Сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально- нравственную позицию



Сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально- нравственную позицию


Стиль поведения в общении

Стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться

Сложившийся способ воздействия па партнера по общению: заражение, внушение, подражание

Стиль поведения в общении

Сложившийся способ воздействия на партнера по общению: заражение, внушение, подражание

В процессе общения происходят процессы:

Стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться

Намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понима­ния, объективного оценивания

Намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понима­ния, объективного оценивания


ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

КОММЕНТАРИЙ

ВЫ МОЖЕТЕ ВНЕСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЕФИНИЦИИ Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

И

ДЕНТИФИКАЦИЯ — отождествление себя с другим чело­веком (группой людей, образом, идеалом), на основе чего происходит «принятие» объекта идентификации (партнера по об­щению) как самого себя. В обыденной речи это звучит так: по­ставить себя на чье-либо место. Идентификация является одним из способов познания и понимания партнера по общению.

З

МПАТИЯ — «постижение эмоциональных состояний дру­гого человека в форме сопереживания»[125]; способность чело­века с помощью чувств проникать в мир душевных переживаний другого человека, разделять его переживания. Эмпатия во многом обеспечивает успех во взаимодействии и межличностном обще­нии, особенно важно для педагога формирование и развитие у себя способности к эмпатии.

Р

ЕФЛЕКСИЯ — внутренняя деятельность человека, ориенти­рованная на самопознание, осмысление своих действий и состояний. Понятие заимствовано из философии, которая опре­деляет рефлексию как принцип мышления, направляющий чело­века на осмысление и осознание собственных форм и предпосы­лок; деятельность самопознания, раскрывающую внутреннее строение и специфику духовного мира человека[126].

У

СТАНОВКА — «предрасположенность субъекта, возникаю­щая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный ха­рактер протекания деятельности по отношению к данному объек­ту»[127]. Иначе установку можно определить как возникшие до зна­комства с объектом деятельности или субъектом общения гипоте­тическое представление о нем и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информа­ции, теоретических умозаключений, ожиданий и т. д.

JSL

а базе установок возникают разнообразные социально-психологические эффекты, в ряду которых наиболее известны и значимы в педагогической деятельности эффект ореола, эффект первого впечатления, эффект первичности, эффект новизны, эффект стереотипизации.

□ ЭФФЕКТ ОРЕОЛА — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает порой разглядеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

□ ЭФФЕКТ ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ - обусловленность вос­приятия и оценивания человека первым впечатлением о нем.

□ ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ — придание большего значения при восприятии и оценивании незнакомого или малознакомого че­ловека той информации о нем, которая поступила раньше.

□ ЭФФЕКТ НОВИЗНЫ — придание большего значения послед­ней (более поздней) информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

□ ЭФФЕКТ СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека как средства «сокращения» узнавания. Стереотипизация приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

♦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО

«...Многоплановый процесс организации, ус­тановления и развития коммуникации, взаи­мопонимания и взаимодействия между педа­гогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности»[128].

' (Как видно из приведенного определения, в педагогическом процессе реализуются коммуникативная, интерактивная и пер­цептивная функции, т. е. оно несет в себе основные черты чело­веческого общения.)

ЧТОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ БЫЛО ЭФФЕКТИВНЫМ,

♦ педагогу необходимо ЗНАТЬ:

закономерности общения[129]; структуру общения, особенности реали­зации коммуникативной, интерактив­ной и перцептивной функций обще­ния;

методику изучения общения и межлич­ностных отношений; основные психолого-педагогические требования, предъявляемые к организа­ции педагогического и в целом межличностного общения.

♦ педагогу необходимо УМЕТЬ: / □ передавать информацию, используя при этом

^^ JB весь арсенал коммуникативных средств, мето- I ^Шг дов и приемов;

□ организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности;

□ понимать актуальные эмоционально-психологические состоя­ния, адекватно воспринимать и объективно оценивать лично­стные качества и поведение человека, с которым он вступает в общение;

□ корректно и педагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению;

□ управлять собственным психическим состоянием и поведением.

♦ ЗАДАНИЯ ^fe

для самостоятельного flffijj:

осмысления и обсуждения щш^ш на практических занятиях * ш,

На этот раз мы будем выполнять задания для са­мостоятельной работы в особой форме — мы зай­мемся законотворчеством, или, вернее, — нормот­ворчеством, поскольку закон — это, пожалуй, слишком жестко и авторитарно.


К СЛОВУ!

Толковый

Ж

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

НОРМА (от лат. norma) — узако­ненное установление, признанный обязательным порядок чего-либо[130].


 


 


«Творить нормы» мы будем следующим образом: вообразим, что каждый из участников действа является членом законодатель­ного органа (допустим, что это будет парламент), созданного во­лей педагогического сообщества (учителей и детей), а преподава­тель кооптировал себя в состав этого парламента, разумеется, в роли его спикера. Граждане сообщества, в известной мере удов­летворенные (?) реализацией прежних требований «Panem et circenses!» (Хлеба и зрелищ!) и «Liberte, Egalite, Fraternite» (Свобо­да, Равенство, Братство), выдвигают новые требования, в которых все настойчивее звучат слова LEX (Закон) и NORMA (Порядок).

