Экономический цикл состоит из четырех фаз, последовательно следующих друг за другом. 25 страница



1) аналитическая                          5) воспитательная 2) эстетическая                               6) методологическая 3) коммуникативная                    7) познавательная 4) репродуктивная   Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. 85. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронуме- ровано. (1) Если европеец попадёт на обед к вождю папуасов и его угостят косточкой дичи, то он должен, наполовину обглодав её, передать вождю. (2)Таков знак высокого уважения к хозяину. (3) Гость как бы показывает, что он его друг, с которым надо делиться едой. (4) Разумеется, для европейца такой обычай показался бы унизительным. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.     В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Искусством принято называть специфическую форму общественного                                             (1) и человеческой________________________ (2), которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных__________________________ (3). Посредством создания ________________ _(4) искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности его ______ (5), как художественное познание. Предметом искусства является человек, ____________ (6) с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических____________________ (7). A) деятельность Б) жизнь B) люди Г) образ Д) отношения Е) произведение Ж) сознание 3) творчество И) условия К) эпоха Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозна- чено в списке выбранное вами слово.   1 2 3 4 5 6 7               Часть 3   1                                                                       Прочитайте текст и выполните задания С1-С5. [                                    С пережитками разного рода нам приходится сталкиваться гораздо чаще, чем мы думаем 1                                    или чем нам хотелось бы. К примеру, в наше время, когда общество в нашей стране дви- |                                жется к рыночным отношениям, мы говорим и пишем о коллективистских и уравнительных I                                     пережитках в массовом сознании. Тех, кто выступает за коммунистов, в прессе называют 1                                                                                                                                      борцами за прошлое. <...> |                                        Культурные пережитки — социальные или культурные явления, некогда выполнявшие 1                                  какую-то важную функцию, но позже утратившие своё назначение и вытесненные другими, |                               более совершенными или удобными культурными изобретениями. <...> Поскольку люди не I                                    склонны слишком быстро менять свои привязанности, обычаи и нормы, постольку куль- !                                      турные пережитки по инерции продолжают существовать достаточно длительное время, |                                          несмотря на то, что параллельно существуют более совершенные модели. Примером 1                                        служит ручное ткачество, существовавшее в Европе в тот период, когда уже был изоб- |                                                                                                                                               ретён ткацкий станок. ■                                           Чем большее количество пережитков обнаружено у того или иного народа, тем ниже \                                       уровень научно-технического и культурного прогресса в этой стране, тем менее образо- |                                    ванным и просвещённым следует считать общество. <...> Чем ниже уровень образования 1                                                                              социальной группы, тем больше у неё культурных пережитков. '                                         Сохранение пережитков свидетельствует об инерционности культуры, её консерватиз- I                                       ме. Они сохраняются несмотря на то, что противоречат и реальности, и логике здравого !                                     смысла. Но в чём тогда их сила? Согласно мнению Э. Тейлора, они сохраняются потому, |                                 что кому-то выгодны. Они выгодны коллективному разуму, для которого любая традиция, |                                      идущая из глубины веков, представляет ценность, ибо она отшлифована временем, вы- •                                       ручала народ в трудные минуты или просто служит чем-то привычным и родным, с чем I                                       трудно расстаться. Выгодна она и отдельным индивидам или социальным группам. На- 1                                     пример, вожди и знахари прибегают к ритуалам, заговорам, гаданиям ради сохранения I                                      своей власти. Нынешние коммунисты апеллируют к коллективистским пережиткам ради [                                                                                                                                    того, чтобы прийти к власти. 1                                   В научном смысле культурные пережитки важны потому, что благодаря им исследователь I                                   восстанавливает культурное прошлое народа, то состояние, которое было характерно для !                           далёкого прошлого, а теперь исчезло. Поскольку место пережитков в любой культуре велико, |                                   постольку оказывается, что ни одну культуру невозможно понять, не изучив её пережитки. |                                    Изучая историю культуры, учёный, подобно художнику, как бы создаёт «портрет», самые 1                                 глубокие борозды и штрихи на котором оставляют культурные пережитки в своём прямом |                                                                                                                                  и трансформированном виде. I                                                                                                                          (А. Кравченко. Общая социология) I                                             С1. Найдите в тексте определение понятия «культурные пережитки». !                             