Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 9 страница



    2.2. Бытие человека     Бытие человека — наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методо- логическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представ- ляет собой фрагмент и высшую ступень мира — оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неиз- бежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека временно и преходяще, в его лице мир обретает созна- ние и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека — в придании смысла бытию мира. С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии по- следующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие косми- ческие объекты — залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода. Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бы- тия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. Ученые выделяют три вида бытия человека: биоло- гическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. Из уяснения связи и субордина- ции этих трех видов вытекает определение сущности человека.     2.3. Потребности и интересы человека   От чего зависит поведение человека в окружающем мире, его отношения с другими людьми? Ответить на этот вопрос довольно сложно, поскольку, как мы знаем, сложна и противоречива са- ма природа человека. Понятно одно: человеком движут его интересы и потребности. Именно они и составляют своеобразный фундамент человеческих действий и поступков. Потребность можно определить как состояние неудовлетворенности, нужды, которое каждый из нас стремится пре- одолеть. Мы должны пить и есть, одеваться, строить жилье, общаться между собой. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объ- единив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие (конечно же, с человеческой точки зрения) — это те из потребностей, которые приближают нас к животному миру и во многом определяются нашей физиологией. В самом их основании лежат биологические потребности — это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом — короче говоря, все то, что позво- ляет нам существовать как биологическому виду. Далее следуют потребности в безопасности, удовлетворение которых способствует улучше- нию качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально обезопасить свою жизнь. Потребности более высокого уровня связаны уже с социальной природой человека — его жиз- нью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стрем- ление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодей- ствию и взаимоподдержке. Особую группу составляют духовные потребности — в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве. Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные (отра- жающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости). Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, кото- рые мы испытываем ежедневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы му- зыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко — к примеру, поездка в заграничное путешествие или морской круиз, посещение оперного театра и др. Американский ученый А. Маслоу (1908-1970) выделил несколько уровней человеческих по- требностей: Физиологические потребности. Не вызовет возражений утверждение, что самое важное для человека это удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время индивид прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти по- требности в основании пирамиды. Предположим, что они удовлетворены. Экзистенциальные потребности (от лат. «existentia» — существование) включают в себя по- требность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей и появления излишков человек осознает необходимость защитить нажитое имущество — он нуж- дается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажет- ся чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план выходит забота о личной безопасности. Со временем и эта проблема решается. Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе). Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира надежно заперта, пока мы отсутствуем. Однако с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то — к тем, кто похож на нас или, наоборот, отличается от нас, но мы не можем отделаться от стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в интернет- чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой ступени. Престижные потребности (потребность в уважении и признании). Человек — странное жи- вотное: ему мало еды и воды, мало гарантии, что еда и вода у него будут, мало друзей или про- сто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим словам и решениям. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации). Вершина пи- рамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека — здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, познание мира и самого себя. Все в одном. Все — в потребности самовыражения. Как видите, у каждого из нас потребностей очень много, однако далеко не все из них и далеко не всегда можно удовлетворить. Мотивами деятельности человека наряду с потребностями выступают социальные установки, т. е. общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасполо- женность к действию определенным образом относительно этого объекта. