Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 12 страница



3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Из этой области нам являются высшие формы интуиции и вдохновения, этические «императивы», стремление к героическим поступкам. Это источник высших чувств, просветления, таланта. Здесь таятся высшие парапсихические фун- кции и духовные энергии. В зоне среднего бессознательного располагается небольшой круг — поле сознания, обозначаю- щее непосредственно осознаваемую нами часть нашей личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке. В центре поля сознания находится точка сознательного «Я», которое представляет собой чис- тое самоосознание, погруженное в поток содержаний сознания. На вершине овала (зона высшего бессознательного) находится «высшее Я», которое не следует смешивать с фрейдовским супер-эго и другими концепциями «я». Высшее, или истинное, «Я» представляет собой постоянный центр, из которого «я» возвращается в сознание (после сна, гип- ноза, обморока и т. п.). Вокруг овала, моделирующего личное бессознательное, находится внешняя психическая сре- да, или коллективное бессознательное. Внешняя пунктирная линия овала на схеме моделирует разграничение наподобие клеточной мембраны, которое обеспечивает постоянный активный пси- хический обмен между данной личностью и окружающей психической средой. Данная концепция структуры внутреннего мира человека позволяет, по мнению ученого, пол- нее и глубже понять драматические коллизии нашей жизни, намечает путь к освобождению от «внутреннего раскола», непонимания себя и других людей, неумения управлять собой. Чтобы каждый человек мог освободиться от своих ошибок и недостатков, осуществить гар- моничную внутреннюю интеграцию, постичь истинное «Я», вступить в правильные отношения с другими людьми, Ассаджиоли предложил методологию и технику достижения этой цели. Она предполагает: • глубокое познание своей личности; • контроль над различными ее элементами; • постижение своего истинного «Я» — выявление или создание объединяющего центра; • психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. Самореализация личности неразрывно связана с процессом саморазвития. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельности, идеалов и личностных установок.   2.7. Самореализация  63 Примеры заданий ЕГЭ по темам 2.1.-2.7. Часть 1 При выполнении заданий уровня А (часть 1 ЕГЭ) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного варианта ответа. □□3D   А1. Антропогенез — это 1) вопрос о происхождении человеческого рода 2) вопрос о формировании человеческого общества 3) врожденный способ реагирования 4) вечные и неизменные стремления и желания людей   А2. Социогенез — это 1) вопрос о происхождении человеческого рода 2) вопрос о формировании человеческого общества 3) врожденный способ реагирования, 4) вечные и неизменные стремления и желания людей   A3. Что общего у человека и животного? 1) богатство эмоционального мира: умение плакать и смеяться, любить и не- навидеть, давать оценки и выносить суждения 2) подчинение физическим и биологическим условиям выживания 3) способность создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы 4) сознание свободы и стремление к исполнению духовных идеалов А4. Только для человека характерно(-а) 1) добывание пищи 2) забота о потомстве 3) преобразовательная деятельность 4) коллективное взаимодействие А5. Верны ли следующие суждения о человеке как результате биологической и социокультурной эволюции? А) Человек становится человеком не столько по рождению, сколько в ходе социализации, то есть в процессе освоения способов деятельности, куль- туры, правил и норм, выработанных обществом. Б) Человек от природы наделён инстинктами, обеспечивающими выжива- ние. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А6. Состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодо- леть, — это 1)потребность 2) интерес 3) мотив 4) ценность А7. Потребность в утолении голода и жажды является 1) физиологической 2) экзистенциальной 3) социальной 4)духовной   А8. Желание общаться с другими людьми 1) физиологическая 2) экзистенциальная 3) социальная 4)духовная это потребность   А9. Потребность в самовыражении, творчестве — это потребность 1) престижная 2) экзистенциальная 3) социальная 4) духовная   А10. То, на что направлена деятельность человека, 1)объект 2)субъект 3)цель 4)результат — это АН. Тот, кто осуществляет деятельность, — это 1)объект 2)субъект 3) цель 4) результат А12. Формирование в сознании человека идеального образа того результата, кото- рого он стремится достичь в результате деятельности, — это 1)объект 2)субъект 3)цель 4) результат А13. Для какой деятельности характерно воплощение результата в изменении со- циальных условий жизнедеятельности человека? 1) для материально-производственной 2) для социально-преобразовательной 3) для духовно-практической 4) для духовно-теоретической А14. Для какой деятельности характерно воплощение результата в конкретных предметах? 1) для материально-производственной 2) для социально-преобразовательной 3) для духовно-практической 4) для духовно-теоретической A15. Умственная деятельность, заключающаяся в познании сущности вещей и яв- лений, закономерных связей и отношений между ними, называется 1) общением 2) игрой 3) коммуникацией 4) мышлением А16. Что является объективной материальной формой мышления? 1) ощущение 2)восприятие 3) представление 4) язык А17. Что из перечисленного является чувственной основой мышления? 1) обобщённость 2) опосредованность 3) ощущения 4) язык А18. Что является основным условием возникновения и развития мышления? 