Космическая музыка Штокхаузена 13 страница



надувные резиновые игрушки -
лучший подарок
к 50-летию философа.

 

        + + +


 

 

ЭНДИ УОРХОЛ

 

1. Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар.  Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли.  Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.
Пресли. Кола. Мэрилин. Доллар. Суп. Энди.

 

 2. Зубы как жемчуг
Губы - коралл
Волосы - золото
Бюст из фарфора - Мэрилин.

Губы - коралл
Зубы как жемчуг
Волосы - золото
Бюст из фарфора - Мэрилин.

Волосы - золото
Губы - коралл
Зубы как жемчуг
Бюст из фарфора - Мэрилин.

Бюст из фарфора
Зубы как жемчуг
Волосы - золото
Губы - коралл - Мэрилин.

 

                + + +

 

 

       ЖОРЖ СИГАЛ 

             Люди из гипса

Улица туманна. Саксофон белесый.
Темная аллея вперехлест конца.
Вереница белых
в позах людей застыла -
знамение века или его


финиш
стоит
уходя
не кричите
мраморной
крошкой
умойте
друзей
вставших
из белой
мучицы
застывшей
надо бы
воду
да нечем
залеплен
гипсом
овал
там где
должен
быть рот
дайте
дышать
никому
не хватает
может быть
после нас
будет
потоп
новый
пока же
замрите
в молчаньи
до срока


которого ждет белый ударник
на белой гитаре струны распались
и нет белизне выхода
в темные воды аллеи
в красные линии черного сна
статуи синие неба синее
белые люди белей лебедей
нет в обнаженности белой покоя
есть распыление гипсовых дней.

Пойте и пейте пока не застыли
ваши из гипса...
ваши из персти земной телеса...
Души когда-то в них тихо вдохнули -
души вспорхнули
и персть - замерла...
   + + +

 

           БИЛЛ ВИОЛА


                                              Video-Klang-Installation

Кленовый лист на мокром асфальте
и капля на нем дрожит как слеза

   // афтер - круша - штекель - штумель -
бурма - бурма - бурма - шмяк ! //
Колос золотистый наполнился силой земли и солнца
и тянет упрямо тяжелую голову ввысь, ожидая прихода
   // турба - мурба - строкен - жокен - мужри - шаки -
стаб - стаб - стаб - ахти - фусс !//
Мирно на пастбище овцы застыли, их не смущает
космический век, видео-клипы в глазах их сияют, не покидая
альпийского рая
   // зур - зорб - зиба - зира - сапор - рюки -
буре - буре - буре - а-р-р-р- ку ! //
Бесшумно скользят по глади морской белые тени
прекрасных созвездий, их не страшит
   //трах -бах - пух- рух - ляп - сяп -
муки - муки - шарк - марк - бух ! //

            острофигурный шлярдик интракуч !

 

                        + + +

 


Это пришло не сразу. Зрело.
И открылось в саду. В тонком сне:
   Радис радис радис ас де пардье !
Здесь сокрытость открытой вещи !
Усиvvя* вещи.
Вещь - усия !
Ибо ряды концепций - не ряды. Пустота
 - как основа. Тишина - как сущность.
Прорыв и открытость.
                   Вещь в себе - не вещь.

     Основа. Основа стояния - против себя.
     Вычислено и принято - как стояние...
     Браусининг !
     Натяжение - тяжесть - падение.
                     От-стояние - как основа !
     И самое: - утрата - утрата - утрата !
     Обломок -
                         усия !
     Обломок в себе - не обломок - усия !
                  Радис радис радис ас де пардье !

Усилие к центру - утрата Духа.
Усилие пусто. Усия. Усия !
Натруженно. Сухо. На автобане.
Отры-
      вочно. Очно и слышно.
Пронзительно движение к Центру -
                                         хэви метл !
Хэви. Пусто. Пусто как густо,
ибо остекленело металлическое клише
и движение внутрь по спирали
как падение -
                   выпадение в падаль !
        Радис радис радис ас депардье !

Удручающе. Выморочено. Выворочено
       из бытия
                       и выставлено на показ.
Как наказ и указ
        потомкам - наказание предкам.
Выборочно - из всего.
Все открыто. Обломок вещи
                   Вещь обломка
                   Обломку вещи
Все открыто ! Ибо - усия ! Усия ! Облом !
Нет движения. Нет смерти. Нет жизни.
Нет искусства !
Импульс. Корпускула. Астеническое.
         Радис радис радис ас де пардье


Расплющилось. Ощерилось.
Обмишурилось !
Браусининг !

