Космическая музыка Штокхаузена 14 страница



       Лит.: Tisdall C. Joseph Beuys. N.Y., 1979; Adriani G., Konnertz W., Thomas K. Joseph Beuys. Leben und Werk. Kцln, 1981.


                           Л.Б., В.Б.




          БРЮС НАУМАН
               
                                                  Perfekt Balance


 НА ЭЛЕКТРОННОМ ФАЛЛОСЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 БОЛТАЕТСЯ ОСВЕЖЕВАННЫЙ
 С УРЕЗАННЫМ ЯЗЫКОМ ЛИК КУЛЬТУРЫ
fuck you ! - КРИЧИТ КРИВЛЯЮЩАЯСЯ
 ЦИВИЛИЗАЦИЯ С ВИДЕО-ЭКРАНА;
 - фалл тебе обрезанный, - МРАЧНО
 ЦЕДИТ КУЛЬТУРА, ОБЕЗОБРАЖЕННАЯ,
 НО ВСЕ ЕЩЕ ТРЕПЕЩУЩАЯ...


мозг плавится в термоядерной бане
лазерный нож чистит кожу и мясо
с извивающихся костей
капли расплавленной плазмы проступают
на лике истории
и что-то струится из-под черных ногтей...

хочется пить человеку и зверю...
дайте не уксус, не чистый бензин...
хочется пить даже если без шкуры,
даже если по острым каменьям
ужасно кричащее тело
безжалостно тащит судьбы карусель...
очень хочется пить...

но баланс не нарушен -
соль на рваные раны - электронный век
кожу - на барабаны
мясо - на рекламу супермаркета -

безостаточное производство
закон сохранения
ничто не пропадет от тебя -
шедевр этой жизни - земляной человек...

не кормите червей
лучше соки - в компьютер

лучше жизни энергию - в электронный мешок
лучше то, что зовется душою и духом
перетрите спокойно в зубной порошок...
неужели - действительно?.. бесповоротно?..
просто так перетрется все в порошок?..
но - "баланс совершенный"... ведь он не нарушен?..
просто нужен Культуре
                                    термоядерный шок !


                           + + +

 

 


Баланс на конце фаллоса.
Устойчивое неравновесие - голова из пластика
и видео-мастика. Теле-бурда !
Расслюпотиночное как музебрудное !
Остебляночно ! Фак !

Один на конце блямкнул ! Абди !
Другой на конце блямкнул ! Абди !
Третий на конце блямкнул ! Абди !
Четвертый на конце блямкнул ! Абди !
Пятый на конце блямкнул ! Абди !
Не отчаивайся !
Так - девятьсот девяносто девять раз !
Тогда - нирвана ! Абди ! 999 ! Абди !

 

Расстеблило бутылочно
                  как по бетону. Стальной
взлет !
От блеска - зубоскально и установочно !
Выставляж !
Замотано ! Замотано ! Замотано !
В обмотках миллион ! И устиблятивно...
Сиракузно в расплавленной
                                             тишине.
Мракостояние
при грохотоблестской обулдяжке !
Расплюндявило по фермоглазу -
Всевидящему !

Рев аструменций ! Когда распиловочное ?
Не завтра же ? Вечность уже открылась
любомудрым ваятелям.
Они - в пластике
         красно-сине-фиолетовые..
Клеточки-клеточки-клеточки -
Шах ! Мат !
Бурый глаз - астероидно !

         - - -

 

