Как аналитик может помочь пациенту 6 страница



(пусть субъективную) об окружающей действительности, помогает объяснить ценность

осознания вытесненных аффектов. Когда пациент осознает свои вытесненные

аффективные реакции на кого-либо, он узнает много нового о своих отношениях с этим

человеком. Например, один пациент, наблюдающийся у психоаналитика, понял, что его

отношения с родителями в детстве были неудовлетворительными, когда осознал

сильный гнев, который вызывают у него родители. Он начал осознавать, что часто

чувствовал себя униженным своей матерью, которую воспринимал как соперницу, и

постоянно чувствовал себя отвергаемым своим отцом, которого считал замкнутым и

эгоцентричным Понимание этого обстоятельства позволило пациенту осознать

патогенное убеждение в своей неадекватности, которую он вывел из насмешек матери, и

патогенное убеждение в своей неинтересноеT, основанием для которого послужило

безразличие отца.

 

Личность человека отражает его попытки адаптации

То, что человек может организовывать свои аффекты, импульсы, цели и свое

поведение в соответствии со своей картиной реальности. становится очевидным в

некоторых драматических ситуациях - например, когда человек получает награду, о

которой давно страстно мечтал, когда он получаст известие о смерти любимого ребенка

или когда женщина, которую он любит, принимает его предложение. В таких ситуациях

непосредственная реальность, открывшаяся перед человеком, часто берет верх над

реальностями, рисуемыми ему его сознательными и бессознательными убеждениями.

Однако даже при столь драматических обстоятельствах чувства и поведение человека

могут отличаться от ожидаемых;

восприятие им ситуации может основываться на тех или иных характерных

только для него сознательных и бессознательных убеждений, которые описывают

реальность иначе, чем ее видит внешний наблюдатель. Например, человек, чье

предложение о браке только что принято любимой девушкой, может чувствовать себя

несчастным по одной из следующих причин: ему кажется, что, несмотря на все успехи,

что-нибудь не сработает; он знает, что ни одна из женщин не заслуживает доверия; он

считает, что не может или не должен быть в своем браке счастливее, чем его родители

были в своем.

В других, не столь жестких ситуациях, человек организует свои аффекты,

импульсы, цели и свое поведение и воспринимает себя и окружающий мир и первую

очередь на основании своих сознательных и бессознательных убеждений, касающихся

реальности. Так, в зависимости от своих убеждений человек в той или иной ситуации

может чувствовать себя слабым или сильным, умным или глупым, достойным или

недостойным. Он может быть оптимистичным или пессимистичным, веселым или

печальным, смелым или трусливым, аккуратным или небрежным, доверчивым или

подозрительным. Он может быть честолюбивым или безразличным к славе, гордым или

пристыженным, уступчивым или неподатливым и т.д.

Мощные, настоятельные дезадиптивные импульсы отражают адаптацию к

дезадаптивной (патогенной) картине реальности

Ранняя теория Фрейда и описываемая здесь теория по-разному объясняют

настоятельность, характерную для некоторых дезадап-тивных импульсов. Согласно

ранней теории Фрейда, эта настоятельность возникает в силу принципа удовольствия и

обеспсчивается сексуальной и агрессивной энергией. В предлагаемой здесь теории, эта

настоятельность обязана своим существованием в первую очередь патогенным

убеждениям пациента, касающимся реальности и морали; такие убеждения могут иметь

страшную власть.

Так, мощные неадаптивные импульсы нередко поддерживаются патогенными

убеждениями, которые сформировались в детстве при попытках ребенка адаптироваться.

Ребенок может приобрести такие убеждения для поддержания связи с родителями.

Например, как уже указывалось, он может начать дезадаптивно "плохо" вести себя, если

сочтет, что доставляет таким образом удовольствие родителям, давая им возможность

насладиться моральным превосходством над ним. Более того, он может обобщить это

убеждение, и годами вести себя вызывающе с различными заменителями родителей в

бессознательных попытках наладить связь с ними.

Дезадаптивное убеждение человека в его абсолютной ответственности за других

может лежать в основе дезадаптивного сексуального поведения. Рассмотрим, например,

случай 25-летней женщины, которую сексуально привлекали слабые, ворчливые,

любящие все критиковать мужчины. Причиной ее интереса к таким мужчинам было

убеждение, вынесенное из опыта отношений с ее несчастным, всем недовольным отцом,

что, отвергая мужчин такого типа, она расстроит и рассердит его. Ее роль в семье

состояла в том, чтобы быть послушной, успокаивать своего сердитого отца, льстить и

поддакивать ему. Оставив родительский дом, она имела сексуальные отношения со

слабыми мужчинами с трудным характером, пытаясь поддержать своих любовников.