Члены парламента (студенты вашей академической группы, ваши коллеги), ознакомившись с перечнем предлагаемых к разра­ботке норм, самостоятельно готовят свои версии, обсуждают их в малых группах (во фракциях) и принимают по результатам дис­куссии на пленарном заседании общее решение. Одна существен­ная норма, которой вы будете руководствоваться в работе, — каж­дый нормативный акт должен включать в себя ровно 5 пунктов, каждая позиция в этом документе должна бьггь выражена лако­нично, конкретно, недвусмысленно, тактично. Итак, за работу...

1. «Исповедуя принцип гуманизма, мы утверждаем, что любая внешняя деятельность, в которую вовлекаются дети, может быть направлена только на их пользу и потому должна отвечать следую­щим требованиям: ...»

2. «Исходя из того, что педагог, организуя любую деятель­ность, прежде всего стремится использовать ее потенциал как фактор разностороннего развития человека, мы убеждены, что содержание и способы осуществления деятельности должны отве­чать следующим требованиям: ...»

3. «Сознавая, что участие личности в любой деятельности дол­жно быть мотивированным, педагог как организатор учебной де­ятельности призван выполнять следующие правила: ...»

4. «Учитывая, что внешний контроль и оценка деятельности являются, с одной стороны, необходимым атрибутом, условием и стимулом обеспечения ее эффективности, а с другой, — могут
вызывать внутренний протест ребенка, неудовлетворенность со­бой, утрату оптимизма, веры в свои возможности, мы устанавли­ваем следующие правила организации контроля и оценивания дея­тельности детей: ...»

5. «Руководствуясь интересами ребенка, мы устанавливаем пять табу (категорических «нельзя») в организации деятельности, нарушение которых считаем несовместимым с высоким званием Педагога и педагогической деятельностью: ...»

6. «Отдавая себе отчет в том, что результаты деятельности во многом обусловлены индивидуальными и половозрастными осо­бенностями ее участников, мы предлагаем начинающему педагогу руководствоваться при организации коллективного дела:

а) в группе, где только девочки;

б) в группе, где только мальчики;

в) в группе со смешанным составом участников

следующими рекомендациями: ...»

(*Г1о каждой позиции желательно сформулировать отдельные рекомендации.)

7. «Рассматривая общение как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недоста­точной степени, мы вводим в практику педагогической деятель­ности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций обще­ния: ...»

(*По каждой функции желательно разработать отдельный свод правил.)

8. «Высоко оценивая «Заповеди педагогического общения», которые предлагает начинающим учителям В.А. Кан-Калик[131](см.: раздел «Проблемно-аналитический материал»), мы считаем, что по форме — это, скорее, не заповеди, а размышления («запо­ведь» определяется как «изречение, содержащее ... предписание», «правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо»[132]) и потому берем на себя смелость представить эти заповеди в редакции, сокращенной и несколько измененной в плане логики и стиля...»

(*3десь можно отступить от принятого решения, предусмат­ривающего право включать в нормативный акт не более пяти пун­ктов.)

9. «Убедившись на основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного опыта, что индивидуальная беседа в паре «учитель — ученик» (один из важных методов воспитания) будет эффективной и откровенной при условии соблюдения оп­ределенных условий и требований, мы декларируем эти условия и требования в форме следующих правил: ...»

10. «Полагая, что умение слушать и выслушать человека не менее важно, чем умение убедительно говорить (*докажите этот тезис), мы считаем целесообразным использование педагогами следующих рекомендаций: ...»

11. «И вновь табу на то, что недопустимо в общении:

а) в целом,

б) в общении педагога с ребенком:...»

В перерыве между заседаниями вашего парламента попытай­тесь выполнить следующие задания:

12. Для того чтобы достичь успеха в общении и взаимодей­ствии с другими людьми, вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. должны уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся:

а) у преподавателя педагогики;

б) куратора группы, старосты группы;

в) у близких друзей (подруг);

г) у тех, кто относится к вам равнодушно.

13. В практике своей работы каждый педагог неизбежно стал­кивается с проблемой самооценки своих профессионально значи­мых личностных качеств. При этом ему необходимо проанализи­ровать представление о нем, сложившееся у учеников и коллег. В этой связи предлагаем вам следующее: составьте схему опрос­ного листа, включив в него из предлагаемого перечня 8—10 ка­честв, которые вы считаете наиболее важными, заполните этот опросный лист сами, предложите заполнить его своим партнерам по общению, сверьте полученные результаты.

Выполнение задания следует начать с группировки и ранжи­рования перечисленных ниже в алфавитном порядке качеств и лишь затем переходить к определению состава качеств (*решение о включении тех или иных качеств в опросный лист целесообразно принимать совместно) и к работе с опросными листами. Итак, приступаем:

Внешние данные (*кстати, имеют ли они значение в педагоги­ческой деятельности и, если имеют, то какое? — этот вопрос ад­ресован всем и, естественно, не предполагает включения ответа на него в характеристику)',

Аккуратность;

Аналитические способности;

Воля;

Желание руководить другими;

Зависимость от других;

Индивидуальность (степень выраженности);

Исполнительность;

Карьеризм;

Коммуникабельность (готовность к общению, умение об­щаться);

Конфликтность; Направленность интересов; Настойчивость; Общественная активность; Обязательность;

Особенности кинетического и паралингвистического обще­ния, как и в чем они выражаются;

Особенности мышления: преобладающий тип (конкретно-об­разное, абстрактно-логическое), самостоятельность, гибкость, быстрота мышления;

Отношение к самому себе;

Отношение к своей внешности, вкус, умение адекватно «по­дать себя»;

Политическая информированность и компетентность;

Предприимчивость;

Преобладающее настроение;

Пунктуальность;

Речевые особенности (желательно описать их); Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная); Самостоятельность в суждениях, решениях, действиях; Скромность;

Состояние здоровья (хорошее, удовлетворительное, неудов­летворительное) ;

Социально-нравственные качества; Способности к организаторской деятельности; Способность генерировать оригинальные идеи; Творческие способности; Темперамент;

Терпение (нетерпеливость); Тщеславие;

Удовлетворенность собой; Уравновешенность;

Характер и формы взаимоотношений с другими людьми Честолюбие;

Чувства (долга, ответственности, справедливости, такта, гар­монии, юмора);

Широта интересов; Широта кругозора.

