Космическая музыка Штокхаузена 8 страница



 

                                             Аксиологический релятивизм

пожалуй, это главное, что Ницше прозрел и энергично отстаивал как предпосылку будущего бытия человечества; собственно его сверхчеловек и есть концентрированная мифологема этой предпосылки

 

     В "Esse homo" повторяет слова Заратустры: " - и кто должен быть творцом в добре и зле, поистине, тот должен быть сперва ра­з­рушителем, разбивающим це­нности. Так принадлежит высшее зло к высшему благу, а это благо есть творческое."               (763).    9. Ницше утверждает релятивность и амбивален­т­ность всех "ценностей" (и антиценностей) для людей "высшей породы", к которым причисляет и себя, вестимо. Добро и зло, добродетель и порок, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое не составляют здесь оппозиций, не предстают антиподами. Они нейтральны в аксиологическом смысле. "Сверхчеловек" Ницше - по ту сторону этих оппозиций. Что сказал бы этот имморалист и "психо­лог", певец потомственного аристократизма, узрев, что в ПОСТ- чандала подхватила и активно реализует его главные принципы. В ПОСТ- нет ценностной шкалы. Все относительно. Конвенциально. Равно-при­емле­мо. И это принадлежность отнюдь не аристократов духа, но скорее самой примитивной черни. А Ницше-то:  
  Фактически это только духовные высоты христианской святости, вплотную приблизившейся к сфере божественного. Там человеческая трагедия и скорбь не являются таковыми. Христианство не знает категории трагического вообще.      "Есть такие духовные высоты, при взгля­де с которых даже трагедия перестает действовать трагически; и если совокупить в одно всю мировую скорбь, то кто отважится утверждать, что это зрелище необходимо склонит, побудит нас к состраданию и таким образом к удвоению скорби?.."                                                (265) Сегодня ПОСТ- (не подозревая) покушается на эти высоты, превращая трагедию, страдания, сострадание в фарс, или пытаясь ПОСТ-сакрализовать эти "человечес­кие, слишком человеческие" феномены. "Безнравственно говорить: что справедливо для одного, то справедливо и для другого" (342). Этика Ницше. "Есть мораль господ и мораль рабов" (381). Ницше, естественно, ярый приверженец первой и противник второй - христианства. Он выдвигает "новое требование" ((време­ни и его собственное)): "нам необходима критика моральных
  цен­­ностей, сама ценность этих ценно- стей должна быть однажды постав- лена под вопрос" (412). "Именно евреи рискнули с ужасающей последовательностью вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценности (хоро­ший = знатный= могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный) - и вцепились в это зубами бездон­ной ненависти (ненависти бессилия), именно: "только одни отверженные являются хорошими; только бедные, бессильные, незнатные являются хорошими; только страждущие, терпящие лишения, больные, уродливые суть единственно благочестивые, единственно набожные, им только и принадлежит блаженство, - вы же, знатные и могущественные, вы, на веки вечные злые, жестокие, похотливые, ненасытные, безбожные, и вы до скончания времен будете злосчастными, проклятыми и осужденными!" ... Известно, кто унаследовал эту еврейскую переоценку... с евреев начинается восстание рабов в морали, - восстание, имею­щее за собою двухтысячелетнюю историю и ускользающее нынче от взора лишь потому, что оно - было победоносным..." (422) С христианством победил народ: "рабы", "плебеи", "стадо". ""Господа" упразднены; победила мораль простолюдина." ""Спасение" рода человеческого (именно от "гос­под") на верном пути; все заметно обиудеивается, охристианивается, оплебеива­ется (что проку в словах). Ход этого отравления по всему телу человечества выглядит безудержным,.." (424)  