Огромной проблемой для нее стало расставание с одним из них, отношения с которым ее

очень тяготили: она считала, что тот будет безутешен и, возможно, покончит жизнь

самоубийством.

Психотерапия помогла ей начать серьезнее относиться к своим собственным

нуждам, и она, наконец, пошла на постепенный разрыв с этим неадекватным человеком.

Однако, когда тот попросил ее о половом сношении без презерватива, она, несмотря на

риск забеременеть, испытала непреодолимое желание согласиться. Она рассказала

психотерапевту, что была объята сильнейшим сексуальным желанием. Когда

психотерапевт предположил, что ее исходным мотивом было дать мужчине

почувствовать себя сильным, она охотно согласилась с этим. Она поняла, что

охватившее ее желание фактически имело своей основой желание поддержать своего

любовника.

В некоторых из приведенных ниже примеров пациенты приобретали и сохраняли

интенсивные импульсы как следствие вины выжившего. В этих случаях импульсы

оказались сильными не потому, что происходили от мощных инстинктов, а потому что

подпитывались совестью пациента. Пациенты использовали эти импульсы для своего

наказания. Так что эти импульсы выражали не мощные инстинктивные побуждения, а

вину, происходящую от патогенных убеждений.

В первом из этих примеров пациентка, страдавшая комплексом вины выжившего,

развила мощное "демоническое" сексуальное влечение, чтобы сохранить лояльность по

отношению к своей матери.

 

Талия С.

Талия С., юрист, 39 лет, выросла в крайней нищете. Ее воспитывали мать и тетка,

иммигранты. Это были тяжелые алкоголики, беззаботные, беспутные и распущенные.

Мать пациентки проводила сексуальные оргии рядом с кроватью пациентки. Тетка при

случае напивалась и бродила вокруг дома, размахивая ножом и выкрикивая угрозы убить

племянницу.

Талия была замужем, развелась, имела одного ребенка, которому ко времени

начала терапии было 19 лет. Ее муж был ненадежен и плохо обходился с ней.

Характер Талии сформировался в борьбе за изменение грязной и убогой жизни,

которую ей приходилось вести в детстве и юности. Испытав побои и оскорбления, она

научилась давать сдачи; она решила никому не давать себя провести. В ней проснулось

честолюбие; она сумела поступить в колледж, затем в высшую юридическую школу,

хорошо училась, получила юридическое образование и стала работать адвокатом.

В 36 лет Талия вступила в фундаментали стеку ю религиозную секту. Ежедневно

посещала сектантскую молельню и строго придерживалась правил секты. Хотя до

вступления в секту Талия имела много половых партнеров, она приняла церковное

запрещение всяких внебрачных связей. Через год, чувствуя себя лучше, чем когда-либо

раньше, она прошла недельную психотерапию. Ее цель, которую поддержала и

психотерапевт, состояла в сохранении своих достижений. Главным препятствием к

этому было ее бессознательное убеждение в том, что своим преуспеванием и своей

моральной разборчивостью она предает свою мать, тетку, а также друзей детства.

Например, хотя Талия могла позволить себе не жить в трущобах вроде тех, в

которых выросла, она не могла заставить себя покинуть их. Особенно острое чувство,

что она поступает дурно по отношению к тетке и матери, появилось у нее, когда

пациентка наладила отношения с психотерапевтом. Однажды после особенно удачной

терапевтической сессии, она увидела во сне смерть своей тетки, произошедшую, когда

Талии было 10 лет.

Через 6 месяцев после начала психотерапии воздержание Талии оказалось под

угрозой: она стала испытывать сильное, почти непреодолимое побуждение установить

сексуальные отношения с одним из членов своей секты. Психотерапевт, которая тогда не

понимала, что это сексуальное желание происходит от убеждения в необходимой

лояльности к матери, допустила ошибку, сказав Талии, что если та действительно любит

своего друга, то вполне может иметь с ним сексуальные отношения. Талия расстроилась,

а ее сексуальный интерес к своему другу стал еще более острым и мучительным.

Психотерапевт, понявшая тогда свою ошибку, напомнила о религиозной совести Талии и

поддержала ее в желании сохранить хорошую репутацию в ее новой семье - секте.