14. Теперь вернемся на заседание парламента и проведем дис­куссию в продолжение той, «стенограмма» которой представлена во фрагменте книги А. Б. Добровича «Почему прежде люди были общительнее, чем теперь?» (см.: раздел «Проблемно-аналитичес­кий материал»). Предлагайте свои суждения и аргументы по теме дискуссии. Вопрос и в самом деле важный и интересный... Не так ли?

15. Подготовьте рецензию на фрагмент статьи Ш.А. Амонаш- вили «Что такое педагогическое общение» (см.: «Проблемно-ана- литический материал»),

16. Труд (учебный, производительный, художественно-твор­ческий и т.д.) является важнейшим видом человеческой деятель­ности и одним из главных факторов формирования человеческой личности. Это вроде бы бесспорно. Однако в последние годы на­метилась тенденция к умалению роли труда и трудового воспита­ния в системе общего образования. Об этом свидетельствует, в частности, резкое сокращение объема времени, выделяемого на трудовое обучение, в базисном учебном плане общеобразователь­ной школы.

В качестве задания предлагаем вам выступить с декларацией (индивидуальной и/или коллективной), в которой вы в краткой и энергичной форме выразите свое мнение о роли трудового обуче­ния и воспитания и (если вы признаете их необходимость) о том, как следует строить социально-образовательную политику в дан­ном направлении. Учтите мнение К.Д. Ушинского, изложенное в выдержке из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» (см.: «Проблемно-аналитический материал»).

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

Ш.А. Амонашвили,

академик, психолог, педагог

Что такое педагогическое общение

(1984 г.)

Китов, которые держат на себе воспитание, возможно, чуть больше тех, которые по мифическим представлениям древних, давились под тя­жестью якобы плоской Земли. Но сколько бы их ни было, один, по моему убеждению, был и останется главным. Таким главным Китом воспитания я считаю общение.

Общение часто считают диалогом ипи подразумевают под ним пере­дачу информации. Встречаются попытки объяснить общение как усло­вие благоприятного психологического климата в коллективе.

Действительный же смысл общения остается за пределами всех пе­речисленных мною внешних черт. Люди не только взаимовлияют друг на друга, не только обмениваются информацией, не только упорядочи­вают отношения между собой — все эти элементы еще не определяют самой сути. А суть в том, что в общении люди реализуют свою чело­вечность, свою индивидуальность и неповторимость, то есть живут. Каждый завершенный акт общений — это клеточка развивающейся че­ловеческой жизни — личной и общественной.

Широкое философское понимание общения позволяет мне выдвинуть формулу, которой я приписываю черты педагогической аксиомы:

Общение есть и основа, и суть,

и интегральный метод воспитания.

Хотя аксиома не требует доказательств, все-таки поясню: без обще­ния воспитателя с воспитанником воспитания не состоится, каково оно в воспитании, таково и воспитание; любой конкретный метод, прием, способ воспитания могут существовать только в общении.

И тут важны не только приемы и методы, но и уникальные свой­ства личности воспитателя. Общаясь с учителем, ребенок усваивает умение жить среди людей, понимать других, сопереживать, сочувство­вать, помогать другим, заботиться о других.

И все же суть педагогического общения, мне кажется, наиболее точно определил Лев Николаевич Толстой, назвав его «духом школы». «Есть в школе что-то неопределенное, не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешного учения — это дух школы. ...Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся даже учителю и выража­ющееся, очевидно, в звуках голоса, глазах, движениях, напряженности соревнования, что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценней­шее и потому долженствующее быть целью всякого учителя».

В школьной жизни общение возникает на уроке, на перемене, во время внеклассных занятий. Однако если в любой из этих ситуаций общение будет лишено духа искренности и преданности со стороны учителя, то его вряд ли можно считать педагогическим[133].

А. Б. Добрович,

психолог, популяризатор науки

Почему в прошлом люди были общительнее, чем теперь?

(Обсуждение) (Фрагмент главы «Общение и мы») (1987 г.)

Психотерапевт. Вопрос, по существу, содержит утверждение, в кото­ром немалая доля правды. Вот уже лет тридцать в современном обще­стве то и депо заговаривают о «некоммуникабельности» и разобщенно­сти людей. Это кажется парадоксальным, если учесть, что мы живем в эпоху видеотелефона, телетайпа, сверхзвуковых лайнеров, спутников связи и всех прочих чудес, радикально устранивших нашу разобщен­ность в пространстве.

Психолог. Вероятно, «пространство общения» не совпадает с физи­ческим пространством, и вопрос о том, далеко ли мы друг от друга ипи можем ли мы переговариваться со своих балконов, дела не решает.