Не молчание - крик о помощи ! Зов в ночи !
Ибо что Оно - это
                           выкрикнутое,
это - вмазанное в кирпичи
Бессмысленной кладки века ?
Что Оно ?
 
Оно ! Man ! Безкрикое !
Оставленное без лица !
Здесь уже до Лика -
                              перехлест конца !
Или
    начало века ?
Съежилась тень в саду.
Нет уже человека... Нет ничего...
В бреду или в оза-
                           рении:
  Радис радис радис ...
                        ас...де... пардь-е!

 
                  + + +

 

                                       РЕЙНХАРД МУХА

                                            Mutterseelenallein


                              (( 16 тяжелых витрин, в 15 из которых
                                  помещены фотографии различных стульев
                                  для посетителей большой художественной
                                  выставки в Дюссельдорфе))


одинок человек в этом мире забвения
труден и тягостен жизненный бег
руки как гири повисли от бремени
рамы тяжелой житейских невзгод

только на стуле спасенье от пресса
всех неземных и земных виражей
грузной телеги со скрипом летящей
по бездорожью обшарпанных дней

в стуле стабильность устойчивых линий
прочно упертых в паркетную твердь
и несмотря на различие формы
стул будет ныне и присно и впредь

могут быть самые разные спинки
многообразен и ножек изгиб
и лишь сидения горизонтальны -
вектору тяжести - стопор и щит

этим едины они и сильны -
помощь реальная нам человекам
в нашей борьбе безысходной и дикой
с тяжестью груза бессмысленных лет

стул - это друг одинокий но верный
знает он горечь бессонных ночей
тяжесть тоски беспросветных стенаний
перед закрытою дверью любви

мощно четыре свои упирая в твердь
на себе он влачить обречен все
что гордость и честь составляет
этой земли от начала веков

прочно со вкусом сидящий на стуле
гимн не один ему может воспеть
и будет прав ибо в мире подлунном
нет инструмента важнее чем стул.


                + + +

 

      ОН КАВАРА
                                             Date Paintings. 1966 - 1990.

 


И Ю Н Ь . 16 . 1992


Он Кавара ежедневно заваливает Бездну
датами нынешнего дня.
- Жизнь - это миг
между прошлым и будущим,
только лишь миг, -
за него и держись ...
Он Кавара держится крепко...
Он ухватил время за яблочко
и держит
вот уже более четверти века.

Время бесконечно,
каждый миг его неповторим и уникален.

Всмотритесь в даты -
не отыщется двух одинаковых
ни на миллион лет назад
ни на миллион лет вперед...
Ибо сущность каждого мига -
уникальна...
Сочетание несметного числа
фактов, событий, явлений,
предметов, движений, рождений,
смертей, дождей, снегов,
падений, подъемов, звучаний,
сияний и т. д. и т. п. -

каждый миг - своя корпускула уникальности
и никогда не повторится ...

МИГ - это стянутая в точку
бесконечная Вселенная...

 

Он Кавара схватил МИГ
в своем творчестве
и швырнул его в Бездну
небытия...
                   Тривиально.

                    + + +


 ЙОЗЕФ БОЙС


             1.
шаман бубен евразийский
полу-тотем полу-крест
полу-заяц полу-лось
станем - монем - шонем - голем
полу-глина полу-войлок
полу-длинный человек
в меховой медвежьей шкуре
лисий глаз и нрав койота
установка на Восток

      от которого и Запад истекает
      стоном тяжким устремляясь
      в ток недвижный
      металлических потенций бытия
      и бесформенных сакралов недоступных -
       всякой формулы и формы архетип ...

ибо топот - чингизиды
обгоняют каролингов
и в базиликах романских
и в палаццо ренессансных
прорастает войлок плотный
через мрамор и гранит
и неявный облик юрты
сквозь собор Петра святого
проступает в дни ненастья
и над веко-вечным градом
желтым призраком парит ...


                 2.
Удар молнии в расколотое сознанье
спаял в едином порыве отринутое веками...
засветились потоки лавы
на чугунных поворотах истории
и из арктических льдов
южная муха
вонзила острое жало
в алюминиевый зигзаг оленя.

Берегите козу !

Она - источник жизни и благополучия
всего живого,
когда на трехколесной тележке
жалобно вскрикнет кирка...

           это стадо пращуров
           обложило светоч жизни
           и, мрачно извиваясь, стягивает кольцо
           на его шее...

бесконечно поползновенье вокруг сияющего,
и ни один треножник
не выдержит напора
хтонических сил ...
разве что - ослепительный удар молнии
обуглит все, вцепившееся в шею
устремленного ввысь оленя,
да северное сияние
облегчит страдания живоносцам истории...