Однако. В целом христианство за 2000 лет мало продвинулось в осуществлении идеалов, выдвинутых Христом и закрепленных в Евангелиях. Идеалы так и остались идеалами; христианство выродилось в некую формально-номенклатурную институцию и завершает свою историю. Тем не менее в чем-то оно существенно изменило человечество. Когда-то попробовать яснее сформулировать: в чем? и какую все же переоценку ценностей осущест­вляет ПОСТ-? С Ницше-то все ясно, а вот с ПОСТ- ...
Скорее всего, речь должна идти о личностном, индивидуальном сознании и самосознании. Здесь, по всей видимости, одна из значимых антиномий христианства. Поставив свободу воли, гипертрофиророванно понятую, каждого конкретного человека, каждой личности (древний мир фактически вообще не знал такого понятия) выше божественного императива, христианство стимулировало развитие индивидуализма и небывалого эго-цент­ризма, отрицающего и не приемлющего "любовь к ближнему" и даже - к Богу (то есть правом "свободы воли" христианство открыло путь произволу ницшеанского сверхчеловека? уберите "страх Божий", и все дозволено! - активно реализовался этот принцип в Европе с Ренессанса). Любовь к собственной самости превысила сущностное нравственное требование Христа - всеобъемлющей любви. Человеские сознание, менталитет, экзистенция, религиозность оказались недостаточными, чтобы вместить и тем более реализовать (на основе собственно той же свободы воли) сущность главной божественной заповеди. В этом Ницше не понял реальное христианство; записал в его актив то, чего оно не смогло осуществить. И современный кризис христианства, и собственно бездуховное ПОСТ- - именно от принципиальной сущностной не-до-раз­витости человечества до истинного Христова хри­стианства. Культура затухает и правит бал ПОСТ- , видимо, потому, что человечество так и не смогло понять и органично принять как нечто необходимое для его бытия сущность учения Христа; почти изначально двинулось путями "великого инквизитора", путями человеческими, слишком человеческими. Оно очень быстро формализовало и выхолостило сущность, приняв (или выдав) за него пус­тую оболочку. И усыхает само вместе с этой оболочкой - симулакром христианства, симулакром Культуры. Ницше вменил в вину христианству то, что собственно было порождением этой усыхаю­щей оболочки, съеживающейся коже псевдо-бытия, псевдо-ду­хов­ности.

 

 

    ПОСТ- ? ...нелишне вспомнить, что для христианства "второе" не являлось не только "ценностью", но и вооб­ще - ни чем; в прямом смысле сло­ва: зло - это просто отсутствие добра - пустота... и уже само выведение Ницше негативных (для классической культуры) антитез на уровень ценностей - это, конечно, предвестие (и какое!) ПОСТ-. Вскоре после Ницше один из кру­п­нейших русско-еврейских мысли­телей, кажется, вполне справедливо (и углубляя, существенно углу­б­ляя проблему) перевел стрелки с Рима на Афины. Именно Афины были и остаются сущностной антитезой Иерусалима, и именно хри­стианство попыталось свести их в некую целостную духовную антиномию. Именно в Афинах вы­песто­вался истинный духовный аристократизм (но Ницше интересовал больше другой "аристо­кра­тизм"). Что же касается Рима, то здесь Ницше, как западный мыслитель, да еще кичащийся своим врожден­ным атеизмом, скользит по повер­хности. Он преувеличивает и излишне облагораживает его; вероятно, ностальгирующе­му западно­му средневековому варвару им же уничтоженный Рим и представлял­ся "аристо­кра­тичес­ким", но нельзя же сие принимать всерьез после хотя бы беглого знакомства с культурой Византии; христианской Византии! Аристократизм Рима - это внешний аристократизм; эстетизм, но не эстетика; "прочный шкаф" с достаточно "убогим содержимым". И в нем Ницше видел будущее человечества. Собственно этот идеал сегодня активно реализует супертехнизированное ПОСТ- (и американская цивилизация).                                           "Обе противопоставленные ценности "хоро­шее и плохое", "доброе и злое" - бились на зем­ле тысячелетним смертным боем; и хотя несомненно то, что вторая ценность давно уже взяла верх, все-таки и теперь еще нет недостатка в местах, где борьба продолжается вничью." (435)   "Символ этой борьбы": ""Рим против Иудеи, Иудея против Рима" - до сих пор не было события более великого, чем эта борьба, эта постановка вопроса, это смертельное противоречие. В еврее Рим ощутил нечто вроде самой противоестествен­ности, как бы своего монстра-антипода; в Ри­ме еврей считался "уличенным в ненависти ко всему роду человеческому": и с полным правом, поскольку есть полное право на то, чтобы связывать благополучие и будущность рода человеческого с безусловным господством аристократических ценностей, римских ценностей. // Очевидна непоследовательность Ницше, его метания от аксиологического плюрализма - еще нового в западной культуре - к чистому монизму. - В.Б.// Что же, напротив, чувствовали к Риму евреи? Это угадывается по тысяче симптомов; но достаточно и того, чтобы снова принять во внимание иоан­нов­ский Апокалипсис, этот наиболее опустошительный из всех приступов словесности, в которых повинна месть." (436) // один из наших поклонников Ницше Андрей Белый чтил и "Апокалипсис" - все относительно в этом мире//   ///кажется, Ницше был недостаточно осведомлен в еврейской истории и социо-историчес­ком менталитете древних евреев///
  Ницше поставил под вопрос ценность истины, само ее существование и тем самым открыл дорогу (предвосхитил) ПОСТ-. Только последние философы-идеалисты, эти "чахоточники духа", верят еще в истину. "Свободные" же умы со времен крестоносцев почерпнули на Востоке древнюю мудрость: "Ничего истинного, все позволено" ! "Ну так вот, это была свобода духа, этим была отменена даже вера в истину..." (515) Поэтому, убежден Ницше, "воля к истине нуждается в критике... ценность истины должна быть однажды экспериментально поставлена под вопрос" (517); "Сама наука нуждается отныне в оправдании (чем вовсе еще не сказано, что таковое для нее имеется)." (516) Во времена Ницше подобные утверждения в русле западноевропейской мысли казались бредом сумасшедшего. Сегодня этот "бред" принимается почти на уровне аксиомы. Спросите любого наизнаменитейшего западного (у нас пока нет таковых - подрастают) философа...  
  Противоречия в позиции самого Ницше: он то отрицает существование какой-либо объективной истины и нравственных ценностей вообще; то утверждает плюрализм ценностей; а то (в частности, в "Esse homo") все-таки при­знает наличие и некой высшей истины и доброты, о которых знает (и учит) только его Заратустра, опираясь на мудрость Востока и "аристокра­тизм" Рима. Ибо "Заратустра" - это "книга самая глубокая, рожденная из самых сокровенных недр истины, неисчерпаемый колодец, откуда всякое погрузившеееся ведро возвращается на поверхность полным золота и доброты." (695) Вот вам и релятивизм !  