С2. Каково влияние культурных пережитков на развитие общества и уровень |                                                                                                                                           прогресса в стране? [                           СЗ. О каких свойствах культуры свидетельствует сохранение культурных пере- ]                                                                                                                                                                  ЖИТКОВ? [                       С4. В чём сила культурных пережитков? Опираясь на содержание текста, приве- 1                                                                                                                    дите не менее трёх аргументов. С5. Каково значение культурных пережитков для науки? Приведите два примера из текста. Сб. Назовите российские культурные учреждения государственного масштаба (не менее четырёх). С7. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чём разница между фундаментальными и прикладными научными исследованиями?   Прочитайте текст и дайте ответ на вопрос С8. Мария Кюри изучала радиоактивность, не думая о её применении. Это были фундамен- тальные исследования, не направленные на получение какой бы то ни было практической пользы. Не хотелось бы говорить сейчас об атомном оружии (во всяком случае, Мария Кюри ни в коей мере не несёт ответственности за его разработку и тем более приме- нение), но вспомним хотя бы об атомных электростанциях и о радиоактивных изотопах, применяющихся в медицине, и практическая польза от работ Кюри станет очевидной. Открытие Ньютоном, классическим физиком-теоретиком, фундаментальных законов всемирного тяготения дало возможность, в частности, рассчитывать траектории самых разных объектов, посылаемых с поверхности Земли с той или иной скоростью под тем или иным углом. Опять же — не хочется вспоминать о баллистических ракетах или ар- тиллерийских снарядах и ставить их сэру Исааку в вину. Но почему бы не вспомнить, например, о метеоспутниках и спутниках связи? Примеры можно перечислять до бесконечности. Но и без того уже ясно, что результаты фундаментальных исследований рано или поздно начинают использоваться на практике. Фундаментальная и прикладная науки не живут обособленно и изолированно друг от друга. Развитие новых технологий, обеспечиваемое прикладной наукой, позволяет повышать эффективность фундаментальных исследований. Чего стоит одна только компьютеризация,, радикально облегчившая научные расчёты и доступ к информации. Прогресс налицо. Нуж- ность прикладной науки для фундаментальной очевидна и не требует доказательств. Фундаментальная наука, помимо других её функций, играет роль своеобразного инкуба- тора учёных, включающего в себя родильный дом, ясли и детский сад. Здесь формируются и воспитываются люди, которые в дальнейшем смогут заниматься прикладной наукой. Не стоит, наконец, забывать и о том, что наука вообще и фундаментальная наука в частности — часть общечеловеческой культуры, точно так же, как музыка, литература, живопись, театр или кинематограф. Не слишком просто, согласитесь, сформулировать, в чём заключается практическая роль искусства в жизни человеческого общества. Тем не менее очевидно (я не вижу смысла даже приводить какие бы то ни было аргументы в пользу этого), что без искусства наша цивилизация была бы чем угодно, но не цивили- зацией. То же самое в полной мере можно отнести и к науке. Наука и искусство — два способа познания и осмысления окружающего мира, взаимодополняющие и взаимообога- щающие друг друга. Трудно представить себе цивилизованного человека, ни разу в жизни не побывавшего на симфоническом концерте и в картинной галерее. Точно так же для образованного представителя земной цивилизации неестественно и дико не понимать хотя бы в самых общих чертах, почему, например, день сменяет ночь, а зима — лето; почему происходят солнечные затмения; что такое звёзды и чем они отличаются от планет. Стремление знать, как устроен окружающий мир во всех его проявлениях, заложено глубоко в человеческой природе, и не считаться с этим невозможно, так же как невозможно не считаться с потребностью человеческого организма в пище и воде. Вспомним хотя бы детские вопросы «почему?», не продиктованные никакими практическими соображения- ми. Вырастая, мы приобретаем здоровый и совершенно необходимый в реальной жизни практицизм, но у многих из нас желание «почемукать» не исчезает. Именно из этой части человечества формируется армия учёных. (И. Сокальский. Почему вы должны мне платить?) С8. Как автор доказывает необходимость развития фундаментальной науки? Приведите четыре самых важных, на ваш взгляд, аргумента.   Примеры задан!     5.1. Экономика: наука и хозяйство     Понятие «экономика» мы часто связываем с бережливостью, хозяйственностью, домовитостью, рачительным использованием денежных средств. Это слово состоит из двух древнегреческих кор- ней — «ойкос» (дом) и «номос» (знание). Таким образом первоначально экономикой называлась наука об управлении домашним хозяйством. В современном словаре у слова «экономика» несколько значений. Это прежде всего хозяйство всего мира или отдельной страны, региона, города. Существует также экономика семьи. Это хо- зяйство, которое ведут или в котором задействованы члены семьи. Подсчет расходов на оплату квартиры, коммунальных услуг, распределение денег на покупку одежды и обуви — это как раз и есть проявление домашней экономики — планирование и составление семейного бюджета. Сле- довательно, экономика — это одновременно и организация материальной, хозяйственной жизни человека (общества), и знание о ней, о правилах ее ведения. Но все же чаще под экономикой мы понимаем хозяйство страны — национальное хозяйство. Оно включает в себя две сферы — производственную, т. е. отрасли, занятые материальным произ- водством (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) и непроизводственную, т. е. область деятельности людей, в которой создаются духовные блага, услуги, информация (об- разование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание). Хозяйственная деятельность направлена на производство благ, их распределение, обмен и потребление. Этот круг взаимоотношений между людьми и называется экономическими отно- шениями. Их изучает наука экономика. Она дает ответы на вопросы: «что?», «как?» и «для кого?» производить; это наука об управлении хозяйством, об организации хозяйственной деятельности людей, о рациональном