Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 20 страница



В наш век глобализации с тенденцией к стандартизации культура стремительно утрачивает свою индивидуальность и эксклюзивность. Она все больше нацелена на яркость внешних проявле- ний и развлекательность, приучает к облегченным трактовкам культурных идеалов, простым ре- шениям, активно использует средства массовой информации, моду и рекламу. Для усвоения про- дуктов массовой культуры не требуется специальной подготовки и образования — образно говоря, она насыщает желудок, легко и быстро переваривается, но не способствует духовному росту. Функционирование массовой культуры определяется феноменом потребления, а не потребнос- тью в духовном развитии, самосовершенствовании. Масса вытесняет личность, а стадность и уни-   4.2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культура; молодежная субкультура фицированность становятся ориентирами развития. Современная литература, кино, публицистика зачастую ориентированы на криминальные, экономические, политические, любовные сюжеты, но не поднимают так называемых вечных проблем. Засилье массовой культуры сегодня представляет одну из наибольших опасностей для формирования духовности. К специфическим признакам массовой культуры относятся следующие: примитивизация отношений между людьми; развлекательность, забавность, сентиментальность; натуралистическое смакование сцен насилия и секса; культ успеха (главным образом финансового, материального), сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности, условность примитивной символики. Массовая культура практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой. Культура ста- новится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой. Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, и ток-шоу, выступления сатириков, эстрадные концерты. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации. Часто приходится слышать: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер — фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, исчисляемые миллионами долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды. Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты, например Мадонна. Ее выступление — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть очень добротный, качественный продукт массовой культуры, а может быть и бездарный. Как, впрочем, и продукт любой другой культуры. Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. На- родные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах и в совре- менной аранжировке. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое явление культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности. В современном мире ученые выделяют еще одну форму культуры — экранную (это культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры и другие виртуальные развлечения. Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остально- го общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкуль- тур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения. Представитель такой субкультуры, завидев кого-то в модной одежде, непременно скажет: «Какой прикид!» Родителей он называет «предками», а если что-либо происходит не так, он выразится: «Это все не в кассу». Представители разных субкультур хорошо понимают друг друга, а вот их понимают далеко не все. При виде панка с розовыми или зелеными волосами или бритого скина добропорядочный обыватель может только возмутиться и заметить, что мир окончательно сошел с ума и вскоре следует ждать конца света. Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как члену определенного сообщества, коллек- тива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолют- ной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проник- нувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напро- тив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта. Осуществляемый в России переход от тотали- тарного к демократическому государству сопровождается глубоким кризисом, охватившим прак- тически все сферы общественной жизни. Его проявления можно наблюдать и в области духовной культуры (смена духовных ценностей; снижение общего уровня культуры населения; низкий уро- вень государственного финансирования культурных и научных центров; слабость правовой базы, которая должна регламентировать культурные процессы). Национальная культура. Общность нации, народа выражается в особой национальной куль- туре. Национальная культура — это ценности, нормы и образцы поведения, которые характери- зуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. К символам относятся: госу- дарственный флаг и герб, одежда, священные предметы и места, общие праздники и ритуалы; к верованиям: Бог или божества, священные книги, мифология, легендарные герои, заповеди и запреты, особые культовые действия и священнослужители; к ценностям: моральные установ- ки, представления о добре и зле, отношение к дружбе и любви; к нормам: законы и традиции; к образцам поведения: мода, правила, устойчивые обороты речи, игры. В большинстве стран мира взаимодействуют разные национальные культуры. При этом суще- ствуют различные модели совместного проживания. В одних государствах приезжие люди отка- зываются от прежних представлений и взглядов, принимая установки, господствующие в данной стране (ассимиляция); в других — этнические группы смешиваются между собой и создают новый тип общей культуры; в третьих — каждая группа сохраняет собственную культуру, и они со- седствуют друг с другом. Тот или иной вариант выбирается с учетом исторических особенностей, и невозможно сказать, какой из них лучше, а какой — хуже. Важной частью национальной культуры является национальное самосознание — совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности представ- лений членов общности о своей истории, современном состоянии, перспективах развития. Кроме то- го, у каждой нации или народа есть свой фольклор, танцы, художественные промыслы. Сознатель- но или бессознательно они опираются на народное творчество, выражают национальные ценности и идеалы. Можно говорить и об особом национальном менталитете — складе ума, стереотипах и установках мышления. Национальная культура является важнейшим наследием наших предков, поэтому ее сохранение и развитие — не только долг государства, но и дело каждого члена общества.     