Космическая музыка Штокхаузена 15 страница



Заря над ним взошла значительно позже,
когда вопреки всем и всяческим Пикассо
мы в 93-ем крепко срубили
"Художника и модель" и не знали,
что шедевры не стоит продавать, но -
лучше дарить хорошим ребятам !..

И всплыл великий Архетип
древних майя ! Суровый !
И отчеканился Его профиль
на сырой штукатурке в подъезде
старого дома и сиял и светился
чеканный - как на монете бесценной
в Музее Майоля в Париже. Конечно! Авто-портрет!

Профиль - символ Власти и Могущества!
Но - не символ Духа! - сформулировал еще Флоренский.
А мы не читаем эстетствующих флоренских,
когда древние скрижали майя открывают нам свои тайны!

 

Чмо - стри - тро - Чмо !

И не надо навешивать на Адама
Bьstenhalter Евы. Грех есть грех!
И ни Город, ни Вселенная, ни Вечность,
ни даже Ящик
не спасают существо,
наследившее в жизни сей...

Да-да! Да-да! Да-да! Да-!

 

Стучат колеса большого Объекта
по кёльнским каменным мостовым
обезлюдившей России...

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Вернемся, однако, к своим пирогам.
К "Атомной станции".
Как давно это было, Господи!
Кажется, где-то в подвале или на чердаке.
Прекрасное время!
Но как ? Вместить ужас атомной апокалиптики
в подвал деревянного домишки...

Отсюда и поползли "люди в ящиках".
Ходячие символы грядущей катастрофы человечества,
забывшего и отвергшего свою суть,
свою душу, свой Дух;
заложившего их за банку пива, за видик, за "мерседес"...

 

изнывайте теперь в ящиках бессмысленности
и в иероглифах безрассудства,
утопая в роскоши
быстротечного земного бывания!

Amen ! Господа! Amen !

Современный концептуализм, естественно, не терпит никакого, даже примитивного морализаторства, назидания, фило- и хило-софичности. Вообще не терпит ничего! Так что, давайте без этого, без всяких там...
Ящики они и есть ящики! И понимать их и надо ящично. А люди в них - это и есть люди в них! Без всяких закидонов, хотя и муляжи деформи­рованные...

И всё тут!

                         _ _ _ _ _

 

ИЛЬЯ КАБАКОВ

 

 

Комар без крыльев,
или коммунально-кухонный концетуализм N-ого пилотажа.