ИГЛА ММК ПРОНЗИЛА СОЗНАНЬЕ
И ПАЛА НА КАМЕНЬ СУХАЯ ВОДА
УСТОЯВШИХСЯ БЛОКОВ, ТРАДИЦИОННЫХ РЯДОВ,
НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.
ТЕЛО И ПРЕДМЕТ.
ТЕЛЕСНОСТЬ И ПРЕДМЕТНОСТЬ.
ВЕЩНОСТЬ ЧУВСТВЕННЫХ РЕАЛИЙ.
ВЫТЕКАЕТ, ОБТЕКАЕТ, ЗАТОПЛЯЕТ,
ОБВОЛАКИВАЕТ И ПОГРУЖАЕТ
В ТЕМНЫЕ ПОДВАЛЫ ТОГО,
ЧТО ОЖИДАЕТ СВОЕГО
МУЧИТЕЛЬНОГО РОЖДЕНИЯ,
ЯВЛЕНИЯ
НА СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ
ОСКУДЕВШЕГО СОЗНАНИЯ.
ПОСТАВЬТЕ АУДИО-ВИДЕО-ПАМЯТНИК ТЕМ,
КОГО МЫ
ЕЩЕ НЕ ЗНАЕМ В ЭТОМ СТОЛЕТИИ
!
ТРАВА ЗАБВЕНИЯ
ПРОРАСТАЕТ СКВОЗЬ
КРАСНЫЕ СТЕНЫ
МЯГКОГО ТРЯПИЧНОГО БЫТИЯ
В ВАННОЙ КОМНАТЕ...

ЗАПОМИНАЙТЕ ДАТЫ
НАПИСАНИЯ ДАТ !

И СТОЙТЕ НА УШАХ !

          + + +

    МЯГКИЙ МИР И
    СТРАШНЫЙ МИР
    ОСТРЫЙ УГОЛ !

    ММК НЕ УТОНУЛ -
    В Ы Ж И Л !

 

          + + +

 

Столь оптимистично завершал я ПОСТ-адеквации об ММК в 1992 г. Затем еще несколько раз в течение последних лет удавалось побывать в Музее. В нем регулярно (каждые полгода) меняют (и существенно) экспозиции, добавляя всегда что-то из самых новых поступлений. И доменялись. К осени 99-ого музей превратился в совершен­но скучное учреждение, отражающее усталость и отсутствие изобретательности и какого-либо творческого горения у современных ПОСТ-артистов. Появилось множество фотографий. Фото сегодня переживает второе рождение в ПОСТ-культуре. Ощутив кризис и разложение всего и вся, ПОСТ-артисты ловят каждое мгновение в обычных, хотя и высокого качества, фото. Обилие почти-порно-эро­тических фото каких-то японцев, утонченно эстетизирующих эросогенные и мазохистские позы и жесты прекрасных японских моделей. И возврат к живописи - плоскостной, плохой по качеству, утратившей все достоинства настоящей живописи - сознательные симулакры живописи - портретной и крупногабаритных ню. Все как-то вяло, анемично, дряхло во всех отношениях. Почти физиологически вызывает зевоту. А.Сломински заставил целый зал всевозможными капканами и ловушками - на всех возможных зверей мира... 

ПОСТ- как капкан для искусства.
ММК сегодня - капкан и для ПОСТ-...

 

Отсюда последним аккордом явился «Реквием» по ММК.

 

Requiem aeternam

 

не поем опускаемся в темное
долгие тонкие сломы сквозь сталь
капает где-то ржавеющим в таз
окна ли двери ли крышу ли сдернуло
пусто and тянет гвоздем в паутинь

девочки голые клёво поставлены
сексом японским забить эту брешь
нет никого в запустевшем подрамнике
длинно ряды мышеловок und синь
Kunst вообще и «искусство» зашкалено

art et сопливость and вялость систем
все ускользает в расслабленность старости
kai; в экспозиции гаснет не в кайф
падают листья осеннею тяжестью
Франкфурт хоронит бесплотную тень

«нет» почему-то два раза писалося
«нет» не желал я Музею пропеть
грустно: столетье с собой забирает
всех однодневок не сбывшихся днесь

всласть погулялось ли - сил угасание
дряблость сознания тонкость ушей
взгляд затуманился члены усохшие
хрипы последние кровь на губах

залы ловушками все переполнились
страстно пытаемся жизнь уловить
тщетны усилия всуе старания
ветер гуляет сквозь рваную синь

слава усопшему! прах остывающий
долго мы будем по миру носить
слава желавшему! но не попавшему
но не сумевшему мир покорить!