4.3. Средства массовой информации   Важную роль в развитии современной культуры играет массовая коммуникация. Под комму- никацией ученые понимают информационный обмен в обществе. В социологии массовая коммуни- кация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации. Условием осуществления массовой коммуникации является наличие соответствующих техни- ческих средств, обеспечивающих ее регулярность и тиражированность. Основным элементом осуществления массовой коммуникации являются средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается средство распространения информации, ха- рактеризующееся: • обращенностью к массовой аудитории; • общедоступностью; • корпоративным характером производства и распространения информации. К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, зву- козаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцент- ры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций: • информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации о различных сферах жизни общества; • регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, на- чиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным созна- нием; • культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную зада- чу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, но и способствует осознанию обще- ством необходимости преемственности культуры. У информации как продукта производства есть замечательные качества. Во-первых, в отличие от обычных товаров, тех же станков, приборов, машин, оборудования, она не изнашивается, на- против, в процессе использования в компьютерных сетях она увеличивается, обогащается. Во-вто- рых, информация по своей сути не может быть закрытой. Не случайно сеть Интернет была назва- на «царством абсолютной свободы». Свободный обмен информацией подрывает бюрократические устои общества, взрывает деспотию. Информация требует демократии и способствует ее утверж- дению. Американский ученый Дж. Несбит писал о развитии международных информационных сетей следующее: «Это своего рода страховой полис для демократического государства со стабиль- ным политическим строем. Любое государство сообщества, где к власти придет коммунистическое или фашистское правительство, неминуемо потерпит крах, потому что половина национального богатства этой страны будет переведена с помощью телекоммуникаций за границу уже в первый час пребывания такого правительства у власти». Все прочнее входит в нашу жизнь сеть Интернет. Именно с ее помощью можно быстро связать- ся с людьми в самых отдаленных уголках мира, получить доступ практически к любой информа- ции. Порой вместо чтения газет и просмотра телевизионных новостей люди «входят» в Интернет. Интернет — это глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. А все ли знают его историю? Впервые эта информационная сеть появилась как канал связи в исследованиях американ- ского военного ведомства — Пентагона. Первое время круг пользователей этой сети был до- вольно узким, потому что не было совершенных интернет-программ и общение такого уровня требовало специальных знаний. Бум начался после 1994 года, когда стали внедрять так назы- ваемые WWW-технологии. Название World Wide Web — «всемирная паутина» — оказалось как нельзя более удачным. Сеть охватила практически все страны мира, количество ее пользователей стремительно растет, их уже десятки миллионов. Даже школьникам знакомы такие понятия, как «web-сайты», «провайдер», «сервер», «письма по e-mail (электронной почте)». Интернет стал особым средством передачи информации, в котором объединились текст, звук и изображение. По его каналам можно пересылать картинки и песни, рукописи и чертежи, причем это будет гораздо быстрее и надежнее, чем по почте. Контролировать потоки информации в сети очень сложно, практически невозможно. Чего там только нет: и подробные сведения о создании самодельных взрывных устройств, и порнография, и пропаганда насилия. От этого трудно оградиться. Каждый, видимо, должен сам для себя ре- шить, что не следует отыскивать в сети подобные вещи. Сеть — лишь инструмент, средство, а ответственность за то, что в ней находится, несут люди. Интернет активно влияет на формирование взглядов современных людей. Создатель «компью- терной империи» Б. Гейтс говорит, что юноши и девушки ведут «интернетовский образ жизни». При помощи сети совершаются различные сделки, покупки и продажи. Мы можем не выходя из дома приобрести новый магнитофон, телевизор, костюм, даже пиццу. Сеть открывает перед людь- ми колоссальные возможности в области образования, передачи полезных знаний. Ведь в ней уже сейчас размещено множество архивов и библиотек, музейных коллекций. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ, можно объяснить с помощью от- дельных закономерностей, подмеченных и выявленных учеными, изучающими влияние СМИ на общество. Чрезвычайно активно влияние СМИ в политической жизни общества. Для обозначения этого влияния в политической науке даже появился особый термин — «посредническая осада». Ее зада- ча — во что бы то ни стало добиться от гражданина поддержки своего кандидата и его програм- мы. Многое в этой стратегии «посреднической осады» обманчиво. Во-первых — иллюзия бесплатности информации. Мы платим не такие уж большие деньги за газету, либо ее опускают в наш почтовый ящик и вовсе бесплатно, также практически бесплатно приходит к нам в дома телевизионная информация. А между тем, по выражению французского политолога П.