Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 8 страница



3) опасность глобальной войны 4) разделение мира на полюса экономического развития   А25. Какие глобальные проблемы относятся к экономическим? 1) загрязнение атмосферы, вод мирового океана 2) огромное число неграмотных людей 3) опасность глобальной войны 4) разделение мира на полюса экономического развития   А26. К какому типу глобальных проблем следует в первую очередь отнести такое явление, как неконтролируемый рост народонаселения в ряде регионов пла- неты? 1)к экономическим 2) к социальным 3)к политическим 4) к экологическим   А27. К какому типу глобальных проблем следует в первую очередь отнести такое явление, как сокращение лесного покрова планеты? 1) к экономическим 2) к социальным 3)к политическим 4) к экологическим   ОЕЕЕ ОЕЕЕ ОЕЕЕ DBBQ OgSQ 0SE3D OE3E3D   A28. К какому типу глобальных проблем следует в первую очередь отнести такое явление, как распространение международного терроризма? 1)к экономическим 2) к социальным 3)к политическим 4) к экологическим А29. К какому типу терроризма следует отнести действия, совершаемые с целью прямого, часто насильственного воздействия на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений? 1) к политическому 2) к информационному 3) к социальному 4) к экономическому   АЗО. К какому типу терроризма следует отнести действия, совершаемые с целью повседневного запугивания (на улице, в школе, в быту)? 1)к политическому 2) к информационному 3)к социальному 4) к экономическому   Часть 2     Ответом к заданиям В1—В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.     В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.   Окружающая среда   Искусственная   Ответ:   В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к элементам духовной культуры. Мифы, знания, идеи, украшения, обычаи, традиции, язык. Найдите и укажите термин, «выпадающий из этого ряда.   Ответ: ВЗ. Установите соответствие между сферами общественной жизни и социальны- ми фактами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соот- ветствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 1) экономическая 2) политическая 3) социальная 4)духовная A) использование пластиковых карто- чек для выплаты заработной платы Б) льготы студентам на проезд в транспорте B) выборы в Государственную думу Г) строительство мечети Д) введение налога на недвижимость Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.   А Б В Г Д           84. Выберите в приведённом ниже списке глобальные проблемы человечества и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) разрастание международного терроризма 2) структурная перестройка экономики в ряде государств 3) истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития 4) увеличение количества квалифицированных научно-технических специа- листов 5) сложная демографическая ситуация в ряде регионов планеты 6) рост численности занятых в сфере услуг и в информационном секторе 7) истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана   Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. 85. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронуме- ровано.   (1) Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живёт её плодами. (2) Считается, что такое общество закрыто для инноваций, а перемены в нём происходят крайне медленно. (3) Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной промышленности, новых видов транспорта и связи. (4) Многие ученые-историки полагают, что в начале XX века наша страна была аграрно-индустриальной.   Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений   Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер. В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.   В качестве подсистем общества выступают следующие сферы общественной жизни: Экономическая — её элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Каж- дый из нас, так или иначе, вовлечён в экономические отношения, играет в них свою кон- кретную роль — собственника, _____________________________ (1), продавца или_________________________ (2) различных благ или услуг. Социальная — состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаи- модействий. В социальной сфере мы выделяем классы, _(3), нации, _(4), различные группы, объединенные по полу или возрасту. Сфера социального управления, политическая. Политическая подсистема общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшими из которых являются государство, а также политические организации, политические отношения, политические нормы и др. Основой политической системы является___________________________ (5). Духовная — охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порож- дающие явления духовной жизни людей, культуры. Элементы духовной сферы — идео- логия, общественная психология, _________________________ (6), наука, ___________________ (7), искусство, ________________ (8). Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в про- белы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел. A) власть Б) государство B) идеология Г) культура Д) народность Е) образование Ж) потребитель 3) производитель И) религия К)слой Л) социальные институты М) частный бизнес Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозна- чено в списке выбранное вами слово.   1 2 3 4 5 6               Часть 3   Прочитайте текст и выполните задания С1—СЗ. Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а, по меньшей мере, нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает, прежде всего, совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но предполагает, что эти единицы не изо- лированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют меж- ду собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только предполагает наличие нескольких единиц, но и требует ещё, чтобы эти единицы взаимодействовали между собой. Действительно, присматриваясь к миру человеческого общежития, мы видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т. д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотво- рительных, хозяйственных, моральных, научных и т. д.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т. д.). (П. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество.)   С1. Как определяется общество в приведённом тексте? Подтвердите свою мысль цитатой. С2. Какие виды взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин?   СЗ. Назовите любые три характеристики общества как динамичной саморазвива- ющейся системы.   