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеа- лы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности велика роль интересов. Само удовлетворение потребностей находится в тесной связи с нашими способностями, талан- тами, умениями. Одна из главнейших сторон человеческой жизни связана с работой и выбором профессии. Именно здесь и находят свое выражение и потребности людей, и их способности. Тем более важно выбрать себе дело по душе. Чем раньше человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым в жизни. Ученые-психологи выделяют пять основных групп профессий, основанных на индивидуальных особенностях людей и предмете их профессиональной деятельности. Первая группа профессий получила название «человек — природа*. Ее можно разделить на подгруппы «человек — неживая природа» и «человек — живая природа». К этой группе относятся те профессии, которые связаны с воздействием людей на явления и вещества живой и неживой природы. Это, к примеру, биологи, геологи, физики, агрономы, ветеринарные врачи. Определить людей, обладающих склонностью к общению с живой природой, можно по их любви к животным и растениям. Им нравится ухаживать за животными или растениями, собирать коллекции ми- нералов, гербарии, вести наблюдения за явлениями природы, атмосферными процессами. Люди этих профессий в наибольшей степени ассоциированы с окружающим миром, испытывают по- требность взаимодействовать с ним. Выделяется и такая группа, как «человек — техника*. Эти люди имеют дело с техничес- кими средствами, их применением и конструированием. Широкую группу подобных профессий составляют инженеры, конструкторы, операторы машин и сложного оборудования, штурманы, трактористы, токари и т. д. Этот вид деятельности больше всего подходит тех людям, которые обладают склонностью к обслуживанию приборов, машин, управлению транспортом, строитель- ству зданий. Если вы в детстве любили собирать машинки или конструктор, а повзрослев — возиться с радиоприемником или мотоциклом, то скорее всего вам нужно искать себе профессию именно из этой группы. Особую группу профессий составляет группа «человек — человек». Она для тех людей, кото- рые больше всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них. Это учителя и врачи, психологи и журналисты, социологи, юристы и священнослужители. Люди подобных профессий испытывают потребность помогать окружающим, передавать им свои знания и опыт, обмениваться информацией, оказывать поддержку, лечить. Бывая в домах отдыха или лет- них лагерях, вы, наверное встречали людей, которые умело организовывали ваш досуг, устраивали карнавалы, спортивные соревнования, туристические походы. А может быть вы и сами замечали за собой склонность к подобной деятельности. Например, у вас есть младший брат или сестра. Если вы терпеливо и подолгу возитесь с ними, любите вместе играть, делать уроки, читать книжки, может быть, стоит задуматься о профессии учителя? Не «железки и деревяшки», а живые люди станут для вас главным объектом профессиональной деятельности. Но это очень ответственный выбор. Есть и такая интересная группа профессий, как «человек — знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных сим- волов и знаков, придуманных людьми для передачи информации. Это лингвисты, изучаю- щие структуру языка, филологи, программисты, оперирующие особыми языками со сложными и таинственными названиями «БЕЙСИК», «ТУРБО-ПАСКАЛЬ», «ЯВА», статистики, работаю- щие с цифрами. Для подобных людей характерен интерес к схемам, компьютерным програм- мам, поиску ошибок в текстах, расшифровке незнакомых слов, составлению таблиц, проведе- нию сложных расчетов и вычислений. Такой человек может долго и сосредоточенно работать в полном одиночестве. Его миром будут буквы, цифры, символы, в которых посторонний человек ничего не поймет. Не нужно посмеиваться над подобными учениками в классе и обзывать их «ботаниками». Просто у них могут быть способности именно к данной профессии. Людей творческих профессий объединяет группа «человек — художественный образ». Это писатели, художники, актеры и музыканты, поэты и певцы, скульпторы и архитекторы. Твор- цы всего того, что мы называем словом «прекрасное». Как определить, имеете ли вы склонность к подобной профессии? Если вы пишете стихи и любой из окружающих предметов может вы- звать у вас художественный образ или ассоциацию, то, наверное, творчество — это ваша стихия. Глядя на облака, вы начинаете сравнивать их с животными, парусниками, замками, вальсирую- щими на балу парами. Глядя на звезды, вы задумываетесь о множественности миров и скоротеч- ности человеческой жизни. Вам нравится смотреть на репродукции картин великих мастеров, самим рисовать пейзажи или портреты друзей, сочинять музыку. В таком случае не слушайте тех, кто вам говорит, что все это только для души и на кусок хлеба стишками не заработаешь. «Иди в юристы или программисты, учись стеклить балконы или чинить иномарки», — могут сказать старшие. Но выбор за вами — вам жить, вам трудиться, и надо, чтобы дело было по ду- ше, чтобы оно составляло с вами единое целое. Иначе при нелюбимой работе, к которой у вас нет склонности и которая не соответствует вашим потребностям, вы очень скоро станете склочным, сварливым и вечно недовольным человеком. Рассматривая человеческую природу и говоря о врожденных и приобретенных качествах чело- века, мы должны обязательно коснуться тех внутренних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире. Прежде всего нам следует разобраться в таком понятии как «способности». Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный природный фундамент, который называется задатками. