Космическая музыка Штокхаузена 21 страница



     Осн.соч.: Лысая певица. М., 1990; Противоядия. М., 1992; Театр. М., 1994. Entre la vie et le rкve. Entretiens avec Claude Bonnefoy. P., 1996.

     Лит.: Thйвtre franзais d’aujourd’hui. 1, 2. M., 1969; Bigot M., Saveau M.-F. La cantatrice chauve et la leзon d’Eugeиne Ionesco. P., 1991; Coupry F. Eugиne Ionesco. P., 1994; Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992; Французская литература 1945-1990. М., 1995.

                                                                                    Н.М.

Коллаж (фр. collage - приклеивание) - один из популярных приемов создания произведений искусства в ХХ в., хотя случаи использования его встречаются и в искусстве более ранних времен. Впервые осознанно и последовательно технику К. применили в своих произведениях кубисты (см.: Кубизм ), наклеивая кусочки старых газет и некоторые другие предметы (дерево, материю) на свои картины. С одной стороны, они выполняли в структуре картины те же функции, что и написанные красками элементы, так как органично включались в композиционное и цветовое единство картины. С другой стороны, включение элементов обыденных предметов в произведение искусства ставило по-новому проблему понимания искусства в целом, уравнивая элементы утилитарных предметов, не имеющих никакого отношения к искусству, с вырабатывавшимися столетиями чисто художественными элементами. Фактически узакониевание приема К. означало революционный переворот в визуальных искусствах. Отсюда оставался один шаг до признания вообще любого предмета обыденной реальности, изъятого из утилитарно-функционального контекста и помещенного в контекст музейно-художест­венного пространства, полноправным произведением искусства, что и осуществил в своих ready ma­des (см.: Реди-мейд) уже в 1913 г. Марсель Дюшан. Прием К. активно использовали футуристы (Футуризм), дадаисты (Дада), сюрреалисты (Сюрре­ализм), представители поп-арта. Его развитием стали ассамбляж и инсталляция. Дадаисты и сюрреалисты включали в свои К. многие предметы и их элементы, подобранные на свалках, обозначив их как objet trouvй (найденный предмет). К. в качестве составной части используют до сих пор представители многих направлений визуальных искусств.

                                                                                Л.Б.

Компоузинг (composing - англ.) - электронный спецэффект, заменяющий комбини­рованные киносъемки; позволяет создать видимость непрерывности переходов, лишенных “швов”, “заморозить” движение, превратить двухмерный объект в трехмерный, показать в кадре след от пре­ды­дущего кадра, создать и анимировать тени и т.д. К. со­­здает фантазматические иллюзии дематериализации объектов, раздвоения их абрисов, утраты непрозрачности, про­ницаемости, взаимовло­жен­ности вещного мира, феноменов левитации.

Н.М.

Конкретное искусство ( фр. - Art concret) - одно из направлений абстрактого искусства, характеризующееся созданием в основном абстрактных картин, содержащих чисто геометрические, нередко математически выверенные формы. Сам термин "конкретное" применительно к искусству возник как своего рода антоним "абстрактному" искусству . Впервые понятие К.и. употребил в своем "Реалистическом манифесте" в 1861 г. Густав Курбе, обозначив им искусство, изображающее "реальные и существующие вещи", в отличие от религиозной, мифологической, академической живописи, т.е. Курбе понимал под К.и. так называемое "реалистическое" искусство.
     Новый, утвердившийся в нашем столетии смысл вложен был в понятие К.и. известным теоретиком авангардного искусства и художником Тео Ван Дусбургом (Doesburg). В 1930 г. с группой единомышленников он опубликовал в Париже единственный номер журнала "Art concret", который был не чем иным, как манифестом К.и. В нем утверждалось, что искусство - это "универсальное всеобщее". Произведение искусства должно быть свободно от каких-либо иных смыслов и значений, кроме собственно пластически-живописных. Оно исключает какой-либо символизм, лиризм, драматизм и т.п. характеристики, внешние для живописи. Картина конструируется исключительно из конкретных (то есть имеющих природное происхождение) пластических элементов, проще - из плоскостей и цвета.  Техника создания произведения должна быть практически механической (анти-импрессионистской) и подчиняться строгому контролю разума художника. Абсолютная чистота и ясность в искусстве достигаются путем использования законов геометрии, математики, оптической физики. Фактически манифест утверждал приоритет геометрической конструктивистской абстракции перед любым другим искусством, в том числе и перед динамической или лирической абстракцией.
     После смерти Ван Дусбурга в 1931 г. его идеи были продолжены целым рядом художников, входивших в достаточно пестрое и многочисленное международное объединение "Abstraction-Crйation" (1931-1936). Среди его наиболее известных представителей можно назвать Габо, Певзнера, Мондриана, Кандинского, Арпа, Эль Лисицкого, Купку, Баумайстера и др. Термин "конкретное" использовался рядом его членов применительно к абстрактно-конструктивистским работам на основе представления, о том, что линия и чисто геометрические формы имеют такое же реальное бытие, как и фигуративные предметы видимого мира. После войны идеи и творческие принципы К.и. активно поддерживал Макс Билл, определявший К.и. как основанное на чисто математических принципах пропорционирования и цветоделения и организовавший с 1944 г. ряд крупных международных выставок К.и., журнал "abstrakt/konkret" и другие публикации, особенно в Швейцарии и Швеции, где было много приверженцев К.и. Одним из главных представителей К.и. в этот период был швейцарец Рихард Пауль Лоозе, разделявший холст на горизонтально-вертикальные структуры цветных плоскостей различных цвето-тональностей. В отличие он неопластицизма Пита Мондриана, стремившегося с помощью своих геометризованных структур выйти в некие духовные сферы, К.и. декларировало отсутствие в искусстве каких-либо иных целей, задач и функций кроме утверждения "самого себя" и образующих его форм и цветов в качестве единственной и самодостаточной цели.

