Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 11 страница



Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных за- дач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической де- ятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать тех- нические задачи. Процесс технической деятельности — это процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека и неразрывно связаны с ними. Характерными особенностя- ми конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование простран- ственными образам'и и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обрат- но. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли. Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах. Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует в основном понятиями, широкими категория- ми, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль. Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере раз- виты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления. Если рассматривать развитие мышления у детей, то можно обнаружить, что раньше всего воз- никает конкретно-действенное мышление, потом конкретно-образное, и, наконец, абстрактно-логи- ческое. Но особенности каждого из этих видов мышления у детей несколько иные и связь их проще. Виды мышления являются к тому же типологическими особенностями умственной и прак- тической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных сис- тем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же чело- веку более свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой. Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чут- ким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления. Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меня- ющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять спосо- бы решения задач. Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инерт- ный ум — это ленивый ум. Гибкость ума — обязательное качество людей творчества. Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение челове- ка видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности. Другие качества ума — глубина, широта и последовательность — также имеют важное значе- ние. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явле- ний. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.     2.6. Цель и смысл жизни человека     Первая и главная потребность человека — это потребность жить. Перед ней все остальные потребности отступают на второй план. Но возникает вопрос: зачем, во имя чего и как жить? Это вопрос о смысле жизни. Французский философ А. Камю дал оригинальный ответ на этот вопрос. «Основной вопрос философии, — писал он, — заключается в том, стоит ли вообще жизнь того, чтобы быть прожитой». Если этот вопрос разрешен, все остальное — чепуха. Откровенно пессимистически судил о ценности жизни немецкий философ-нигилист Ф. Ницше: «О жизни мудрейшие люди всех времен судили одинаково: она не стоит ничего». Так же, как гамлетовский вопрос быть или не быть, вечный вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы жить? — возникает перед человеком всегда, когда он находится в пограничной ситуации между жизнью и смертью, когда он поражен неизлечимым недугом, оказался перед фактом предательства своих близких, не может спасти детей от голодной смерти. Вопрос о смысле жизни возникает в кризисных ситуациях в жизни общества и его членов, но он всегда индивидуально окрашен — оптимистически или пессимистически. «Жизнь человеку дается только один раз, — говорил устами своего героя П. Корчагина Н. А. Островский, — и надо ее прожить так, чтобы не было больно, мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Это оптимистический вариант понимания смысла жизни, обусловленный общим энтузиазмом советских людей в эпоху строительства социализма. Испанский философ Ортега-и-Гассет видел смысл жизни в том, чтобы жить. Тело человека, его разум, его душа, с которыми исходное «я» человека встречается и которыми оно располагает, рассматриваются лишь в качестве средства для осуществления основной задачи — жить. Тело человека, его разум, душа — это не он сам. Кто же тогда он сам? А он тот, кто со всем этим должен жить. Но ведь живет не только человек. Живут все животные и растения. Ортега не отвечает на вопрос, в чем же заключается смысл человеческой жизни в отличие от жизни вообще. Подлинный смысл жизни состоит в том, чтобы реализовать свои способности, трудовые и творческие задатки в выбраной сфере жизнедеятельности и оставить в обществе след, по которому бы