Прочитайте текст и выполните задания С4—С8. Сидиди Аг Инака никогда не работал с Интернетом, не отправлял факс и даже никог- да не разговаривал по сотовому телефону. В современном мире высоких технологий это может показаться довольно странным. Но ни сам Инака, ни кто-либо в его семье никогда не видел телевизора и не читал газет. Это кочевники племени туарегов, скитающиеся по бескрайним пескам Сахары на западе Африки, к северу от города Тимбукту, в государстве, которое называется Мали. Известные как «голубые люди пустыни» за свои просторные голубые одежды, носимые и мужчинами и женщинами, туареги пасут верблюдов, коз и овец и живут в стойбищах там, где бушуют песчаные бури, а дневная температура нередко достигает 120 градусов по Фаренгейту (120 градусов F — примерно 49 градусов С). Их жизнь тяжела, но большинство стараются придерживаться древних традиций. С решительностью во взгляде Инака говорит: «Мой отец был кочевник, его отец был кочевник, я кочевник, мои дети будут кочевниками». Туареги относятся к числу беднейших людей на планете, живя просто, но трудно. В пе- риоды засухи и они, и их животные рискуют погибнуть. Инака и его народ являются обо- собленным обществом, изолированным от остального человечества и почти не затронутым современными идеями и передовой технологией. Многим они, без сомнения, покажутся любопытным пережитком прошлого. Но Инака не жалуется: «Такова жизнь моих предков. Такова жизнь, которую мы знаем». (Дж. Масионис. Социология) С4. Укажите тип общества, о котором идёт речь в тексте. С5. Какие черты и признаки этого общества упоминаются в тексте. Назовите их. Сб. Каковы причины существования таких обществ в современном мире? Назо- вите две причины, которые вы считаете основными. С7. Какие информационные технологии и устройства, широко распространённые в постиндустриальном обществе, перечислены в тексте? С8. Раскройте глобальный характер духовных проблем современного мира (на двух примерах). 2.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции     Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении пред- ставитель итальянского гуманизма П. де Мирандола. «Человек — это микрокосм, — говорил он на диспуте «О достоинстве человека», — соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный — надзвездный». Многочисленные попытки определить человека сво- дились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. «Человек, — писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, — находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо — иной причины нет». Сложность человеческой природы не в состоянии передать ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в поня- тиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия «бытие», «сущность», «суще- ствование», «природа человека» и др. Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изуча- ют разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания — антропология, занимающийся исследованием фе- номена человека. В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: кто такой человек и для чего пришел он в этот мир? Человек сложен и противоречив. В его душе высокие вдохно- венные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать высоконравственные поступки, могут сочетаться с низменными страстями, пороками, толкающими на жестокие пре- ступления. Писатель М. Горький утверждал: «Человек — это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задумываешься над тем, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, а ведь его падение невольно отражается на многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового? Сложным и дискуссионным до нашего времени остается вопрос о происхождении человеческо- го рода — антропогенезе и формировании человеческого общества — социогенезе. Ученые подчер- кивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира — это такой же гранди- озный скачок в эволюции, как и возникновение живого из неживого. Предыстория человечества по сей день остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий. Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и раз- витие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако сле- дует заметить, что и сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм. Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», т. е. определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый- социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» мож- но свести к четырем: 1) человеческая природа — это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа — это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мо- тиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ во- сприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы. Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что же влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество? Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта — определенного врожденного способа реаги- рования, присущего всему биологическому виду. Но человек знает сотни способов как строительства жилища, так и удовлетворения потреб- ностей в пище, безопасности и т. д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации, то есть в процессе освоения способов деятельности, культуры, правил и норм, выработанных обществом. Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он уподобляется зверю. Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдержи- вать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, создает науки, преобразует природу и формирует новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхъестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, на- против, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить. Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа, как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обес- печивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих жи- вотных, и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на Земле силой. Российский философ Б. В. Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то за- данным, а строится в каждой культуре по-своему. «Осознание двойственности своей природы — фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выжи- вания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины... Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать — эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врож- денной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди бук- 2.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции 47 вально всему должны научиться сами, и все, что они умеют — это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся». Ж.-П. Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога». По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик, как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как инди- вид представляет собой совокупность генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека. Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, т. е. социали- зируется. В то же время и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных природных качеств. Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, фор- мируется его социальная зрелость. Российский психолог В. А. Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений — экономических, политических, правовых. В. А. Аверин подчеркивает, что человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому человек выступает как субъ- ект труда. Основу познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позво- ляет также рассматривать человека и в качестве субъекта общения. Результатом осуществления раз- личных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Таким образом, каждый человек как индивид, личность и субъект предстает в виде целостнос- ти, обусловленной единством биологического и социального. Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилю поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна — инди- видуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств — как данных от природы, так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас — индивидуальность. Как индивидуальность человек добивается сво- их целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!