Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 5 страница



Итак, мы отметили, что общественный прогресс — понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути совершенствования. Прогресс может дополняться рег- рессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности этого явления. Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, совсем не обязательно дополняется прогрессом в других областях. Более того, даже то, что мы сегодня счи- таем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия, как, например, действие рентгеновских лучей или деление ядра урана, дали жизнь новым видам страшного оружия — оружия массового поражения. Кроме того, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История знает много подобных примеров. Среднеазиат- ский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других зе- мель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Коснемся и еще одной проблемы, затрагивающей тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном», мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека может не быть таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей. На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъек- тивного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.   Общественный прогресс и модернизация Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является модернизация. Это предельно широкий смысл этого понятия. Однако чаще, говоря о модернизации, мы имеем в виду другое — понимание данного процесса в рамках так называемой теории модернизации. Это узкий смысл понятия модернизация, т. е. процесс перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного типа к обществу ин- дустриальному. Далее мы используем это понятие именно в узком смысле. В таком случае истори- чески модернизация совпадает с переходом от феодального общества к капиталистическому и орга- нически связана с индустриальной революцией и теми процессами, которые она несет в жизнь. Мыслители выделяют несколько граней (сторон) модернизации. Под экономической модерниза- цией понимается промышленная революция, т. е. нередко переход от мануфактурной стадии про- изводства к фабричной, от ручного труда к широкому распространению машинного производства. Этим определяется влияние на другие составные модернизации. Социальная модернизация характеризуется вытеснением сословий (групп людей, различа- ющихся по политико-правовому признаку) общественными классами (группами людей, разли- чающимися по их месту в разделении труда, по отношению к собственности, общественному богатству). Политическая сторона модернизации включает в себя становление парламентаризма, много- партийности, демократических институтов взаимодействия общества и власти. Духовная модернизация предполагает формирование новой картины мира, изменение роли науки в обществе, формирование нового духовного облика человека. Такое понимание модернизации отличается некоторой односторонностью, т. к. внимание сосре- доточено главным образом на экономических процессах — промышленной революции, появлении техники и технологий нового поколения. Остальные же процессы рассматриваются в качестве вторичных, опосредованных. Современные российские философы А. С. Ахиезер и С. Я. Матвеева предлагают свое тол- кование модернизации, способное преодолеть данный экономический детерминизм. Они видят в модернизации, прежде всего изменения в ценностных установках, ориентирах развития обще- ства. С. Я. Матвеева понимает модернизацию как «процесс некатастрофического (то есть не предпо- лагающего разрушения, слома прежних структур и отношений) преобразования общества, воспри- ятие и адаптацию принимающей культурой инноваций и ценностей культуры принимаемой». Принимающей культурой является общество традиционного типа. Принимаются же ценнос- ти общества индустриального. Причем каждая культура, каждый народ осваивает новые (по сути западноевропейские) нормы и ценности по-своему. Единой для всех модели заимствования нет. Очень важно понимание модернизации как некатастрофического процесса, то есть такого, который не приводит общество к разрушению, гибели, слому его несущих основ. Катастрофой в определенном смысле считается также и разрыв в преемственности развития, потеря связи с собственным прошлым, прерывание исторической преемственности. Особенно важно такое понимание модернизации в нашей стране — России. Поскольку на про- тяжении XX столетия нам пришлось пережить по сути две национально-государственные катас- трофы, приведшие к краху прежней государственности. Это революция 1917 года, похоронив- шая Российскую империю, и события 1991-1992 годов, приведшие к распаду Советского Союза и образованию постсоветских государств. Новая российская государственность очень молода, она существует всего полтора десятилетия. По историческим меркам это чрезвычайно малый срок. И анализ уроков прошлого, понимание того, как важно проводить преобразования, реформы, не допуская разрушения всей системы общественных отношений, разрыва связи между поколения- ми, преемственности исторического развития — необходимый элемент становления современной России. Многие ученые размышляют над проблемой критериев модернизации, поисками ответа на вопрос, какое общество можно считать модернизирующимся. Обратим внимание на подход, выде- ляющий критерии модернизации обобщенно, по сферам общественного бытия. 1. В социальной сфере для модернизирующегося общества будет характерно разделение между частной и общественной жизнью, выделение «полюса» отдельной личности, индивидуального «я». 2. К экономическим критериям следует отнести освоение и применение новых технологий, за- крепление ведущей роли крупной промышленности, сферы услуг, информационной экономики. 3. Политическими критериями модернизирующегося общества являются: наличие эффектив- ного централизованного государства, системы разделения власти. 4. В сфере духовной жизни и культуры к качественным характеристикам модернизации необ- ходимо отнести многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информа- ции и обмен ею, возможность для широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитие науки, образования.     