шли следующие поколения. Построить дом, воспитать сына, посадить дерево. Определить смысл жизни — это значит выбрать свой жизненный путь, в основе которого должны быть значимые социальные ценности: семья, профессия, общественный и политический идеал, который надо реализовать в индивидуальной жизни, мировоззрение и духовные ориентиры своей жизни. Люди издавна задумывались, от чего или от кого зависит их жизнь, сами они определяют свои действия или же существуют некие высшие силы, которые руководят человеком, управляют им, словно марионеткой. Для обозначения этих сил древние придумали слова «карма», «ананке», «фатум», «судьба», «рок». Как бы ни стремился человек уйти от того, что предначертано ему судьбой, ничего не получится — все произойдет именно так, как должно произойти. Подобные взгляды получили широкое распро- странение в Древней Греции и Древнем Риме. Так, например, знаменитый римский оратор Цицерон говорил: «Жизнью управляет не мудрость, а судьба». В древнегреческой мифологии существовали три богини судьбы — мойры: Клото, Лахезис и Атропос. Они были слепы и сматывали в клубок нити человеческих жизней. Время от времени нить обрывалась, и тогда они протягивали новую. Вера в предопроделенную, неотвратимую судьбу, рок получила название фатализм. Фаталис- ты, убеждены, что человек не властен изменить свою жизнь. Эта позиция в определенной степени удобна: если человек ничего не может сделать вопреки судьбе, значит он ни за что не отвечает, его нельзя судить за его поступки, потому что так было предначертано. Персидский поэт О. Хайям писал: «Для чего я родился на свет, если в мире все равно ничего изменить не могу?». Однако мно- гие фаталисты не отрицали и самостоятельной деятельности людей. Наличие судьбы не означает, что человек должен опустить руки и бездельничать, обреченно дожидаясь своего конца. В рамках предопределенности человек обладает свободой воли и может действовать самостоятельно. В древности же появилась еще одна точка зрения на жизнь людей, весьма мрачная и безысход- ная. Ее сторонники — пессимисты — убеждены в том, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится. Все идет к худшему, кроме печалей, скорби и страданий, человеческий жребий ничего не включает в себя. Будущее мрачно и беспросветно. Сегодня хуже, чем вчера, а завтра будет хуже, чем сегодня. От жизни, от людей, которые нас окружают, следует ждать только плохого. Примером такого мироощущения может служить другое высказывание О. Хайяма: «Мы пришли в этот мир лишь на краткий миг и обрели в нем лишь горе и скорбь. Уйдя в иной мир, мы унесем все это с собой». Интересные взгляды на отношения человека и мира сложились у скептиков. Скептицизм то- же возник в Древнем мире, а главный его вывод можно сформулировать так: разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на Земле; все наши познания отно- сительны, во всем нужно сомневаться. Крайний скептицизм может привести к тому, что человек вообще разуверится во всем и будет подвергать сомнению даже устоявшиеся моральные нормы и принципы, словно Фома Неверующий (этот библейский персонаж прозван так, потому что не ве- рил в воскресение Христа, пока тот не явился к нему лично и не сказал: «Веруй, Фома!»). Но, ви- димо, умеренный, здоровый скептицизм людям необходим. Не нужно сразу же принимать чужую точку зрения, каким бы авторитетным ни был человек, которому она принадлежит. Все нужно подтверждать опытом — как говорится, «доверяй, но проверяй». Еще одно направление — цинизм, или кинизм, возникло в Древнем мире. Изначально — это фи- лософия людей, которые сознательно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения.Циники гордятся своим пренебрежением к общепринятым правилам. «Нам закон не писан, — говорят они, — ничего святого вообще нет. Делай так, чтобы тебе самому было хорошо». Но существует очень много людей, которые, напротив, верят в лучшее, в то, что прекрасен и сам человек, и его жизнь. Таких людей называют оптимистами. Они убеждены, что наш мир — лучший из всех миров. Трудно быть оптимистом в наше время, когда вокруг столько страданий и горя. Но верить в лучшее, в добро, в его победу над разрушительными силами зла все равно нужно. Наверное, многие из вас назовут безудержных оптимистов просто-напросто чудаками или глупцами. А вот осмотрительный, деятельный оптимизм с опорой на собственные силы — совсем другое дело: он отличает мужественных и сильных людей, не привыкших пасовать перед непри- ятностями. «Прорвемся!» — говорят они. Именно благодаря таким людям и происходят