Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 23 страница



3) ознакомлении с достижениями культуры и искусства, в том, чтобы спо- собствовать осознанию обществом необходимости преемственности куль- туры 4) отфильтровывании информации, её дозировании и подаче в нужном для власти ключе   А12. Регулирующая функция массовых коммуникаций заключается в 1) предоставлении массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной ин- формации о различных сферах жизни общества 2) воздействии на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая достижением контроля над общественным сознанием 3) ознакомлении с достижениями культуры и искусства, в том, чтобы спо- собствовать осознанию обществом необходимости преемственности куль- туры 4) отфильтровывании информации, её дозировании и подаче в нужном для власти ключе А13. Что из перечисленного является правилом при подаче информации властя- ми? 1) передача полной, всеобъемлющей характеристики происшедших событий и явлений 2) точное, научное изложение фактов 3) дозирование информации, отфильтровывание её и подача в нужном ключе 4) вынужденность информации (она добыта без ведома или против воли её обладателя) А14. Художественные образы в литературе сознаются с помощью 1) цвета 2)звука 3) объёмно-пространственных форм 4)слова А15. Художественные образы в скульптуре сознаются с помощью 1) цвета 2)звука 3) объёмно-пространственных форм 4)слова А16. Художественные образы в живописи сознаются с помощью 1) цвета 2)звука 3) объёмно-пространственных форм 4)слова А17. Художественные образы в музыке создаются с помощью 1) цвета 2)звука 3) объёмно-пространственных форм 4)слова А18. В произведениях искусства человек может найти то, что ему не удалось отыс- кать в повседневности. В этом заключается ... функция искусства. 1) гедонистическая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая А19. Произведения искусства доставляют человеку радость, удовольствие, наслаж- дение и душевный отдых. В этом заключается ... функция искусства. 1) гедонистическая 2) компенсаторная 3) коммуникативная 4) эстетическая А20. Верны ли следующие определения науки? А) Наукой называют систематизированные в теории и основанные на дан- ных научных исследований взгляды на окружающую действительность, отражающие её существование в абстрактно-логической форме. Б) Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на добыва- ние и осмысление знания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба определения 4) оба определения неверны А21. Научные исследования, проводимые с целью получения новых знаний и вы- явления закономерностей изучаемых явлений, называются 1) фундаментальными 2) прикладными 3) социальными 4) гуманитарными А22. Научные исследования, нацеленные на использование достижений науки для решения практических задач, называются 1) фундаментальными 2) прикладными 3) социальными 4) гуманитарными А23. Какой критерий научных знаний предполагает, что предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посто- ронних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователей и т.п.)? 1)объективность 2)рациональность 3) системность 4) проверяемость   А24. Верны ли следующие определения образования? А) Образование — процесс и результат усвоения системы знаний, умений, навыков. Б) Образование — это передача из поколения в поколение накопленных людьми духовных богатств, знаний о природе и обществе, человеке. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба определения 4) оба определения неверны А25. В каком году был открыт Московский университет? 1)в 1687 г. 2) в 1775 г. 3)в 1787 г. 4)в 1815 г. А26. Какой уровень образования является обязательным в Российской Федера- ции? 1) начальное общее 2) основное общее 3) полное общее среднее 4) высшее профессиональное   ВВВВ ВВВВ 4.7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии   Религия представляет собой значимое явление культурной жизни общества. Есть много определений религии, объединив которые можно получить исчерпывающую формулировку. Рели- гия — это: 1) взгляды на мир, которые основываются на вере в Абсолют, Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека; 2) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т. п.; 3) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни; 4) объединение верующих людей в одну организацию (в науке такое объединение называют конфессией, а в народе — церковью, общиной, сектой и т. п.). На протяжении всей истории человечества религиозные взгляды постепенно менялись. Мож- но выделить три основных этапа этого процесса: ранние религиозные воззрения (обожествление животных и сил природы, почитание духов), формирование национальных религий (особые пред- ставления, свойственные обычно одному народу) и возникновение мировых религий (религиозные взгляды, имеющие приверженцев среди людей различных национальностей и ориентированные на все человечество). В древние времена человек мыслил