Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 14 страница



Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, объединяющая его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одино- чества и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. Любовь могут сопровождать зависть, ревность, честолюбие, жадность, но эти страсти не спо- собны заменить настоящую любовь, которая является проявлением человеческой силы и воз- можна только в условиях свободы, а по принуждению — никогда. Любовь подразумевает заботу (заинтересованность в жизни и благополучии тех, кого мы любим), ответственность (внимание к выраженным или невыраженным нуждам другого человека), уважение (способность восприни- мать другого человека таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность), знание (умение понять позицию другого и его собственные интересы). Любовь — одна из главных загадок человеческой жизни, которая по-разному решается в раз- ные эпохи и разными людьми. Можно выделить четыре основные проблемы понимания любви: «Что в любви естественно, а что — нет?», «Как в любви соотносятся стремления к наслаждению и удовольствию с возвышенными чувствами и целями (совершенствования, идеальных отноше- ний, жертвы другому или Богу)?», «Какова связь между половым влечением и влюбленностью?», «Предполагает любовь брак и семью или нет?». Разные ответы на них давались мыслителями. У каждого из вас может быть свое мнение по этому поводу. Однако все мы сойдемся во мнении, что без любви, которая требует не только напряжения душевных сил, но и определенного таланта человеческая жизнь становится пресной и бессмыслен- ной. Дагестанский поэт Р. Гамзатов утверждает: «Красиво любить тоже нужен талант». Одним из самых сильных человеческих чувств, которое способно подавить почти все осталь- ные, порой даже любовь, является страх. Человек, охваченный страхом, утрачивает способность нормально мыслить и ориентироваться в окружающей среде, он может поддаться панике и стать легко управляемым. Когда в сентябре 1999 года в Москве были взорваны жилые дома со спящими людьми, москвичей на какое-то время объял страх, они боялись спать в собственном доме. После взрывов в торговом комплексе «Охотный ряд» и в переходе на Пушкинской площади люди ста- ли бояться спускаться в переходы. После того, как террористами были взорваны бомбы в вагоне метро у станции «Автозаводская» и перед входом на станцию «Рижская», москвичи еще долго боялись пользоваться метро. Датский философ С. Кьеркегор относит чувство страха к отрицательным эмоциям. Различа- ют два понимания страха: 1) боязнь конкретной опасности и 2) безотчетная тоска, свойствен- ная человеку. Страх сродни инстинкту самосохранения. Ведь совершенно бесстрашный человек способен на неосмотрительные поступки, которые могут повлечь опасные для других людей последствия. Опытные разведчики говорят, что страх во многих случаях помогает им избежать провалов в работе. Умеренное чувство страха, по мнению древнегреческого философа Аристотеля, является одной из главных добродетелей — оно делает человека осторожным и аккуратным в своих поступках. Нельзя однозначно оценить и такое чувство, как гнев. Когда мы сталкиваемся с проявлениями человеческой подлости, зависти, жестокости, то испытываем неприятие подобного. Этот гнев спо- собен защитить от зла как нас самих, так и окружающих людей, а порой даже предотвратить беду. Высшим воплощением человеческой сущности является мысль. Именно в мысли заключено понимание человеком мира, других людей и самого себя. Посредством мысли человек определя- ет устройство окружающего мира, формирует представления о прошлом, настоящем и будущем, о своем предназначении, о жизни и смерти, о том, как развивается мир и человеческое общество. Мысль плодотворна. Она материализуется, воплощается в изобретенные человеком предметы, строения, механизмы, произведения искусства. А. С. Пушкин писал: «Что же и составляет вели- чие человека, как не мысль?» Если задаться вопросом, что в большей степени определяет поведение человека в окружающем мире — инстинкты, эмоции, чувства или мысли, то, наверное, однозначного ответа мы не найдем. Каждый ответит по-своему. Одни скажут, что в основе всего лежат примитивные, простейшие жи- вотные инстинкты, например, голод и половое влечение. 3. Фрейд, например, считал, что в основе всех человеческих поступков лежит сексуальное влечение, неудовлетворенный половой инстинкт. Если этот инстинкт не находит нормального выхода, наступает его преобразование — сублима- ция — во что-либо иное. Это может быть создание прекрасного произведения искусства, например, живописного полотна или поэмы, а может, это будет разжигание страшной войны или совершение преступления. Многие историки объясняли захватнические войны и миграции народов поиском новых источников пропитания. Именно голод, по их мнению, выступал главной движущей силой исторического развития. Другие, наоборот, скажут, что главное в человеке — это эмоции и чувства. Мир держится любовью и на любви. Как гласит христианское вероучение, «Бог есть