Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 21 страница



Именно вызывая и провоцируя страх, легко манипулировать мнением избирателя. Один из ве- дущих французских политиков начала века Ж. Клемансо, которого называли не иначе как «тиг- ром», говорил: «Страх — это великий двигатель человеческих действий». Играя на этом чувстве, вполне можно добиться желаемых результатов. Так, в июне 1968 года во Франции большинство избирателей высказалось за жесткий курс президента Шарля де Голля из страха перед размахом студенческих волнений, молодежным экстремизмом. Де Голль предложил нации выбор — «или я, или хаос». Подобный же страх позволил президенту США Р. Никсону существенно ужесточить внутреннюю политику. Силой были подавлены в университетах выступления против войны во Вьетнаме, многие их зачинщики оказались за решеткой, а руководители экстремистской органи- зации «Черные пантеры» и вовсе были без суда и следствия расстреляны полицией в своих домах. И демократический обыватель самой демократической страны мира все это поддержал, так как боялся, что молодежные движения «раскачают лодку» и пошатнется благополучие страны и его самого. Неоднократно играла на страхе британских избирателей перед ИРА (Ирландской респуб- ликанской армией) и Маргарет Тэтчер. Политики говорят: «У каждого дня свой страх». Об этом следует помнить и тем более внима- тельно следить за политической обстановкой, не обольщаться простыми решениями сложнейших задач, чтобы не превратиться в объект искусных манипуляций со стороны политиков и контроли- руемых ими средств массовой информации. Нужно вооружить себя знанием о том, что происходит в коридорах власти, представлять себе механизм создания той информации, которую мы черпаем из газетных статей, теле- и радиорепор- тажей. И не нужно думать, что, если мы не будем слушать новости или внимательно вчитываться в комментарии политических обозревателей, у нас больше шансов составить независимое сужде- ние. Это большое заблуждение. Нельзя составить мнение о том, чего не знаешь совсем. Одного на- шего здравого смысла здесь недостаточно. Не получая информации вообще, мы никогда и ни о чем не составим собственного суждения и станем подобны осиновому листку в быстротекущем ручье. Мы должны воспринимать и постигать информацию тщательно сортируя, сопоставляя ее раз- личные версии; не ограничиваться одним сообщением, искать второе, третье, четвертое. Из всего этого калейдоскопа оценок можно сложить более или менее приближенную к истине картину происшедшего, выявить систему интересов тех сторон, которые заинтересованы в данном деле. Только тогда наше мнение может быть вполне компетентным, независимым, опираться на зна- ния и разум, а наша гражданская позиция — зрелой. «Качество мнения граждан обусловливает качество демократической жизни в любой стране, являясь целью борьбы всех претендентов на власть», — писал П.-А. Шерель. Знать законы информации крайне важно для молодого гражданина. Это одна из основ его самостоятельной роли в политике. Каждому из нас следует помнить о том, насколько сложно и ответственно быть избирателем, иметь право голоса и исполнять свой гражданский долг.     4.4. Искусство, его формы   Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искус- ство — особый путь познания человеком мира, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительнос- ти в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализа- ция такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Специфика искусства как формы художественного познания заключается в следующем: 1. Искусство является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрез- вычайно разнообразен и отражается в искусстве в форме художественных образов. Эти образы являются результатом вымысла, но при этом отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выпол- няет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит художествен- ное обобщение, выделение существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание. 2. Для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окру- жающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание худо- жественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музы- ке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы. 3. В процессе познания мира с помощью искусства большую роль играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допустимый в искусстве, явля- ется совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания. В отличие от обще- ственных и гуманитарных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство ис- следует человека в целом, является особой формой познания окружающей действительности. Искусство, как и духовная культура в целом, развивается, с одной стороны, на основе накоп- ления культурных ценностей, передачи их из поколения в поколение, сохранения целостных ху- дожественных произведений, а с другой — в процессе создания нового духовного богатства. Часто говорят, что искусство отражает жизнь. Во многом такое утверждение верно, но законы, по которым происходит это отражение, не каждый понимает. Так, в кинофильме десяток лет мо- жет пролететь в одно мгновение, а одна минута растягиваться на полчаса в зависимости от замыс- ла автора. Через искусство мы познаем мир и получаем воспитание, но оно совсем не похоже ни на науку, ни на педагогику. Наверное, одним из самых важных предназначений искусства является предоставление человеку возможности познать и изменить самого себя путем соприкосновения с миром прекрасного. Основные функции искусства: • Гедонистическая — связана с доставлением человеку радости, удовольствия, наслаждения и душевного отдыха. • Компенсаторная — восполняет неудовлетворенность реальной жизнью, дает возможность найти в произведениях искусства то, что не удалось отыскать в повседневности. • Коммуникативная — является средством общения в пространстве культуры различных лю- дей, человека со своим внутренним миром и даже различных народов. • Эстетическая — направлена на преобразование мира на основе красоты. • Воспитательная — через примеры и идеалы морально