 

                + + +

 


 

 

- РОССИЯ - РАЗЛЕТАЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ

Арнольд Тойнби, выделив среди пяти, по его классификации, ныне сущест­вую­щих "цивилизаций" православную, главную роль в которой сегодня иг­ра­ет Россия, и западнохристиан­скую (западную), еще в середине века конста­тиро­вал, что они обе находятся сейчас в "постхристианской стадии сво­ей исто­рии". При этом он подчеркивал, что существенное различие этих "ци­ви­лиза­ций" коренится в их конфессиональной при­над­лежности. И так действительно было, пожалуй, до сере­ди­ны нынешнего столетия. Однако вступление в "пост­хри­с­­ти­анский" (по-Тойнби) период уже само по себе дол­жно было сгладить многие различия между этими "цивилизациями". Что и происходит на самом деле ныне. Только я называю это глобальнее (и сегодня это виднее, чем полстолетия назад) - ПОСТ-культурой. В ней равны и почти одинаковы и "эллин и иудей", и "постправо­славный" и "пост­католик".
  Это относится во многом и к сфере арт-культуры. При этом особые усло­вия советского тоталитаризма, в которых Россия просуществовала большую часть ХХ века, естественно, наложили свой отпечаток на русскую культуру и ПОСТ-культу­ру, как в це­лом, так и в отдельных направлениях и в отдельных личностях.
Одна из главных тенденций - центробежная. Художественная Россия разлетается от сво­его православного Центра, хотя и про­должает сохранять в своем менталитете, в своем генофонде многое от своего богатейшего и уникального культурного наследия. Однако ПОСТ- есть ПОСТ- , и от этого никуда не денешься.
Да, кажется, никто и не собирается никуда деваться, а с детской радос­тью бежит в Америку, Германию, Францию или просто в свою затуркан­ную московскую мастерскую (под лестницей в заплеванном подъезде), запирает окна и двери и с вожделением листает каталог какого-нибудь Кунеллиса, Тэнгели или Бойса под записи Штокхаузена и Кейджа.
Какое уж здесь православие, прости Господи !

И тем не менее...

 

 

НИКОЛАЙ МАКАРОВ

                Новый мотив на тему "Русские в Берлине"

 

«Ночь и смерть
мне всегда доверяют.
Сопровождают меня.
Я могу на них положиться»

     (Макаров)


мы не войдем туда где тьма
сгустилась плотными слоями
и по окраинам неведенья
не встанем крылья опуская

о чем бы не шептали темные
они плывут в ладье безликости
и участь их - не в свете вечности
а в древнем хаосе бессмысленном

                   +

 


В борьбе с хаосом богооставленности - карой нашего столетия или новым испытанием для слабеющего духа нашего - мы обращаемся к софийному наследию прошлого, мы ищем спасения от Геенны вещизма и потреби­тель­ства постиндустриального "рая" цивилизации в истинных ценностях Культуры, которыми, к счастью, пока богато наше наследие, - не все еще уничтожили, хотя и проводим эту варварскую акцию последовательно и методич­но... Но есть еще к чему прильнуть пересохшими устами вожделе­юще­му духовного источника... Рембрандтовскую "Данаю" в ленинградском Эрмитаже манкуртизм успешно уничтожил, но, слава Богу, еще много Рембрандта сохраняется в мире (и в том же Эрмитаже, уже санкт-петербургском), и есть еще с кем вступить в духовный диалог и от кого напитаться современному иска­телю Духовного в искусстве...


                                            +


С 1975 г. мне относительно регулярно удавалось бывать в Берлине, сначала - в Восточном, естественно, в 1989-ом, незадолго до объединения Германий - в Западном, затем - в Едином...
Я люблю и не люблю этот город одновременно...
Что-то всегда тянет сюда (как и многих русских прошлого), но что-то и отталкивает...
В 75-ом нам, запуганным интеллигентам из соцлага России, и ГэДыРа казалась землей обетованной... Дрезден, Галле, Ваймар, Грайфс­вальд, Эрфурт, не говоря уже о Кведлинбурге, Хальберштадте, Наумбурге, Бад-Доберане или "Саксонской Швейцарии" - это однозначно позитивные эмоции... Живое окно в европейское искус­ство, культуру, природу. Но вот Берлин - всегда двойственные впечатления. Конечно, с одной стороны - Museeninsel, хорошие библиотеки, друзья среди столь же запуганной и зажатой гэдээровской интеллигенции, как и в России... а с другой, - что-то мрачное и серое гнездится где-то не только в старых районах, напоминающих одновременно и о нацизме, и о сталинизме, но и в самом излишне плотном и тяжелом воздухе Берлина, в его какой-то давящей атмосфере... и конечно - СТЕНА - реальный, огромный, воо­чию видимый символ ГРАНИЦЫ нашего соцлага, в котором мы роди­лись и обречены за грехи наши окончить свои бренные дни...
А из-за Стены под Брандербургскими воротами и рядом с ними на нас как на невиданных зверей взирают со специальных смотровых площа­док западные туристы (в 89-ом и мне довелось посмотреть с той сто­роны, с Запада, с этих площадок в толпе западных зевак сюда - на Восток, в соцлаг - странное впечатление... ). Между нами Стена, ко­лючая проволока, вооруженные солдаты и хорошо простреливаемая "нейтраль­ная полоса"... Стрелять-то в нас, своих, восточных, если побежим или полетим туда - на Запад; сюда-то оттуда ни бежать, ни лететь желающих почему-то не было - только смотрели... с удив­лением и страхом...

