Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 16 страница



Фантазия, логика, воображение, реактивность — всё это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх — обогащение эмоциями <...> Игры заставляют находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто осо- бенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, — не потеря времени на глупости, а обретение важнейшей человеческой способности — самому принимать решение. Привлекательность игр заключается в риске выбора решения, в «ис- пытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычки принимать решения сообразно обстановке, имеющейся информации... СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры. (С. Шмаков. Её величество — игра)   С1. Перечислите качества, формируемые в процессе игры, о которых говорится в тексте. С2. Какими потерями для личности оборачивается недостаток игровой деятель- ности? Прочитайте текст и выполните задания СЗ-С5. Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Физическая личность. В каждом из нас телесная организация представляет существенный компонент нашей физической силы. За телесной организацией следует одежда. Старая поговорка, что человеческая личность состоит из трёх частей: души, тела и платья, — не- что большее, нежели простая шутка. Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети. Дальше следует наш домашний очаг. Наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда. Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нём личность и имеют о ней представление. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько групп людей, мнением которых он дорожит. Духовная личность. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение от- дельных составляющих сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение свойств каждую минуту может стать объектом нашей мысли и вызывать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Телесная, социальная и духовная личность образуют естественную личность. (У. Джеймс. Структура личности. Теории личности в западноевропейской и американской психологии) СЗ. Перечислите элементы, которые, по мнению автора, составляют физическую личность. С4. Назовите свойства, которые, по мнению автора, проявляются в социальной личности. С5. Что представляет собой духовная личность? Сб. Как свойства личности связаны между собой?   Прочитайте текст и выполните задание С7. 12 сентября 1994 г. в Кировской области у хлебных магазинов выстроились огромные очереди: люди кинулись закупать хлебобулочные изделия и муку впрок. Причина: акцио- нерное общество, отвечающее за поставки хлеба в область, своевременно не заключило контракт на следующий год, мотивируя тем, что из областного бюджета не выделены деньги. С критикой недостатков в работе АО выступила местная пресса, проинформировав на- селение о предстоящем дефиците. Реакция людей, наученных горьким опытом времён всеобщего дефицита, не замедлила сказаться. (А. Кравченко. Социология) С7. Назовите факторы, обусловившие описанную форму социального поведения людей. Примеры задан! 3.1. Познание мира     Особенностью человека, отличающей его от всех иных живых существ, является способность мыслить, создавать в своем мозгу идеальные образы окружающего нас мира. Мы познаем этот мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями, и через это познание учимся жить, ориентироваться во времени и пространстве. Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости к современной цивилизации. Способность к познанию окружающего мира, самого себя и своего места в мире является уни- кальным отличием человека. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результа- те которой люди приобретают знания о различных объектах. Проблемы познания — его природу, отношения знания и реальности, истину и ее критерии — изучает специальный раздел философии — теория познания, или гносеология (греч. gnosis — зна- ние и logos — учение). Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на эти вопросы положительно, утверждая, что человек рас- полагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. Такая пози- ция называется гностицизмом, а представители ее — гностиками. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. agnostos — недоступный познанию, непознаваемый). Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержатся в релятивизме, который утверждает, что все в мире отно- сительно. Релятивизм послужил источником скептицизма. Скептицизм — это философское на- правление, выдвигающее сомнение (особенно сомнение в надежности истины) в качестве принципа мышления. Познание представляет собой процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальней- шего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей. В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобрета- ют знания о различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания. Как осуществляется процесс познания? Мы что-то видим, слышим, прикасаемся рукой, чув- ствуем запах, устанавливаем вкус, ощущаем отдельные свойства предметов и явлений, начинаем связывать их воедино, воспринимая предмет в системе окружающего мира, формируем представ- ление о предмете и подобных ему. Таким образом, прежде всего в процесс познания включаются органы чувств, поэтому первая ступень познавательной деятельности человека называется чувс- твенное познание. Мы улавливаем внешние свойства отдельных предметов и явлений, создаем в своем сознании их образ, представляем конкретный предмет в ряду подобных ему. Можно ска- зать, что органы чувств являются для нас теми воротами, через которые мир вторгается в наше сознание. Человека всегда волновал вопрос о том, что он может узнать о мире и о себе. И мудрейшие из мудрейших — философы, подобные Сократу, Конфуцию, Лао Цзы, — убежденно говорили о том, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может почитать себя всезнайкой. Чем больше познает человек, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Но со временем подобное отношение к воз- можностям человеческого познания стало меняться. Любопытство — качество, присущее исключительно человеческому роду, — толкало людей на постижение законов природы и своего существа. Эти законы зачастую приходили к