1)учёт условий действия 2) обдумывание 3) планирование 4) практическая деятельность А19. Мысленное разложение целого на части — это 1) анализ 2) синтез 3)сравнение 4) конкретизация А20. Объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое 1)анализ 2)синтез 3)сравнение 4) конкретизация это   А21. Убеждение, что человек не властен изменить свою жизнь, присуще 1) фаталистам 2) пессимистам 3) скептикам 4) оптимистам   А22. Убеждение, что ничего хорошего человеку ожидать не приходится, присуще 1) фаталистам 2) пессимистам 3) скептикам 4) оптимистам А23. Убеждения, что разум человека не может постичь истину, определить смысл своего пребывания на земле, что все наши познания относительны и во всем нужно сомневаться, присущи 1) фаталистам 2) пессимистам 3) скептикам 4) оптимистам   ВВВВ   А24. Убеждение, что наш мир 1) фаталистам 2) пессимистам 3) скептикам 4) оптимистам лучший из миров, присуще   □ ВЕС   А25. Какую жизненную позицию занимают нонконформисты? 1) достаточно быть просто наблюдателем 2) следует влиять на развитие ситуации 3) всегда приспосабливаться к другим людям и обстоятельствам 4) иметь собственные убеждения и не бояться их отстаивать   ВВВВ   А26. Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называ- ется 1) терпимостью 2) толерантностью 3) компромиссом 4) консенсусом   ВВВВ   А27. Верны ли следующие суждения о самореализации? А) Самореализация — это выявление и развитие индивидом личных способ- ностей во всех сферах деятельности. Б) Самореализация — это самоосуществление, то есть психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   □EEC   А28. Верны ли следующие суждения о саморазвитии? А) Саморазвитие — это сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Б) Саморазвитие предполагает наличие ясно осознанных целей деятельнос- ти, идеалов и личностных установок. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны   вввв   заданий ЕГЭ 67 2.8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида     Каждый крупный ученый-философ выдвигает свою теорию относительно сущности человека, но все они сходятся в одном: человеческая природа сложна и противоречива. Именно сложность человеческой природы и ее элементов заставила ученых ввести несколько терминов для обозначе- ния человека — индивид, индивидуальность, личность. Что включают эти понятия? Человек — это представитель вида homo sapiens («человек разумный»), результат длитель- ной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек — это единение телесного и духовного начал. Произнося слово «человек», мы не говорим об особенностях отдельных людей — худые они или толстые, грустные или веселые, с темной или светлой кожей и т. п. Индивид — это уже отдельный, единичный представитель человеческого рода безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок — уже индивид, т. к. обладает всеми задат- ками человека, но пока еще не индивидуальность. Под индивидуальностью ученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задат- ков, поведения, образа жизни, отличающее каждого из нас. Чтобы стать индивидуальностью, надо приобрести определенный жизненный опыт труда, общения, развить свои природные качества. Но чаще всего мы будем использовать в книге понятие личность. Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. рус. «личина»). Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социаль- ной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выра- жает теперь нечто противоположное тому, что обозначалось им в древности. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятель- ности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реа- лизует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают социальную индивидуальность и не- повторимость человека. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людь- ми, под влиянием общества, то есть в процессе социализации индивида. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов про- цесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают со- циальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социали- зация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обуче- ния и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социаль- ный институт, как семья. Помимо семьи институтами социализации, те включения индивида в мир социальных взаимодействий, выступают школа (система образования), прохождение службы в армии, ближайшее окружение, работа, дружеский круг, спорт и т. д. В общем смысле институ- том социализации выступает культура. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобре- тать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, свя- занное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей чело- века: к биологическим потребностям (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются социальные, такие как потребность в общении, заботе о других людях, получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, кулинарные традиции и т. д. Личностные качества — такие наши качества, которые позволяют нам быть членами обще- ства. Личность общественна по своей природе. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности и природные задатки, но определяющими являются все же иные фак- торы — социальные: взгляды, убеждения, ценности и идеалы, интересы, потребности, представ- ления о добре и зле, слагаемые духовного мира человека. Это целый комплекс умственных, мо- рально-волевых, культурных, коммуникативных качеств человека. На формирование подобных качеств больше всего влияют два процесса — образование и воспитание. Посредством их человек усваивает знания, правила, нормы поведения, навыки общения и деятельности, накопленные пре- дыдущими поколениями. Эти процессы социально значимы, так как и от образования, и от вос- питания зависит, какую личность, какого человека получит общество: будет ли он положительно влиять на окружающих или же, наоборот, займет позицию разрушительную, отрицательную. Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят: кого можно назвать личностью? Всех ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о лич- ности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути. Споры ведутся также и о том, с какого возраста человек становится личностью. Большинство ученых полагают, что это происходит только тогда, когда человек начинает осознавать и кон- тролировать свое поведение, мотивы своей деятельности. Личность формируется годами. Идет постоянная, не видимая постороннему глазу, внутренняя работа. Под внешним воздействием и влиянием других людей мы меняемся, набираемся опыта, учимся подавлять свои порывы, зака- ляем волю, познаем себя и мир. Ведущими процессами в этой внутричеловеческой деятельности являются самообразование и самовоспитание. С особенностями научных подходов в изучении личности человека нас знакомит теория лич- ности, сформулированная современным ученым Дж. Уиггинсом. Дж. Уиггинс выделяет четыре основных подхода в изучении личности: биологический, экспериментальный, социальный и психометрический. 1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. Взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы — предмет особого внимания биологического подхода. 2. Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности. Понимание этих процессов способствует пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности. 3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом. 4. Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру ее свойств. Измерение личностных свойств и их различий базируется на наблюдениях за поведением индивида, на самоотчетах, на непрямой оценке характеристик. Хотя большинство психологов, вероятно, согласится с тем, что различные подходы полезны для идеального широкого определения понятия личности, рабочие определения, применяемые ими на практике, могут не включать один или более из приведенных выше аспектов. Задача ученых заключается не в том, чтобы дать исчерпывающее идеальное определение, а в том, что- бы представить адекватный инструментарий, необходимый для плодотворной дискуссии. Таким образом, общий вывод заключается в следующем: личность есть синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде. 2.8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида 69 Научное определение личности включает индивидуальные особенности, способности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терминологии назы- валось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако опреде- ление должно включать еще многое другое. Общая схема должна давать возможность исследо- вать многие факторы, влияющие на развитие личности. Генетические предпосылки играют очень важную роль, хотя их проявление может быть непрямым, опосредствованным и трудно просле- живаемым. Различия в стиле питания, перенесенные болезни и даже климатические условия могут через воздействие на телесные функции влиять на поведение и таким образом на личность. Культурные различия — от национальных до присущих ближайшему окружению — придают поведению человека специфические оттенки. Наибольшее значение при этом имеет культурная атмосфера семьи, особенно если мы исследуем личностные вариации в пределах данной культу- ры в более широком социальном контексте. Наконец, нельзя не учитывать поворотные моменты в жизни человека — несчастный случай, приводящий к инвалидности, смерть близкого человека, переживание ужаса или невероятного везения. Определение личности должно быть достаточно широко и учитывать все эти аспекты.     2.9. Внутренний мир человека   Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко: как часть большого космоса, мироздания, несущую в себе субстанцию целого, и как микрокосмос — отдельный уни- кальный мир, которому присуще только человеческое. Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас. Духовный мир — сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек, является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой. К числу основных элементов духовного мира можно отнести: духовные потребности; познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания — о природе, обществе, человеке, самом себе; вера в истинность своих убеж- дений; представления об окружающем мире; убеждения; ценности; принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы; способности; чувства и эмоции; отношения человека с природой и обществом; цели, которые человек ставит перед собой. Мы по-своему воспринимаем и истолковываем окружающее. Представьте себе картинку: льет- ся поток света, а на его пути — линза. Что при этом происходит? Свет преломляется сквозь изо- гнутое стекло и меняет своё направление. Так и человек. Его сознание похоже на линзу, которая воспринимает потоки, исходящие от внешнего мира. То, что остается после приема и переработки этих импульсов, абсолютно не похоже на то, что было вначале. Мир, отраженный в человеке, за- печатленный в образах его сознания, не совпадает с действительностью. Во-первых, люди улавли- вают далеко не все проявления окружающего мира, большая часть их проходит не замеченной, не воспринятой, не осознанной. Во-вторых, даже то, что воспринимается нашими органами чувств, нашим мозгом, мы преображаем, даем этому свое толкование. Во всем вводим наше, человеческое измерение. Один из мудрецов древности, Протагор, заметил: «Человек есть мера всех вещей». Да- же жизнь и смерть человек оценивает в собственном масштабе. Эту мысль блестяще иллюстрирует стихотворение И. А. Бродского:

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!