      А на "нейтральной полосе" цветы - необычайной красоты...

В общем-то я совсем не о том... Я не собирался о политике... Я вроде бы об искусстве... Но Берлина без политики не бывает... Берлин - это сим­вол политики ХХ века... Страшный символ, темный символ - как темен был Рейхстаг в нашем восприятии - на той стороне, а Лубянка - на этой, уже - в Москве...

Отсюда, конечно, и политические мотивы в первой большой серии работ берлинского (восточного, увы ) новосела Макарова - "Поздняя свобода"... Да свобода ли это была ? Я бы назвал этот цикл "Опоздавшая навсегда свобода"...
                            
                                                +


Есть в Берлине особые уголки, сохранившиеся от начала века, а может быть и от прошлого даже... Темные, глухие, закопченые от дыма, сажи, выхлопных газов. И там - какие-то темные кромешные подъезды, и узкие крутые скрипучие деревянные лестницы, и нет на них света, и уголь для отопления до сих пор носят в корзинах из подвалов на пятые и шестые этажи, а мусор - в обратном направлении...
А ночами изредка хлопнет дверь, и проскрипят ступени, и откуда-то пробьется робкий лучик какого-то мерцающего света-не-света, но чего-то подобного, на секунду высветив то ли колченогий стул, то ли желез­ную кровать, то ли угол стола... и все смолкнет надолго... только черные тени кошек сквозь кромешную тьму беззвучно скользят в про­странстве Берлина - центра Европы... (Уже значительно позже я вычитал описание подобного сюрного города у Алена Роб-Грийе - «В лабиринте»)

                                                 +


Как здесь не вспомнить Рембрандта с его вспышками золотистого света в темном царстве голландского еврейского быта , который хорошо ужи­­вал­ся с миром иудейских библейских древностей и уравновешивался им...

И Макаров хорошо понимает Рембрандта...

- Ночь и смерть доверяют мне...
Почему ночь ? Какая смерть ?

Ночь тварного мира,
ибо этой ночью хорошо видны отблески
и сполохи, и сияния света -
иного, неземного, может быть, - и нетварного...

В сиянии этого света
развеществляется тварный мир,
дематериализуются его феномены,
выявляются световые лики вещей,
их световая материя и энергия
пронизывают душу медитирующего...

Какая смерть ? - Я думаю, - тварного
вещного мира; мира преходящих материальных теней...
и вечная жизнь световой материи...

Ее теплое сияние узрел еще Рембрандт,
и она преобразила лики его древних старцев...

Ее холодный космический ток ясно ощущал Эжен Карьер
и открыл ему путь на свои полотна...

 

Карьер "никогда не ограничивает рисунка, не обозначает точно краски, но дает каждой линии расплыться в волне рассеянного света и каждому цвету - растаять в тени. И в результате - эта нежная скульптура оставляет впечатление ясновидения. Все слитно и неявно, все сквозит одною общей невещест­венной основой. Тона переходят в дымные прозрачности. Рельефы предметов более угадываются, чем воспринимаются глазом. Их пространнственность овеяна вкрадчивыми сумерками, в которых мерещатся зарождения иных невидимых форм... Мистично в нем (Карьере) непосредственное чувство бытия,"- вспомнились мне вдруг слова проницательного русского искусствоведа Сер­гея Маковского, сказанные им в 1903 году...