Собстеннокаллиграфическийлингвопоносилипоносговоренияили"неврозбес­конеч­ногоговорения"этонормальноесостояниедлядушиживущеговкоммуналке.
Ибо море смыслов застывшее там в вязком и плотном воздухе атмосферы бесчисленных запахов и вкусов пролетарского обыденного сознания естественно дает пищу и повод к мыслям о суициде но ванная и туалет всегда заняты соседями или соседками или их бесчисленными детьми да и веревки нынче дорогие а на шнурках от стоптанных башмаков сие вряд ли осуществимо поэтому приходится находить всегда что-то чтобы доказать добрейшему Борису Игнать­евичу и милейшей Марии Николаевне что мы еще живы и будем жить долго может быть даже всегда. Потому что никто не доказал пока окончательно и бесповоротно раз и навсегда что человек смертен хотя бы в этой жизни ибо о той-то жизни все и так известно доподлинно в нашей да и в вашей коммуналке и на эту тему вывешены соответствующие инструкции и плакаты в подъезде каждого дома на Доске объявлений ЖЭКа. Да и речь-то собственно не об онтологии или экзистенции но о гносеологии жеста доказывающего ежесекундно даже ежемиллисекундно а скорее всего просто микросекундно что собстенно и доказывать-то не следует ничего кроме того что настоящий концепт как и все бесчисленные предыдущие и все бесчисленные последующие то есть море письмен и вулкан говорения утверждают и не могут не утверждать ибо призваны к этому ныне и присно и во веки веков: АЗЪ ЕСМЬ (а для дураков - I am ). Ибо задавленное сознание (а как оно может быть не задавлено в советском социуме скажите мне на милость ? да собственно милость здесь вроде бы и не при чем - так уж принято говорить если не желаешь выделиться из серой массы - а выделяться то есть высовываться из окна поезда на станции Тараканово нельзя - тут же подстригут до основания и поминай как звали а если никак не звали то и поминать не будут - а мне хотелось бы чтобы поминали и долго), то есть сознание находящееся под спудом (это такой большой груз на бочке с квашеной капустой у Стефаниды Петровны Крузенштерн слева от двери на черный ход) социо-идеологических напластований естественно деформируется и достаточно причудливым образом во всех направлениях поэтому от него можно ожидать каких угодно вывертов и собственно различных интересных и даже выдающихся концепций направленных на решение освобождения сознания от вышеозначенного спуда (то есть на снятие груза подобного оному на бочке с квашеной капустой у Стефаниды Петровны Крузенштерн из двенадцатой комнаты слева по правому коридору нашей квартиры номер пять на третьем этаже дома невдалеке от набережной - не путать собственно с Домом на набережной ибо там таких квартир нет и быть не могло). И такие концепции естественно были разработаны и в большом количестве реализованы и продолжают реализовываться (или реализоваться ? - здесь что-то пробуксовывает в русской грамматике но не в этом суть - не следует придираться к словам и выражениям и грамматическим неловкостям когда речь идет о главном и глобальном и просто собственно (кажется - это слово-паразит в данной концепции но не в нем же суть) судьбоносном для отдельно взятой заурядной (ибо как было убедительно показано из ряда нельзя выделяться по правилам этой социальной игры ибо усекут(собственно ибо - здесь тоже слово-паразит с которым имеет смысл бороться борясь за чистоту и чеканность русской речи но пока не до этого ибо не в ибо же суть хотя и в нем или в ней (?) тоже) ) личности спокойно (хотя понятно что покой нам только снится) существующей в семиметровом пространстве жэковской комнаты-музея-мастерской. Я кажется устал и потерял конец нити смысла которого кажется (не употребляйте тавтологические слова-паразиты в тексте!) не было да и нити-то не было даже в моем болезненом до обостренного рационализма воображении (и не смысла а мысли ибо (нет ибо я зачеркиваю и пишу так как!) только она способна многое прояснить из того что происходит на нашей кухне заваленной какими-то уникальным предметами повседневного употребления которые вероятно никто никогда не употребляет потому что кухня объявлена давно концептуальным заповедником и у каждой вещи есть своя табличка она музеефицирована и каталогизирована в архиве хранящемся за неимением другого помещения (пока) в общественном сортире но сие не вечно будет длиться ибо уже объявлено что в 1998 году Бобур будет закрыт на два года на глобальную реконструкцию по проекту Ильи Кабакова из нашей коммуналки на предмет перенесения туда всей означенной выше коммуналки с ее экспонатами архивом и всеми жителями которые получат в означенном Бобуре (или в простонародье - Центре Помпиду - это одно и то же пока до реконструкции ибо после оной это будет Центр Кабакова) однокомнатные но с раздельным санузлом квартиры - здесь пора ставить скобку и кажется не одну но я забыл сколько поэтому сталю (пропуски ошибки и опечатки в тексте согласно знаменитой теории великого Фрейда естественно значимы поэтому не будем здесь вставлять выпавшее "в" ибо когда-нибудь поймем что означает эта опечатка) точку. В общем-то скажу вам по секрету дело не в знаках препинания и вообще не в знаках так как мы-концептуалисты не признаем никакой семиотики как специальной или даже общей науки об искусстве. (Вот! буду писать краткими периодами тогда не утрачу нить и не ошибусь в количестве скобок) (Здесь вероятно что-то должно стоять но не совсем ясно что) Искусство вне. Это очевидно всем занимающимся или не занимающимся им. Оно вне! И не следует. Потому что понятно. Здесь уже время процитировать самого Илью ..... для окончательной ясности: "
Поэтому образ моря оказывается здесь очень уместным, как образ непроясненного, но бесконечно жаждущего узнать и прежде всего самого себя - образ единого целостного гигантского тела, особого плазмодия, Соляриса" ( Из сборника "Муха с крыльями"). "Nein, nein, fьr mich ist die Welt vor allem Цde, Last: die Цde eines Eisenbahnwagen, die Цde eines erzwungenen Aufenthalts bei Verwandten, die ich viele Jahre erlebt habe. Darum schreckt mich kein sowjetisches Plakat. Schrecken kann mich eine StraЯe in Berdjansk, auf der ich mich an einem heiЯen Tag herumdrьcken muЯ. Der Horror, dort zwei Wochen verbringen zu mьssen, ьbersteigt die Wirkung jedes Symbols" ( Из диалога с Борисом Гройсом, опубликованном в книге:  Ilya Kabakow Boris Groys Die Kunst des Fliehens. Carl Hanser Verlag. 1991. S.15-16). Отсюда собственно ясно чем жил живет и будет жить главный московский концептуалист отошедший от Москвы и отходящий время от времени от концептуализма но верный своим творческим принципам среди которых главное место занимают  плохие вещи, листание альбома и обрамление пустого пространства .  В этом весь Кабаков.

 Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота. Ужас. Мусор. Пустота.

И все это скрыто под холодной личиной строго размеренного точно рассчитанного концептуально выстроенного порядка, пространства, абсурда. Упорядоченного абсурда. Упорядоченного в его абсурдности абсурда коммунального бытия современного человека. Кажется, не только советского... Ясно, что не только и даже не столько. Ибо густая плазма предельно рационализированного и логизированного абсурда окутывает Землю (а не ноосфера, о которой мечтали некоторые русские идеалисты,), и концептуалисту Илье, хотя и страшно в ней находиться, но зато приятно ее сгущать и даже генерировать. В этом суть и смысл (а все бессмысленное имеет смысл в квадрате, если не в кубе) могучего концептуализма, как современной "постфилософии" (термин Дж.Кошу­та, наверное) победно шествующей ПОСТ-культуры(уже мой термин).
Danke schoen!
Я бы и не стал благодарить вас, да еще по-немецки, если бы не вспомнил гениальные сущностные строки из "Листов сада Мории" от 11 июня 1921
:

Рука ночи хранит жемчужину.
Глаз дня утверждает добычу.
Тьма не темна орлиному глазу.
Являйте новую добычу.
Ночью и днем являйте сроки явленные.
Чую, идет счастье.

В нашу коммуналку уже пришло!

                                           - - -

                                          ИГОРЬ ЗАХАРОВ-РОСС

 Выставка в ГТГ (Крымский вал)
 январь-февраль 1993

по пути в Москву
10 января под Смоленском
сгорел фургон со всеми
экспонатами этой выставки
выставка открылась 21 января


Станция. Стол. TABULA ROTUNDA.
Ворота в Россию. Открылись ли ?
Огнем очищающим. Под Смоленском.
Станция пуста, ибо поезд прошел без остановки.
На небо. Унося материализованное.
Оставляя замысленное. В пустоте
красного темного зала.
Пред вратами России.
Пред вратами Вечности. У выхода
в не-бытие.
Ибо новая икона высветилась
в сознании пришельца
и изгнанника -
Лист древесный огромный экзотический -
распят на Кресте (содрогнулось небесное воинство) и застит Распятого -
болтами на швелере
стального истукана...

 

Поклонитесь Листу,
распятому, вознесенному, нетленному...
Причаститесь Листу, иссохшему и процветшему
на Древе,
новой поросли старого мира,
прозябшего
на каменистых склонах Синая
у мрачных стен Ершалаима...

 

Вкусите от Листа нетления,
пергаменного Листа древнего манускрипта,
папирусного свитка истлевшего
с нетленным словом на иврите,
латыни и греческом
за круглым Столом
в Ротонде стального Швелера -
святого Двадцатого столетия...