изменения к лучшему. Весьма оптимистичны, к примеру, следующие строки Л. Н. Толстого: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекрас- нее и радостнее для живущих с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем». Некоторые люди видят смысл жизни в удовольствиях, наслаждениях. Благом для человека они считают то, что приносит ему наслаждение, в этом и есть, по их мнению, смысл человеческого бытия. Но не надо думать, что наслаждение — это праздная жизнь, пьянство, обжорство. Удоволь- ствие люди могут получать и от любимой работы, от общения друг с другом, от интересной книги. Мы видим, что существует большое разнообразие во взглядах людей на смысл своего бытия, своей деятельности, на отношение к миру. Невозможно сказать, кто хороший или плохой, только по его взглядам. Среди ваших друзей могут быть пессимисты и оптимисты, скептики и фаталисты. Важной проблемой в рассуждениях о смысле жизни является проблема смерти. Размышляя о своей жизни, человек знает, что она конечна, но не может себе представить этого. Понимание того, что он смертен, существенно отличает человека от зверя. Вот почему человек спешит жить, осознавая конечность своей жизни, стремится оставить свой след, продолжить себя, свое сущест- вование в детях. Он страшится смерти, как всего неизвестного. Поэтому и утешают себя верующие представлениями о другой жизни — загробной, о царствии небесном, о перевоплощениях. «Какой это ужас, что человек (вечный филолог) нашел слово для этого — «смерть». Разве ЭТО возможно как-нибудь назвать? Разве ОНО имеет имя? Имя — уже определение, уже «что-то знаем». Но ведь мы же об этом НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ», — писал русский философ В. В. Розанов. Смерть — это то, с чем человек по сути своей никогда не смирится. Он помнит об ушедших близких, и память делает их живыми. Люди по-разному относятся к жизни и своему месту в ней. Кто-то полагает, что достаточно быть просто наблюдателем, следить за тем, что происходит, подстраиваться под ход событий или под действия других людей. Такую жизненную позицию можно назвать пассивной. Другие, на- против, отводят себе роль активного участника всех событий, их вдохновителя и конструктора. Они живут не вне ситуации, а внутри нее, влияют на ее развитие, меняют что-то в своих целях и интересах. Такая позиция называется активной. Ее выражением могут служить например, сло- ва И. Гете: «Быть человеком — значит быть борцом». Ученые используют для определения позиции людей и другие термины. Вы наверняка слы- шали слово «конформизм». Оно обозначает позицию человека, который всегда приспосабливается к другим людям и обстоятельствам. Конформисты не отстаивают своих принципов, не заявляют о своей точке зрения. Они как флюгера — крутятся в ту сторону, откуда «дует ветер». И, напротив, в мире немало людей, которые не подстраиваются под других; у них есть своя жиз- ненная позиция, и они не боятся отстаивать ее. Их можно назвать нонконформистами. В подобных людях много хорошего, а именно: это способность высказать и защитить свое мнение, самостоятель- ность в действиях, смелость взять на себя ответственность за принятое решение и возможные по- следствия. Но есть и недостатки. К примеру, для некоторых из них главное — отличаться и всегда предлагать что-то свое, даже если это не всегда уместно. Об одном известном российскомреволюцио- нере Л. Д. Троцком его противники говорили, что «этот человек всегда приходит со своим стулом». Наиболее продуктивно общение с людьми, способными к компромиссу. Под компромиссом по- нимается умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отка- заться от некоторых своих целей ради общего согласия. Компромиссы напоминают дорогу с двусто- ронним движением: каждый из партнеров в чем-то уступает другому, они идут навстречу, проходят свою половину дороги и протягивают друг другу руки. Главное при достижении компромисса — стремление сторон решить проблему, проанализировать ситуацию и достичь цели. Когда вы стал- киваетесь с каким-то конфликтом, непониманием, ссорой, подумайте, в чем ее причина. Не лучше ли уступить для сохранения мира? Но компромисс не всегда уместен. Если предполагаемая уступ- ка затрагивает ваши жизненные принципы и моральные установки, то компромисс невозможен. И тогда похвалой в ваш адрес будет звучать: «Этот человек принципиальный, бескомпромис- сный». Бывают ситуации, когда в принципе необходимо полное согласие, единый подход по какому- либо вопросу. Такое согласие называется консенсусом. Его можно достичь