себя неотъемлемой частью природы, населяя ее духами, бо- жествами, незримыми силами. К древнейшим формам религии относятся анимизм (одушевление сил и стихий природы), тотемизм (почитание зверей и птиц в качестве прародителей человечес- кого рода), шаманизм (вера в духов предков) и т. д. Древние славяне, к примеру, населяли духами весь окружающий их мир — дом, двор, поле, лес, водоем. Многие народы верили, что когда-то их предки были животными или растениями. Эти жи- вотные (растения) становились предметом культа и получали название тотем. Рисунки, танцы, праздники и обряды посвящались тотему. Существовали представления, что после смерти человек снова превратится в это животное или растение. Отзвуки веры в священных животных и растения особенно ярко проявляются в государственных символах (на гербах и флагах ряда населенных пунктов, областей и целых стран изображены орлы, львы, слоны, волки, медведи, розы, кедры, дубы и т. д.), в названиях и даже в фамилиях людей. Влияние ранних религиозных представлений оказывает значительное, подчас незаметное, влияние на нашу повседневную жизнь. Мы верим в магические представления о сглазе и порче, внимательно смотрим фильмы о вампирах и привидениях, интересуемся гороскопами, гадаем по линиям руки, боимся «несчастливых» чисел, обходим черных кошек, поем гимны. Даже детские игры исконно связаны с почитанием сверхъестественных сил: считалочки — с заклинаниями сил природы, салочки — с магическим обрядом «заколдовывания» путем прикосновения. Самым же богатым наследием древних времен являются сборники мифов. Наиболее известные из них — еги- петские, греческие и римские, хотя не менее интересны и скандинавские, ближневосточные, аме- риканские и многие другие. Их сюжеты лежат в основе классических произведений литературы, сказок, положены на музыку и увековечены в скульптуре. Нельзя считать себя культурным чело- веком, не ознакомившись с таким наследием. Как и любое общественное явление, религия выполняет определенные социальные функции. Она помогает объяснять мир и определять место человека в нем, подчас восполняя существующие в науке пробелы. Ее ответы распространяются как на истоки появления всего живого (у каждой религии есть свои взгляды на начало мира, научное название которых — «космогония»), так и на окончание истории человечества. В нашей стране наука и религия долго считались непримири- мыми соперниками, и совершенно напрасно. Просто научные теории используют точные формулы и цифры, опираются на лабораторные исследования, а религиозные утверждения используют об- разы и символы. И то и другое необходимо человеку и всему человечеству. Религиозные идеи, ценности, установки, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Все священные религиозные книги содержат целую систему предписаний и запретов. К примеру, священная книга иудеев «Тора» предписывает правила каждодневного поведения людей, соблюдение субботы. Религия служит средством общения верующих. Прежде всего люди общаются с Богом и его служителями, кроме того, они общаются друг с другом. Верующие люди не чувствуют одиночес- тва, имеют общие темы для бесед, находятся рядом со своими единомышленниками. Единая вера дает ощущение понимания и помощи, которых порой так не хватает человеку. Наконец, религия позволяет человеку ощутить смысл жизни, дает надежду на будущее спасе- ние, на избавление от страданий. Возникает представление о направлении исторического разви- тия и судьбе своего народа. Общество и религия, человек и вера — неразделимые понятия, позволяющие говорить о един- стве человечества не только в пространстве (все мы живем на одной планете), но и во времени (разные эпохи связаны между собой и не исчезают бесследно). Особое место в религиозном мире современного человечества занимают мировые религии. Отли- чительной чертой мировых религий является то, что их исповедуют люди разных национальнос- тей. С появлением таких религий укрепилось взаимодействие разных народов. К числу ведущих мировых религий относятся: Буддизм. Появился в Индии в VI веке до н. э. в знак протеста против кастовой системы деле- ния общества — допускал возможность каждого выйти из круга перерождений сразу, без долгих восхождений. По преданию, принц Гаутама столкнулся с нищетой, болезнью, старостью и смер- тью, что заставило его бросить дом, семью, отказаться от почестей и власти. После долгих скита- ний он достиг высших истин и стал Просветленным (по-индийски — Буддой). Он-то и стал одно- временно пророком и божеством новой религии. Будда учил, что миром правят страдания, что их причина заключается в многочисленных страстях человека (они как бы привязывают его к миру и заставляют снова и снова перерождаться, а значит, и страдать), что можно отказаться от них и получить вечное блаженство (у буддистов это состояние полного покоя называется нирваной) и что существует путь достижения нирваны. Эти истины очень похожи на принципы