любовь». Третьи же будут отстаивать идею, что главное в человеке — рациональное начало, мысль. Человек все просчиты- вает, анализирует и на основании этого решает, как ему поступить. Поведение человека проявляется только во взаимоотношениях с другими людьми. Конеч- но, любой человек думает прежде всего о себе и своих интересах, он по природе своей эгоист. И в этом нет ничего зазорного, ведь даже в Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но эгоизм бывает разный. Есть так называемый «разумный эгоизм», когда человек понимает, что добиться своих целей и задач он сможет только в согласии с другими людьми, только сотрудничая, помогая другим, обретешь желаемое. Однако есть и две крайние позиции, которые ученые именуют альтруизмом и эгоцентризмом. Альтруизм — это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами. В окружающей жизни про- явлениями альтруизма выступают такие явления, как милосердие, благотворительность, филант- ропия. Главным принципом альтруизма является помощь без ожидания награды или поощрения. Во взаимоотношениях между людьми встречаются и случаи самопожертвования, когда человек полностью отказывается от своих желаний, всего себя посвящая другому. Такая жертвенная лю- бовь зачастую бывает у родителей к детям. Эгоцентризм, напротив, — жизненный принцип и моральное качество, выражающееся в том, что человек в своем поведении руководствуется только собственными прихотями, не считаясь с интересами окружающих. Эгоцентризм — следствие убежденности человека в собственной ис- ключительности и в том, что другие люди — родители, друзья, учителя — служат только для выполнения всех его прихотей. Психологи считают, что эгоцентризм характерен для раннего де- тского возраста, но при правильном воспитании к 12-14 годам его можно преодолеть. Наверное, правильное поведение должно основываться на понимании человеком своих инте- ресов при обязательном уважении интересов других людей. Иначе не избежать ошибок и ударов судьбы.   2.12. Поведение  77 2.13. Свобода и ответственность личности     Человек рождается свободным, и никто не вправе обратить его в раба — ни группа людей, ни го- сударство, ни общество. Как часто люди слышат о свободе, говорят о ней, прославляют ее, считают ее наличие самым главным в жизни! Но знаете ли вы значение этого слова и какой смысл в него вклады- ваете? Об этом люди спорили с глубокой древности, и у мыслителей были разные мнения по поводу свободы. Философы Древней Греции видели в ней результат ограничения желаний (Эпикур), состоя- ние особой мудрости (Зенон), отсутствие надежды на что-то и полное бесстрашие (Демонакт), действия в соответствии с желаниями (Эпиктет), власть над жизнью (Платон). В Древнем Риме, где особую роль в обществе играло законодательство, оратор Цицерон назвал свободой зависимость от законов. В Новое время, когда вместе с быстрым развитием промышленности появляются значитель- ные изменения в политической области — принимаются конституции, парламенты ограничивают единоличную власть, возникают представления о правах человека — свобода получает значение важнейшей основы для развития общества. Мыслители XVII—XVIII веков понимали свободу как «право делать то, что разрешено, а не запрещено законом» (Ш. Монтескье) или как «состояние че- ловека с первого момента после рождения, которое затем пытаются у него отнять» (Ж.-Ж. Руссо). Особенно большое значение придавалось свободе слова, потому что в ней многие видели возмож- ность бороться с насилием над человеком со стороны государства. В России тоже по-разному представляли себе свободу. Традиционное для россиянина отно- шение к свободе — трактовка ее как внутреннего состояния души. Именно в своем внутреннем мире, в своих размышлениях об идеале в поисках истины свободен человек. На подобных идеях строилось учение о свободе в православии. От понимания внутренней свободы отличается то, что русский человек называл словом «во- ля» — возможность действовать, не сдерживая своих порывов, поступать по своему желанию, ничем себя не ограничивая. Академик Д. С. Лихачев подчеркивал, что подобное понимание «воли, волюшки» обусловлено обширностью территории, пространств России. Иногда такое понимание свободы превращалась во вседозволенность. Обращаясь к восставшим крестьянам, атаман С. Разин говорил: «Я пришел дать вам волю». И это было право грабить, жечь вотчины и поместья, убивать судейских дьяков. Воля страшная, необузданная, как половодье народного гнева — реакция на тяжкое крепостническое рабство. Очень часто люди, вырвавшиеся на свободу, поднимали бунт, без разбора грабили и убивали, а в конечном счете даже и не знали, что же с этой самой волюшкой делать. Подобная «воля» обычно пугала людей. Большинство народных пословиц предостерегают про- тив «излишней» свободы: «Воля портит, а неволя — учит», «Воля заносит в неволю». Но в то же время существуют и другие выражения: «Вольному — воля, спасенному — рай», «Воля — госпо- дину, неволя — холопу». Л. Н. Толстой писал: «Хочешь быть свободным — приучай себя возде- рживаться в своих желаниях». С точки зрения науки, свобода — это самостоятельность личности, выражающаяся в ее спо- собности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими инте- ресами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соот- ношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального пре- допределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтариз- ма, так и от фатализма, хотя в действительности оставался весьма близок к последнему в трактов- ке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсо- лютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет. Но главными ограничителями человеческой свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне — в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им обоснования. А потому объективные условия существования не играют такой большой роли при выборе модели действий. Несомненно, находясь среди людей, человек ограничен в своем поведении. Во-первых, свободой другого человека, во-вторых, собственной природой (например, можно выбрать то или иное блюдо, но нельзя вообще отказаться от еды), в-третьих, существующими законами (но только такими, которые принимали народные представители, а если они были навязаны кем-то одним или груп- пой лиц, то человек имеет право сопротивляться им), в-четвертых, силой общественного мнения, господствующими моральными нормами (наверное, вряд ли кому-то придет в голову отправиться в музей в купальнике или в Большой театр — в спецовке, хотя это и не запрещается). Все эти ограничения в целом называются ответственностью. Ответственность — это контроль над деятельностью человека с позиций выполнения им принятых норм и правил. Ответственность может быть внешней — перед вышестоящим началь- ством, перед окружающими людьми, перед законами государства, и внутренней — перед самим собой (чувство долга, угрызения совести, чувство справедливости и др.). Только в единстве свободы и ответственности можно строить поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми. Ограничителями свободы человека в обществе выступают обязанности — требования к пове- дению, выработанные обществом и закрепленные в правовых актах государства. Главные обязан- ности гражданина нашей страны закрепляются Основным законом государства — Конституцией Российской Федерации. В ней записано, что родители обязаны заботиться о малолетних детях, а взрослые дети — о престарелых родителях; граждане должны платить установленные законом налоги, бережно относиться к природным богатствам, защищать отечество. Кроме того, каждый гражданин обязан иметь удостоверяющие его личность документы (например, паспорт), оплачи- вать проезд в транспорте, соблюдать правила дорожного движения, не нарушать трудовую дисцип- лину. Все это можно обобщить в одном предложении: каждый обязан соблюдать существующие законы. Но для того, чтобы соблюдать, надо знать их, и это тоже важная обязанность человека. За нарушение перечисленных предписаний предусмотрены различные виды наказаний — пре- дупреждения, штрафы, исправительные работы и даже тюремное заключение. В законах все эти наказания четко определены, и государство через различные органы (милицию, прокуратуру, суды) заботится о соблюдении законности. Сложнее обстоит дело с внутренней ответственностью. Здесь нет четко установленных за- конов и правил, которым должен подчиняться каждый. Особенность состоит в том, что мно- гое зависит от самого человека, его воспитания, мировоззрения, морали. Один испытывает чувство долга перед своей страной, давшей ему образование, возможности для развития, опре- деленные условия жизни, а другой считает, что все полученное им — само собой разумеющееся. И дело здесь не всегда в количестве благ: вовсе не обязательно, что человек, имеющий с дет- ства все самое лучшее, будет за это признателен отечеству и своему народу. Очень важно, чтобы человек осознавал свое единство с окружающими людьми и взаимную ответственность за все происходящее вокруг. Может, тогда будет меньше претензий, что он якобы «отдал слишком много и недополучил того, что ему причиталось». Одним из наиболее возвышенных качеств каждого человека является патриотизм. Еще древ- ние отмечали высокую моральную значимость патриотичности. Римляне говорили: «Нет более приятной и почетной смерти, чем смерть за родину». Однако иногда можно услышать и нега- тивные суждения о патриотизме, насмешки над ним. Встречаются следующие эпитеты к слову «патриотизм»: «истинный», «мнимый», «показной», «квасной». И за всеми этими определениями трудно определить, что же такое патриотизм в действительности. Под патриотизмом понимается искреннее и глубокое чувство любви к своей родине, свое- му отечеству, стране, в которой ты родился и вырос — независимо от того, насколько гладко и удачно складывается твоя жизнь. Также это — готовность в определенные моменты подчинить свои собственные интересы интересам родины, защитить ее, служить ей. Философ Ф. Скорина так писал об этом чувстве: «Звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы ведают гнезда свои, рыбы чуют глубины свои, — так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту вели- кую любовь имеют». Для россиянина патриотизм — это не пустое слово. Много раз в истории России ее гражда- нам приходилось, забывая о себе и своих личных интересах, вступаться за честь и свободу своей великой Родины. Патриотами можно считать и творцов российской культуры, и деятелей науки, и предпринимателей, создающих мощные предприятия, производящие продукцию, известную на мировом рынке, и военных, с оружием в руках защищающих родину, да и вообще всех россиян, честно и добросовестно работающих в школах и больницах, на фабриках и заводах, в шахтах и на полях — одним словом, везде, где их труд приносит пользу стране. Ибо все эти люди и есть Россия. Означает ли это, что патриот должен пренебрежительно относиться к другим странам и на- родам? Конечно же, нет. Только научившись по-настоящему ценить и уважать свою страну и соотечественников, человек может уважать и другие страны, их жителей и культуру. Иногда в средствах массовой информации патриотическая позиция противопоставляется космополитиз- му и интернационализму. Так вот: только истинный патриот и сознательный гражданин своей страны может стать «гражданином мира» (а именно этот смысл и вкладывается в понятие «кос- мополит»). Н. Г. Чернышевский писал, что человек, который не принадлежит своему отечеству, не принадлежит и человечеству. Похожую мысль высказал и французский философ-просветитель К. Гельвеций: «Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру». И тем не менее патриотизм действительно бывает разный. По телевидению, да и просто на ули- цах можно увидеть людей, громко кричащих о том, что они — патриоты, выступают за то, чтобы выгнать из своего города или из страны в целом всех «чужаков». Они могут носить традиционные народные одежды, демонстрировать приверженность национальной кухне и напиткам, но при этом не учитывать одного: истинные патриотические чувства невозможно выставить напоказ. Их можно проявить в деле в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю страны, а также в пов- седневном, кропотливом и достойном труде на ее благо. Стать патриотом можно только познако- мившись с историческим прошлым и традициями своей страны, приобщившись к культурному наследию, созданному предками. Как вы думаете, может ли патриотически настроенный человек критиковать свою страну, обличать ее недостатки? А как же иначе, если мы искренне переживаем за свое отечество и нам больно видеть, что не все в нем хорошо и благополучно?! Кто же, как не истинные патриоты, ска- жет об этом вслух и не побоится выступить против негативных явлений, стремясь их исправить? Патриотизм обязательно должен быть действенным. Не следует смотреть на происходящее вокруг сквозь розовые очки и говорить, что в нашей стране нет проблем и тот нам не друг, кто говорит о ее недостатках. Ш. Монтескье сказал по этому поводу: «Каждый гражданин обязан умереть за свою родину. Но никого нельзя обязать лгать во имя родины». Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора, т. е. решения, что предпочесть в условиях альтернативы. Помните, как в сказке про Ивана-царевича: он приезжал к перекрестку трех дорог и вчитывался в слова на дорожном камне: «Налево пойдешь — ....Направо пойдешь — ...Прямо пойдешь — ...». Иван в этот момент и делает свой выбор — каким путем ему ехать далее, что искать в жизни. Подобный выбор многократно предстоит делать каждому из нас. И решать не только, куда идти, но и каким быть, кем быть. Важнейший из выборов — нравствен- ный. Всегда ли поступишь так, как предписывает нравственность, или поступишь, как удобнее, выгоднее? В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: «Какой путь избрать в дальнейшем?», «Кем быть?». Приходит время, когда уже не родители или учителя, а сам человек должен найти ответ на него. Обычно к этому времени ребенок знакомится с представлениями о хорошем и плохом, нормами жизни во взрослом обществе, приобретает зна- ния, необходимые для вступления в самостоятельную жизнь. Выбор дальнейшего жизненного пути предполагает прежде всего собственную ответственность за него. Никто другой не может выбирать за вас жизненный путь, и никто, кроме вас, не должен впоследствии давать отчет об этом. Важнейшей частью такого выбора является определение своей будущей профессии. Планируя дальнейшую жизнь, человек выбирает не только профессию, дело, которому хочет служить. Он подбирает круг своего общения, партнеров, друзей, т. е. людей, с ко- торыми можно будет связать свою жизнь. Без друзей и помощников мало что из задуманного уда- ется осуществить. Иногда именно помощь друга становится решающим фактором в той или иной жизненной ситуации. Известная поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Наши знания, опыт, дружеские и партнерские контакты и связи представляют собой своеобразный ка- питал, который позволит уверенно чувствовать себя в окружающем мире. Но следует помнить, что нельзя выступать только в качестве потребителя, проще говоря, использовать друзей, знакомых, близких в своих целях.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!