выборе средств и методов хозяйствования в мире ограниченных ресурсов и возрастающих потребностей. Экономику принято разделять на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика — это область хозяйственных отношений, связанная с деятельностью отдельных производителей товаров и услуг, организацией хозяйственной деятельности на уровне отдельных фирм. В ней действуют рядовые потребители, рабочие, земледельцы, семьи (домашние хозяйства), фирмы (предприятия). Микроэкономика — это также раздел экономической науки, изучающий деятельность всех пе- речисленных участников хозяйственной сферы. Она объясняет, как потребители принимают ре- шение о покупке тех или иных товаров, и как на их решение влияет изменение цен и доходов. Для микроэкономики очень важна проблема оптимального поведения на рынке отдельных фирм с целью получения прибыли и снижения затрат. Макроэкономика — это часть экономики, охватывающая экономические процессы в масшта- бах национального или мирового хозяйства в целом. В макроэкономике национальное хозяйство рассматривается как единое целое. Материальным фундаментом макроэкономики является на- циональное богатство, представляющее собой все, что создано трудом многих поколений людей.   154 Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества Макроэкономика рассматривает важные для кажой страны экономические проблемы, такие как инфляция, безработица, экономические спады и подъемы, формирование государственного бюд- жета. Специалисты по макроэкономике ищут и предлагают пути решения стоящих перед страна- ми проблем: например, как повысить занятость населения, увеличить темпы экономического рос- та, сократить отставание от других стран. Главное, что волнует российских экономистов, — это способы повышения эффективности национальной экономики, структурные преобразования в на- родном хозяйстве страны, поиски ответа на вопрос: как изменить сырьевой профиль экономики России, переориентировать ее на производство высокотехнологичных товаров, квалифицирован- ных услуг? Экономика — это особый мир, который пронизан своими связями и законами. Он сложен и противоречив. Именно от экономики зависит благосостояние людей, их материальный достаток, возможность учить детей, приобщаться к культурным ценностям, посещать музеи и выставки. Если она правильно организована, то и труд человека, и его досуг будут плодотворны. В то же время не всякая хозяйственная деятельность может быть названа экономической. В газетных статьях нередко встречаются подобные высказывания: «Эти проблемы должны быть решены только экономическими способами, но никак не насильственными, административными». Из истории древнего мира и средних веков нам известно о внеэкономическом принуждении к тру- ду рабов и крепостных крестьян. Так какое же хозяйство можно назвать экономическим? Только то, которое основано на свободе и независимости производителя товара, когда он может сам «вы- нести» товар на рынок и назвать его цену. Только то, где есть развитая торговля и обмен. Ряд ученых-экономистов даже предлагают такую периодизацию развития человеческого хо- зяйства: первая ступень — просто хозяйство, вторая — это экономика, когда выделяется индиви- дуальный производитель, начинают развиваться торговля и обмен, и, наконец, третья ступень — это рыночная экономика. Подобный подход вполне оправдан, поскольку так можно различать насильственное принуждение к труду, труд из-под палки, жесткое администрирование и полное отсутствие самостоятельности и инициативы людей в хозяйственной деятельности — и экономи- ку, основанную на принципах свободы производителя и потребителя, на возможности выбора. Тогда становятся понятны слова об экономических и неэкономических методах и решениях. Какую роль играет хозяйственная деятельность, экономика в жизни общества? Некоторые говорят, что далеко не главную и что важнее — духовность, культура; нельзя все сводить к мате- риальным потребностям. Но есть и такие, кто утверждает обратное. Прежде чем человек начнет интересоваться искусством, его все-таки нужно одеть, согреть, накормить, дать крышу над голо- вой. Ведь до того как создавать памятники культуры, человек научился добывать пищу, огонь, одежду, выживать в жестоком мире. Именно определенный уровень развития хозяйства позволил высвободить умственный труд в самостоятельную сферу деятельности людей. Совершенствование техники и технологии стало одним из важнейших факторов формирования государств. Удовлетво- рение духовных запросов людей, творчество и научная деятельность не менее связаны с экономи- кой, чем удовлетворение материальных нужд.     5.2. Экономическая культура   Под экономической культурой в общественных науках понимается общепринятая система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме соб- ственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, непри- ятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п. Кроме того, это способ (структура механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие отдельных людей и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализа- ции в тех или иных типах экономического поведения. Чем совершеннее способ такого взаимодей- ствия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, и, следовательно, тем выше уровень экономической культуры. Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как фор- мы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения. Так, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, долго не испытывавшее потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, кото- рое совмещает внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социаль- ными стереотипами. Из-за этого экономическое поведение становится скорее эмоциональным, чем рациональным, и порой осуществляется в состоянии психологического стресса. Подобное эконо- мическое мышление, в свою очередь, не способно существенно обогатить экономическое сознание социальной практикой. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодей- ствия экономического сознания и экономического мышления в отечественной экономике пока что не позволяет говорить о высоком уровне экономической культуры в России. Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем: • экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее значимое (положительное или отри- цательное) влияние.

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 341; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!