врачевания: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления и рецепт лечения. Буддизм предъявлял к жизни людей очень строгие требования, превращавшиеся практически в отказ от всех жизненных удовольствий. Культура поведения человека требовала от него соблюде- ния пяти строгих заповедей: не убей (причем требование относилось не только к человеку, но и ко всему живому миру, включая муравьев, мух, мошек и т. д.), не бери чужого (то есть требование довольствоваться своим), не лги, не пей хмельного, остерегайся смотреть на женщин (к молодой женщине относись как к дочери, к ровеснице — как к сестре, к старшей — как к матери). Ко- нечно, обычный человек не в силах был все это выполнить и позже предписания были смягче- ны — осуждалось лишь сознательное убийство живого существа, а последняя заповедь заменена запретом на прелюбодеяние. Священной книгой буддистов является Трипитака (в переводе — «три корзины», так как пер- воначально тексты записывались в специальные сборники, получившие название корзин, или пи- так), а в качестве символов служат изображения Будды, сидящего в позе лотоса, и Колесо закона с восемью спицами. До сих пор в буддизме существуют различные направления, потому что не всем понравилось смягчение первоначальных требований. Как бы то ни было, буддизм является одной из трех мировых религий; большинство его последователей сейчас находится в Китае, осо- бенно в горных районах Тибета. В нашей стране есть народы, исповедующие буддизм — буряты, калмыки и тувинцы. Христианство. Вторая по времени возникновения мировая религия. В качестве Бога хрис- тиане признают Святую Троицу (единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа), главным символом является крест (на кресте погиб Иисус Христос, искупляя грехи людей), основным принципом провозглашается любовь к ближнему («Возлюби ближнего своего, как самого себя»), признаются заповеди Ветхого Завета, почитаются различные Жития Святых. Большинство хрис- тиан признает семь главных таинств, составляющих основу внешнего почитания Бога: крещение 4.7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии      139 (окунание или обрызгивание святой водой), миропомазание (смазывание тела крестящегося осо- бым церковным маслом), причащение (вкушение особого хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа), исповедь (возможность покаяться перед священнослужителем в своих грехах), венчание (церковное освящение брака), священство (особые обряды перед вступлением в сан свя- щенника) и соборование (исповедь умирающего человека). Возникновение христианства связано с попыткой преодолеть этническую ограниченность иу- даизма рамками еврейской нации. В своих проповедях Христос говорил о равенстве независимо от происхождения и принадлежности к определенному народу. Признавалась личная ответствен- ность человека за его дальнейшее спасение. В первые годы существования христианство было запрещено и многие его приверженцы подвергались гонениям и жестоким казням. Прошло более трехсот лет, прежде чем власти признали эту религию. В дальнейшем в христианстве появились разные направления и течения. В настоящее время существуют три основные ветви христиан- ства — православие, католичество и протестантизм. Зарождение христианства стало началом современного летоисчисления — оно соответствует времени, которое (по мнению христиан) прошло с момента рождения Иисуса Христа. Многие памятники мирового искусства отражают библейские образы и сюжеты, а кресты присутствуют на государственных флагах многих стран мира, в частности, Швейцарии, Финляндии, Греции, Великобритании и др. Ислам — самая молодая по времени возникновения мировая религия. Его возникновение от- носят к началу VII века, а главным пророком считают Мухаммеда. Ислам возник среди племен Аравийской пустыни, а затем распространился по всему миру. Мусульмане, сторонники ислама, верят в единого Бога — Аллаха и имеют одну священную книгу — Коран. Главным центром почи- тания является город Мекка в Саудовской Аравии (где бы ни был мусульманин, во время молитвы он обращается лицом в сторону Мекки, а молиться надо не менее пяти раз в день). Очень строги исламские предписания: нельзя потреблять в пищу свинину (даже то, что со- прикасалось со свининой — нож, вилка или тарелка, — правоверный мусульманин ни за что не возьмет в руки), запрещено пить вино, во время молитвы надо обязательно находиться на коленях и совершать поклоны до земли, неверные должны уничтожаться в ходе священной войны джихад, или газзават (это правило возникло в годы, когда арабы вели войну за свою территорию и веру, но сегодня признается возможность мирного сосуществования с представителями самых разных ре- лигий, и только отдельные фанатики стремятся призывать к беспощадной войне с иноверцами). Ислам играет важную роль в современном мире. Его символы — зеленый цвет и полумесяц — обязательно присутствуют на знаменах арабских государств, а предписания даже становятся