-А. Шереля, «информация не может выйти из властного поля, точно так же как вращение планет определяется всемирным тяготением». Любая информация кем-то оплачена. Во-вторых, мы воспринимаем передаваемую информацию как данность, отражение подлинной действительности. Особенно преуспели в этом так называемые «прямые» телевизионные репорта- жи с места событий. Создается устойчивый эффект нашего присутствия, участия в происходящем. А между тем, по выражению того же Шереля, «посредник преобразует информацию подобно тому, как игра света в воде преломляет погруженную в нее прямую палку». В-третьих, это так называемая иллюзия айсберга. Мы полагаем, что средства массовой инфор- мации передают нам полную, всеобъемлющую характеристику интересующего нас события или объекта. А на самом деле это далеко не так. Мы видим лишь вершину айсберга — его малую, надводную часть, а все остальное скрыто в толще вод. Так и в политике — лишь изредка, по слу- чайным прорывам информации мы узнаем о том, какая борьба происходит «под водой», до нас доносятся лишь ее отголоски. В-четвертых, следует различать точное, научное изложение фактов от того суждения о нем, ко- торое имеет журналист — автор репортажа или статьи. «Гражданин, подверженный всем этим че- тырем иллюзиям, не может свободно формировать свое мнение, он — непременная жертва средств массовой информации, которые в конце концов будут ему диктовать, что ему думать» (П.-А. Шерель). Помимо уже рассмотренных нами четырех иллюзий, создаваемых и поддерживаемых средс- твами массовой информации, выделяют и другие особенности, присущие передаваемым нам сооб- щениям. Власть ориентирует информацию, дозирует ее, отфильтровывает, подавая в нужном для себя ключе. Находящиеся у власти силы всегда будут внимательно относиться и к информации, содержащей нападки на них. «Свобода прессы» — в принципе — одна из устойчивых иллюзий. То же самое можно сказать и о телевидении, радиовещании. В политической науке определяет- ся даже несколько правил, которыми руководствуется власть при подаче информации. Любому зрелому гражданину, желающему самостоятельно, а не по чужой подсказке формировать свою политическую волю, необходимо ознакомиться с ними. Во-первых, это «правило тайны», из-за которого значительная масса фактов тщательно скры- вается от непосвященного. «Тайна — это норма, а информация — исключение, ибо знающий влас- твует». Но если в цепочке происходит разрыв и часть информации проступает сквозь завесу тай- ны, значит, кому-то эта тайная утечка информации была, что называется, на руку, КТО-ТО дал санкцию на ее прохождение. Случайность здесь маловероятна. Подобные разрывы скорее всего имеют целью подрыв влияния конкурента, его компрометацию, устранение с политической арены. Незадолго до выборов в прессе начинают публиковаться различные разоблачительные скандаль- ные материалы. Правда, иногда подобная кампания может вызвать и прямо противоположную реакцию в обществе. Если власть не пользуется доверием избирателя, то любые нападки в офи- циальных каналах СМИ на ее оппонентов могут «лить воду» именно «на мельницу» оппонентов. Ага, этих ругают те, кого мы не любим, значит, они действительно хорошие, заботятся о народе и его благе, пожалуй, за них как раз я и проголосую! Кроме влияния властного поля следует упомянуть и о различных видах самой информации, доходящей до потребителя. Может быть заданная информация — сознательно предоставленная распространителем в интересующих его целях, и вынужденная информация — которую удается добыть без ведома или против воли ее обладателя, так как она может существенно повредить ему. Это может быть результатом похищения документов у владельцев, скрытой съемки, агентурных данных, проведения журналистского расследования. Обнародование подобной информации спо- собно привести к отставке многих влиятельных людей, а то и падению целых правительственных кабинетов, в зависимости от того, насколько «свободна» свободная пресса и можно ли считать ее подлинной «четвертой властью». Одним из крупнейших скандалов века в США стал уотергейт, приведший к отставке президента Никсона, а также дело иран-контрас, существенно скомпроме- тировавшее администрацию президента Рейгана. В России СМИ пока еще не имеют такой силы, как в США, не достаточно защищены и наши журналисты. Поэтому иногда журналистское рас- следование может закончиться трагически для его инициатора. Информация может быть и нейтральной, т. е. явно не служить конкретным целям и задачам. Ее функция — установить контакт с избирателем, привлечь его внимание к определенной пробле- ме, смоделировать поведение людей в данной ситуации. Еще одним фактором, который следует учитывать при составлении собственного мнения, яв- ляется конфликтность информации. Разные партии и блоки, оспаривающие право на власть, стре- мятся во что бы то ни стало привлечь избирателя на свою сторону. Одни говорят одно, другие — другое, при этом объект информации может быть одним и тем же. Например, оппозиции выгоднее завышать численность участников акций протеста, а официальным органам — занижать. Разная будет знаковость информации и по всем важнейшим для страны политическим событиям, как то: выступление Президента РФ в Федеральном собрании с ежегодным посланием, отчет правительс- тва о проделанной работе, обсуждение бюджета на текущий год. Всякая информация оплачена кем-то, ее создают, передают и принимают люди, и на каж- дой из этих стадий на нас, граждан, оказывается мощное воздействие. Словно воля режиссера, продюсера определяет наше поведение на политической сцене, а не наши собственные желания и стремления. Мощным средством воздействия на избирателя, которое способно заставить его поступать во- преки доводам рассудка, является чувство страха, ощущение реальной или мнимой угрозы. Если мы чего-то боимся, то во что бы то ни стало постараемся избежать этой угрозы, уклониться от нее. Доводы рассудка могут стать настолько неразличимыми, что человек способен «спрятать голову в песок» и сделать вид, что опасности не существует.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!