Педагог. Есть симптом разобщенности, едва ли ускользнувший от внимания современников: мы разучились писать пространные письма. Может быть, потому, что легче поговорить по телефону? Или, проведя ночь в поезде (либо несколько часов в самолете), оказаться у своих иногородных друзей? Однако сплошь и рядом в телефонных разгово­рах, в прогулках по парку с иногородным приятелем либо в домашней беседе с ним мы вовсе не выражаем себя с той полнотой и непринуж­денностью, с какими когда-то, например, житель Перми выражал себя в письме жителю Симферополя, прекрасно зная при этом, что его письмо будет идти на перекладных недепи, а то и месяцы. Мы пожи­маем плечами, прочтя такое письмо, «Кому это интересно?» Но в том- то и дело, что пермяк был уверен (и обосновано уверен): написанное им интересно симферопольцу. Поскольку приятег э интересен он сам.

Психолог. «Пространство общения» — это категория психологичес­кая. Она обрисовывает такую связь людей, когда один из них видит в другом носителя неповторимой субъективной стихии. Казалось бы, все так естественно! Интересуют же нас «жизнь» вулкана, повадки обитате­ля морских глубин, психология птицы, кометы в космическом простран­стве. Разве отдельный человек менее интересен?.. Он возбудил нашу симпатию, мы сблизились, мы друзья — стало быть, тем более интере­сен! Если это не так, мы выпадаем из «пространства общения». Поче­му же такое происходит?

Психотерапевт. Аргументированный ответ на этот вопрос — депо философов и социологов. Попытаемся, однако, высказать вместе хотя бы ряд предположений о факторах, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность. Позвольте начать.

Фактор «личностной автономии». Цивилизация, к которой мы при­надлежим, формирует у каждого представление о собственном «Я» как о чем-то отдельном и самодостаточном. Конечно, почти любой из нас отдает себе отчет в том, что в качестве биологического индивида он является результатом жизнедеятельности двух длинных цепочек поколе­ний предков, а в качестве личности — продуктом культурного наследия прошлых эпох и культурного развития современной эпохи. Тем не ме­нее мы сильно напоминаем «фихтеанского философа», над которым иронизировал К. Маркс: «Я есмь я» — таково, по большей части, наше интуитивное самоопределение. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро чувствовать кровную и духовную связь с предками, с на­родом, нас породившим. Однако в нашем умозрении сохраняется «Я», стоящее до известной степени особняком от рода и народа. Мы хоро­шо сознаем зависимость человека-единицы от труда и борьбы всех ос­тальных ицдивидов, составляющих человечество, а иногда нам даже приходит в голову, что наши так называемые собственные мысли — не столько собственные, сколько общие: может быть, забытые, а может, «витающие в воздухе» и на свой пад выражаемые отдельным субъек­том... И все-таки для некоторых «Я есмь я»: человечество и его куль­тура — одно дело, «Я» — другое...

Если бы листья большого дерева обладали способностью осознавать себя, то, уподобясь нынешнему человеку, каждый лист считал бы, что именно, он является целью и смыслом существования всего дерева..

Педагог. Такая «самоценная» личность предъявляет подчас весьма высокие требования к окружающим, к обществу. Понятно, что эти тре­бования сплошь и рядом остаются не вполне или вовсе не удовлетво­ренными, и личность «обиженно» замыкается в себе. Рядом, на той же лестничной площадке, так же «обиженно» ушла в себя другая лич­ность; одному человеку, кажется, нет дела до другого... Но это до поры до времени: общие хлопоты и радости непременно сблизили бы этих двоих, дав им возможность «открыть» друг в друге симпатичных и по- своему интересных людей.

Психолог. Я обратил бы ваше внимание на другой, куда менее спорный фактор — фактор урбанизации. Он сложен и распадается на несколько моментов; выделим из них два. Первый — повышение уров­ня благосостояния людей. Нет никакого парадокса в том, что чем луч­ше они живут, тем становятся менее «коммуникабельными». Ведь они житейски почти не нуждаются друг в друге. (...) Пожилые люди иногда по-доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир, а горожане сель­ского происхождения — свою жизнь в деревне... Забываются трудно­сти, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки... Как же быть? Вернуть нас к бытовому неуюту прошлого, чтобы мы стали человечнее с ближними? Но это антиисторично. Проблемы, возникаю­щие в сфере общения, должны решаться какими-то иными способами...

Второй момент, связанный с урбанизацией, — избыточность прину­дительных контакте, неизбежных в большом городе. (...) Горожанин в изнурительной спешке сегодняшней жизни настолько устает от мелька­ющих «объектов», из коих каждый — человек, что сам интерес к чело­вечеству у него начинает падать. (...)

Странная начинает складываться картина. С одной стороны, «Я» на­шего современника предстает для него самодовлеющей и неоспоримой ценностью. Но с другой стороны, видя свое «Я» песчинкой среди мас­сы сходных «Я», вызывающих разве что желание куда-нибудь укрыться, человек начинает терять интерес... к самому себе! Вот это действитель­но парадокс! А ведь, как известно, утратив интерес к себе, мы дела­емся равнодушнее и к другим...

Вероятно, есть смысл выдвинуть на обсуждение еще один фактор: фактор массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации (радио, телевидение) предостави­ли жителю высокоразвитой страны возможность получать почти всю значимую для него информацию, не покидая собственной квартиры. (...) Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собесед­ника. Правда, наше самовыражение (весьма существенная сторона об­щения) при этом минимально. (...)