                                                                                      Л.Б.

 

Кэмп (от англ. camp - лагерь, стоянка, место временного пребывания) - термин, означающий в современной эстетике специфический изощренный эстетский вкус и лежащую в его основе специально культивируемую чувствительность, особое эстетическое чувство, ориентированное на все неестественное, преувеличенное до гротеска, иногда вульгарное и грубое, часто шокирующее обывательский вкус, манерное, кичевое (см.: Кич), нередко пошлое, безнравственное, порнографическое, но часто - и предельно утонченное в своем эстетизме (уайлдовское) (см.: Эстетизм) - как в жизни, так и в искусстве. К., как пишет одна из его приверженцев и теоретиков Сьюзен Зонтаг, - это "дендизм в век массовой культуры", извращенный эстетизм ХХ в., подхлестываемый в обществах изобилия постоянной угрозой пресыщения. Чаще всего сторонниками этого вкуса выступают люди гомосексуальной ориентации, но не только они. Стандарты К. - повышенная театральность, искусственность, фривольность, манерность, стилизация. Истоки К. его приверженцы видят в итальянском маньеризме, в изощренном вкусе создателей многих видов и направлений европейского искусства XVII-XVIII вв, в эстетизме XIXв (осо­­­бе­н­но - в живописи прерафаэлитов), в ар нуво (стиле модерн) рубежа XIX-XX в. Такие виды искусства, как классическая опера, балет, кинематограф первой половины века, многие кинозвезды считаются неисчерпаемым источником творческой энергии К. за их принципиальную искусственность. Идельными образцами К. его поклонники считают, например, оперы Беллини, "Труба­дур", "Лебединое озеро", "Саломею" Висконти, "Кинг-Конг" Шедсака, графику Обри Бердслея, архитектуру Гауди, банальную красоту Греты Гарбо, пы­ш­ную женственность Джины Лоллобриджиды и т.п. Андрогинность явля­ется одним из сильных эмоциональных стимулов К. (отсюда его внимание к прерафаэлитам, балету, ар нуво); но так же и противоположное - многократно преувеличенные сексуальные характеристики партнеров и фантастические се­к­суальные практики, типичные для порно-продукции. К. возводится почти на уровень культа его поклонниками и обладает для них некоей герметиче­с­кой семантикой, не доступной профанам. К. "есть вид извращения, - пишет С.Зонтаг, - при котором используют цветистую манерность для того, чтобы породить двойную интерпретацию". Игра и предельная серьезность, экстравагантность и наивность, пошлость и эстетизм - антиномические характеристики К. К. - предельно извращенный и по-своему утонченный эстетизм ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-), последний этап эстетизма.

Лит.: Зонтаг С. Заметки о кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. Избранные эссе 1960-70-х годов. М., 1997.

                                                                          В.Б.

 

     Леттризм (lettrisme - фр.) - художественно-эстетическое течение, основанное в 1946 г. в Париже И.Изу в содружестве с Г.Помераном. Теоретичес­ким органом нового движения стал журнал “Леттристская диктатура”. На его страницах было сформулировано творческое кредо Л. - теоретическая и практическая систематика буквы (lettre) во всех сферах эстетики: буква - основной элемент всех видов художественного творчества - визуального, звукового, пластического, архитектурного, жестуального. Л. - утопический проект освобождения индивида путем распространения креативности на жизнедеятельность в целом, ее глоба­­льную трансформацию, предполагающую отказ от разделения и специ­ализации труда, преобразования экономического, политического, ме­­­дицинского, литературно-художественного порядка.