глав- ными законами (в ряде стран судопроизводство ведется по законам шариата — мусульманского права — и до сих пор используются старинные наказания — удары палкой, битие камнями и др.). В России много мусульман. Они имеют полную свободу вероисповедания. Открываются новые мечети (священные здания, где происходит общение с Богом), печатаются религиозные книги, дается возможность для изучения религии своих предков. По отношению к разным религиозным взглядам все люди делятся на атеистов, сектантов, представителей определенной конфессии и нерелигиозных людей. В Советском Союзе атеизм при- знавался в качестве государственной политики и состоял в постоянной борьбе с любыми прояв- лениями набожности, суеверия, мистики. Была запрещена религиозная литература, а в учебных заведениях велись специальные предметы атеистической направленности. Сейчас в нашей стране провозглашена свобода вероисповедания — каждый человек может исповедовать любые религиозные взгляды или не исповедовать их вообще, запрещены любые преследования за веру. Правда, появилась другая опасность: свобода вероисповедания породила множество самых разных сект, вовлекающих в свои ряды любыми путями, использующих зачас- тую психическое воздействие. Лидеры этих сект под видом борьбы за простоту жизни требуют передачи в секту личного имущества, используют своих людей для давления на окружающих. Мир религии очень сложен. Народы по-своему искали и ищут пути понимания жизни, ответы на главные вопросы существования человечества. Некоторые люди, а среди них есть и ученые, пы- таются разделить все религиозные представления на более и менее правильные, самостоятельные и подчиненные, примитивные и сложные, высшие и низшие. Опасен не только воинствующий ате- изм, но и религиозный фанатизм, и сектанство. Человечество сильно своим многообразием, и это утверждение в полной мере можно отнести к взаимоотношениям религии, политики и общества. Хороши все пути, которые ведут к миру и согласию между людьми.     4.8. Мораль. Нравственная культура   С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе че- ловека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (т. е. о добре и зле). Добро — это основная моральная категория, показывающая содержание нравственных ценностей. Добру противостоит зло. Взаимосвязь этих понятий выражается в том, что они тесно связаны с духовной жизнью человека. Видимо, человек по своей природе одинаково способен и на добро и на зло, поэтому только его действия и поступки, поведение и позицию можно назвать добрыми или злыми. Умение человека делать различие между добром и злом является основой его ду- ховного развития. Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответ- ствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственны- ми (достойными, благородными, правильными) и безнравственными (жестокими, бесчестными, эгоистичными). Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. В религиозном понимании добром считается жизнь в соответствии с требованиями Бо- жественного, а зло — порождение дьявола, источник всех бед и несчастий. В светском понима- нии добро — то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящееся к приумножению богатства, сохранению здоровья или карьерному росту, зло — все, противоречащее жизни, челове- коненавистничество, склонность к насилию и агрессивности. Существует множество определений морали, общим в которых является признание определенных принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; системы санкций, оценок, предписаний, об- разцов поведения; потребностей и установок индивида, а также поступки в соответствии с суще- ствующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими к понятию морали являются нравственность, совесть, этика. Таким образом, в понятии мораль можно выделить три основных аспекта: 1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим). В этой связи возникает вопрос о том, является ли это знание врожденным или ему надо учить. Можно ли научить морали? Как передавать моральные нормы подрастающему поко- лению? 2. Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. От- ношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание. Очень важно, чтобы человек не только знал о нравственности, но и умел анализировать происходящее вокруг с точки зрения соответствия моральным нормам. Такая оценка своих действий, называемая реф- лексией, является важной отличительной чертой человечества — отказываясь от нее, мы обедня- ем собственную жизнь и лишаемся жизненных ориентиров. 3. Деятельностный аспект. Практическое применение норм морали в своих поступках (нрав- ственное или безнравственное поведение, действие или бездействие). Недостаточно просто знать о нравственных нормах и давать оценку действиям, важно следовать моральным представлениям в своей повседневной жизни. В идеальном варианте все эти три аспекта должны быть в системе.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!