                    3.
на плоскости того, кто вышел
сквозь степь татарскую к незримым
магическим основам бытия
поставлен памятник оленю
или лосю или зайцу,
чьей кровью жертвенной омыт
и освящен и принят к исполненью
мир западный,
греховный изначально уж тем хотя бы,
что не смог спасти от гнева
Грааль священный
и под свист и грохот стали
на переплавку сдал колокола,
кресты, и чаши, и сосуды священные
и вышел из Игры ...

                как дева Афродита вышла
                из пенных волн, оставив
                на мощных древних бревнах мира
                из тонкой белоснежной ткани
                намокшее белье сверхбытия.

 


Бойс, Йозеф (Beuys, Joseph, 1921-1986) - один из крупнейших немецких художников, близких к концептуализму, второй пол. ХХ в. C 1941 г. участвовал в качестве летчика немецкой авиации во Второй мировой войне на Восточном фронте; в 1943 г. был сбит в Крыму между советским и немецким фро­н­тами. Его спасли местные татары, согревая и залечивая раны с помощью народных средств - войлока, животного жира и т. п. Эти ма­териалы затем заняли главное место среди материалов его искусства. До 1945 г. был в советском плену. Вернувшись в Гер­манию, учился в Дюссельдорфской художественной академии. Начал выставляться с 1953 г. В 1961-72 гг. - профессор Дюссельдорфской академии. С конца 60-х активно занимался политической деятельностью лево-демокра­ти­ческой ориентации, создал студенческую партию, участвовал во многих политичес­ких акциях, за что и был отстранен от преподавания в Академии; в 80-е гг. сотрудничал с партией Зеленых. Считал для себя участие в политической и социальной жизни не менее важным делом, чем ис­кусство. Б. - ти­­пичный представитель ПОСТ-­куль­туры. С начала 50-х гг. работал в области создания абстрактно-предметных объектов , пространственных скульптур, ин­сталляций, энвайронментов, с 1963 г. ре­гулярно создавал (и активно участвовал в них) перформансы. Основные материалы его объектов - предметы, бывшие в употреблении: одежда, мебель, бесчисленные вещи домашнего обихода, детали различных приборов и механизмов, электро- и радио-аппара­туры, но так же и засохшие продукты питания (хлеб, сыр, колбаса), сушеные насекомые, чучела птиц и мелких животных; часто работал с медью, сталью, алюминием, но особой его любовью пользовались фетр (или войлок) и твердый жир, которые он впервые ввел в арт-практики и активно эксплуатировал, охотно объясняя их символическую значимость в жизни людей. Многим из своих объектов и проектов Б. давал символические (часто абсурдные) названия, требовавшие толкования. Он первым разъяснял символику и семантику своих произведений, намечая тем самым путь для дальнейших герменевтических процедур. Иногда его творчество обозначают как "тяжелый символизм". Точнее было бы назвать его атавистическим или архаизаторским символизмом постмодернистского толка. Активно используя в своих объектах и энвайронментах множество предметов из повседневной жизни, Б. отмежевывался от реди-мейд Дюшана и идеологии использования вещи концептуалистами, хотя на пра­к­тике был близок к этому направлению. В его проектах все вещи и их синтаксичес­кие связи, как правило, символичны. При этом семантика его символических полей поддается только частичной вербализации. Она возникает на пересечении двух предметно-визуальных семиотических уровней. С одной стороны он, как и многие его современники, активно использовал в своих инсталляциях и перформансах предметы и материалы технической цивилизации; с другой - материалы, продукты и порождения природы. Из материалов это твердый жир и фетр; кро­ме того большую роль в его проектах играют некоторые животные (их знаки, ме­р­т­ные тушки или чучела и даже живые особи), которые лично ему представлялись почти сакральными: олень, койот, заяц. Фетр и жир ((из толстого фетра он делал объекты-одежду, заворачивался в него в пер­формансах, размещал в той или иной форме в пространстве экспо­зиции; из жира изготовлял большие геометрические скуль­птруы (Музей искус­ства в Мёнхенгладбахе), знаменитый "Fettstuhl" ("Жировой стул", 1963), использовал его в перформансах)) связаны у него с изживанием психической травмы, полученной во время войны, когда эти вещества спасли ему жизнь. Их витальную энергию Б. попытался сконцентрировать в своих про­ектах. С этой же травмой, видимо, связано сакрально-магическое отношение Б. к названным животным, к анимизму природы в целом. На отыскание глубинных связей между витальными символами природы и предметами внешне конфликтующей с ней технической цивилизации в основном и ориентировано творчество Б. В его толкованиях олень предстает "теп­лым, позитивным элементом жизни"; он появляется в моменты смертельной опасности для человека, одарен особой духов­ной силой, является проводником души. Фетр (войлок) - изолятор, хранитель энергии (тепловой, прежде всего, ибо тепло спасло замерзавшего в зимнем Крыму Б.), защитник покоя и тишины; его серый цвет усиливает по контрасту гаммы природных цветов и т. п. Жир помимо сакральной целительной энергии символизирует природный позитивный хаос; его меняющиеся от температуры форма и свойства - символ глубинного витального начала в жизни. Подобной наивной семантикой Б. наделял все свои работы и их отдельные элементы. С ее помощью он искал пути проникновения к первоистокам жизни, природы; с ней же связывал и свои упрощенные представления о социальной справедливости и переустройстве общества на новых "естествен­ных" основаниях.