в том случае, если вопрос особенно важен и значим для людей. Говоря о смысле человеческой жизни и жизненной позиции людей при достижении своих целей, мы не упомянули об одном очень важном понятии — о счастье. Действительно, каждый человек так или иначе мечтает о счастье и стремится к нему. Что же такое счастье? Безусловно, каждый понимает его по-своему. Для одного счастье — это богатство. Для другого — успешная карьера, высокий пост и власть. Для третьего — это дружная семья, в которой все помогают друг другу, живут друг для дру- га. Счастье — чувство предельного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от сознания своей самореализации, нужности, востребованности другими людьми. «Счастье — это когда тебя понимают», — написал в сочинении один из героев популярного кинофильма о школе «Доживем до понедельника». И это не единственная формула счастья. У каждого человека она своя. Вот лишь некоторые определения счастья, сформулированные известными людьми. «Счастье — это когда человек хорошо выдумал себя и любит выдумку о себе...» (М. Горький). «Все без исключения стремятся к счастью. Это — мотив всех действий людей, даже тех, кото- рые намерены повеситься» (Б. Паскаль). «Для счастья нужна и полнота добродетели, и полнота жизни» (Аристотель). «Счастье надо уважать и почитать хотя бы из-за двух его дочерей — уверенности и репутации. Ведь обе они порождают удовлетворение: первая — в самом человеке, вторая — в других по отно- шению к нему» (Ф. Бэкон).     2.7. Самореализация   Самореализация — выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности. Человеку важно не только хорошо узнать себя, свои способности, интересы, про- фессиональные склонности. Важно все это проявить в конкретной деятельности. Что из того, что ты осознаешь в себе талант художника? Важно реализовать его в созданных тобой и получивших общественное признание полотнах. В иерархии потребностей по А. Маслоу самореализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Человек, стремящийся к са- мореализации, в большей степени живет в реальном мире, чем в мире абстрактных идей или стереотипов. Степень самореализации может быть разной. Например, удалившись от государственной де- ятельности, российский ученый и общественный деятель В. Н. Татищев, проживая в селе Бол- дино, увлекся историей и создал исторический труд, в котором отразил основные вехи истории России с древнейших времен до конца XVI века. Он впервые ввел в научный оборот «Русскую правду», средневековые уставные грамоты и Судебники. Однако его труд так и остался неизвест- ным для современников и был опубликован спустя много лет после смерти создателя. Безусловно, В. Н. Татищев реализовал себя как историк, но его деятельность не была оценена обществом и не получила признания со стороны образованной общественности. Существенный вклад в изучение проблемы самореализации личности внес итальянский психо- лог Р. Ассаджиоли. Ученый уточняет понятие «самореализация», поскольку этот термин исполь- зуется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности. С одной стороны, под самореализацией понимается самоосуществление, т. е. психический рост и созревание, пробужде- ние и проявление скрытых возможностей человека. По своим признакам этот вид самореализации соответствует самоактуализациии, как ее описывает А. Маслоу. С другой стороны, самореализация означает самопостижение, т. е. постижение себя, пережива- ние и осознание себя как синтезирующего духовного центра. Речь здесь идет не о нашем личном «я», которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного «Я», а о сверхсозна- тельном «Я», представляющем собой высший аспект личности, обычно не осознаваемый личным «я» (или эго). Чтобы проиллюстрировать свою концепцию, Ассаджиоли предложил схему строе- ния нашего внутреннего мира в форме вертикального овала, разделенного на три части, которые моделируют три уровня бессознательного: 1. Низшее бессознательное, включающее простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела; основные влечения и примитивные побуждения; «комплексы», снови- дения, фантазии; различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и т. д. 2. Среднее бессознательное, состоящее из психических элементов, сходных с элементами бодр- ствующего сознания и свободно в него проникающих. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта, зарождаются (прежде чем появиться в свете сознания) плоды повседневной деятель- ности нашего ума и воображения.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!