 

Не о Макарове ли они тоже ?..

Макаров впрямую продолжил дело Рембрандта,
сняв с его работ внешний покров материальности
и проявив с новой силой их световые потенции,
их сокрытую внутреннюю энергетику...

                           +


Древние отцы Церкви
открыли "Сверхсветлую тьму".

Ее отблески улавливает кисть Макарова -
нового русского последователя искателей Духовного.

                                    +

 
Созерцая работы Макарова в еще не открывшемся музее,
в пустом зале - один на один с картинами,
погруженный в поле их энергетики,
я услышал и еще один диалог:
Николай Макаров - Марк Ротко...

Два потока медитативной живописи.
Два выхода в миры ИНЫХ измерений -
и встреча в духовном космосе...

Два пророчества о дне грядущем...
Может быть их предчувствовал Кандинский,
размышляя об эре "Великой Духовности" ?

                        +


на крест воздвигли неприступный свет,
с креста снимают свет нетления,
и в гроб кладут укутав теменью
всё превзошедшее сияние...

я был при этом -
тенью арки меня сокрыла ночь незнания,
но сердце яростно стучавшее
сказало: вот оно - свершилося !

прозреет в тьме бредущий ощупью
слепорожденный станет зрячим
и на высоких башнях горних
взликует к свету гимн немолкнущий...

                        +


мы всегда в ПУТИ, и вряд ли имеет смысл останавливаться, когда волны темного захлестывают душу... движение к свету не всегда поступательно и не всегда - вперед и вверх; оно не имеет вектора направления... это дви­же­ние внутрь себя, внутрь души, внутрь еще не распустившегося цветка - Ириса, по лучезарным мирам которого когда-то путешествовал Герман Гессе; цветка, распускающегося ночью...

 

 

                                             +

 

                                ВЛАДИМИР ЯНКИЛЕВСКИЙ

выставка в ГТГ
(Крымский вал)
декабрь 1995 г.
и раннее

 

 

Чмо - стри - тро - Чмо !
Стри - чмо - тро - Стри !
Тро - чмо - стри - Тро !

Усталые большие Триптихи и Пентаптихи
отходят ЗА пестроту концепций и Никто
( не Некто ! когда-то бывший отцом )
в метро-поезде вечно читает "Правду"
одной рукой поддерживая спадающую душу
по скользкой окраине российской быдловки

 

Только
НЕ НАДО !
В ЯЩИКИ ! (но люди-то всегда в ящиках!)
там тесно страшно костоломно остроугольно
и больно
раздавленной и сдавленной душе
опять - в бутылку
геометрических пространств
пространственной геометрии чтобы кто-то
опять на колесиках тащил в Историю
гипсовые муляжи того
что давно рассыпалось и рас-пал-ось
Пал - ось
--- ось колеса городской вселен-ной
Ной
 когда-то не мог предвидеть этих Мутантов -
ибо ОНИ из другого
уровня ПОДсознания о котором и
в котором был слабоват древний
но темные задворки всегда привлекали
его истекающую сексом душу
поэтому
он всегда
заколачивал ее в остроугольные ящики
чтобы
со-крыть По-МЫСЛЫ и от-крыть шлюзы
своего вожделения вывесив благопристойные
шильдики:
"Анатомия души"
"Истекающая Вселенная"
"Taik a Train"
"Мгновения Вечности"
"Мы в мире автоэротики"
"Женщина и море переживаний"
и т. д. и т. п.

 

на двух уровнях - как minimum

 

брутально и тривиально сознание и под- влечение и над- дада   и сверх- бо-бо и сюр- рваное пространство оргалита не дает возможности сосредоточиться на двумерности темного бытия светлой идеи в космосе подметочных оснований немытого подоконника уступите слона ферзю!  

 

Не-нет! Я прекрасно понимаю,
когда Жан-Жак Герон купил прекрасную
серию пастелей "Женщина у моря" 1981 года,
он ничего не знал об апофатическом
симбиозе позднего Миро с ранним Концептом,
да и кому тогда было дело до этого
в Париже !


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!