Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 13 страница



Маленькая смерть собаки, Маленькая смерть птицы, Нормальные размеры Человеческой смерти. Означает ли это, что кроме нас и нашего восприятия не существует ничего? И да, и нет. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например: • научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.); • паранаучное (предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в кото- ром возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство); • религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основы- вающее свои действия и поступки на одной из священных книг); • атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил). Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (от- стаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей. Обычно люди не задумываются о том, какое у них мировоззрение. Живут, работают, воспи- тывают детей, ездят на отдых к морю, голосуют на выборах... Они приходят к различным логи- ческим выводам, формулируют правила своего поведения, наблюдают за развитием конкретных жизненных ситуаций. В повседневности могут рождаться мысли, подобные, к примеру, такой: «Если что-то плохое может произойти, оно непременно произойдет» или же «Вкривь и вкось все идет сразу, зато в норму приходит постепенно». Подобные суждения являются проявлениями жи- тейского, или обыденного, мировоззрения. А житейский опыт, накопленный поколениями людей и передающийся от родителей к детям, ложится в основу народной мудрости. Наше мировоззре- ние, как губка вбирает в себя и элементы научных знаний, и суеверия, и народную мудрость, и наш жизненный опыт, и поучения родителей и друзей — создаваемая им картина уникальна. Мировоззрение влияет на нормы поведения людей, их контакты друг с другом. Важным отли- чием порядочного человека является уважительное, терпимое отношение к взглядам и убеждени- ям других людей. Умейте выслушать чужую точку зрения, даже если Вы с ней не согласны. Не думайте, что все вокруг должны быть такими же как Вы, во всем соглашаться с Вашим мнением. Напротив, именно инакомыслие — разные подходы и оценки одних и тех же явлений — является нормой жизни в обществе. Только внимательно выслушав доводы другого и объяснив свою пози- цию, можно достигнуть согласия. Для обозначения подобных отношений между людьми сущест- вует красивое слово — толерантность (от лат. tolerantia — терпение). Духовный мир личности отражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, осваивать который ему предстоит в течение всей жизни.     2.10. Сознательное и бессознательное     Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи выделяют в поведении че- ловека осознанные и контролируемые разумом действия, за которые он полностью несет ответ- ственность, так как отчетливо понимает последствия сделанного, а также неосознанные поступки, совершая которые человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Неосознанно человек обычно поступает в детстве и потом просит прощения у взрос- лых: «Я это сделал нечаянно». Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, совершенно избавиться от бессознательного в поведении нельзя даже во взрослом возрасте. Разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека, которыми порой движут и чувства, и эмоции, и даже инстинкты. Но все-таки у оформившейся, воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответ- ственно. Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой». Проблема соотношения сознательного и бессознательного в человеке интересовала многих уче- ных-психологов, в частности немецкого ученого Э. Гартмана, создавшего труд «Философия бессо- знательного». В его теории — «метафизике бессознательного» — бессознательное выступает как неотъемлемый элемент человеческой психики, источник жизни и ее движущая сила. Интересно, что в гартмановской философии содержатся все элементы, позднее вошедшие в психоаналити- ческое учение 3. Фрейда, а именно: признание важности бессознательного в жизнедеятельности каждого человека, возражение против сведения психики только к сознательным актам, выделе- ние роли бессознательного в творческом процессе личности, попытка осмысления тех сложных взаимосвязей между сознательным и бессознательным, которые существуют во внутреннем мире человека, но далеко не всегда осознаются им. В философии Гартмана поднимается также вопрос о возможности осознания бессознательно- го, который стал предметом специального рассмотрения в психоаналитическом учении Фрейда. В этом