После этого Талии стало заметно лучше. Она стала лучше осознавать свое

иррациональное чувство вины за моральное превосходство над матерью. Психотерапевт

объяснила пациентке это искушение попрать свои религиозные принципы и опуститься

до уровня ее матери. Пациентка приняла данную интерпретацию и длительное время

после этого пользовалась ею, когда нужно было воззвать к своей совести и удержаться от

искушения. Это позволило ей, имея сексуальные чувства к своему другу, нс думать о

сексе с ним.

Следующая пациентка, случай которой мы здесь обсудим, миссис К.., также

страдала от чувства вины выжившего и от интенсивного чувства ответственности за

своих родителей и сиблингов. Она чувствовала, что вредит им своим превосходством над

ними и сформировала зависть к пенису в попытках возместить этот вред. (Наша

исследовательская группа подробно исследовала эту пациентку. Подробное обсуждение

этого случая см. в главе 10 и в Weiss, Sampson & the Mount Zion Psychotherapy Research

Group, 1986.)

 

Миссис К.

Миссис К. была третьей из четырех детей, родившихся в семье среднего класса. В

детстве она приобрела сильное чувство ответственности сначала за свою беспомощную

мать, а затем за отца, братьев и сестер.

Миссис К. считала обоих своих родителей трогательно жалкими, неспособными

наслаждаться жизнью и лишенными чувства собственного достоинства. Ее мать была

совершенно неспособна справиться со своими детьми; она беспомощно смотрела, как

они тузили друг друга, не обращая на нее никакого внимания. Отец, когда дети доводили

его, выходил из себя и проявлял насилие. Однажды, когда миссис К. бьыо шесть лет, она

ударила свою мать в живот. Та была неспособна защитить себя и только плакала от боли.

Узнав об этом случае, отец побил девочку и запер ее в чулане. Через несколько дней

пациентка сильно избила своего младшего брата.

Миссис К. поддерживала хрупкий авторитет своих родителей, разными

способами принижая себя, в том числе развив зависть к пенису. Зависть к пенису у

миссис К. была совершенно сознательной с десятилетнего возраста. Она стала носить

между ног палочку, к которой относилась как к пенису. Своей завистью к пенису миссис

К. пыталась поддержать своего брата, который был младше ее на шесть лет, и выразить

восхищение своим отцом. Она бессознательно считала, что ее мать расстраивают

молодость и привлекательность дочери, и она наказывала себя за то, что заставляет мать

завидовать себе, завидуя своему младшему брату точно таким же образом, как, ей

казалось, мать завидует ей.

Следующий пример иллюстрирует, что пациент может бороться за изменение

неадаптивного патогенного убеждения, касающегося реальности, сформировав

отношение, противоположное тому, которое следует из этого убеждения. В этом примере

пациентка отстояла свое чувство права распоряжаться своими деньгами от посягательств

бессознательного убеждения в своей недостойноеT.

 

Марла Л.

Родители Марлы были бедны и работали в маленькой семейной фирме, получая

за свой тяжелый труд жалкие гроши. После серьезного финансового кризиса, пережитого

ими до рождения Map-50

лы, они стали крайне, если не чрезмерно, бережливы. Они откладывали сколько

могли денег, чтобы быть готовыми к следующему кризису. В детстве и юности Марла

была еще более бережлива, чем ее родители. Если ей случалось тратить деньги на себя,

она чувствовала угрызения совести: ей казалось, что она непозволительно грабит

семейный неприкосновенный запас.

Став взрослой, Марла стала преуспевающим юристом и вышла замуж за

состоятельного бизнесмена. Теперь она могла позволить себе тратить деньги более

свободно, но чувствовала вину выжившего за то, что тратит так много, в то время как ее

родители продолжают соблюдать жесткую экономию.

Марла мирилась со своей бережливостью несколько лет, после чего стала

бессознательно стремиться преодолеть ее, изменив лежащие в ее основе убеждения.

Марла стала вести себя противоположно тому, что предписывали убеждения: она стала

расточительной. Она купила себе за несколько тысяч долларов золотое ожерелье, а на

вторую годовщину своей свадьбы устроила для себя и своего мужа очень большую и

дорогую вечеринку.

Экстравагантное поведение Марлы продолжалось IS месяцев. За это время она

достигла своей цели продемонстрировать себе, что нс является больше рабой

приобретенных is детстве убеждений. Более того, она сделала некоторые полезные

выводы из своего опыта. Пройдя как период чрезмерной бережливости, так и период

мотовства, она научилась разумно распоряжаться своими финансами.