     В 1947 г. Изу публикует первый манифест Л. “За новую поэзию, за новую музыку”, содержащий более 300 с. и оцененный современниками как крупнейшее культурное событие со времен футуризма, дадаизма и сюрреализма. В нем выдвигаются идеи превращения поэзии в музыку, целостное искусство, способное осуществить древнюю поэтиче­с­кую мечту - дойти до людей поверх границ и национальных различий. Поэзия Л. мыслится как первый истинный интернационал. Ссылаясь на платоновскую концепцию вдохновения и творчества, его диалог “Ион”, Изу призывает вернуть творчеству стихийную силу первоистоков. Концептуальные идеи Л. во многом перекликаются с эстетикой интуитивизма.

     В движении Л. приняли участи более ста деятелей культуры. На­и­бо­лее заметные из них - Ж.-Л.Бро, Ж.Волман, Ф.Дюфрен, Л.Ле­мэтр. Начиная с 1946 г. и по наши дни леттристы проводят выставки, дебаты, культурные акции, выпускают журналы (“Ур”, “Ион”) и другие печа­тные издания.

     Л. оказал существенное влияние на современное, в частности, по­с­тмодернистское искусство. Обращение к мелодии, а не смыслу фразы; игра сочетаниями букв; возвращение буквы к первобытному звукоподражанию, крику, предшествующему слову; превращение пред-слова, пред-знака, иероглифического письма в основу нового искусства метаг­ра­фики предвосхитили некоторые идеи Ж.Делеза и Ф.Гаттари о художе­ственной географике. Высказанная И.Изу в работе “Эстетика кино” гипотеза о грядущей смерти кино, его превращении в перманентный хэппенинг, чистый жест, а кинодиспута - в произведение искусства была реализована ситуационизмом.

     Лит.: Lettrisme et hypergraphie. P., 1971; Isou I. De l’impre­ssion­nis­me au lettrisme: l’йvolution des moyens de rйalisation de la peinture moderne. P., 1974; Curtay J.-P. La Poйsie lettriste. P., 1974; Sabatier R. Le Lettrisme. Les crйations et les crйateurs. Nice, 1989; Lettaillieur F. Encyclopйdie du lettrisme. 5 vol. P., 1989; Groupes, mouvements, tendances de l’art contemporain depuis 1945. 2 йd. P., 1990.     

                                                                                           Н. М.

 

Лэнд-арт (англ. Land Art - природо-искусство) - одно из ответвлений Минимал-арт , когда деятельность художника выносится на природу и материалом для арт-объектов служат, как правило, или чисто природные материалы, или их сочетание с минимальным количеством искусственных элементов. В период 60-х - 80-х гг. художниками В. Де Мария, М. Хайцером, Д.Оппенхэймом, Р. Смитсоном, Христо и др. были реализованы крупномасштабные проекты, как правило, в малодоступных, слабо освоенных человеком местах природного ланд­шафта - в пустынях, горах, на дне высохших озер и т.п. Художники рыли огромные котлованы и рвы различной формы (Хайцер), строили из обломков скал различные нагромождения, выкладывали спирали из камней в морских заливах (Смитсон), рисовали с помо­щью извести некие огромные рисунки на лугах, сооружали крупномасштабные неутилитарные объекты в малонаселенных местностях и т. п. Так, в 1977 г. Вальтер де Мария создал в пустынной равнине в Нью-Мексико объект под названием "Светящееся поле". На пространстве 1 миля на 1 км он вбил в землю 400 стальных стержней (из нержавеющей стали, 16 рядов по 25 штырей в каждом) диаметром 2 дюйма и средней высоты 20 футов 7,5 дюйма (около 7 метров) таким образом, что верхние концы штырей находились в идеальной горизонтальной плоскости независимо от меняющегося рельефа местности, то есть образовывали как бы горизонтальную сетку. Если смотреть на объект с достаточного расстояния на утренних и вечерних зорях, то стержни практически незаметны, но хорошо видно отраженное ими сияние, как бы парящее над землей без всякого видимого источника. В органическом слиянии с пустынным пейзажем, обрамленным живописной кромкой дальних гор, объект по свидетельству очевидцев, производит сильное впечатление некой ирреальной игры природных энергий. Особый эффект возникает на этом поле и при грозе, когда разряды молний концентрируются на металлической конструкции. Один из наиболее впечатля­ющих и живописных проектов был осуществлен Христо в 1983 гг. во Флориде и назывался "Окружен­ные острова". В Бискайском заливе на расстоянии 7 миль от Майами Христо окружил 11 маленьких островов плавающим на воде обрамлением из специальной сверкающей ткани розового цвета (тона фламин­го), общей площадью 6 млн. кв. футов. С воздуха объект Христо напоминал огромные причудливые лилии, распустившиеся вдруг на изумрудной поверхности залива. Свой объект, который считается самым красивым в Л.-а., художник посвятил Клоду Моне (см.: импрессионизм). Для реализации проекта было задействовано 430 рабочих, много других специалистов и техники. В его документации особо подчеркивается, что он экологически абсолютно чист и безопасен.
     Согласно концепциям Лэнд-артистов жест художника переорганизовывает окружающую среду в огромное художественное пространство, где сама природа предстает не пассивным фоном, а активным созидающим началом. Тем самым они как бы утверждали жест творческого присутствия человека в неосвоенных еще пространствах природы в качестве акта сотворчества с природой, креативного единения с ней. Своими проектами Лэнд-артисты протестовали против современной городской цивилизации, эстетики металла и пластика, против приземленного "утилитаризма искусства" в потребительском обществе и конфликта современной цивилизации (и искусства) с окружающей средой. Проекты Л.-а. из-за недоступности мест их организации для публики репрезентировались обычно на выставках с помощью фото-, кино-, видео-документации, которая невольно становилась неотъемлемой частью этих проектов. Л.-а. - одна из попыток художника ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) отыскать на современном уровне пути творческого контакта человека с природой, ее креативными силами и энергиями.