 

                  28. 09. 98 Сегодня, как и в первый день нашего пребывания здесь, Озеро штормит. От Ал­­бании дует сильный ветер, по небу несутся живопи­сные рваные черные тучи. Но тепло и нет дождя. То­ль­ко рев и завывание ветра. Да белые барашки по всему Озеру. Кипарисы гуляют во все стороны. Воздух удивительно прозра­чен. С нашего балкона видно все Озеро вплоть до св. Наума и какого-то албанского городка. Пишется и думается хоро­шо. Ибо пища, климат, географическое положение (здесь несомненно прав Ницше) способствуют ПОСТ- аде­­­квационному мышлению. Тем более, что в св. Клименте идет реставрация росписей. Каким-то допотопным способом. Пахнет нашатырем.   10. "но не пришли ли мы нынче к необходимости решиться еще раз на переворот и радикальную перестановку всех ценностей, благодаря новому самоосмыслению и самоуглублению человека, - не стоим ли мы на рубеже того периода, который негативно следовало бы определить прежде всего как внеморальный...?" (267)                ПОСТ- стоит ! или лежит ! "Преодоление морали, ...самопреодоление морали" - этот процесс и вершится в ПОСТ-. НО! Самоуглубления ли человека - это результат?  
  Этих философов (будущего) Ницше именует "искусителями" (273); он надеется, что они перевернут "вечные ценности" (322). Уже переворачивают и, возможно, что ПОСТ- в целом великое искушение для Культуры. 11. "Разве не позволительно относиться прямо-таки с некоторой иронией как к субъекту, так и к предикату и к объекту? Разве философ не смеет стать выше веры в незыблемость грамматики?" (269) Позволительно. Смеет. Стал. -    - отвечает с оптимизмом ПОСТ-    в лицах современных продвинутых    философов-постмодернистов.
  ПОСТ-артист следует в своем творчестве инстинктам, а современный искусствовед (арт-кри­тик) оказывает ему помощь "вескими доводами" (читайте любого из них! не заскучаете).   12. "... нужно следовать инстинктам, но убедить разум, чтобы он при этом оказывал им помощь вескими доводами", - так, согласно Ницше, размышлял Сократ. (311)
    А что же ПОСТ- ?   13. Ницше сетует, что нынче "в Европе одно лишь стадное животное достигает почета и раздает почести" (337).
  Постмодернистский карнавал, да плюс иные (многие) явления ПОСТ- активно развернули этот постулат в огромное многомерное полотно (или полиэкран). Сегодня (а собственно, когда было не так?) карнавал костюмов и масок как никогда красочен и изобретателен. Вся индустрия симулакров, в которую превращают Культуру (и уже превратили), - доселе невиданное зрелище. Оно во всем - от социально-государст­вен­ных институтов до наук (особенно гуманитарных), искусств (осо­бен­но - атр-проду­к­ция всех видов), бесчисленных духовно-ре­лигиозных учреждений и напра­в­лений. Все-таки в оны столетия сей карнавал был скромнее. Это точно.     14. "... наш век является первым по части изучения "костюмов", я хочу сказать, моралей, верований, художественных вкусов и религий; он подготовлен, как никакое другое время, к карнавалу большого стиля, к духовному масленичному смеху и веселью, к трансцендентальной высоте высшего тупоумия и аристофановского осмеяния мира. Быть может, именно здесь мы откроем область для наших изобретений, ту облась, где еще и мы можем быть оригинальными, например, как пародисты всемирной исто­рии и шуты Божьи - быть может, если и ничто нынешнее не имеет будущности, все-таки именно смех наш еще имеет ее!"                                                       (343-44)