Борьба Марлы за изменение своих убеждений проливает свет на вопрос о чувстве

права. В течение всего периода расточительности на вопросы мужа о разумности ее

расходов Марла самодовольно отвечала, что имеет право тратить деньги как ей

вздумается. Ясно, что ощущение своего права на траты было у Марлы вторичным,

компенсирующим ее подсознательное убеждение, что она не имеет права. Пациент,

который жестко и упорно демонстрирует свое право на что-либо, часто сильно

мотивирован, именно таким образом как была мотивирована Марла. Такой пациент

почти с неизбежностью начинает чувствовать, что имеет право на изменение не из

жажды злоупотреблений (хотя это тоже может вносить свой вклад), а, наоборот, желание

компенсировать или изменить подсознательное убеждение, лишающее пациента его

права.

 

Демонстрируемое поведение человека может выражать его адаптационные усилия

компенсировать какую-нибудь свою слабость, обусловленную его бессознательными

патогенными убеждениями. Этот тезис иллюстрирует случай Рэндалла Д., пришедшего к

психоаналитику с тяжелыми обсессивно-компульсивными нарушениями.

Рэндалл Д.

Основной проблемой Рэндалла была нерешительность. Эта проблема появилась у

него в раннем детстве в отношениях с родителями, которые были для него лишены

всякого авторитета. Он чувствовал себя не защищенным своими родителями; он

опасался, что они не смогут сказать ему "нет". Он чувствовал себя всемогущим. Он

научился защищаться от своего всемогущества, а также защищать авторитет своих

родителей, отказавшись от принятия решений. Из-за этого он чувствовал себя

ущербным. Решившись на что-либо, он немедленно принимался искать причины нс

делать этого или делать это иначе. Обсессивно-компульсивные нарушения пациента

имели своим источником не его бессознательную амбивалентность, а в первую очередь

его бессознательное убеждение в том, что он будет слишком сильным и опасным для

своих родителей - и, следовательно, для других тоже, - если будет способен

принимать решения.

Все свое детство и юность Рэндалл был почти парализован своей

нерешительностью. Однако в двадцать с небольшим лет он научился компенсировать ее,

следуя жестким расписаниям и системе правил, которую разработал для себя. Например,

в будние дни он вставал точно в 6.30, шел на работу в 7.35, приходил домой в 4.30,

обедал в 6.00, ложился в постель в 10.00, полчаса читал перед сном, и выключал свет в

10.30. Несколько иного, но столь же жесткого расписания он придерживался и в

выходные. Благодаря этим расписаниям и другим правилам, которым он следовал, он

мог избегать принятия решений, кроме решений об устройстве расписаний и решения их

придерживаться. В то же время он мог поддерживать хорошую работоспособность, пусть

ценой жесткого режима жизни.

Человек, ослабленный своими патогенными убеждениями и чувствующий

исходящую от них опасность, может пытаться защитить себя, используя одну из двух

несовместимых друг с другом стратегий. Он может демонстрировать или сильную

амбивалентность, или то, что иногда называют "расщеплением" (splitting). Однако ни

амбивалентность, ни расщепление не первичны. Обе эти формы поведения вторичны по

отношению к патогенным убеждениям и являются методами борьбы со своей слабостью,

которые следуют из этих убеждений.

Рут 3.

Рут 3., 35-летняя домохозяйка, мать шестилетней дочери, обратилась к

психоаналитику по поводу трудностей со своим мужем. Она была единственным в семье

ребенком, воспитывала ее склонная к депрессии, властная и требовательная мать.

Сколько Рут себя помнила, мать всегда обвиняла ее в эгоизме и низости, видя в ней

причину всех своих несчастий. Ее угрюмый, замкнутый отец оставил семью, когда Рут

было семь лет.

Хотя на сознательном уровне Рут отвергала обвинения своей матери,

бессознательно она соглашалась с ними. На бессознательном уровне она взяла на себя

ответственность за несчастную судьбу матери. Когда мать обвиняла ее. Рут не могла себя

защитить, а только плакала и чувствовала себя очень несчастной.

В отношениях с мужем Рут совершенно не знала, как справляться с семейными

ссорами. Она настолько боялась испытать чувство вины и угрызения совести, что ни в

коем случае не могла признать себя неправой. Она отчаянно отбивалась от доказательств

своей вины, используя любые, даже противоречащие друг другу средства. С одной

стороны, она пыталась примириться с мужем и вызвать его сочувствие, со слезами на

глазах доказывая свою невиновность. С другой стороны, она делала попытки свалить

вину на него; с язвительной бранью она поносила его, обвиняя в своем несчастье. Иногда

Рут использовала обе стратегии в одном и том же разговоре, быстро переходя от одной к

другой.

И явная амбивалентность, и расщепление у Рут были вторичны по отношению к


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!