Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 2 страница



Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной со- циальной реальности, как общество в целом. Реально существуют индивиды, а общество — это плод умозаключений ученых: философов, социологов, историков и т. д. Поэтому в определении общества недостаточно указать, что оно состоит из индивидов, следует также подчеркнуть, что важнейшим условием формирования общества является их единство, общ- ность, солидарность, связь людей. Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей. По степени обобщения выделяются также широкий и узкий смысл понятия «общество». В са- мом широком смысле обществом можно считать: • обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира; • совокупность всех взаимосвязей и взаимодействий людей и их объединений; • продукт совместной жизнедеятельности людей; • человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории; • форму и способ совместной жизнедеятельности людей. «Российская социологическая энциклопедия» под ред. Г. В. Осипова дает следующее опреде- ление понятия «общество»: «Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между боль- шими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ». Это определение представляется обобщением тех частных определений, которые приведены выше. Таким образом, в узком смысле это понятие обозначает любую по численности группу лю- дей, обладающую едиными чертами и признаками, к примеру, общество рыболовов-любителей, общество защитников дикой природы, объединение спортсменов-серфингистов и т. д. Все «ма- лые» общества, равно как и отдельные личности, являются «кирпичиками» «большого» общества.   Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы В современной науке широкое распространение получил системный подход к пониманию раз- личных явлений и процессов. Возник он в естествознании, одним из его основателей был ученый Л. фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утвердился в обществознании, согласно которому, общество представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении, нам необходимо прояснить суть понятия «система». Признаки системы: 1) некая целостность, общность условий существования; 2) наличие определенной структуры — элементов и подсистем; 3) наличие коммуникаций — связей и отношений между элементами системы; 4) взаимодействие данной системы и других систем; 5) качественная определенность, т. е. признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем. В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся сис- тема, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя воз- можность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамические свойства присущи также связям и отношениям, пронизывающим обще- ственную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Гераклит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что «в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных связей. 1.1. Социум — особенная часть мира. Общество — сложная, динамично развивающаяся система        7 Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом, со- ставной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Под- системами называются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя разнотипные состав- ные элементы: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определя- ющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов. В качестве подсистем выступают следующие сферы общественной жизни: 1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возни- кающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жиз- необеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком ко- личестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя, продавца или потребителя различных благ и услуг. 2) социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодей- ствий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этничес- ким (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В соци- альной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосо- стояния, культуры, образования. 3) сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государ- ство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи; в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть. 4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, обществен- ная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более само- стоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, мора- ли и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта. Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, например, признает в качестве ведущей, определя- ющей экономическую сферу. Философ С. Э. Крапивенский отмечает, что «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры. Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь, является системой по отношению к эле- ментам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообус- ловлены. Трудно привести примеры таких явлений, которые затрагивают только одну из сфер. Так, великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать от- дельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь; распознавать различные общественные явления, процессы, отношения. Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимае- мая как способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, а также производить все необходимое для жизни людей. Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный, стремясь под- черкнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют такие характеристики, как «системный кризис», «системные трансформации». Системность кризиса означает, что он затрагивает не одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все — и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Так же и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует и от него системного подхода к поиску путей их разрешения. Подчеркнем также, что в своей жизнедеятельности общество взаимодействует и с другими сис- темами, прежде всего с природой. Оно получает от природы внешние импульсы и, в свою очередь, воздействует на нее.     1.2. Общество и природа     С глубокой древности важным вопросом в жизни общества было его взаимодействие с природой. Природа — среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Первоначально чело- век и человеческие сообщества были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на земле. В самых ранних религиях провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы — люди верили, что все в природе обладает душой и связано родственными отношениями. Так, на- пример, от погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете — жизнь и смерть человека, благосостояние его племени. Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд — выру- бать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа — особый мир, в котором живет человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни люди старались, максимально используя окружающие условия, приспосаб- ливаться к ним, то другие преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям. В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней два вида среды — естественную и искусственную. Собственно природа составляет первую, есте- ственную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные с участием человека. Это растения и животные, выведен- ные благодаря современным научным возможностям, природа, преобразованная усилиями людей. Сегодня на земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изме- нил бы что-либо своим вмешательством. Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия — все это су- щественные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни. Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем разви- тии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от при- родных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди были полностью зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не произво- дили сами, а только потребляли то, что рождала природа. Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили на- звание техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой 1.2. Общество и природа     9 деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных револю- ций стала революция неолитическая, или аграрная. Ее результатом стало зарождение производя- щего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей — скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обес- печивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают ремесла, развивается торговля. Следующей техногенной революцией была промышленная (индустриальная) революция. Ее начало приходится на век Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, в развитии крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Индустриальная революция способствовала росту и развитию крупных городов — мегаполисов, развитию новых видов транспорта и связи, упрощению контактов между жителями разных стран и континентов. Свидетелями третьей техногенной революции стали люди, жившие в XX веке. Это постиндуст- риальная, или информационная, революция, связанная с появлением «умных машин» — компьюте- ров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход прочно вошло понятие «компьютеризация» — массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Поя- вилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы. Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Освоение плодородных земель, создание систем орошаемого зе- мледелия ит. п. — это опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесел, возделывание оливковых деревьев и виноградников, а в гораздо меньшей степени — производство зерновых. Издревле природа влияла на занятия и общественный строй людей. Так, например, организа- ция ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотичес- ких режимов, могущественных монархий; ремесла и торговля, развитие частной инициативы ин- дивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления. С каждым новым этапом развития человечество все больше и всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Фран- цузский ученый Ф. Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «Четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж-Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуко- вой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая ком- мерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два милли- арда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли». Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек не всегда может четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меня- ются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса — «легкие» планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. К примеру, стремясь превратить степные просторы в плодородные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон. Все меньше и меньше остается уни- кальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали объектом пристального внимания туристических компаний. Появление атмосферных озоновых дыр может привести к изменению самой атмосферы. Значи- тельный ущерб природе наносит испытание новых видов оружия, прежде всего ядерного. Черно- быльская катастрофа 1986 года уже показала нам, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляют- ся радиоактивные отходы. Российский философ И. А. Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы, не задумываясь, вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями». Изучая последствия неразумного использования природных богатств, люди стали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Человечеству предстоит создать опти- мальные стратегии природопользования, а также позаботиться об условиях своего дальнейшего существования на планете.     1.3. Общество и культура   С историей человечества тесно связаны такие понятия, как. культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных значениях, встречаются как в единственном, так и во множественном числе, и невольно возникает вопрос: «А что же это такое?» Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной, так и в научной речи понятиях. В различных толковых словарях приводятся различные опреде- ления данных понятий. Сначала разберемся в этимологии слова «культура». Слово это латинское и означает «возделывание земли». Римляне называли этим словом обработку и уход за землей, которая сможет принести полезные для человека плоды. В дальнейшем смысл этого слова сущес- твенно изменился. Например, о культуре уже пишут как о том, что не является природой, что со- здано человечеством за все время его существования, о «второй природе» — продукте человеческой деятельности. Культура — результат деятельности общества за все время его существования. По мнению австрийского ученого 3. Фрейда, «культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, чем она отличается от жизни живот- ных». На сегодняшний день, насчитывается уже более сотни определений культуры. Некоторые понимают ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры. Культура — способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколения в поколение, его оценивания и осмысливания; это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоре- тическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Мы говорим о культуре, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и обра- зованность. Человек может быть и очень образованным, но некультурным. Созданное, «возделан- ное» человеком — это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полот- на, музыкальные произведения. Мир культуры образуют продукты человеческой деятельности, способы самой деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, к примеру, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулина- рии: людьми разработаны сложные ритуалы приготовления блюд, сформированы многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т. д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная це- ремония — это всего лишь удовлетворение потребности человека в воде?

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!