Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 3 страница



Люди творят культуру и сами совершенствуются (меняются) под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение. Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными между собой сложной системой общественных отношений. Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру одним чело- веком невозможно. Культура обращена к человеку, как к члену определенного сообщества, коллек- тива. Культура во многом и формирует коллектив, «возделывает» сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нор- мативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы иногда бунтуем против установлений пред- ков, против культуры. В революционном порыве либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что же тогда остается от нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик. Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обычаи. Но уче- ные-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам — культурные универсалии. К ним относят, к примеру, язык с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди большинства мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т. д.). Наряду с рассмотрением понятия «культура» мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, все понятно. Это дешевые заменители ценных натураль- ных продуктов. Вместо чая — высушенные морковные очистки, вместо хлеба — смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац-продукт — это, например, маргарин, созданный на рас- тительной основе, который производителями рекламы старательно выдается за сливочное масло. А что же такое эрзац (подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но по сути отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать: уйдите в этот удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях; погрузите себя в ил- люзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов вроде «Приключений черепашек- ниндзя»; исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «сникерсами», «спрайтами» ит. п.; вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, довольствуйтесь пошлыми юмористическими телепередачами — ярким воплощением антикуль- туры. Так вот: это удобно лишь для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями. Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную. Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда — то, что создает- ся и используется человеком в процессе жизнедеятельности. А духовная культура — это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать, какой культуры это памятник — материальной или духовной. Скорее всего эти две стороны можно выделить только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.     1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества   В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием общества в целом и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Уче- ные-обществоведы отмечают тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех основных обще- ственных сфер, отражающих определенные стороны человеческого бытия и деятельности. Экономическая сфера общественной жизни включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Трудно переоценить ту роль, которую играют в нашей жизни эко- номические, товарно-денежные отношения и профессиональная деятельность. Сегодня они даже слишком активно вышли на первый план, а материальные ценности подчас полностью вытесняют духовные. Многие сейчас говорят, что человека сначала нужно накормить, обеспе- чить ему материальное благосостояние, поддержание его физических сил, а уже потом — ду- ховные блага и политические свободы. Существует даже поговорка: «Лучше быть сытым, чем свободным». С этим, однако, можно поспорить. Например, несвободный человек, духовно неразвитый, так и будет до конца своих дней беспокоиться только о физическом выживании и удовлетворении своих физиологических потребностей. Политическая сфера, именуемая также политико-правовой, связана прежде всего с управ- лением обществом, государственным устройством, проблемами власти, законами и правовы- ми нормами. В политической сфере человек так или иначе сталкивается с установленными правилами поведения. Сегодня некоторые люди разочаровываются в политике и политиках. Это проис- ходит оттого, что люди не видят положительных изменений в своей жизни. Многие предста- вители молодежи также мало интересуются политикой, предпочитая ей встречи в дружеских компаниях, увлечение музыкой. Однако полностью изолировать себя от данной сферы обще- ственной жизни невозможно: если мы не хотим участвовать в жизни государства, то нам придется подчиняться чужой воле и чужим решениям. Один мыслитель сказал: «Если ты не займешься политикой, то политика займется тобой». Социальная сфера включает в себя взаимоотношения различных групп людей (классов, социальных слоев, наций), рассматривает положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Человек не может существовать без других людей, поэтому именно социальная сфера является той частью жизни, которая сопровождает его с момента появления на свет до последних минут. Духовная сфера охватывает различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, собственные представления о красоте, переживания, нравственные уста- новки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искусства. Какая из сфер жизни общества представляется более значимой? А какая менее? На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как общественные явления сложны и в каж- дом из них можно проследить взаимосвязь и взаимовлияние сфер. К примеру, можно проследить тесные взаимосвязи между экономикой и политикой. В стране проводятся реформы, снижены налоги для предпринимателей. Эта политическая мера способствует росту производства, облегчению деятельности бизнесменов. И наоборот, если власть увеличивает налоговое бремя на предприятия, им не выгодно будет развиваться, а многие предприниматели будут стараться изымать свои капиталы из промышленности. Не менее важна зависимость между социальной сферой и политикой. Ведущую роль в со- циальной сфере современного общества играют представители так называемых «средних сло- ев» — квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса. И эти же люди будут формировать ведущие политические партии и движения, а также свою систему взглядов на общество. Связаны между собой экономика и духовная сфера. Так, например, хозяйственные воз- можности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет разви- вать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. Есть немало примеров взаимосвязи между всеми четырьмя общественными сферами. Допустим, в ходе проводимых в стране рыночных реформ узако- нено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп — предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой инфор- мации, кинокомпаний, интернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации. Подобных примеров взаимосвязи между сферами можно привести бесконечное множество. 1.4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества 13 Примеры заданий ЕГЭ по темам 1.1.-1.4. Часть 1 При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа. А1. Верны ли следующие суждения об обществе? А) Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную де- ятельность. Б) Общество — это простая сумма индивидов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А2. Определившаяся в процессе исторического развития человечества относи- тельно устойчивая система социальных связей как между большими, так и между малыми группами называется 1)народом 2)культурой 3) обществом 4)государством A3. Элементами какой сферы общественной жизни являются материальное про- изводство и отношения, возникающие в процессе производства, распределе- ния, обмена и потребления материальных благ? 1)экономической 2) социальной 3)политической 4)духовной   А4. Укажите тип революции, в результате которой сформировались новые виды хозяйственной деятельности людей — скотоводство и земледелие. 