более мягка, в оркестре изображается птичий щебет.

Кода возвращает к образам середины, красочный образ расцветающей весны

  1. «В том краю»
  2. «Молотьба»
  3. «Ночь на Ивана Купала»

Хоровой номер. Одна из самых поэтичных частей. Оркестр рисует картину ночной тишины, мерцающих огней, далеких зовов. Таинственные короткие фразы у женских голосов. И вдруг – вторгается громогласное заклинание у всего хора «Ой, Купала, Купала». В следующих куплетах меняется оркестровое сопровождение (изобразительное начало)

  1.  --\\--(продолжение)

Сольный номер. Тот же таинственный колорит, что и в предыдущей части, но теперь повествование ведется от лица Поэта – о его рождении. Здесь же и мысль о единстве Поэта и природы: «Родился я с песнями, в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали».

  1. «1919…»
  2. «Крестьянские ребята»
  3. «Я последний поэт деревни»

Сольный номер. Скорбный монолог Поэта, финал его линии, его прощание со старым крестьянским миром. В крайних частях ясно ощущается связь с первым номером цикла (квинтовое сопровождение, нисходящие фразы), в оркестре добавляются аккорды, изображающие траурное звучание колокола. В середине – контраст, сопоставление старого опоэтизированного быта с новым, неживым( «На тропу голубого поля скоро выйдет железный гость...») подчеркивается в музыке сопоставлением певучей мелодии и сухой, говорком, речи. И в репризе вместе со всем оркестром обрушивается тяжелый удар натурального колокола и вступает хор без слов: «О!.. мм...» — «как стон», как панихида, отпевание уходящего из жизни художника.

  1. «Небо – как колокол»

Хоровой номер. Финал цикла. На фоне мощного, исполинского гудения колокола, создающегося звучанием всего оркестра, фортепиано и натуральных колоколов, хор скандирует слова:

Небо – как колокол,                    Ради вселенского

Месяц – язык.                              Братства людей

Мать моя Родина,                      Радуюсь песней я

Я – большевик.                           Смерти твоей.

?

Содержание этого номера неоднозначно. Много лет считалось, что в нём утверждается вера в жизнь, в торжество новых идеалов, во «вселенское братство людей». Верно ли это утверждение? О чем, на ваш взгляд, говорит музыка?


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!