Белорусский музыкальный театр. Балет.



Балет (с ит. balleto – танцую) – вид сценического искусства, содержание и образы которого выражаются в музыке и хореографии. Немаловажную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актеры передают чувства герое, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики.

Балет зародился в Италии в XVI веке. В начале он существовал как объединенная единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 1581 год, когда был поставлен первый балет – «Церцея» Бальтазарини. Самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века.

В Росси первый балетный спектакль состоялся во второй половине XVII века, при дворе царя Алексея Михайловича. Настоящий переворот в балетной музыке произвел Петр Ильич Чайковский, который внес в нее непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Выдающиеся русские балетмейстеры – Мариус Иванович Петипа, Михаил Михайлович Фокин. Огромное влияние на мировой балет оказали «Русские сезон» в Париже, организованные Сергеем Павловичем Дягилевым.

Основные термины в балете: Adagio – одна из форм танцевального дуэта

Pas de deux (па-де-де, «движение вдвоем») – музыкально-танцевальная форма для двух танцовщиков, принятая в балете с XIX века

Pas de trois (па-де-труа, «движение втроем») – музыкально-танцевальная форма, повторяющая построение па-де-де, но для трех танцовщиков

Fouette (фуэте) – круговое движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах)

Arabesque (арабеск) – одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах, а рабочая нога поднята назад на (арабеск) – одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах, а рабочая нога поднята назад на 30-120 вверх с вытянутым коленом

Кордебалет – группа балерин, исполняющая массовые танцы и сцены

 

Балет в Беларуси

Балет - сравнительно молодой жанр в белорусской музыке. Несмотря на это, он уже завоевал огромную популярность. Успехи авторов белорусских балетов определены опорой на классические традиции и лучшие достижения зарубежного балетного искусства.

Предпосылкой для возникновения национального балета послужило богатое танцевальное искусство белорусского народа. Развитию белорусского балетного искусства способствовала плодотворная работа Игната Буйницкого – белорусского актера, режиссера, крупнейшего театрального деятеля начала XX века. Его имя навсегда вошло в историю белорусской культуры как создателя первого профессионального национального театра. Первоначально театр был создан как любительский в родном селе, где проводились «белорусские вечеринки», а позднее он превратился в профессиональный, вышел на национальный уровень. Начинания И.Буйницкого подхватили другие белорусские балетмейстеры и артисты.

 

Новой ступенью в развитии отечественного балета стало открытие Государственного академического Большого театра оперы и балета. С 1973 главным балетмейстером этого театра является Валентин Николаевич Елизарьев. Его деятельность открыла новую страницу в истории белорусского балета. Уже первый спектакль, «Кармен-сюита», стал целым прорывом в этом жанре. Балеты «Тиль Уленшпигель», «Щелкунчик», «Кармина Бурана», «Болеро», «Весна священная», «Ромео и Джульетта» сформировали новый тип балетной драматурнии, основанной на сквозном развитии действия, на тонком взаимодействии зореографии и музыи. На белорусской сцене Елизарьев поставил также классические балеты «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». За выдающиеся заслуги балетмейстер был удостоен ряда премий на международных конкурсах, почетных званий «Народный артист БССР», «Народный артист СССР», награжден орденом Франциска Скорины.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!