1.8. Процессы глобализации и становление единого человечества   Ученые отмечают, что современный мир, с одной стороны, многообразен и противоречив, с другой — целостен и взаимосвязан. Рассмотрим эти особенности подробнее. О многообразии современного мира говорят такие факты: на планете Земля живут более 6 млрд человек, представ- ляющих три основные (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, объединенных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоя- тельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правле- ния и территориального устройства, эти государства различаются по уровню экономического раз- вития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки госу- дарств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни. Многообра- зен также религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама или буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения. Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических усло- вий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию. Ученые предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов — традиционного и так называемого «западного». Тенденция к многообразию современного мира не противоречит выводу о его целостности и взаимосвязанности. Факторами его целостности являются: а) развитие средств коммуникации. Современное общество становится обществом информационным. В единый информационный поток соединяются практически все регионы планеты; б) развитие транспорта, сделавшее современный мир «маленьким», доступным для передвижения; в) развитие техники, в том числе военной, с одной стороны, превращающее мир в единое технологическое пространство, с другой — сделавшее реальной угрозу уничтоже- ния человечества; г) развитие экономики. Производство, рынок стали действительно мировыми, экономические, финансовые, производственные связи являются важнейшим фактором единства современного человечества; д) острота глобальных проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями мирового сообщества. Отмеченные процессы являются элементами глобализации, в которой реализуется тенденция к единству и целостности современного мира. Глобализация становится ведущей тенденцией раз- вития, главным вызовом современной эпохи. Все теснее и теснее становятся связи между странами и регионами мира, многие вопросы выходят за рамки государств и приобретают транснациональный характер. Мы являемся свидетелями процесса интеграции народов и государств в единое мировое сообщество — пространство, функционирующее на основе единых стандартов, норм, правил пове- дения, ценностей. Очевиднее всего глобализация проявляется в таких явлениях, как действующая по всему миру сеть закусочных «Макдональдс», компания «Кока-кола». Глобализация наступает вместе с автомобилями, бытовой техникой, стандартами потребления, словно океанская волна, ко- торой так трудно противостоять. Хорошо это или плохо? Можно ли вообще в подобной системе ко- ординат оценить всю сложность и противоречивость этого явления, ведущего к унификации мира? Идея объединения людей в планетарном масштабе не нова. О едином мировом государстве меч- тали и просветители и утописты. Много лет назад, на заре советского государства, руководители большевистской партии мечтали о единой Земшарии с единым центром управления экономикой как результате победоносной мировой революции. Поэт Маяковский определил эту мечту как жизнь «единым человечьим общежитием». Но осуществление интеграции в мировом масштабе, вопреки чаяниям большевиков, стало возможным именно на путях капиталистического развития. Основой процесса глобализации стало формирование мирового рынка, обеспечивающего сво- бодный приток капиталов, выходящий за рамки национальных экономик, доступ крупнейших компаний к источникам сырья, где бы они не находились, конкуренцию на мировом рынке труда. Институтами экономической глобализации стали созданные после Второй мировой войны Всемир- ный банк, Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, а также усиливающиеся в последние десятилетия крупнейшие транснациональные корпорации. Политическая глобализация затрагивает всемирные интересы и сопровождается введением в мировую практику новых механизмов обеспечения безопасности, таких как миротворческие операции, международные санкции, антитеррористическая борьба. Институтами глобальной по- литики стали Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 году, региональные интегра- ционные структуры, прежде всего ЕЭС, Совет Европы и др. Глобализация экономики и политики дополняется развитием информационных технологий и средств связи, формированием единого мирового информационного пространства. Благодаря 1.8. Процессы глобализации и становление единого человечества 25 сети Интернет любая информация в считанные секунды способна преодолевать расстояния в де- сятки тысяч километров. Кроме того, можно говорить о создании мировой массовой культуры. Нашумевшие премьеры голливудских блокбастеров, например, знаменитого «Властелина колец», практически одновременно проходят в разных странах на разных континентах. Весь мир закупает и смотрит бесконечные бразильские «мыльные оперы», читает книги о Гарри Поттере, слушает музыкальные хиты. Все унифицируется, подгоняется под единые стандарты производства и по- требления. Адепты глобализации убеждены в ее благотворном воздействии на мировое сообщество, в том, что ее плоды будут полезны людям во всем мире, что в итоге на всей Земле победят и утвердят- ся гуманистические демократические ценности, генерируемые западноевропейской цивилизацией. Однако столь оптимистический сценарий столкнулся реалиями жизни и вызвал сильнейшее противодействие со стороны национальных культур, групп и движений, не заинтересованных в поглощении своих традиционных ценностей западной культурой. Глобализация породила сложный комплекс противоречий и вызвала к жизни противополож- ный процесс — антиглобализм. Безусловно, процесс глобализации влечет за собой включение национальных экономик в эф- фективные международные связи и контакты, повышает стандарт и качество жизни многих на- родов, но наряду с этим растет и количество проблем. Экономикоцентризм идеологии и практики глобализации определяет потребительское отношение к окружающей среде, духовной культуре. В условиях глобализации все подчиняется экономическому росту. Зачастую в ущерб гуманитар- ным интересам и ценностям. Нещадная эксплуатация природных ресурсов приводит к возникно- вению экологических проблем. Экономика эпохи глобализации все больше внимания уделяет не производственной деятель- ности, а финансовым отношениям. Господствующие на мировом рынке транснациональные кор- порации, названные теоретиком антиглобализма Д. Коргеном «империями нового корпоративного колониализма», мало учитывают интересы и потребности местного населения с его исторически сложившимися устоями и традициями. Вместо национально ориентированных экономик скла- дывается отстраненный и бездушный глобальный рынок, задающий единые вкусы и стереотипы потребления. Культ экономики, потребительства, денег угрожает самым сущностным гуманитарным осно- вам человеческого бытия. Ведь сказано: «Не хлебом единым жив человек». Не менее важную, а может быть, и более значимую роль играют политические институты, культура. Поэтому зада- чей, стоящей перед современным человечеством, можно считать обеспечение непротиворечивого единения экономических, политических и культурных процессов. Глобализация, словно паровой каток, укладывающий асфальт, безразлична к национальной специфике, традициям. Она сопровождается стремительной экспансией западных ценностей и за- падного образа жизни, вестернизацией, вступает в противоречие с традициями и культурой. Уве- личивается разрыв между богатыми и бедными странами. Богатые, мировой «север», становятся еще богаче и могущественнее, все более превращаясь в замкнутый элитарный клуб вершителей судеб мира, а бедные, мировой «юг», становятся беднее и в принципе неспособны приблизиться к более или менее приемлемым стандартам жизни. Известный политолог С. Хантингтон признает, что «навязывание миру западных ценностей по своим последствиям аморально» и ведет к борьбе с вестернизацией, к рецидивам традиционализма. Для нас стало уже привычным, что во время проведения встреч на высшем уровне пред- ставителей ведущих стран мира — «Большой восьмерки», Всемирного экономического форума и т. д. — происходят и массовые выступления антиглобалистов. Молодые люди, студенты сжига- ют государственные флаги ведущих стран, разбивают витрины кафе «Макдональдс», автомобили, выражая тем самым протест против унификации, подчинения своих стран интересам транснаци- ональных компаний. И этот протест объединяет разные доселе политические силы. Ущемленные в своих интересах круги в различных странах и регионах мира ищут ответы на вызовы глобализации. Одним из подобных ответов является рост экстремизма, радикализма, международный терроризм. В современную эпоху важно правильно и четко осмыслить свои национальные интересы, отве- тить на вопрос, как и в какой степени сочетаются они с глобализацией, понять свою специфику, найти оптимальное для каждой страны сочетание универсалий и уникального, присущего только данной стране и ее народу. Представляется бесспорной правота англичанина Коукера: «Бросит ли снова Россия вызов Западу, зависит от того, будет ли складывающееся в ней общество таким же отвлеченным как прежде. Если оно растеряет свои ценности, пытаясь стать таким, каким его хочет видеть Запад, то не сможет модернизироваться. Культура его уникальна. И модернизация должна сохранить эту уникальность, а не нивелировать ее. Россия никогда не станет частью западного политического сообщества, или, если на то пошло, западного мира». Подобные слова можно адресовать не только России, но и многим другим странам и регионам.     1.9. Глобальные проблемы человечества     На протяжении многих веков и даже тысячелетий люди решали извечные вопросы о смысле своего бытия, о путях улучшения мира, о совершенствовании природы. Рубеж третьего тысячеле- тия, начало новой эры принесли человечеству такие потрясения и проблемы, которые до сих пор не волновали умы и чувства людей. По сути, это проблемы, накопленные всем ходом предшеству- ющей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный период. Поэтому сегодня мы чаще говорим не о «вечных вопросах», а об «угрозах и вызовах». Эти слова звучат со страниц газет, в речах президентов, политиков, представителей средств массовой информации, ученых. Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи. И от того, насколько успешно удается людям найти ответы на эти вызовы, зависит порой дальнейшее выживание человечества. Эти вызовы нельзя однозначно оценить ни как положительные, ни как отрицательные. Это — то новое, неизведанное, которое сметает на своем пути старое, с неизбежностью ведет к смене устаревших общественных структур, стереотипов, ценностей, жизненных ориентиров. Серьезному испытанию подвергаются все традиционные отношения и нормы. И подчас имен- но это новое, неизвестное, то, чему нельзя научиться на опыте предков, пугает своей новизной. Ученые относят к вызовам — новым для человечества явлениям, имеющим позитивное зна- чение, — повсеместное развитие демократических порядков, утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций, обеспечение свободного и быст- рого доступа людей к информации. Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, не- терпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подоб- ного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека. Но в то же время нельзя не выделить и то, что несет человечеству серьезную опасность и угро- жает самим основам его существования. В отличие от термина «вызовы» мы применим к характе- ристике этих явлений термин «угрозы». Современный российский ученый Р. Б. Рыбаков называет три основные группы угроз:

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!