людям как озарение, как открытие. Например, знаменитый физик И. Ньютон, как повествует легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда ему на голову с дерева упало яблоко. Хи- мик Д. И. Менделеев во сне увидел систематизированные в периодическую таблицу химические элементы и сформулировал периодический закон. Этим открытиям предшествовала длительная и кропотливая работа ученых исследователей над изучаемой проблемой, и озарение стало награ- дой за их самоотверженное служение науке. Особенно бурное развитие научных знаний пришлось на XX век. Человек преодолел земное притяжение и вышел в космическое пространство, проник в тайны микромира, открыл излучения и поля, уловить которые способны только самые совер- шенные приборы. Одно из недавних сенсационных открытий 2000 года — расшифровка генома человека — генетического кода, содержащего информацию о человеческой природе. Кстати, в прошлом человечество уже сталкивалось с подобными проблемами, когда казалось, что весь мир изучен и ничего нового уже не узнать. И было это не далее как сто лет назад, тогда стали повсеместно закрывать кафедры теоретической физики. Но эра новых великих открытий была уже на подходе — Рентген, который открыл излучение, М. Планк, создавший квантовую теорию света и, наконец, А. Эйнштейн, сформулировавший основы теории относительности.     3.2. Формы познания: чувственное и рациональное   В науке выделяется две ступени познания — чувственное, осуществляемое при помощи орга- нов чувств, и рациональное, логическое познание, именуемое также абстрактным мышлением. Рассмотрим обстоятельно каждую из ступеней познавательной деятельности. Существует три формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощу- щения (отражение отдельных свойств предметов) соответствуют определенным свойствам пред- метов; восприятия (отражение в сознании человека предметов окружающего мира при их непо- средственном воздействии на органы чувств) соответствуют системе свойств предмета (например, с одной стороны, ощущение вкуса яблока, с другой — восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве). Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но вос- приятие невозможно без ощущений. Ощущения представляют собой части целостных восприятий. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную вещь, но в то же время органы чувств инфор- мируют нас об отдельных свойствах стола, например, о его цвете. Как же «работают» ощущения? Между ощущением и самим предметом существует несколь- ко звеньев. В рецепторах внешние воздействия превращаются из одного вида сигнала в другой, кодируются и посредством нервных сигналов-импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на «язык» мозга, подвергаются дальнейшей обработке во взаимодей- ствии с прошлыми следами. Восприятие является результатом совместной деятельности разных органов чувств. Можно выделить следующие свойства восприятия: 3.2. Формы познания: чувственное и рациональное 95 Предметность. Мы воспринимаем конкретно что-то или кого-то. Целостность. Образы восприятия представляют собой целостные и законченные структуры. Осмысленность. Предмет осознается как конкретный предмет. Константность. Фиксируется постоянство формы, величины, цвета предмета. Все отмеченные стороны ощущений и восприятий распространяются и на представления — третью форму чувственного познания. Главное в представлении — это отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. Имеет место оторванность от текущей ситуации, обобщенность, усредненность образа. По сравнению с восприятием, в представлении сглаживается специфичес- кое, уникальное, единичное. Включаются в работу память (воспроизведение образов предметов, в данный момент не действующих на человека) и воображение. Память и отсутствие непосредственной связи с наличной ситуацией позволяют комбинировать образы, их элементы, подключать воображение. Представления позволяют выходить за пределы данного явления, формировать образы будущего и прошлого. Итак, представление — это вос- произведение тех или иных предметов или явлений в условиях отсутствия их непосредственного чувственного восприятия. В истории происходило разделение качеств, которыми обладает предмет, на два вида: первич- ные (плотность, форма, объем) и вторичные (цвета, звуки и др.). Если первичные качества явля- ются эффектом внутренних взаимодействий, то вторичные представляют собой эффект внешних взаимодействий данной вещи с другими вещами. Качества первого рода называются предметны- ми, качества второго рода — диспозиционными. Ощущения несут информацию о предмете и отра- жают как предметные, так и диспозиционные качества. На ощущения и восприятия влияют эмоциональное состояние человека, его прошлый опыт и др. Поэтому один и тот же цвет может быть связан с различными переживаниями, которые влияют на ощущения. Роль чувственного отражения весьма значительна: органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает чело- века с внешним миром; без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению; потеря части органов чувств осложняет познание, но не перекрывает его возможности; органы чувств дают тот минимум информации, который необходим для познания объектов. Познавательные способности человека связаны прежде всего с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивную (положение тела в пространстве) и интерорецептивную, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма. Все эти способности объединя- ются в одну группу и заключены в органах чувств. Развитие органов чувств человека является результатом, с одной стороны, эволюции, с дру- гой — социального развития. С физиологической точки зрения органы чувств человека несовер- шенны. Так, например, термиты ощущают магнитное поле, а змеи — ИК-излучение. Но органы чувств сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления организма к условиям внешней среды. Все сколько-нибудь значимые для организма внешние воздействия находили у него ответные реакции, иначе бы эти организмы просто вымерли. Но человек может расширить диапазон чувствительности. Во-первых, с помощью изготовления и применения разного рода приборов. Во-вторых, практика расширяет сферы чувственного позна- ния. Например, сталевары в практике приобретают способность различать десятки оттенков крас- ного и т. п. В-третьих, с помощью мышления, которое обладает неограниченными возможностями для познания действительности. Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления. На этой ступени мы переходим от внешних свойств предметов и явлений к внутрен- ним, устанавливаем сущность предметов, даем их определение, делаем выводы (умозаключения) о познанном. Примером подобного вывода — умозаключения может служить высказывание: «Все люди смертны. Я человек, следовательно, и я умру, подобно всем людям». Стадиями рационально- го познания являются понятие, суждение и умозаключение. Вы уже знаете, что понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные при- знаки вещей; суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте. На основе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснова- ния с помощью доказательства. Интуитивное «видение» совершается не только случайно и вдруг, но и без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату. Иногда неосоз- нанным остается и результат, а самой интуиции при таком исходе ее действия уготована лишь участь возможности, не ставшей действительностью. Индивид может вообще не сохранить (или не иметь) никаких воспоминаний о пережитом акте интуиции. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосоз- нанность путей и средств ее решения; 3) непосредственность постижения истины. Это признаки отделяют интуицию от близких к ней психических и логических процессов. Интуиция проявляется и формируется при: • основательной профессиональной подготовке человека, глубоком знании проблемы; поисковой ситуации, состоянии проблемности; напряженных усилиях по решению проблемы или задачи; наличии «подсказки». Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате длительного развития живых организмов вследствие необходимости принимать решения при непол- ной информации о событиях. Таким образом, способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды.     3.3. Истина, ее критерии. Относительность истины   Целью познания является истина. Под истиной понимается соответствие знания предмету познания. Само понятие «истина» в русском языке неотделимо от понятия «правда». В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» замечает: «Правда — это истина на деле, ис- тина во благе, честность, неподкупность, справедливость; поступать по правде значит поступать по истине, по справедливости; правдивость как качество человека или как принадлежность понятия, рассказа, описания; полное согласие слова и дела, истина. Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо; все, что есть, то истина. Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда» правдивость, справедливость, правосу- дие, правоту. Истина относится [более] к уму и разуму, а добро или благо — к любви, нраву и воле». Известный ученый А. Д. Александров полагает, что само понятие «правда» охватывает и объек- тивную истину, и моральную правоту. Он убежден, что стремление найти истину, распространить и утвердить ее среди людей оказывается существенным элементом моральной позиции по от- ношению к людям. Знание истины обогащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действительности. Поэтому ложь не просто противна истине. Тот, кто лжет, как бы обкрадыва- ет человека, мешает ему понимать происходящее и находить верные пути, стесняет его свободу, налагает на него оковы искаженного взгляда на действительность. Искажение и сокрытие истины всегда служило угнетению. Неуважение к истине, безразличие к ней выражает неуважение и без- различие к людям. Философ М. М. Рубинштейн обращал внимание на освободительный характер истины. «Каж- дая познанная истина, — подчеркивал он, — означает новый раскрытый простор для действия; предвидя будущее и объединяя его со своими принципами, человек не только ждет будущего, но он способен и творить его; истина жизнесозидательна, ложь — жизнеразрушителъна». Нацеленность истины на практику, праксеологический аспект истины специально рас- сматривается в ряде работ по теории познания. Содержательной в этом плане является книга Б. И. Липского «Практическая природа истины» (1988). Он указывает на то, что истина — ха- рактеристика определенного отношения между идеей и предметом, поэтому она должна включать в себя как объективное знание свойств предмета, так и субъективное понимание возможностей его практического употребления. «Человек, располагающий истиной, — пишет он, — должен иметь четкое представление не только о свойствах данного предмета, но и возможностях его практичес- кого использования. Практика удостоверяет истину для того, чтобы эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики». Отсюда —- определение Липским понятия исти- ны: «Истина есть содержание человеческого сознания, соответствующее объективной реальности и выступающее теоретической основой ее преобразования для достижения субъективной цели». Свойством истины является объективность, т. е. соответствие реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта, т. е. человека. В то же время человеческая истина всегда относительна, т. е. это знание неполное — за преде- лами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми. Всякий познавае- мый объект на самом деле сложнее, многограннее, чем то, что мы о нем знаем. Важным свойством истины является процессуальность, т. е. бесконечность познания, накопления знаний о мире. В то же время знание о каком-то объекте действительности может быть исчерпывающим. Та- кое знание понимается учеными как абсолютная истина. Абсолютная и относительная истина служат моментами истины объективной. Ученые отмечают также конкретность истины, т. е. знания об объектах определяются конкрет- ными обстоятельствами (местом, временем и т. д.) Истина всегда противопоставляется заблуждению, т. е. знанию ложному, не соответствующему своему предмету. В ходе развития познания истина и заблуждения могут перетекать друг в друга. Например, в средневековье заблуждением считалась мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Не зря говорится: «Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок».

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!