плане для обоих мыслителей сознание человека представляется более важным, чем бессо- знательное, по крайней мере гартмановская философия внешне ориентирована на необходимость расширения сферы сознательного, разума. Таким образом на философском уровне проблема содержания психической реальности совер- шенно четко выявила полярные позиции разных теоретиков — традиционную точку зрения, со- гласно которой в содержании психики нет ничего такого, чего не было бы в сознании, и точку зре- ния, признающую, что в психике человека наряду с сознанием имеется сфера бессознательного, которая по своим масштабам значительно превосходит область сознательного. В основе учения австрийского ученого 3. Фрейда также лежит изучение связи бессознательно- го с сознательным в поведении человека. По мнению Фрейда, «сознательное стремится к мораль- ному, а бессознательное — к аморальному». Современный ученый Б. В. Марков отмечает: «Только человек имеет мир, тогда как животное лишь среду обитания. Это дает возможность свободы и творчества: отсутствие готовых инстинк- тов вынуждает создавать собственный порядок. При этом человек может стать не только выше, но и ниже животного, и его путь полон опасностей. Если животное царство, несмотря на его ви- димую жестокость, устроено в целом достаточно гармонично и соответствует условиям окружаю- щей среды, то мир людей полон противоречий, источником которых является самодостаточность, автономность человека: он является такой частью целого, которая одновременно представляет весь род, и поэтому склонен к самовозвышению».     2.11. Самопознание     В мировоззрении каждого человека главным является осмысление самого себя, т. е. само- познание. Это процесс осмысления нами своих собственных возможностей, потребностей, своего места в обществе. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Эти вопросы и поиск ответов на них составляют основу самопознания. Изучая себя, люди как бы наблюдают за собой со стороны, осмысливают отношение к себе других людей. Если, к примеру, меня сторонится друг, он сух в общении, отводит взгляд, значит, я совершил что-то плохое, подвел его. Мне нужно «покопаться в себе», чтобы понять причину, или спросить друга, что изменило его отношение ко мне. Важным элементом самопознания является профессиональный выбор личности, осознание своего интереса к определенной сфере науки, искусства, производства. Познание человеком своей сущности лежит в основе большинства наук. Даже познавая за- коны Вселенной, внешнего мира, законы строения и движения физических тел, протекания хи- мических процессов, люди в конечном счете познают себя. Познавая, определяя свои интересы, склонности, мы самоопределяемся, реализовываемся и как самодеятельная активная личность формируем отношения с другими людьми и внешней средой. Самопознание начинается с самоузнавания, отличения себя от других людей, от внешнего ми- ра. Подобное самоузнавание, по мнению психологов, начинается у ребенка с трех-восьмимесячного возраста. На основе ощущений и восприятий у каждого человека начинает формироваться образ собственного «я». Человек внимательно изучает свой внешний облик. Действительно, то, как ты выглядишь, важно не только для тебя, но и для других людей. Вспомните поговорку: «Встречают по одежке...». Стараясь выглядеть привлекательно для других людей, мы рассчитываем на доброжелательное отношение к себе. Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об от- ношении к нам других людей складывается в самооценку. Под самооценкой психологи понимают эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценку им самого себя, своих возмож- ностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требова- тельность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. со степенью сложности достижения целей, которые он ставит перед собой. Рас- хождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоцио- нальные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей. В работах психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятия, представления, решение интеллектуальных задач), определены приемы формирова- ния адекватной самооценки, а в случае ее деформации — преобразования путем воспитательного воздействия на личность. В психологии выделяется несколько типов самооценки: адекватная, т. е. соответствующая реальным возможностям человека; завышенная, когда человек представля- ет себя более значительным и способным, чем есть на самом деле, и заниженная, когда человек явно недооценивает себя, не уверен в собственных силах