Виктор Антонович Войтик (1947). «Сюита в старинном стиле»
В. А. Войтик – заслуженный деятель искусств Беларуси, один из самобытных композиторов республики; секретарь правления Союза композиторов; доцент кафедры композиции Белорусской академии музыки.
Жизненный путь: родился в г. Гродно; учёба в Гродненском музыкальном училище на отделении народных иструментов, в Белорусской государственной консерватории у проф. А. В. Богатырёва; ассистентура-стажировка в Московской государственной консерватории под рук. А. В. Лемана; педагогическая работа в Белорусской академии музыки.
Разножанровость творческого наследия: детская опера и симфоническая музыка (две симфонии, сюита «Развлечения», Концерт для кларнета и камерного оркестра), камерно-инструментальные сочинения для различных составов (особое значение произведений для цимбал); оратории, кантаты, хоры, романсы и песни. Интеллектуальная направленность музыкальных образов, связь с национальными традициями сквозь призму современного мышления.
Органическое соединение фольклора и додекафонии, старинного танца и импрессионистической звукописи как характерная черта сочинений композитора. Театральность мышления В. А. Войтика (яркие, образные, эмоциональные музыкальные темы).
«Сюита в старинном стиле» для цимбал и камерного оркестра (1972).
В 4-х частях
Сюита как попытка воплощения в художественной форме диалога двух разных музыкальных времён – эпохи барокко и музыки ХХ века.
|
|
Эпоха барокко:
- модель жанра: 4 части - Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига;
- тембровая реализация – приближение звучания цимбал клавесину;
- тональное единство цикла;
- принципы формообразования – Аллеманда и Куранта написаны в старинной двухчастной форме, Сарабанда и Жига представлены трёхчастной композицией;
- принцип тематического строения – тема-ядро и её развёртывание; полифонические приёмы письма.
Музыка ХХ века:
- интонационное строение тем (угловатая, насыщенная хроматизмами тема Аллеманды; диссонансные, острые гармонии во втором разделе Сарабанды);
- нарушение жанровой модели в Жиге (форма рондо; приёмы имитационной полифонии заменены на диалогическое фактурное решение: строгая тема и реплики-импровизации).
Владимир Васильевич Дорохин (1948). Симфоническая сюита «Мемориал»
В. В. Дорохин – заслуженный деятель искусств Беларуси, самобытный композитор, чей творческий путь начался в 1970-е годы. Его произведения широко звучат в концертных залах республики.
Жизненный путь: родился в г. Слониме Гродненской области; учёба в Ленинградской консерватории в классе проф. Успенского В. А.; ассистентура-стажировка в Белорусской консерватории под рук. Смольского Д. Б.; активная общественная деятельность.
|
|
Многожанровость и разнообразие творческого наследия: оркестровая музыка (три симфонии, сюиты, поэмы, вокально-симфонические поэмы, обращение к камерному составу оркестра); вокальные сочинения (хоры, романсы, песни); камерно-инструментальные произведения (среди сочинений циклы пьес для фортепиано).
Страницы истории Беларуси, тема Памяти как центральные в творчестве композитора (симфонические поэмы «Приношение священному огню» и « Представления и плач о покинутой деревне»; Симфония №3 «Франциск Скорина. Жизнь и бессмертие»). Вокальная музыка как отражение лирических образов.
Характерные черты композиторского почерка В. Дорохина: поиски новых жанровых сплавов (симфония-сюита, поэма-увертюра, симфония-поэма); синтез старинного и современного, музыкального и внемузыкального; предпочтение крупным формам оркестровой и вокально-инструментальной музыки; обращение и свободное владение композиторскими техниками ХХ века; яркая мелодика, сочетающаяся с колористическими гармониями, динамичная форма.
Симфоническая сюита «Мемориал» (1984).
|
|
Для камерного оркестра (струнная группа, клавесин, литавры).
Памяти павших в боях за освобождение Беларуси.
В 4-х частях
Симфоническая сюита «Мемориал» как одно из ярких белорусских произведений, связанных с темой Великой Отечественной войны, образец неоклассицизма.
Программность сюиты, драматургическая роль частей:
I часть. Интрада - роль вступления;
II часть. Токката - образы фашизма;
III часть. Сарабанда – своеобразный реквием;
IV часть. Хоровод – «тихий» финал.
Столкновение гуманизма и реакции как основная идея произведения.
Жанр «Мемориала»: по методам развития - симфония, по исполнительскому составу – сюита.
Музыкальный язык произведения; обращение к жанровым моделям эпохи барокко (Интрада, Токката, Сарабанда) и их современное переосмысление. Четвёртая часть сюиты как единственная часть, основанная на славянском интонационном материале. Самобытная трактовка инструментов в каждой из частей произведения.
Краткий разбор частей.
I часть. Интрада (Maestoso): торжественно-величественный, возвышенный образ. Строгая хоральная фактура, вторжение диссонирующих аккордов. Стилизация музыки барокко в средней части Интрады (прозрачное звучание клавесина), полифоническое переплетение голосов. Появление нового тематического материала в динамизированной репризе; подключение низкого регистра.
|
|
II часть. Токката – наиболее драматическая часть симфонической сюиты. Свободная форма с интенсивным сквозным развитием. Динамизация звучания, возникновение в кульминации мужественно-решительной темы с широкими мелодическими ходами и активным ритмическим рисунком.
III часть. Сарабанда (простая трёхчастная форма), открывается темой из Интрады. Общий характер – траурное шествие, выразительность интонационного материала. Экспрессивные образы средней части, господство полифонического развития.
IV часть. Хоровод. Народная песенность как основа тематизма. Вариационный принцип развития, обращение к приёмам народного хорового исполнительства в партии оркестра (только струнная группа).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1773; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!