Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 17 страница



Человечество веками занимал вопрос: «А как различать истину и заблуждение?» Это вопрос о критериях истины. Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие — соответствие представлениям большинства людей, дого- воренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи — соответствие божественным запо- ведям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. К примеру, в научном познании именно результаты эксперимен- тов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения. В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания — к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правиль- ность.     3.4. Виды человеческих знаний     Ученые-обществоведы выделяют множество видов человеческих знаний, каждый из которых вносит свой вклад в постижение истины. Обыденное (житейское) знание формируется у людей в ходе повседневной жизни и деятельности. К примеру, мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе. Это и есть примеры обыденного знания. Особым видом знания является народная мудрость — накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Народная мудрость находит свое отражение в послови- цах, поговорках, притчах, сказках, песнях. Примерами народной мудрости могут служить такие высказывания: «Видит око далеко, а думка еще дальше», «Ум любит простор — его городьбой не обгородишь», «Одно дело делай, а другого не порть» и т. д. Очень важны для человека научные знания, которые нашли свое отражение в сформулирован- ных учеными законах развития природы и общества. Каждый из предметов школьной программы дает основы знаний научной области. Научные знания отличает стройность, аргументированность, доказательность. К примеру, историки опираются на полученные в ходе исследований данные о жизни народов в прошлом. Так, долгое время ученые полагали, что в Древней Руси был невы- сокий уровень образованности. Но, из берестяных грамот, найденных при раскопках в Изборске, Пскове, Новгороде, Старой Ладоге выяснилось, что практически все население древнерусских го- родов умело читать и писать. Многие годы, доверяя письменным источникам (летописям), ученые писали о более чем 220 городах домонгольской Руси. Но в ходе археологических раскопок было найдено только 74 городских центра. Выделяют ученые и так называемые паранаучные знания. Это знания, получаемые нами из гороскопов, предсказаний экстрасенсов, астрологов. Мифологические (религиозные) знания — еще один вид человеческих знаний. Вы уже знаете о мифах, которые повествуют о создании людей. Миф в образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном. Таков далеко не полный перечень видов и форм человеческого знания, формирующих у людей картину мира, в котором они живут.     3.5. Научное познание   Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного: стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; особым (научным) языком, используемым для описания объектов изучения; специфическими способами обоснования истинности полученных знаний; желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потреб- ности общества, но и те, что важны для будущих поколений. Выделяют два уровня научного познания — эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне проис- ходит объяснение изучаемых явлений; полученное знание фиксируется в форме законов, принци- пов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются наблю- дение, эмпирическое описание, эксперимент и др. Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, воспри- ятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведе- ния фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает эксперимент. Экспериментом назы- вается такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом позна- ния (ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим. К числу других методов, использующихся в процессе теоретического научного познания, мож- но отнести метод гипотезы, а также формулирование научной теории и др. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположе- ний, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не уклады- ваются в рамки прежних учений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, т. е. предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева). На проверке гипотез основано построение научных теорий. Научной теорией называется ло- гически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой сис- темой понятий. Любая научная теория выполняет не только описательную, но и прогностическую функцию: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, а также проис- ходящих в нем явлений и процессов. В этом ее основное значение.     3.6. Социальные науки, их классификация   Общество — настолько сложный объект, что одной науке не по силам изучить его. Только об- щими усилиями многих наук можно полно и непротиворечиво изучить и описать самое сложное образование, какое только существует на этом свете, — человеческое общество. Совокупность на- ук, изучающих общество в целом, называют обществознанием. В числе этих наук — философия, история, социология, экономика, политология, психология и социальная психология, антропо- логия и культурология. Это фундаментальные науки, состоящие из множества поддисциплин, разделов, направлений, научных школ. Возникнув позже многих других наук, обществознание вбирает их понятия и конкретные результаты — статистику, табличные данные, графики, понятийные схемы и теоретические кате- гории. В совокупности наук, относящихся к обществознанию, выделяют две разновидности — соци- альные и гуманитарные. Если социальные науки — это науки о поведении людей, то гуманитарные — это науки о духе. Можно сказать иначе, предметом социальных наук является общество, а предметом гуманитар- ных дисциплин — культура. Основным предметом социальных наук выступает поведение людей. Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропо- логия и этнография (наука о народах) относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз. Примыкает к нему группа других, родственных ему дисциплин — философия, история, искусствознание, культурология, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Поскольку смежные науки постоянно взаимодействуют и обогащают друг друга новыми зна- ниями, границы между социальной философией, социальной психологией, экономикой, социоло- гией и антропологией можно считать весьма условными. На их пересечении постоянно возникают междисциплинарные науки — к примеру, на стыке социологии и антропологии появилась соци- альная антропология, на стыке экономики и психологии — экономическая психология. Кроме того, существуют такие интегративные дисциплины, как юридическая антропология, социология права, экономическая социология, культурная антропология, психологическая и экономическая антропология, историческая социология. К разделу ведущих общественных наук относятся: Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом об- ществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ. Экономика изучает также поведение больших масс людей в рыночной ситуации. В малом и боль- шом — в общественной и частной жизни — люди и шага ступить не могут, не затрагивая эко- номических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы так или иначе учитываем принципы экономии. Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общнос- тями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы раз- решения социальных конфликтов. Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления, а также отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души. Психологи изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. В центре внимания находятся проблемы восприятия, памяти, мышления, обучения и развития человечес- кой личности. В современной психологии много отраслей знания, в том числе психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педа- гогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, меди- цинская психология и др. Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, тради- ции, культуру, манеры поведения. Социальная психология изучает малые группы. В роли малой группы может выступать семья, компания друзей, спортивная команда. Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не могли решить эти науки. Оказалось, что большое общество воздействует на индивида не прямо, а через посредника — малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных игра- ет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем не в больших мирах, а в малых, — в конкретном доме, семье, фирме и т. п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем боль- шой. Вот почему появилась наука, которая вплотную занялась его изучением. История — одна из важнейших наук в системе социально-гуманитарного знания. Объектом ее изучения является человек, его деятельность на протяжении существования человеческой циви- лизации. Слово «история» греческого происхождения и означает «исследование», «разыскивание». Некоторые ученые считали, что объектом изучения истории является прошлое. Известный фран- цузский историк М. Блок категорически возражал против этого: «Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объектом науки, абсурдна». Так ли это? Возникновение исторической науки относится ко временам древних цивилизаций. «Отцом» истории принято считать древнегреческого историка Геродота, составившего труд, посвящен- ный греко-персидским войнам. Однако это вряд ли справедливо: Геродот использовал не столько исторические данные, сколько сказания, предания и мифы, поэтому труд его не может считаться вполне достоверным. Значительно больше оснований считать «отцами» истории Фукидида, Поли- бия, Арриана, Тацита, Марцеллина. Эти древние историки использовали для описания событий документы, собственные наблюдения, свидетельства очевидцев. Все древние народы считали себя народами-историографами и почитали историю как учительницу жизни. Полибий писал: «Уроки, почерпнутые из истории, наиболее верно ведут к просвещению и подготовляют к занятию обще- ственными делами, повесть об испытаниях других людей есть вразумительнейшая и единственная наставница, научающая нас мужественно переносить превратности судьбы». И хотя с течением времени люди стали сомневаться в том, что история может научить после- дующие поколения не повторять ошибки предыдущих, важность изучения этой науки не оспари- валась. Известный русский историк В. О. Ключевский в своих размышлениях об истории писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Культурологию интересует прежде всего мир искусства — живопись, архитектура, скульпту- ра, танцы, развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки. Субъектами куль- турного творчества выступают индивиды, малые и большие группы. В этом смысле культурология охватывает все типы объединения людей, но только в той мере, насколько это касается создания культурных ценностей. Демография изучает население — все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как люди воспроизводятся, сколько живут, почему и в каком количестве умирают и куда передвигаются большие человеческие массы. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо. Рождаются, умирают и размножаются все живые существа. Эти процессы регулируются в первую очередь биологичес- кими законами. Например, наука считает, что больше 110-150 лет человек жить не может. Таков его биологический ресурс. Однако большинство людей доживают в среднем до 60-70 лет. Но это сегодня, а двести лет назад средняя продолжительность жизни не превышала 30-40 лет. В бедных и слаборазвитых странах и сегодня люди живут меньше, чем в богатых и развитых. Продолжи- тельность жизни человека определяется как биологическими, наследственными особенностями, так и социальными условиями (быт, труд, отдых, питание).     3.7. Социальное и гуманитарное знание   Социальное познание — это познание общества. Познание общества — процесс очень сложный в силу ряда причин. 1. Общество является самым сложным из объектов познания. В общественной жизни все со- бытия и явления настолько сложны и многообразны, настолько непохожи друг на друга и так причудливо переплетаются, что обнаружить в ней определенные закономерности очень трудно. 2. В социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения. Они значительно сложнее, многообразнее и противоречивее, чем связи в природе. 3. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее. Говоря о специфике социального познания, следует избегать крайностей. С одной стороны, нельзя с помощью теории относительности Эйнштейна объяснить причины исторического отста- вания России. С другой стороны, нельзя утверждать непригодность для обществознания всех тех методов, которыми исследуется природа. Первичным и элементарным методом социального познания является наблюдение. Но оно отли- чается от того наблюдения, которое используют в естествознании. В обществознании познание касается одушевленных, наделенных сознанием объектов. И если, например, звезды даже при многолетнем наблюдении за ними остаются совершенно невозмутимыми по отношению к наблю- дателю и его намерениям, то в общественной жизни все иначе. Как правило, обнаруживается обратная реакция со стороны изучаемого объекта, что либо делает наблюдение с самого начала невозможным, либо прерывает его где-то посередине, либо вносит в него такие помехи, кото- рые существенно искажают результаты исследования. Поэтому невключенное наблюдение в обще- ствоведении дает недостаточно достоверные результаты. Необходим другой метод, который носит название включенное наблюдение. Оно осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его. При всей своей значимости и необходимости наблюдение в обществознании демонстрирует те же самые принципиальные недостатки, что и в других науках. Наблюдая, мы не можем изменять объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, вос- производить его настолько многократно, насколько это требуется для завершенности наблюдения. Существенные недостатки наблюдения в значительной степени преодолеваются в эксперименте. Эксперимент носит активный, преобразующий характер. В эксперименте мы вмешиваемся в естественный ход событий. По В. А. Штоффу, эксперимент можно определить как вид деятель- ности, предпринимаемой в целях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящей в воздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальных инструментов и приборов. Благодаря эксперименту удается: 1) изолировать исследуемый объект от влияния побоч- ных, несущественных и затемняющих его сущность явлений и изучать его в чистом виде; 2) мно- гократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных, поддающихся контролю и учету условиях; 3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях по- лучения искомого результата. Социальный эксперимент обладает рядом существенных особенностей. 1. Социальный эксперимент носит конкретнб-исторический характер. Эксперименты в области физики, химии, биологии могут быть повторены в различные эпохи, в различных странах, ибо законы развития природы не зависят ни от формы и типа производственных отношений, ни от национальных и исторических особенностей. А социальные эксперименты, нацеленные на преоб- разование экономики, национально-государственного устройства, системы воспитания и образова- ния и т. д., в различные исторические эпохи, в разных странах могут давать не только разные, но и прямо противоположные результаты. 2. Объект социального эксперимента обладает гораздо меньшей степенью изоляции от остаю- щихся вне эксперимента подобных объектов и всех воздействий данного общества в целом. Здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства, как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в процессе физического эксперимента. А это значит, что социальный экспе- римент не может быть осуществлен с достаточной степенью приближения к «чистым условиям». 3. Социальный эксперимент предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники бе- зопасности» в процессе его проведения по сравнению с естественнонаучными экспериментами, где допустимы даже эксперименты, совершаемые методом проб и ошибок. Социальный эксперимент постоянно оказывает непосредственное воздействие на самочувствие, благосостояние, физическое и психическое здоровье людей, вовлеченных в «экспериментальную» группу. Недооценка любой детали, малейший сбой в ходе эксперимента могут оказать пагубное воздействие на людей, и ни- какими благими намерениями его организаторов оправдать это невозможно. 4. Социальный эксперимент не должен проводиться в целях получения непосредственно тео- ретического знания. Ставить опыты (эксперименты) на людях антигуманно во имя любой теории. Социальный эксперимент — это эксперимент констатирующий, подтверждающий или отрицаю- щий.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!