Евгений Александрович Глебов (1929-2000).
Симфония № 5 «К Миру»
В симфониях Евгения Глебова воплотились важные черты его художественной натуры – глубина и значимость осмысления современной жизни, тревога за будущее человечества, драматизм переживаемой эпохи, и наряду с этим – необычайная поэтичность и нежность лирических высказываний.
Стремился «передать в музыке то, что тревожит и волнует… Главное, что хочу сказать людям: посмотрите, как прекрасен мир вокруг нас и как страшна мысль о том, что однажды по чьей-то недоброй воле мы можем лишиться не только этой красоты, но и жизни».
В области симфонической музыки композитор выступил как яркий новатор.
Особое место принадлежит его Пятой симфонии «К Миру». Она стала откликом композитора на драматические события современности: непрекращающиеся войны, террор, стихии, а также своеобразным художническим предвидением эпохи радикализма в политической жизни страны, всего того, что привело к разрушению Великой Державы. Художник-гражданин Глебов связывает тему призыва «к Миру» с античным пониманием искусства как важнейшего облагораживающего средства, как условия духовной сублимации Личности и всего Человечества.
Отличительной чертой симфонического стиля Глебова явилась смысловая наполненность каждой детали музыкального текста, яркая оркестровая красочность, философская глубина и значительность семантического слоя каждой симфонии. При этом высокий профессионализм композитора позволяет ему изъясняться предельно демократично и быть понятным самому широкому кругу слушателей.
|
|
Тема 6. Музыка для белорусских народных инструментов
Появление первых произведений для народных инструментов относится к началу века (1920-е). Оно связано с появлением множества самодеятельных ансамблей народного искусства. Сначала их репертуар состоял из простейших обработок народных песен и их авторами были сами музыканты-исполнители.
1930г. – создание оркестра белорусских народных инструментов под управлением Иосифа Жиновича
Иосиф Жинович – народный артист Беларуси, профессор, создатель и первый руководитель оркестра народных белорусских инструментов. Он автор множества аранжировок БНП. Национальный академический народный оркестр им. Жиновича заложил фундамент развития профессионального исполнительства на народных инструментах. Его история связана с возрождением народных инструментов – цимбал, лиры, жалейки, дуды и др. Оркестр дал тысячи концертов в Беларуси и за ее пределами – в Москве, Киеве, Сибири, Владивостоке, также в Канаде, Турции, Индии, Германии, Польше.
Виктор Петрович Помозов (1949-1986)
|
|
– известный белорусских композитор, лауреат Государственной премии Беларуси, его произведения широко популярны и часто исполняются в республике.
Родился в Гомельской области, в деревне Юрковичи. Училися в Белорусской государственной консерватории у П.Подковырова. Стажировку проходил под руководством Е.Глебова, прожил недолгую, но яркую жизнь.
«Батлейка», сюита для оркестра народных инструментов (1983г.), в 7-ми частях
Сюита написана по заказу Оркестра белорусских народных инструментов им. Жиновича и удостоена Государственной премии Беларуси. Сочинение представляет вариант кукольного «батлеечного» представления. 7 частей – законченный спектакль.
1. Пролог. 2. Битва Александра Македонского. 3. Колыбельная («Христос Младенец») 4. Царь Ирод. 5. Корчмарь. 6. Антон с козой и Антониха. 7. Эпилог.
Включает характерные черты народной батлейки:
- библейские мотивы
- исторические эпизоды
- интермедии
- все персонажи спектакля – собирательный образ народа
- значительная роль белорусского народного танца «Кросны», который является лейтмотивом спектакля
Лейтмотив (нем. «ведущий мотив») – краткое музыкальное построение, которое повторяется на протяжении музыкального произведения и служит обозначением определенного персонажа, явления.
|
|
Д.Б.Смольский. Концерт для цимбал с оркестром №2 a-moll (1974)
Концерт для цимбал с оркестром №2 ля минор (1974), посвящён И. Жиновичу
1. Значен ие. Цимбальный концерт Д.Смольского – яркая страница в жанре инструментального концерта Беларуси. В 1970-е гг. в развитии инструментального концерта произошли качественные сдвиги:
- обогатился и углубился образно-эмоциональный диапазон (психологически углубленное отражение действительности, насыщенность эмоциональной “событийностью”, разнообразие драматургических решений);
- расширились жанровые рамки (традиционный лирико-жанровый тип концерта обогатился повышенной ролью драматического элемента, синнтезом двух жанровых типов – лирико-жанрового и драматического; утвердилась новая жанровая разновидность – драматический, конфликтный концерт);
- индивидуализировались авторские трактовки произедений;
- по-новому преломился народно-национальный элемент;
- преодоление «ретроспективного» профиля творчества, ориентированного на музыкально-выразительную систему девятнадцатого века, однотипности тематизма, ограниченного мелодиями песенного типа;
|
|
- переход на новые формы организации на всех уровнях – в области музыкального языка, приемов тематического развития, фактурного решения, интонационно-тембровой драматургии.
2. Программный замысел концерта: собирательный образ музыканта-исполнителя, размышление о родной земле, о судьбе искусства.
Нетрадиционность композиционного строения: одна музыкальная тема как интонационная основа двух частей концерта; монотематический принцип строения. Волнообразный принцип развития основной темы: первая фаза – лирико-повествовательное звучание, вторая фаза – лирико-взволнованное, третья фаза – драматический монолог. Две драматургические волны развития, несовпадение композиции концерта и драматургических планов:
Прелюдия (Andante) – вступление к концерту;
I часть (Molto allegro) – сонатное allegro;
II часть (Andante) – лирический центр произведения;
Постлюдия (Аllegro) – сжатый финал.
Первая драматургическая волна – Прелюдия и I часть (от спокойного повествования к страстной каденции цимбал). Вторая драматургическая волна – II часть и Постлюдия, также направлена по восходящей линии. Крупная одночастная композиция как возможный вариант трактовки формы концерта.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 957; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!