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей, учителей, могут на корню загубить все наши прекрасные задатки. Часто приходится слышать в разгово- рах взрослых: «Боже, КЕМ же он стал! А какие в детстве подавал надежды, какие у него были хорошие задатки!». Среда, дурное окружение, отрицательный пример — все это может свести на нет хорошее в человеке, погасить его индивидуальность. Большая ответственность за превращение задатков ребенка в способности лежит на взрослых. Нельзя подавлять детей, заставлять их заниматься нелюбимым делом. Хрестоматийной стала си- туация, когда бойкого мальчишку, прекрасно играющего в футбол или самозабвенно собирающего радиоприемник, из-под палки заставляют заниматься музыкой, вымучивать гаммы и аккорды. Или же одергивают юного художника, заявляя ему: «Хватит тебе заниматься никчемной мазней, иди лучше в магазин, учись шить, вязать, готовить борщи!». Таким образом можно загубить лю- бые врожденные способности. Также не стоит прислушиваться и к дворовым хулиганам, высмеи- вающим тех, кто не ругается и не дерется, а увлеченно занимается каким-то делом. Самые важные способности людей — умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называют интеллектом. К способностям подобного рода относятся внима- тельность, память, мышление, речь, способность логически рассуждать и определять понятия, видеть мир в образах, добиваться взаимопонимания с другими людьми, оказывать на них вли- яние. Умственные способности, интеллект нуждаются в постоянной подпитке и развитии. Поэ- тому каждый человек должен тренировать свой ум, память, внимание и речь (как устную, так и письменную). «Любое умение приобретается при помощи упражнений», — гласит известная французская пословица. Если умственными способностями в той или иной степени одарены все люди, то есть и такие способности, которыми обладает далеко не каждый человек. Например, музыкальные способнос- ти есть не у всех. Некоторым людям, что называется, «слон на ухо наступил». Также немногие люди обладают педагогическими, организаторскими, литературными, хореографическими, ху- дожественными способностями. С помощью психологического тестирования задатки этих спо- собностей можно выявить в детстве, но развить их или нет — это уже во власти самого человека. Кроме способностей люди обладают и талантами. Талант — это очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятель- ности. Талантливые ученые, художники, композиторы, певцы, футболисты добились больших успехов в своем деле. Наверное, вам приходилось слышать от своих родных: «Не надо зарывать свой талант в землю». Что это означает? И как талант — выдающиеся способности человека — можно зарыть? Оказывается, можно. И в прямом и в переносном смысле. В прямом, поскольку талантом древние греки называли меру серебра, деньги, которые можно было спрятать в земле, закопать клад. В переносном, поскольку данный человеку талант может быть не использо- ван им или растрачен по мелочам. Если у человека есть талант художника или актера, но он стал заниматься коммерцией или пошел по «плохой дорожке», став преступником, именно это и произошло. Каждый человек ответствен за свои способности и таланты. Вместе с тем талантом надо делиться, точнее, его плодами. Существует выражение: «Талант должен быть щедрым». Это означает, что все те, кто нуждается в вашем таланте, вашей помощи и поддержке, должны получить их от вас. И поделиться с людьми своим даром не значит растра- тить его по мелочам. Напротив, истинный талант подпитывается в процессе общения с людьми, получая от них благодарность и признательность. Например, талантливый музыкант во время исполнения своих произведений нуждается в чутком слушателе. Поэту нужно, чтобы его стихи знали и читали люди. Учителю важно, чтобы ученики не забывали его уроков и т. д. Известны нам и такие люди, которые своими делами повлияли на судьбы многих других, оставили след в истории всего человечества. Их называют гениями. Гении — это особенно талантливые люди, приносящие что-то новое в жизнь людей. Их имена знают практически все: это Л. да Винчи, М. В. Ломоносов, В. А. Моцарт, А. С. Пуш- кин, А. Эйнштейн... Гений — словно путеводная звезда, которая освещает путь другим людям. Гениальность человека может проявляться только в общении с другими людьми, оттеняться ими. Верующие люди скажут, что гениальность — это искра Божия, проявление в человеке божест- венного провидения. Немецкий философ И. Кант так писал о гениальности: «Гений — это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться». Рассуждая о таланте и гениальности, давайте задумаемся, может ли талант быть добрым или злым? Наверное, способными, и даже очень, могут быть и непорядочные, злые люди. Но хотелось бы верить, что подлинный талант и гениальность должны нести в себе добро. Талантли- вые и одаренные люди, как правило, очень ранимы, их легко обидеть. Поэтому аксиоматичным стало утверждение: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». В то же время всякий истинный талант деятелен. Писатель В. Одоевский так сказал об этом: «Заметим мимоходом, что истинное призвание остановить трудно; оно прорвется сквозь все препят- ствия; много ли было великих людей, изобретателей, художников, которые бы родились на розах? Всякому пришлось бороться и с людским равнодушием, и с занятиями, ему не свойственными».     2.4. Деятельность человека, ее основные формы   Способность человека преобразовывать мир своими действиями — качество, отличающее его от других живущих на Земле существ. Из природных материалов человек создает новые продук- ты, обладающие полезными для него свойствами и качествами. Предметом деятельности человека может быть любой объект — вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятель- ностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружаю- щего мира. В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее до- стижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. фор- мирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. За- тем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовле- творить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и иде- альными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди ру- ководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Не- изменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как след- ствие, — аналогичную социальную реальность.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!