Психотерапевт. Добавим к этому фактор «информационного взры­ва». Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-либо области профаном; даже люди одной профессии (...) специа­лизированы столь узко, что подчас не могут ни подменить, ни даже понять друг друга. В этих условиях мы склонны доверять лишь тем авторитетам, которые знают «все о немногом». Обращаясь к собствен­ной душе, мы уступаем компетентное суждение о ней профессионалу — философу, психологу, психиатру... Призыв Сократа «Познай самого себя» — для нас утрачивает смысл, поскольку обычный человек не считает себя в достаточной мере подготовленным для такого самоисс­ледования. (...)

Психолог. К тому же, вокруг сколько угодно брошюр, научно-попу­лярных книг, радио- и телепередач, освещающих закономерности миро­устройства, общества, личности и творчества... Разделяемое всеми стремление к объективным данным, проверенным гипотезам и обще­признанным ценностям оттесняют на задний план своеобразие и све­жесть субъективною мировосприятия; такую непосредственность мы позволяем разве что ребенку и поэту...»[134]

Н.П. Дубинин,

академик, один из крупнейших российских генетиков

Генетика и педагогика

(1983 г.)

Исключительно важным является то, что ребенок рождается гото­вым вступить во взаимоотношения с людьми, в первую очередь с ма­терью. (...) На втором месяце у ребенка появляется четкая реакция на родителей, он активно вызывает их на разговор. (...) Если со сто­роны родителей нет ответной реакции, ребенок отстает в физическом и психическом развитии.

Развитие ребенка — это единый процесс, который прерывается скачками в отдельные критические периоды. Если естественный про­цесс развития на ранних стадиях прерывается искусственно, то возни­кают резкие отрицательные нарушения в развитии ребенка. Известны случаи, когда дети в раннем возрасте лишаются общения со взрослы­ми. В результате они не приобретают способности к труду, общению с людьми, не обладают сознанием и речью. Отсутствие общения с дру­гими людьми у детей, лишенных таких важных органов общения с ми­ром, как слух и зрение, или у детей, которые с раннего возраста жили в джунглях, также подтверждает мысль о том, что личностные качества формируются только при условии активного общения челове­ка с другими людьми. Более того, чем раньше они вступают в соци­альное общение, тем оказываются более податливыми, чувствительны­ми к факторам воспитания, образования. Так, пятилетняя девочка, выросшая в изоляции, впоследствии, оказавшись среди людей, вполне удовлетворительно развивалась под влиянием социальных условий, а восьмилетняя девочка после изолированного существования за после­дующие шесть лет жизни среди людей уже с ббльшим трудом адапти­ровалась в коллективе (словарный запас ее составлял всего 30 слов).

Аналогично этому, чем раньше начинают специально обучать сле- поглухих детей, тем более успешно они осваивают социальный опыт людей, обретают дар речи, вырабатывают навыки познавательной дея­тельности, самостоятельности и даже активности, лежащие в основе са­мообразования, овладевают формами общественного поведения и про­изводственной деятельности. С возрастом возможности усвоения соци­ального опыта, связанные с развитием психики и даже интеллекта, ог­раничиваются.

Во всех случаях нарушения общения со взрослыми деятельность ре­бенка ограничивается: вместо развития многообразных человеческих качеств он обретает лишь такие, которые допустимы в данных услови­ях. Это происходит вследствие того, что при ограниченном общении очень слабо расширяются функции мозга. Депо в том, что выработкой речевых способностей у нормальных детей руководят речевые центры, находящиеся в правом полушарии головного мозга, и если ребенок ли­шен общения со взрослыми, то эти центры, предназначенные обеспечи­вать формирование навыков речи, переключаются на руководство дру­гими видами деятельности. В случае если ребенок уже после этого начнет обучаться речи, то функции контроля за данным процессом возьмут на себя случайные, еще «не занятые», «не речевые» структу­ры мозга. Тогда овладение речью не может быть полноценным. Если же вообще критический период становления речевых центров пройдет и молодой мозг утратит свою пластичность, человек вовсе не будет способен к речевому общению[135].

В.А. Кан-Калик,

педагог

Техника педагогического общения

(1987 г.)

...Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Современный мир и существо­вание ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглаша­лись на позицию ведомого, то тперь мы должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к органи­зации процесса общения. Такими требованиями могут быть: а) довери­тельность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспи­тательного влияния); в) взаимопонимание (без которого нет сотрудниче­ства, оно является психологической основой сотрудничества); г) реаль­ный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей); д) способность отказаться от воздействия и перейти к взаимо­действию[136].

В.А. Кан-Калик предлагает учителям руководствоваться сле­дующими заповедями педагогического общения («Заповеди» приво­дятся в изложении[137]):

□ Педагогический процесс строится на фундаменте отношений с детьми. Именно они придают ему неповторимый личностный смысл, ок­рашивают содержание учебного материала или педагогические требова­ния той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка Думайте над своими взаимоотноше­ниями с детьми, целенаправленно выстраивайте их.

□ При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка

□ Необходимо ориентировать речь на конкретного собеседника

□ Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, оказывать определенное воздействие.

□ Не строить общение с детьми «сверху вниз».

□ Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять сегодняшнюю психологичес­кую атмосферу со вчерашней; следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к личности; уметь поставить себя на место учащихся.

□ Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требова­ния».

□ Организуя общение с детьми, необходимо выявлять и учитывать изменения их настроения.

□ Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педагоги­ческого общения конфликты могут быть следствием ошибки и даже пе­дагогической несостоятельности учителя. Конфликт необходимо «нейтра­лизовать и исправлять». Не надо бояться конфликтов и лучше всего их прогнозировать, т.е. предполагать направление их развития, возможные варианты выхода из них. Уход от конфликтов возможен до тех пор, пока это не начинает отрицательно влиять на общение, взаимоотноше­ния его участников и результаты дела.

□ Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений.

□ Для общения губительны паузы — оно должно стремительно раз­виваться.

□ Педагог должен быть инициативным в общении с детьми: уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с ними, целенаправленно управлять межличностным взаимодействием.

□ В общении следует особо учитывать некоторые индивидуально- психологические особенности девочек, девушек.

□ Необходимо избегать штампов в общении с детьми. Штампы мо­гут проявиться: в общей манере вести себя; в стереотипных реакциях на поведение учащихся; механическом следовании запланированной схеме разговора; в психологической закрытости педагога.

□ Очень важно преодолевать негативные установки по отношению к отдельным детям.

«Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бес­полезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностного отношения к нему педагога.

□ Нужно чаще улыбаться детям.

□ Во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобре­ние, похвала, поощрение.

□ Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель.

□ Следует развивать коммуникативную память, это поможет быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы.

□ Перед тем как вступить в беседу, необходимо тщательно проду­мать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во вре­мя высказывания; не спешить с ответом; не отвечать на возражения в категорическом тоне — это мешает диалогу; контролировать и коррек­тировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчивать разговор эмоционально и содержательно неопределенным и т.д.

^ т                  □ Необходимо помнить, что партнера по общению

^Шшш^ всегда волнует отношение к его личности.

□ В системе общения педагога с детьми могут воз- ^^НЩ никать психологические барьеры; педагог должен знать их природу и уметь последовательно их преодолевать.

Опыт и исследования показывают, что овладение сложным искусст­вом педагогического общения вполне возможно. Что для этого необхо­димо? 1. Профессиональное самопознание. 2. Профессиональное само­воспитание»[138].

К Д. Ушинский

Труд в его психическом и воспитательном значении

(Выдержки из статьи) (1860 г.)

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он со­ставляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, серд­це и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неуто­лимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой че­ловек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслажде­ний. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.

Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспи­тывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.

...Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный серьезный труд всегда тяжел[139].

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

О Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991.


О Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.

М.: Просвещение, 1987. О Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.

О Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. С. 14—62. О Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. О Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. О Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение,

1981.

О Макаренко А. С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.:

В 8 т. М., 1984. Т. 3. О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педа­гогика, 1984.

О Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин-

ский, В.П. Зинченко и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-

нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат,

1982.

О Симеонова Л. Человек рядом...: Пер. с болгарского. М.: Политиздат, 1989.

О Сухомлинский ВА. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М„ 1979. Т. 1. С. 267-538.


Тема 6 СЕМЬЯ

И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТОЙ ТЕМЫ:

• вы проанализируете основные факторы влияния среды на формирование личности;

* охарактеризуете место семьи в совокупности средовых факторов; • совершите небольшой экскурс в историю семьи и семейного воспитания;

• познакомитесь с важнейшими функциями современной семьи, а также с тем, в каких социально-экономических условиях и как ей приходится эти функции реализовывать; * определите основные подходы к классификации семьи; • узнаете, какими факторами обусловлена особая значимость влияния семьи на человека и еще кое-что о семейном воспитании;

• начнете учиться анализировать семью и характер ее влияния па личность...

♦ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ Б ФОРМИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Среда характеризуется множественностью, качественным раз­нообразием, противоречивостью формирующих воздействий. В целях определения их характера и педагогической корректи­ровки принято разделять средовые факторы на три группы (мак­рофакторы, мезофакторы, микрофакторы) — в качестве логичес­кого основания такой дифференциации принимается масштаб среды (макросреда, мезосреда, микросреда), а также степень ак­тивности и опосредованное™ влияния соответствующего фактора на личность.

Функционирование и развитие всех трех уровней среды взаимообусловлено и взаимосвязано: изме­нения макросреды приводят к изменению мезо- и микросреды, и наоборот.

Влияние факторов среды объективно, в основном стихийно, фронтально[140] и взаимообусловлено. При этом отсутствие или

Недостаточная активность влияния каких-либо факторов — это тоже фактор (например, отсутствие семьи — важнейшего фактора развития человека — обстоятельство, формирующее значение которого трудно переоценить).

□ Степень опосредованности влияния факторов среды разная: макросреда воздействует на развитие человека и формирова­ние его личности главным образом опосредованно; мезосреда оказывает и прямое, и опосредованное ближайшим окружени­ем влияние; микросреда трансформирует влияния макро- и ме- зосреды и воздействует чаще всего прямо и непосредственно.

МАКРОСРЕДА и МИКРОФАКТОРЫ

Космос, планета, эпоха, уровень научно-технического прогресса, демографическая ситуация;


государство: социально-экономическая система, о&цественная психология, общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)

mm

ЩЩщ *

непосредственное окружение человека: ь                                                                        е а

семья, трудовые, учебные и'Др. Р           Щ коллективы и группы, друзья, материально-битовые условия


 


 


□ Социальные микрогруппы, к которым принадлежит личность и которые выступают в качестве важнейших факторов ее соци­ализации, оказывают разное воздействие в различные этапы возрастного развития человека: в младенческом и дошкольном возрасте ведущую роль играет семья; на младшего школьника

семья влияет примерно в той же мере, что школа и детский коллектив; в подростковом и юношеском возрасте становится все более значимым влияние сверстников; на взрослого чело­века влияют прежде всего социально-профессиональная груп­па, семья, отдельные личности.