  Вкус ПОСТ- , или кэмпа, может быть дословно описан этой фор­мулировкой (безотноси­тельно к Шекспиру). ПОСТ- - это реализация именно "дикой пестроты" всего и вся. «О, прелесте! понеже еси пестра!» - сетовал в 17 веке по этому поводу старовер Федор Иванов.   15.   о Шекспире: мы "принимаем с тайным дружелюбием и сердечностью именно эту дикую пестроту, эту смесь самого нежного, самого грубого и самого искусственного, мы наслаждаемся ею как нарочито для нас сбереженными ухищрениями искусства" (345)
    Пожалуй, точнее трудно описать внутреннюю суть художественно­го авангарда начала ХХ века. "Голубой всадник" Кандинского и Марка четко подтверждает сие и визуально (Подробнее см. блок текстов ""Авангардные" лики Культуры"). Так же - Цветаева о "безмер­ности в мире мер".     16. "Мера чужда нам, сознаемся в этом; нас щекочет именно бесконечное, безмерное. Подобно всаднику, мчащемуся на фыркающем коне, мы бросаем поводья перед бесконечным, мы, современные люди, мы, полуварвары, - и там лишь находим наше блаженство, где нам грозит и наибольшая опасность." (345)
    Знал бы Ницше, как развернется маскульт в ХХ веке и охватит всё и вся!   17. "Теперь век масс: они ползают на брюхе перед всем массовым. И тоже самое in politicis." (360)   А "массы", или "народ", в понимании Ниц­ше имеют плебейское происхождение. Отсюда: "В наш слишком народный, лучше сказать плебейский, век "воспитание" и "образова­ние" должно быть по существу своему искусством обманывать - обманывать насчет происхождения, обманчиво скрывать унаследованное душой и телом плебейство."(389) Три качества плебейского типа: "отвратительная невоздержанность, затаенная зависть, грубое самооправдание" (389) "эгоизм есть существенное свойство знатной души" (там же) "Как бы ни было, когда бы ни было, где бы ни было, - всякое общение "опошляет"." (398)               
            а имели ли когда-либо ?   Начиная с авангарда ХХ в., искусство последовательно и неуклонно демонстрировало эту "усталость". Оно практически отказалось от человека во всех аспектах. "Дегуманизация" искусства, отмеченная Ортегой и другими мыслителями середины века, и узаконен­ная ПОСТ-культурой, - плод этой "усталости".     18. "Здесь и таится рок Европы - вместе со страхом перед человеком мы утратили и любовь к нему, уважение к нему, надежду на него, даже волю к нему. Вид человека отныне утомляет - что же такое сегодня нигилизм, если не это?.. Мы устали от человека..." (430)
  Человек так и остался "слишком человеком" до наших дней и ПОСТ- подтверждает это. См. все что относится к вопросу насилия  и жестокости (их эстетизации) в ПОСТ-искусстве, в современных арт-практиках, кино, телевидении etc.   19. Ницше подчеркивает одухотворение и даже "обожествление" жестокости, пронизывающее "историю высшей культуры". "Видеть страдания - приятно, причинять стра­дания - еще приятнее: вот суровое правило, но правило старое, могущественное, человеческое-слишком-человеческое... Никакого празднества без жестокости - так учит древнейшая, продолжительнейшая история человека, - и даже в наказании так много праздничного!" (446-447). Христианство, попытавшись бороться с этим инстинктом, только облекло его в некие особо изощренные и замаскированные под благопристойность формы.
  т.е. избавит от христианства, прежде всего   теперь уже выросло - ПОСТ- во всей его красе 20. Ницше убежден, что придет этот чаемый им идеальный "человек-искупитель" //сверхчело­век//, "этот человек будущего, который избавит нас как от прежнего идеала, так и от того, что должно было вырасти из него, от великого отвращения, от воли к Ничто, от нигилизма,.." (471)

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!