       В концентрированном виде (мно­жес­тво объектов и элементов перформансов) творчество Б. представлено в "Блоке Б." в Гессенском музее в Дармштадте. Этот Блок, занимающий сегодня 7 залов, формировался с 1967 г. при активном учас­тии самого Б. Он хорошо отражает все стороны его творчества. Фактически перед нами в сжатом виде вещный космос жизни среднего европейца середины ХХ в., который при исполь­зовании заданного самим Б. герменевтического ключа разворачивается в достаточно сложный семантический ландшафт, пульсирующий и какими-то архаическими сакраль­но-маги­ческими энергиями, и витальными потоками, и атавистическими представлениями, и евразийской мифологией, и совре­менными цивилизационными ритмами и по­литическими страстями. Например, хранящиеся здесь подшивки газет сам Б. называл компактными "батареями" (акку­муля­торами) идей, содержащими такую информацию о нашем времени и общес­тве, какой (по объему) не дошло до нас от многих столетий прошлого.

       Перформансы Б. были наполнены духом шаманизма. В них он пытался обрести некий глубинный опыт контактирования с природой через посредство своеобразных симулакров магических действий с природными фетишами. В одном из перформансов он 9 часов пролежал на полу завернутый в рулон из войлока в компании двух мертвых зайцев. Углы и стены комнаты были залеплены жиром, на стене висел пучок волос и два ногтя. Через микрофон Б. издавал какие-то животные звуки (имитируя голоса зайцев и оленя), которые вперемежку с современной музыкой транслировались по всей галерее и на улицу. В перформансе "Как объяснять картины мертвому зайцу" (1965г.) он покрыл свою голову медом и золотым пигментом, привязал стальную подошву к правому ботинку и войлочную к левому (изображая этим "тяжелое основание и душевное тепло") и затем провел три часа в молчании, гримасами и жестикуляцией объясняя свои картины мертвому зайцу, которого держал в руке. Один из перформансов 1966 г. с обитым фетром роялем но­сил название: "Гомогенная инфильтрация для рояля, талидомидний ре­бенок - величай­ший современный композитор". В другом перформансе Б. играл с живым койотом и т. д. и т. п.

       В Музее современного искусства во Франкфурте/Майн в специальном прост­ранстве размещена классическая инсталляция Б., озаглавленная "Blitzschlag mit Licht­schein auf Hirsch" (варианты перевода: "Олень при вспышке молнии", "Разряд молнии в оленя" и т. п., 1958-1985). Удар молнии изображен здесь в виде вертика­льной шестиметровой клинообразно рас­ширяю­щейся к низу бронзовой формы, первоначально замысленной как гора глины. На полу расположены некие формы из алюминия, означающие оленя; вокруг них разбросано 35 аморфных мелких форм, символизирующих праживотных; находящаяся неподалеку трехколесная тележка с киркой на ней означает козу и некая форма на подставке для работы скульптора - Boothia Felix - полуостров на северном побережье Америки. Современный искусствовед дает следующее толкование этой композиции: "Boothia Felix и Blitzschlag, как два вертикальных элемента в простран­стве, указывают на первичные силы природы, силы и энергии неба и земли, и на истоки наук о природе и ее закономерностях. Горизонтальные, распростертые на полу фигуры животных: оленя, праживотных и козы описывают начало эволюционного процесса в мире. История творения становится понятной и речь при этом идет об отношении природы и культуры" (М. Крамер). Сам Б. так определял назначение искус­ства: "Зада­ча искусства заключается в том, чтобы витализировать образность человека... Искусство необходимо не для того, чтобы объяснять вещи, но для того, чтобы поразить человека и активизировать все его органы чувств: зрение, слух, чувство равновесия...". Собственно на это и была направлена вся его деятельность как художника.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!