Наиболее активными факторами формирования и социализа­ции личности человека являются семья и коллектив: характер и специфику их влияния мы рассмотрим подробнее. При этом ре­комендуем следующую организацию изучения проблемы: общее представление о роли и характере формирующего влияния сре­ды, в том числе таких ее компонентов, как семья и коллектив, вы можете получить на лекциях и при самостоятельном освое­нии учебного материала, а более детальное обсуждение тем «Се­мья и становление личности», «Коллектив как фактор социали­зации личности» целесообразно провести на семинарских или практических занятий либо в другой коллективной форме.

♦ РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Недолог век семьи на фоне истории разви­тия человечества — по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникает с раз­ложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то мы увидели бы, как по мере развития орудий труда и форм хозяй­ствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родо­вой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяю­щей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины.

Из разнообразных форм совместного проживания людей

человек разумный (Homo sapiens) разумно выбрал семью, как вариант, оптимально отвечающий его потребностям,

обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого сообщества.


К СЛОВУ!

МАЛЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

МОНОГАМИЯ (от греч. monos — один, единственный и gamos — брак) — единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщи­ной. Противоположное — полига­мия (многобрачие).


 


 


Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его по­томков с их женами и детьми, а также домашних рабов).

У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна эти­мология (происхождение) этого понятия:


 


 


К СЛОВУ!

ТОЛКОВЫЙ

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

FAMILIA (лат.) в Древнем Риме это: 1) семейная хозяйственно-юри- дическая единица, в состав которой входили и рабы[141]; 2) совокупность ра­бов, принадлежащих одному чело­веку[142].


 


 


Однако вернемся к патриархальной семье: этнографические данные позволяют сделать вывод, что одной из ее основных функ­ций в этот период является продолжение рода, связанное с вос­питанием детей, — передачей им накопленного опыта, формиро­ванием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обы­чаях и принятых нормах поведения.

Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой монопо­лию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи (наглядный пример ее старших членов, обучение труду в процессе совместной прак­тической деятельности, включение ребенка в существующую сис­тему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.

Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию . быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья); формирующее влияние изменяется по характеру (активную

роль приобретает система общественного воспитания, пример ро­дителей перестает быть главным фактором социализации личнос­ти, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.

В двадцатых—тридцатых годах нашего сто­летия в русле революционных преобразова­ний, которые происходили в Советской Рос­сии, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении ее воспитательных функций — миссию воспита­ния подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовлен­ных людей профессионально и идеологически выдержанно вос­питывать будущих строителей нового общества.

Теория отмирания семьи как социального инсти- . 1 I тута и источника воспитания детей находила своих | * — — последователей и позднее. Так, академик С.Г. Стру- .iljT милин (1877—1974), автор многих работ по пробле- "И мам экономики, демографического планирования и т.д., в своей книге «Наш мир через 20 лет» (издана в 1964 г.) писал: «Каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит путевку в детс­кие ясли, из них — в детский сад с круглосуточным содержанием или детдом, затем в школу-интернат, а из него уже с путевкой в самостоятельную жизнь на производство или на дальнейшую уче­бу»[143]. Примечательно, что, отрицая семейное воспитание, автор столь жуткого прогноза в годы войны принял в свою семью более десятка обездоленных детей и воспитал их... Так, во всяком слу­чае, говорят...

В качестве совсем уж курьезного примера приведем выдержку из декрета, принятого в 1918 г. во Владимире:

«После 18-летнего возраста всякая девица объявля­ется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая за­муж, обязана под страхом строгого взыскания и нака­зания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения.

(...) Мужчинам в возрасте от 19 до 50лет предос­тавляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства.

Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики»[144].

К счастью, человек разумный (Homo sapiens) разумно сумел со­хранить одно из главных своих достояний — семейный очаг, а сама жизнь подтвердила несостоятельность, надуманность теории, предвещающей гибель семьи и отмену семейного воспитания.

Для того чтобы понять причины жизнеспособности и социаль­ной устойчивости семьи, выявить истоки и специфику ее форми­рующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы ее основные функции.

♦ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И КОЕ-ЧТО О ТОМ, КАК ОНА ИХ РЕАЛИЗУЕТ

«Семья есть микрокосм того общества, ко­торое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидар­ность, — писал русский общественный дея­тель, публицист и философ Н.В. Шелгунов (1824—1891). — Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо со­здавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою оче­редь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...»[145]

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ[146]:

В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91% населения страны, число одиночек составляло 11,6 млн чело­век (« 9%).

С

ЕМЬЯ — основанная на браке или родстве малар социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

□ репродуктивная — рождение детей: заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека ра­зумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

В 1994 году в России родилось 1 456 400 человек — умер­ло 2 326 100!.. Россия лидирует среди всех развитых стран мира по младенческой смертности... Ежедневно: каждый седьмой из пяти с половиной тысяч появившихся на свет детей — внебрачный, более 80 рождаются больными, более 300 — недоношенными... Ежегодно совершается почти 11 тысяч абортов.