и способностях. У людей с завышенной или заниженной самооценкой часто возникают серьезные проблемы в общении, во взаимодей- ствии с другими людьми. Многие современные психологи говорят о позитивности высокой самооценки человека. С точ- ки зрения этих ученых, люди, обладающие высокой самооценкой, имеют четкое представление о том, какими личностными качествами они обладают, думают о себе хорошо, ставят перед собой соответствующие цели, используют обратную связь для повышения самооценки и успешно справ- ляются с трудными ситуациями. И, напротив, люди с низкой самооценкой думают о себе плохо, часто останавливают свой выбор на нереальных целях или вообще избегают каких-либо целей, склонны к пессимизму, им также свойственны более неблагоприятные эмоциональные реакции на критику или иные виды негативной обратной связи, они больше обеспокоены собственным социальным влиянием на дру- гих людей. Важную роль в процессе самопознания играет самоисповедь — способ призвать в судьи соб- ственных действий, поступков, побуждений и результатов того, что задумано и осуществлено, самого себя. Исповедь человека перед самим собой помогает лучше осмыслить свои качества, пос- тупки, определить причины своих ошибок и неудач. Ведь перед собой человеку трудно лукавить. О сложности и напряженности этого процесса говорится в стихотворении поэтессы Е. Шала- моновой «Самоисповедь»: Самоисповедь — вечным допросом, Вечной тайной — познанье себя. За уверенность новым вопросом Эта ночь разбудила тебя. На портрете — лица отраженье, А душа не вмещает границ Этой гонки, где чьим-то решеньем Рвутся с места ряды колесниц, Где богатству поклонится бедность, И хоть совести голос сорви, Одинакова, равна потребность И богатых и бедных — в любви.   Разный путь, но финал очевиден. Все прошел, но узнал ли себя? Был твой грех для других безобиден? Свои годы не прожил ли зря? И по тем ли бродил ты дорогам, Все мечтая на каждой заре Стать любовью, стать маленьким богом На цветущей, счастливой Земле. В качестве определенной результирующей процесса самопознания психологи выделяют Я-концеп- цию. «Я-концепция* — это устойчивое, осознанное и выраженное в словесной форме представление человека о самом себе. Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого Я-концепцию можно рас- сматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оцен- кой. Ее описательную составляющую часто называют образом Я или картиной Я. Составляю- щую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Она определяет не только то, что индивид собой представляет, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки выделяются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным. 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению. 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении. Изучение, познание человеком самого себя осуществляется через деятельность, взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми. Можно сказать, что мнение о нас и то, как на нас смотрят, как нас воспринимают другие люди — это важный источник информации для формирования об- раза собственного «Я».     2.12. Поведение     Под поведением понимается наблюдаемая активность всех живых существ. Поведение челове- ка — это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рас- сматриваемое с точки зрения нравственности и права. Существует понятие «отклоняющееся поведение», т. е. такое, которое не соответствует приня- тым в обществе нормам. Также поведение понимается как совокупность поступков — сознательных действий, направ- ленных на достижение определенных целей. Через поступок человек утверждает себя как лич- ность. Поступок всегда личностно окрашен, в нем обязательно заложена его оценка самой личнос- тью. Можно сказать, что в поступке проявляется нравственная установка человека, его отношение к миру, людям, близким. Поведение человека определяется как сознательными, так и бессознательными факторами. Нашим поведением руководят прежде всего врожденные инстинкты. Инстинктами обладает не только человек, но и все обитатели живого мира. Например, когда мы подходим к краю обры- ва, нас словно что-то удерживает на определенной грани, за которую мы не переступаем; мы не углубляемся в незнакомый лес; очень осторожно, на ощупь продвигаемся в темноте. Нас охра- няет так называемый инстинкт самосохранения — встроенный защитный механизм. Человек еще не успел осмыслить опасность, мысленно просчитать свои действия и их последствия, а этот инстинкт уже активизировался и определил необходимое поведение. Инстинктом также называ- ют удовлетворение чувства голода или полового влечения. Великим животворящим инстинктом является материнство, которым обладают все живые существа. Кошка никогда не бросит своего котенка, птица — своих птенцов (за исключением кукушки), все родители заботятся о своих дете- нышах и скорее погибнут сами, чем бросят детей в беде. Кроме инстинктов человек обладает эмоциями. В понятие «эмоции» ученые вкладывают пере- живания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленные потребностями человека. Эмо- ции — это печаль и радость, скука и разочарование, раздражение и удовольствие. Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные — это, например, радость. Мы испытываем ее, когда встречаем добрых друзей, когда удачно завершаем важное дело. Радуемся, когда светит солнце, теплое море катит навстречу свои голубые волны, когда поют птицы, звучит прекрасная музыка. Медики утверждают, что положительные эмоции способны излечивать человека от мно- гих болезней. К отрицательным эмоциям относятся раздражение, печаль, разочарование. Наряду с эмоциями в человеческой природе заложены чувства. Это самая сильная и ярко вы- раженная форма переживания, связанная с теми людьми, событиями и предметами, которые для данного человека являются особо значимыми. О чувствах мы слышим с самого раннего возраста. Ребенок испытывает чувство голода, страха, привязанности, благодарности. Позже появляются и многие другие чувства, которые невозможно полностью перечислить. К чувствам относятся, к примеру, дружба, любовь, уважение, боль, страх, гнев, злость, зависть, ненависть. Любовь и дружба делают жизнь интереснее и многограннее. Говорят, чем лучше ты относишься к другому человеку, тем больше делаешь ему добра. Именно отдавая часть своей души, человек сам становит- ся богаче. Чувство любви — наиболее плодотворное из всех человеческих чувств. Наши чувства можно разделить на практические (ответственное отношение к труду и учебе, увлеченность спортом), эстетические (понимание прекрасного, пропорционального, сочетающего- ся), интеллектуальные (стремление к самосовершенствованию, любовь к истине) и нравственные (любовь, дружба, признательность, зависть, ревность, ненависть). Какие-то из этих чувств могут быть устойчивыми, а другие возникают спонтанно, из-за неожиданно сложившейся ситуации. Ко- нечно, человек не может отвечать за все свои сиюминутные чувства (например, неожиданно, даже против своей воли, можно почувствовать зависть к однокласснику или подруге), но он должен контролировать наиболее устойчивые из них. Нередко в человеке могут уживаться противоположные чувства — ненависть и любовь, отча- яние и надежда, страх и мужество, неуверенность и энергичность. Каждый вправе выбирать из них, но ответственность за этот выбор ложится на самого человека. Тот, кто выберет ненависть, в дальнейшем может стать убийцей, а выбравший страх — трусом. Таким образом, наши чувства в значительной степени определяют поступки и действия. С древнейших времен многие люди считали, что в основе этого выбора лежит любовь. Не зря же это слово так многозначно: мы говорим о любви к определенной еде, к развлечениям, к видам спорта, к работе, к машине, к оружию, к огороду, к определенному цвету, к одежде, к родителям, к окружающим нас людям, к самому дорогому на свете единственному человеку, к своему городу, к своей республике, к стране, ко всему человечеству, к природе и так до бесконечности. Любовь или нелюбовь часто объясняет наше поведение, слова, настроение, мысли и взгляды. Как же возникает любовь? Отчего люди что-то любят, а к чему-то равнодушны? Что лежит в основе любви к одним школьным предметам, равнодушия к другим и непринятия третьих? По- чему из миллионов людей мы выбираем и любим единственного? У каждого свой ответ на эти вопросы. Но все-таки интересно, а что думали по этому поводу раньше. Для многих из нас проблема любви — это в первую очередь вопрос о том, как быть любимым(ой), а не стремление любить самому. Кроме того, большинство современных людей под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности. Привлека- тельная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины — «вещь, которую хотят заполучить». Под привлекательностью обычно понимают набор приятных качеств, пользу- ющихся большим спросом и модных в данную эпоху. Были периоды в истории человечества, ког- да привлекательными считались пьющие и курящие женщины, хрупкие мужчины, блондинки, бородатые юноши и т. д.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!