и красные отблески
как отпечатки пальца Творца -
на плане храма, воздвигнутого
у врат России,
из архивов мифического зодчего,
погрузившегося в языки
очистительного Огня...

 


Манускрипты не горят...
а от каталога тянет гарью...

                                          - - - - -

 

                                          АНТРОПИКОН

оставим день на кладке темной - не человеческое днесь
и кажется и в улье полдня раскручивается порядно орднунг
не отстает от нас растущее сквозь микроскоп и ровность
длю микрон на тонком срезе острой гладкостью дается
в восемнадцать тридцать один не выехал на узкое
мы долго листья собирали по всей планете ибо что еще
сильнее запаха осеннего на белых стенах с яркой пригорью
и все-таки устрёмно рамочный звезды сионской тонкость линии и четсемприхрям бурмо клястично на ровные выходим уровни зеленых отражений ясности сквозь долгое прямоугольное

 

не так мы знали в дни незнания не так нас бросило
в оставленность не так тянулось сквозьстабильное
а сумеречное врасталось как иероглиф дня ненастного
в остатки долгих ожиданий


ему дается откровение и никому нет дня движения до цели
каменными глыбами стальное будет перевешено и отойти
не дозволяется

 

как круглый лист вкатился в рамочное и острое шарообразилось

 

не будем косо станем по трое
листами пальмовыми выборочно
как будто в зелень хлороформную
уходит все когда-то бывшее

 

кому спасение а кто с прямоугольным должен справиться пока на схемах график круглостью не даст понятия нездешнего входящего как сень в сознание оторопевшее от ясности того что ясным быть не может

 

и никогда им не бывало до
остановки в клетке органического прорастания
на уровне простейших водорослей или
я еще многого не понимаю в микромире
да и макромиры открывшись когда-то опять
затуманились чем-то явно неземного присхождения

 

се - ЧЕЛОВЕК !

 

      - - - - -

 

Схема трансформации карданного вала
на уровне выхода в сенсорно-тональное пространство.

 

Дактилоскопия изучалась древними индийцами так же внимательно, как и другие астральные явления, предвещавшие научно-техни­ческий прогресс Двадцатого столетия от Рождества Христова. Понятно, что фотография растительной клетки занимала почетное место в красном углу каждого шамана, но никто не мог тогда точно определить ее генезис в культуре и собственно сакральное происхождение, ибо микроскоп был только один, и он был замурован в скале за седьмой Статуей Юэн-Канга. Поэтому только тактильное зрение помогало входить в некоторые тонкости музыки Штокхаузена, и в ней хорошо ориентировались буддийские монахи того времени, постоянно перебирая пальцами каменные партитуры в гималайских глубинах.
И никто не мог предположить, хотя использование лазерного луча было обычным делом в Верхних монастырях, что европейцы так быстро освоятся с некоторыми тонкостями трансформационных процессов бытия и активно используют их в своих звуковых инсталляциях и симуляциях древних ритуалов Ягья. Однако и не признать их эстетической значимости они не могли . Пришлось направлять своего человека сквозь временные потоки бытия, чтобы он уяснил смысл сделанных изменений и внес коррективы в изначальную партитуру, хранив­шуюся от века в глубинах Мирового Сознания. Человек вернулся, оставив свой след на втором повороте Истории в виде плана-схемы St.Gereon в Кёльне. На этом оборвалась связь между культурами и цивилизациями и обрывки многожильного телефонного кабеля зависли над Великой Синагогой.
Тем не менее кое-что удалось установить, и древние индийцы с удовлет­ворением отметили некоторый прогресс в музыке ХХ столетия, хотя отдельные партитуры Кейджа дошли до них в несколько обгорев­шем виде.
Здесь-то и выручила древняя дактилоскопия - с ее помощью по отпечаткам, во множестве принесенным человеком-посланцем, были выявлены основные линии жизни духовной культуры и арт-прак­тик Двадцатого столетия и составлены анти-графические карты распределения основных энергетических полей европейской культуры.