□ хозяйственно-экономическая — ведение общего (как правило) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых усло­вий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Материальное положение большинства российских семей достигло критического состояния: нищенская зар­плата и пенсия (30,4% живут ниже уровня бедности), рост безработицы (14% экономически активного населе­ния были зарегистрированы как безработные или час­тично занятые), резкое удорожание стоимости содержа­ния детей в учреждениях дошкольного и дополнительного образования существенно влияют на нравственно-психо­логический климат семьи, а следовательно, и на характер ее формирующего воздействия.

□ воспитательная — создание условий для формирования лично­сти каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей); сис­тематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социального, трудово­го и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

IP

д

W

Ежедневно: 1288 детей в результате распада семьи остаются без одного из родителей, 30 малышей переда­ются на воспитание в дом младенца (ребенка), 132 пол опеку и усыновление, 237 — сбегают из дома, 952 — ставятся на учет в инспекции по делам несовершенно­летних, 235 — садятся на скамью подсудимых. Утрачи­ваются ценные традиции народной педагогики... Родители нигде не учатся сложному искусству воспитания, в шко­лах практически прекратила свое существование система


педагогического всеобуча родителей; подготовка молодежи к семейной жизни и воспитанию детей с отменой (по не­понятной причинё) курса «Этика и психология семейной жизни» не осуществляется. А между тем ответствен­ность за воспитание детей лежит прежде всего на совес­ти родителей...

□ нравственно-психологического обеспечения — создание благо­приятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, мо­рально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества. В современных условиях семья, выступая в каче­стве закрытой для посторонних группы, призвана стать для че­ловека своего рода психологическим убежищем от столкнове­ний с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Ежедневно: создаются 3616 семей, расторгаются 1534 брака. Основные причины расторжения брака: нравствен­но-психологическая и педагогическая неподготовленность к строительству семейных отношений, к воспитанию де­тей, прогрессирующие финансово-экономические слож­ности, жилишно-бытовые проблемы... В семье нарастает тревожность, возникает дискомфорт во взаимоотношени­ях — все это неизбежно и негативно сказывается на воспи­тании детей.

□ коммуникативная — организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, соци­альными группами;

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

В связи с интенсификацией производственной дея­тельности взрослых членов семьи, которые вынуждены больше работать, чтобы обеспечить прожиточный мини­мум, возник дефицит внутрисемейного общения, являю­щегося одним из основных каналов воспитательного воз­действия; телевидение монополизировало сферу обще­ния, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливает­ся анонимность общения взрослых и детей...

□ рекреативная — организация досуговой деятельности, обеспе­чение условий для восстановления сил, здоровья членов се­мейного коллектива.

161

ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

Семье недостает свободного времени и средств, кото­рые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досу­га, семейный туризм и активный отдых, на самосовер­шенствование и развитие детей.

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ,

О КОТОРЫХ СТОЛЬ МРАЧНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ФАКТЫ,

СЕМЬЯ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,

ИБО

Ничто не действует в младых душах дет­ских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей дру­гой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Н.И. Новиков «О воспитании и наставлении детей»

♦ СПЕЦИФИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ

Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семья играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ре­бенка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удов­летворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познаватель­ной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, не­сколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личност­ного, социального и профессионального самоопределения[147].

Дифференцированно семья влияет и на детей разного пола: из­вестно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию.

В значительной степени реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечивающих осо­бую роль семьи в социализации личности. К ним относятся:

□ Непрерывность, устойчивость, систематичность фор­мирующих воздействий — семья оказывает влияние на развитие человека с момента появления на свет (iнародная мудрость гласит, что формирование личнос­ти ребенка начинается с рождения его родителей) и практически до его последних дней. Прежде всего поэтому семью большинство участников социологи­ческих опросов ставят на первое место в ряду фак­торов, наиболее значимых в формировании личнос­ти, подтверждая тезис о том, что семья — не просто важный, а необходимый, глубоко специфический компонент социализации человека[148].

□ Воспитательные отношения в семье основаны на чув­ствах родства, любви, доверия, взаимной ответствен­ности: даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне се­мьи, это обстоятельство выступает как важный фак­тор формирования его личности.

«В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господ­ствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согла­сия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и щед­рости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримири­мость ко всему аморальному и антиобщественному»[149], — писал В.А. Сухомлинский.

□ Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и дея­тельности, призвано способствовать духовному обо­гащению каждого члена семейного сообщества, пе­редаче и усвоению опыта. Приходится констатиро­
вать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, огра­ничение возможностей межпоколенного общения в связи с нукле­аризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава ро­дительской семьи), порожденной естественным стремлением суп­ружеских пар жить отдельно от родителей, во многом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора.

□ Взаимная направленность формирующих воздействий — влияние оказывают не только старшие члены семьи на

младших, но и наоборот: дети зачастую побуж­дают взрослых к самосовершенствованию, из­менению своего образа жизни, поведения, при­вычек. «...Воспитание есть только самосовер­шенствование, которому ничто не помогает столько, как дети»[150], — писал JI.H. Толстой.

Благоприятная возможность для учета индиви­дуальных особенностей, актуального психическо­го состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи — в системе общественного воспи­тания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой такая возмож­ность объективно ограничена.

Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния — взаимодействие человека с людьми, не вхо­дящими в состав его семейного окружения,

6-

163

имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему харак­теру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско- му: «Тонкость ощущения человека, эмоцио­нальная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого чело­века — все это постигается прежде всего в се­мье, во взаимоотношениях с родными»[151].


♦ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРУЮЩЕГО

ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ


 


 


С


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 59; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