                                                                                                      Л.Б.

 

     Мессидж (message - англ.: послание) - смысл, идейное содержание художественного произведения. М. транслируется реципиенту имплицитно или эксплицитно, может быть художественным либо вне-художественным.

     Эксплицитный М. открыто формулирует теорию, тезис, излагает авторскую позицию (социальное послание в ангажированной эстетике, в частности, экзистенциализме А.Камю и Ж.-П.Сартра 40-х гг.). Имплицитный М. избегает вербализации, используя чисто художественные средства (аллюзии, подтекст и т.п.) для передачи авторских идей (философский М. довоенного экзистенциализма, психоаналитический М. фрейдизма).

     Художественный М. - сугубо эстетическое послание, связанное с эстетическими качествами произведения, эстетическим удовольствием (красота линии, цвета, колорита). К нему нередко прибегают для промоушэна инновационных арт-феноменов, нарушающих традиционные критерии прекрасного (асимметрия, диссонанс и т.д.) Функция вне-художественного М. - передача философских, нравственных, политических, научных и других идей.

Н.М.

     Морфинг (morphing - англ.) - электронный спецэффект, компьютерный способ превращения одного кинематографического объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации. В результате плавных трансформаций форма утрачивает классическую определенность, становится текучей, оплазмированной. Ее неструктурированность воплощает в себе постмодернистское снятие оппозиции прекрасное - безобразное. Возникающие в результате М. трансформеры свидетельствуют об антииерархической неопределенности компьютерных эстетических объектов. Этот спецэффект ведет к возникновению киноэстетики амбивалентной мультиреальности, населенной виртуальными персонажами - киборгами, биороботами, зомби, воплощающими неди­ф­­ференцированность живого и неживого, человеческого и звериного (“Во­лчица”) и т.д. Они лишены характеров, личностного начала, что со­здает выразительные контрасты в случаях сочетания компьютерной анимации и игрового кино (“Кто подставил Кролика Роджерса?”). В ко­­мпьютерной виртуальной реальности ориентация на оптико-кине­ти­че­ские иллюзии “невозможных” артефактов становится эстетической нормой.

                                                                                                      Н. М.

Наивное искусство. Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию примитивное искусство. В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском (как и в некоторых других) языке термин "примитивный" имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Н. и. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), яснос­тью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизаци­онном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой "интернациональной готики"; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-прими­тивистов ХХ в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (францу­зы А.Руссо, К.Бомбуа, грузин Н.Пиросманишвили, хорват И.Генера­лич, аме­риканка А.М.Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
     Н. и. по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных, с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Н. и. архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности последнего. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Н. и., как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депре­с­сив­ной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
     Произведения Н. и. крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примити­вистов ХХ в., которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты художники Н. и. чаще всего берут из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Именно эти качества Н. и. привлекали к нему внимание многих мастеров искусства ХХ в., начиная с ранних авангардистов (см.: Авангард) и кончая концептуалистами (см.: Концептуализм) и постмодернистами (см.: Постмодернизм). Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники ХХ в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Н. и. многие представители ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ-) стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!