влияет на человека, через сопережи- вание побуждает к определенным поступкам; учит личность человечности, возвышает его, укрепляет волю и разум; способствует смягчению общественных нравов. • Познавательная — способствует получению нового знания об окружающем мире посредс- твом художественных образов, развивает мышление через образы, при этом знание здесь не стремится к достоверности, оно предполагает обязательное субъективное отношение к тому, что исследуется, оценочную позицию. • Прогностическая — дает приобщение общества к идеальному, находит будущие смыслы и значения развития. Искусство, как и религия, сопровождает человечество с давних времен. Первобытные люди покрывали стены пещер наскальными изображениями, вырезали из кости и дерева простейшие статуэтки, исполняли свои ритуальные танцы. Постепенно творчество становилось сложнее и раз- нообразнее. Древний мир оставил человечеству памятники, названные впоследствии чудесами света (считается, что их было семь, хотя наследие той эпохи значительно богаче). Каждый образо- ванный человек должен знать о них. Каждый последующий этап исторического развития вносила дополнительный вклад в сокро- вищницу мировой культуры. Живопись Рубенса и Васнецова, музыка Моцарта и Бородина, поэмы Пушкина и Гете, скульптуры Родена и Фальконе стали символизировать творческие возможности человека. Сохранившиеся до наших дней лучшие произведения искусства находятся сейчас в му- зеях, библиотеках, частных коллекциях. Стиль — это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определен- ного времени, направления или индивидуальной манеры художника. Известны следующие стили искусства: • Романский, или готический (в пер. «варварский») — «застывшая музыка Европы». Основ- ные признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, резьбы и скульптур. • Барокко (в пер. «странный, причудливый, вычурный»). Основные признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм. • Рококо (от фр. rococo). Отличается изысканностью форм и причудливым орнаментом. • Классицизм (от нем. klassizismus). Характерная особенность — обращение к образам и фор- мам античного искуства как к наиболее совершенным. Основные признаки: ясность, гармо- ния, четкость, простота. • Сентиментализм (от фр. sentimentalisme). Характерные особенности — внимание к душев- ному миру человека, чувствительность, идеализация людей, природы, жизненных ситуа- ций, мечтательность, меланхоличность. • Романтизм (от фр. romantisme). Боролся с канонами классицизма, утверждая национальное и индивидуальное своеобразие, изображая идеальные чувства и героев, стремящихся к сво- боде. Основные признаки: вольность, индивидуализм, драматизм. • Реализм (от лат. realis — действительный). Характерная особенность — правдивое, объек- тивное отражение действительности. • Модернизм (от лат. modernus — новый, современный). Характерно использование новых технологических решений и конструкций. • Постмодернизм — стиль, которым определяется искусство после модернизма. • Эклектика. Сочетание элементов разных стилей. Конечно, все произведения разные по жанру, тематике, направлениям, видам, но всех их объединяет принадлежность к общему великому миру искусства. Исторически (хотя и довольно условно) различные произведения архитектуры, литературы, музыки могут быть отнесены к опре- деленным стилям. Существует также и множество видов искусства — форм художественной деятельности, раз- личающихся способом воплощения художественных образов. К основным видам искусства от- носятся литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, декоративно-прикладное искусство (керамика, резьба по дереву, камню и кости, чеканка, выши- вание, икебана и т. п.), цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Сюда же можно включить и совсем новые виды — компьютерную графику, дизайн, а некоторые относят и рекламу. Классификацию видов культуры, принятую в научном сообществе можно разделить по свой- ствам и родам. По свойствам: 1. Изобразительное искусство (живопись, скульптура). 2. Неизобразительное искусство (архитектура, музыка). По родам:   1. Пластические виды искусства (пантомима, балет, акробатика). Они основаны на пластике человеческого тела. 2. Пространственные виды искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве. 3. Временные виды искусства (поэзия, музыка, драма, эстрада). Здесь художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени. 4. Технические или синтетические виды искусства (видеографические — телевидение, худо- жественная фотография, компьютерное искусство, кино и др., дизайн). В них образ создает- ся при помощи технических средств, с использованием возможностей, которые дают другие виды искусства. Восприятие мира через искусство, или эстетическое восприятие мира, конечно, не удовлетво- ряет такие потребности, без которых человек не мог бы биологически существовать (например, жажду или голод). Поэтому некоторые люди считают, что оно только отвлекает человека от «на- стоящей» жизни. Такой взгляд на искусство присущ примитивному человеку. Если же духовный мир личности богат, то он не может обходиться без искусства, ведь даже древние люди понимали его законы и стремились к красоте. Через собственное творчество или творчество других людей человек приобщается к прекрас- ному. Секрет красоты — секрет жизни, и эта тайна тревожит человечество на протяжении веков. Больше всего споров вызывает соотношение прекрасного и полезного. Кто-то приходил к выводу, что все полезное — прекрасно, но были и те, кто допускал полную бесполезность прекрасного. Наверное, вряд ли найдется на земле два человека, которые бы одинаково воспринимали красоту. Об одном и том же (предмете или человеке) обязательно возникнут если и не противоположные, то уж точно в чем-то не совпадающие мнения. Математик признает красивым все соразмерное, четкое, симметричное; философ — заставляющее задуматься; романтик — вызывающее фантазии и мечты; влюбленный юноша считает эталоном красоты свою возлюбленную. В итоге определяю- щую роль в этом споре играет личность человека и его духовный мир. Произведения искусства помогают человеку постичь суть возвышенного. Под возвышенным в истории человечества понималось и проявление величия сил природы; и все, вызывающее в душе человека почтение; и внутренняя красота человека; и образ божественного; и самое сильное из явлений (например, ураган в сравнении с ветром). Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека — все это входит в понятие возвышенного. Восторг и страх являются крайними проявлениями этого чувства. Среди других воздействующих на человека проявлений искусства назовем трагическое, коми- ческое, безобразное, низменное, ужасное, грациозное, трогательное, прелестное, чудесное. Еже- дневно мы испытываем на себе эти влияния, которые подчас недооцениваем. Искусство способно вдохновить на подвиг или толкнуть на преступление, нравственно возвысить или развратить. Невозможно представить себе человека вне искусства и искусство вне человека: личности творят искусство, а искусство лежит в основе формирования личности. Искусство не обладает способно- стью из плохого человека делать хорошего, из злого — доброго, но оно побуждает человека занять определенную позицию, заставляет его усвоить и освоить ценности и идеалы культуры. Приоритет общечеловеческих ценностей — современная идея, важная для политических взаи- моотношений и социальных процессов, но особенно существенная для искусства. Только сочетание национального и общечеловеческого придает искусству народность, которая проявляется в отражении интересов народа, изображении существенных сторон действительно- сти, в понятности языка, воспитании творцом вкусов публики. Эта идея противостоит замкнутос- ти и предполагает доступность и массовость. Современное техническое развитие создало еще один вид искусства — экранное, представляю- щее собой продукт компьютерных и видеотехнологий. В современном обществе идет спор о соотношении искусства с реальной жизнью. Мы видим в городах многочисленные ветхие или морально устаревшие здания, которые признаны памятни- ками культуры и находятся под охраной государства. Многие говорят о том, что искусственные меры лишь на время задерживают их разрушение перед неминуемой гибелью. Наверное, нельзя игнорировать веяния времени, но всегда следует помнить, что с очередным разрушенным памятником искусства от людей безвозвратно уходит частичка жизни наших пред- ков, истории народа, переживаний и потрясений, побед и неудач. Поэтому между старым и новым надо стараться находить золотую середину, которая поможет бережно передать накопленный опыт предшествующих поколений не только в виде рассказов и описаний, но и через дошедшие до нас из глубины веков памятники искусства. Среди остальных ролей искусства в жизни людей следует выделить общение, которое объеди- няет и сплачивает народ; воспитание человека, передача определенных научных и моральных ценностей, что, по словам А. С. Пушкина «сокращает нам опыты быстротекущей жизни»; а также внушение определенных мыслей и чувств. В России государство оказывает поддержку искусству, гарантируя свободу творчества. В ста- тье 44 Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется свобода литературного, художе- ственного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и поль- зование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».     4.5. Наука   Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного челове- ка — без усвоенных им основ научных знаний. Сегодня во всех областях деятельности професси- ональный успех напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями. Наука — сложное понятие. Ее, как и другие общественные явления, можно трактовать по-раз- ному: 1) наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действитель- ность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований; 2) наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания. Науки подразделяются на несколько групп: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе (например, раздел биологии анатомия человека), и науки об обществе (например, история или социология). Науки делят также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые как отдельную точную науку выделяют математику. Важней- шими естественными науками признаются физика и химия; социальными — история, социология, политология, экономика, правоведение; гуманитарными — психология, филология, языкознание. Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с це- лью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы. Они реализуют основные уровни научного познания — эмпири- ческий (главная задача — описание предметов и явлений; основная форма получаемого знания — научный факт) и теоретический (главная задача — объяснение изучаемых явлений; формы зна- ния — законы, принципы, научные теории). Наука влияет на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Дости- жения современной науки так или иначе применяются во всех сферах культуры. Наука обеспечи- вает технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, имеет больший вес в международном сообществе. Сам термин «наука» многозначен: 1. Наука — это систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследо- ваний (в таком значении говорят о научных взглядах, открытиях, теориях и т. п.); 2. Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания (людей, занимающихся в этой сфере, называют научными работниками); 3. Наука — это определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследо- вательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (академии наук, министерства образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это под- разумевает понимание науки в этом смысле). 4. Наука — это общность людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в этом случае речь идет о некоем научном сообществе). Критерии научности знаний: 1. Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя). 2. Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки. 3. Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта. 4. Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам {система — совокуп- ность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!