Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 19 страница



    Часть 3   Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.   Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания — негладкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой нежелательный, нй правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но при- нимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает. что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действитель- ность, имеют реальный источник, «земное» основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно. Истинны ли, к примеру, образы волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но лишь отдалённо — они взяты из жизни и преобразованы силой фантазии их творцов. В любом вымысле содержатся нити реальности, сотканные силой воображения в причудливые узоры. В целом же такие образцы не есть нечто истинное. Бытует мнение, будто заблуждения — досадные случайности. Однако они неотступно сопровождают историю познания как плата человечества за дерзновенные попытки уз- нать больше, чем позволяют уровень наличной практики и возможности теоретической мысли. Человеческий разум, устремлённый к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реали- зации замыслов в ситуации неполной информации. <...> Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потёмках вымыслов. До тех пор, пока человек стремится всё вперёд и впе- рёд, говорил И.-В. Гёте, он блуждает. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. (А. Спиркин. Философия) С1. Каково соотношение истины и заблуждения? С2. Какими факторами, по мнению автора, обусловлены заблуждения, возника- ющие на пути к истине? Найдите в тексте пять примеров. СЗ. Какой вывод делает автор относительно возможностей познания? С4. В чём отличие заблуждения от лжи?   Прочитайте текст и выполните задания С5-С7.                                                                  | Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные                               I знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной                             J науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то                                    1 или иное событие. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно                                 1 протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или                                    ■ иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это,                                ! прежде всего, объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании                              J действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов,                             j в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее,                              1 и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная си-                                    ■ ла — один из главных критериев для оценки научной теории. Процесс научного познания                                 ! носит по самой своей сущности творческий характер. Дело в том, что задача учёного                                        [ состоит не только в умножении наших впечатлений и представлений, но и в уразумении                                    ' сущности объекта, постижении истины, установлении связей, отношений и закономерностей.                            1 Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто                                i вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный                            i мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс                               J включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.                                                             | (А. Спиркин. Философия)          1 С5. Найдите в тексте и приведите определение понятия «научное знание».                                | Сб. Опираясь на содержание текста, назовите отличия научного знания от жи-                      1 тейского.                                                                                                                                                    | С7. Какие задачи, по мнению автора текста, ставит перед учёным процесс науч-                     [ ного познания?                                                                                                                                       1 4.1. Культура и духовная жизнь     Изначально словом «культура» (лат. culture) называлось возделывание, обработка земли. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существо- вания. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого 3. Фрейда, куль- тура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоя- тельствами, и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов, всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры. Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и пе- реданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний. Человек может быть очень обра- зованным, но бескультурным. И наоборот, человек, который не закончил никаких университетов или провел всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным в общении с другими людьми, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе. Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурие и необразованность тесно связаны друг с другом. Стать культурным человек не может только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Де- тей, которые подобно герою книги Р. Киплинга «Маугли» выросли в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида. Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обуслов- ленные его особенностями, историей развития. Представители разных культур по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д. Изучая историю завоевания европейцами Ново- го Света, вы, наверное, обратили внимание на то, что у индейцев не было культа золота — вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро. А римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, поскольку не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали бесполезным. Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры. Это пре- жде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обоб- щают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение предметам и явлениям окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфе- ре сверхъестественного. Еще одним элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Это то, что наиболее дорого, свято для человека. Они составляют основу нравственных принципов. И, нако- нец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Культурная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного со- знания, которые воплощены в реальном процессе жизни общества и образуют то, что принято называть духовной культурой. Такими формами общественного сознания являются нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является след- ствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения. Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводя- щие его сущностные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и осно- ванные на результатах научных исследований. Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отра- жение окружающей действительности в художественных образах. Религия — 1) мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного; 2) совокупность определенных мифов, догматов, куль- товых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь). Политика — основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению госу- дарственной и общественной власти. Право — это система общеобязательных, формально опреде- ленных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно на- родом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства. В рамках каждой из этих форм общественного сознания формируются отдельные элементы, которые, будучи взяты в совокупности, составляют духовную культуру общества: нормы, прави- ла, образцы, модели поведения, законы, обычаи, традиции, символы, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства. В современном мире в течение жизни одного поколения происходит 2-3 смены социокультур- ных ценностей. Это приводит к тому, что многие группы не могут быстро реагировать на измене- ния и «отстают». Поэтому субкультурные и контркультурные ориентации в обществе — это способ рождения новых норм и ценностей, новых мотивов и способов деятельности, альтернатива, без которой невозможно движение вперед, локомотив или двигатель происходящих изменений. Для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов: Культура труда — умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности. Культура быта — совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений. Культура общения — гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т. п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих по- ступков, проявление точности и обязательности. 4.1. Культура и духовная жизнь 117 Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых нахо- дят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Культура образования — способность человека организовать процесс образования и самообра- зования для получения знаний и умений различными способами. Культура речи и языка — уровень речевого развития, степень владения нормами языка, вы- разительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность. Культура мышления — способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления. Культура питания — осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового пита- ния и умение организовать свое питание. Культура чувств — степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувство- вать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.   4.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура   На сегодняшний существует целый ряд классификаций видов и форм культуры. Наиболее широкое понимание культуры подразумевает, что все, созданное руками и интел- лектом человечества (в противоположность творениям природы), можно отнести к культуре. Этим обусловлено разделение культуры на материальную и духовную, хотя оно и носит условный ха- рактер. К материальной культуре относится техническое оснащение хозяйственной деятельности человека, предметы быта, одежда, любые предметы, не несущие дополнительной смысловой или ценностной нагрузки, а выполняющие определенную функцию. Хотя, например, одежда человека не только защищает его от холода, но и несет множество дополнительных смысловых нагрузок: соответствие веяниям моды, стиль, цветовая гамма позволяют получить много дополнительной информации о пристрастиях и образе его жизни. Таким образом, материальная культура — это то, что сохраняется в вещах, а духовная — это то, что накапливает, аккумулирует, хранит и передает выработанный прежними поколениями опыт. Это богатство человеческих чувств и достижений разума. Духовное производство — это производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Основное отличие от материального производства состоит во всеобщем характере потребления — духовные ценности не уменьшаются пропорционально количеству людей, а являются достоянием всего че- ловечества. Иногда ученые выделяют следующие элементы духовной культуры: произведения монумен- тального искусства (скульптуры, архитектуры), театральное искусство, изобразительное искусство (живопись, графику), музыку, различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы), обще- ственно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, обычаи). По другой классификации выделяются направления, в которых реализуется нематериальная деятельность человека: искусство, наука, религия, мораль. Здесь также трудно говорить о стро- гом отделении одного от другого. Так, икона одновременно является святыней для верующих и произведением искусства для нерелигиозных людей. Существует этика научной работы, в осно- ву которой поставлена деятельность во благо человека, основанная на гуманистических началах. Поэтому запрещены медицинские эксперименты на людях, а фашистские опыты на узниках конц- лагерей до сих пор остаются одной из позорных страниц истории человечества и науки. Исследователи выделяют несколько форм культуры. Так, в обществе всегда выделялись эли- тарная, высокая культура, доступная лишь избранным — изящное искусство, классическая му- зыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Про- дукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко. Сегодня и элитарная и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камер- ные концерты классической музыки, смотрим малобюджетные фильмы, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специ- альной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию. Народная культура сохраняется и раз- вивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «U-2» в своем творчестве опираются на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно отно- сятся к народным традициям, фольклору. Рассмотрим основные формы культуры более подробно. Элитарная (от фр. elite — лучший, избранный) культура рассчитана на узкий круг людей, раз- бирающихся в искусстве; включает классические произведения, а также новейшие веяния, извес- тные лишь немногим. В определенном смысле это культура так называемых избранных — людей высоко образованных, наделенных духовным аристократизмом, ценностной самодостаточностью. Критики элитарной культуры говорят, что в ней искусство существует только для искусства, хотя должно ориентироваться на человека; оно замыкается в своем тесном мирке и фактически не приносит пользы человечеству. В начале XX века в кругах столичной российской интеллиген- ции большую популярность приобрел декаданс, направление, провозгласившее полный разрыв с окружающей действительностью, противопоставление искусства реальной жизни. Вместе с тем в рамках элитарной культуры происходит постоянный поиск нового, творческое осмысление иде- алов, ценностей и смыслов, предполагается эстетическая свобода и коммерческая независимость творчества, отражается сложность и разнообразие форм художественного освоения мира. Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авто- рства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны. Элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массо- выми (карнавальные шествия). В этих произведениях отражается уникальный опыт и специфи- ческий характер того или иного народа (этноса), обыденные представления, стереотипы социаль- ного поведения, культурные эталоны, нравственные нормы, религиозные и эстетические каноны. Народная культура существует преимущественно в устной форме, характеризуется однородностью и традиционностью, опирается на представления народа о самом себе и окружающем мире. Она может существовать в двух основных видах — популярная (отражает современный быт, нравы, обычаи, песни, танцы) и фольклорная (обращение к прошлому и его ключевым моментам). Массовая культура ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка. Они быстро забываются, вытесняемые новым потоком поп-культуры, а сиюминутные потребности и запросы людей становятся направляющей силой раз- вития. Естественно, подобные произведения ориентированы на усредненные стандарты и типового потребителя.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!