1)неолитическая 2) промышленная 3)индустриальная 4) информационная А5. Переход от ручного труда к машинному — это революция 1) неолитическая 2) промышленная 3)постиндустриальная 4)информационная А6. Для какой техногенной революции характерно развитие микропроцессорных технологий и электронных средств связи? 1)для неолитической 2) для промышленной 3)для индустриальной А7. Верны ли следующие суждения о культуре? А) Культура — результат деятельности общества за всё время его существо- вания. Б) Культура — способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколения в поко- ление, его оценивания и осмысливания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   А8. Исторические здания и сооружения следует отнести к элементам. 1) материальной культуры 2)духовной культуры 3)эрзац-культуры 4) псевдокультуры   А9. Что из перечисленного относится к элементам духовной культуры? 1)храм 2) украшения 3) традиция 4)книга А10. В связи с террористическим актами 11 сентября 2001 года США усложнили процесс выдачи виз для въезда в США гражданам целого ряда государств. К какой сфере общественной жизни относится данный факт? 1)к экономической 2) к политической 3) к духовной 4) ко всем перечисленным All. На какие сферы жизни общества положительно повлияло расширение сети частных средств массовой информации? 1)на экономическую и духовную 2) на социальную и духовную 3) на экономическую и политическую 4) на экономическую и социальную А12. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А) Власть увеличивает налоговое бремя на предприятия. Это пример взаимо- связи политической и экономической сфер общественной жизни. Б) Предприниматели сформировали свою политическую партию. Это пример взаимосвязи политической и социальной сфер общественной жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   ВВВВ ВВВВ вввв вввв вввв 1.5. Социальные институты   Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социаль- ные институты. Слово «институт» здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широ- кое понятие, которое включает в себя все то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность, общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности. Социальные институты — это относительно устойчивые типы и формы социальной практи- ки, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества. Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: 1) экономические инсти- туты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические ин- ституты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступа к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе. К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты, как семья и школа. Социальным институтом, который осуществля- ет функции безопасности и защиты, выступает армия. Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунк- том для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей. Появление социального института обусловлено: потребностью общества; наличием средств удовлетворения этой потребности; наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов; возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его де- ятельности. Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных инсти- тутов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людь- ми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?» Скрытые функции — те, которые осуществляются реально и формально могут быть не закреп- лены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда заявляется одно, а делается другое. В этом случае ученые говорят о нестабильности разви- тия общества. Процесс развития общества сопровождается институционализацией, т. е. формированием но- вых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский уче- ный-социолог XX века Г. Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию институтов. Это потребности: • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); • в производстве продуктов и услуг; • в распределении благ; • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, стату- сам в зависимости от разных критериев); • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право). Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, тогда как определенные институты (например, семья) могут реализовывать одновременно несколько потреб- ностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т. д.     1.6. Многовариантность общественного развития. Типология обществ   Жизнь каждого человека и общества в целом постоянно изменяется. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда же мы говорим о том, что произошло изменение? Тог- да, когда для нас ясно, что одно состояние не равно другому и появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены все изменения? В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации влияет множество фак- торов, порой рассогласованных между собой и разнонаправленных. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четкой стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений. Часто нам встречается такое понятие, как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое — более конкретное (его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай друго- го)? Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложне- ние, усовершенствование и связано с проявлением общественного прогресса. Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответы на эти вопросы нам следует искать прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, во внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов. Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне. Внешние импульсы могут быть порождены, в частности, природной средой, космосом. Напри- мер, серьезной проблемой для современного общества стало изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное потепление». Ответом на этот «вызов» было принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала этот протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды. Если изменения в обществе происходят постепенно, то новое накапливается в системе доста- точно медленно и порой незаметно для наблюдателя. А старое, предыдущее, является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетающее в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии какого-то времени мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений. Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. Эволюционный путь развития — не единственный. Не все общества могли решать насущные задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затра- гивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрыва- ют сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стре- мительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пыта- ются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов. Вот почему в ходе социальной революции зачастую преобладают стихийные, хаотические на- чала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же результаты и последствия революционного взрыва так существенно отличаются от изначальных задач, что творцы революции не могут не признать своего поражения. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. В XX сто- летии Россия пережила две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах. Как показывает история, многие революции сменялись реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, науч- ных, культурных.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!