                                   - - -

 

остановись на шуме шорох неявленных остатков дней и темное как капель тонких струящихся сквозь пламень лист одним движеньем будет меньше одна не выйдет на простор и как уснувшее сквозь ниши дыро-простор микроскопического странно сливались дни и падали и мы бежали сквозь надписи большой игры туннели прятались вдоль трещин спадали в тень и сквозь программный иероглиф струился день осторожно вскрытых вырытых ростков земного бытия спасает только скальпель или игра сквозь призрак бытия

 

                     - - -

                                       ЭРНСТ НЕИЗВЕСТНЫЙ

 к 70-тилетию мастера

 

 

SUB SPECIE CENTAURI

В галерее "Дом Нащокина" открылась по случаю юбилея первая в России персональная выставка художника. Маленькая выставка - не для масштабов Неизвестного. Но и она дает повод. Вспомнить. Подумать. Поговорить. Еще об одном осколке разлетающейся России.

 

1.

мы приходим в мир не пить вино
и даже не - любить женщин;
но - ворочать глыбы

и дробить скалы
египетских пирамид
истуканов острова Пасхи
непокорного интеллекта
всегда выкидывающего коленца -

мы - кентавры цивилизации

с кувалдами и отбойниками в руках
и с могучими копытами на ногах...

 

что еще ?

 

когда, согласно версии Эрнста, ангел смерти (шемякинского производства) пробил в груди Орфея дыру и вбросил в нее пушкинский "угль, пылающий огнем", что-то сдвинулось во
Вселенной

и забормотали в трепете камни
и залепетали планеты
и шорох, и шепот, и тонкий свист
вырвались на свободу
и закружились в бешеной пляске
вокруг Болта Железного
заменившего фаллос гиганту Жизни
решившему начать саморазрушение
до трубы Архангела
до снятия Седьмой печати
до начала Конца

и раскололись бронзовые черепа
и загудели натужно медные трубы
в полостях пустых стального чрева планеты
и могучие бицепсы плавно переросли в стрелы
гидравлических подъемников
извлекающих из глубин Аида Череп Адама

 

// монстро-мускульно-робото-экспрессивно-сюрно-геометризованные пластические всплески истории - не случайность в нашем веке; здесь Маркс был совершенно прав, ибо чудовище капиталистической цивилизации, скрещенное с тоталитарно-националистическими тенденциями ряда -измов , породили такие жуткие мифологемы, смысл которых не читается, но облик их заставляет цепенеть и леденеть и просто испаряться из этой жизни... - но это так, к слову пришлось, - к теме не относится //

 

 

Для меня Неизвестный - гениальный рисовальщик. Его рисунки 60-х - 70-х годов - шедевры. Скульптура же остается в моем восприятии по большей части эскизно-невнятной. Вероятно потому, что я практически не видел ее в оригинале - реализованной в масштабе замысла художника. Знаю только массу мелких эскизов и проектов к большим скульптурам (как и на этой выставке в Нащокине) - по крупному счету это не очень вдохновляет и не идет ни в какое сравнение по силе, экспрессии, точности и ясности художественного языка с лучши­ми (и многочисленными) листами его графики. Во всяком случае, увы, своего Мура у нас не получилось, хотя кое-что есть. P.S. Однако, его серия иллюстраций к Екклесиасту - это очевидный упадок. Здесь Неизвестный кончился как большой художник и явил нам угасание мастера.       на полях хотелось бы заметить, что большинство (если не все) русских, сложивших­ся как оригинальные художники в России (то есть в Советском Союзе!), на Западе не добавили практически ничего нового к тому, что обрели здесь. Кроме, разве что, количества и масштаба арте-фак­тов. Чужая почва все-таки не так питает нас, как отечественная. Исключение составляют те, кто сфор­мировался в качестве художника уже там, за бугром.  

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!