Как аналитик может помочь пациенту 2 страница



или такие теоретики объектных отношений, как Феирбаирн или Винникотт, но его

работа тематически пересекается с ними (но и существенно отличается). Сходства

включают в себя идею о первичной мотивации ребенка, независимой от влечении,

находить и поддерживать объектные отношения, о том, что поиск удовольствия

подчинен поиску и поддержанию важных связей с родителями, что психотерапия

основана на попытках адаптировать человека к реальности, что подчинение требованиям

окружения может быть важным источником психопатологии, что дети могут искажать

или отрицать реальность с адаптивной целью защитить их отношения с родителями

Теория Ваисса также имеет нечто общее с некоторыми аспектами теории привязанности

Боули, с новыми данными современных психоаналитических исследовании детского

развития и с другими современными аналитическими работами.

Теория также далеко не бесполезна для теоретиков и практиков неаналитических

подходов из-за подчеркивания центральной роли адаптации, важности чувства

безопасности пациента в терапии и роли высших психических функции, таких как

убеждения, в психопатологии и лечении Например, нсаналитики, так же как и аналитики,

интересующиеся лечением подвергшихся в детстве злоупотреблению или насилию

пациентов, могут найти многое в работе Ваисса полезным и близким. Более того, это

движение носит двухсторонний характер, структура теории Ваисса, благодаря своси

концепции патологии, п|юисходящси из патогенных убеж дснии, и терапии,

включающей в себя развенчание этих убеждении, готова принять ценные идеи и

открытия спсциалистоп различных направлении.

Я полагаю, что настоящая книга - огромное подспорье. Она изменит образ

мысли читателя, окажет влияние на его работу и психотерапию Она также изменит идеи

и представление читателей о природе человека, его основных мотивациях, его

бессознательном разуме и психопатологии Я верю, что она окажет сильное влияние на

развитие нашей научной области

Гарольд Сэмпсон

 

ВСТУПЛЕНИЕ И БЛАГОДАРНОСТИ

Несколько лет назад Гарольд Сэмпсон, я и Психотерапевтическая

исследовательская группа Маунт Зион (известная теперь как Психотерапевтическая

исследовательская группа Сан-Франциско) выдвинули особую психоаналитическую

теорию сознания, психопатологии и терапии, нашедшую затем подтверждение в

многочисленных формальных количественных исследованиях (Weiss, Sampson, and the

Mount Zion Psychotherapy Research Group, 1986). Теория делает особый акцент на

концепции, которую Фрейд развивал в своих поздних работах, касающихся

бессознательных познавательных способностей пациента, его бессознательной

деятельности по решению задач и сильного бессознательного желания разрешить свои

проблемы (см. гл. 9). Теория касается техник психоанализа и психоаналитической

терапии и может применяться для понимания человеческого поведения.

В этой книге я разрабатываю применения моей теории к психотерапевтической

технике; соответственно, я включил в книгу многочисленные примеры из клинической

практики. Это лишь иллюстрации, а не убедительные доказательства моих концепций. Я

представляю эти примеры просто и прямо, чтобы читатели могли размышлять о моих

концепциях и решать, соглашаться с ними или нет. Все мои идеи происходят из научных

исследований и клинических наблюдений, и я приглашаю читателей проводить свои

собственные исследования, используя как клинические наблюдения, так и строгие

научные методы.

Будучи убеждены и важности научных исследовании, мы с Гарольдом Сэмпсоном

основали в 1972 г. психотерапевтическую исследовательскую группу Маунт Зион, чтобы

проверить обоснованность моих концепций формальными количественными методами.

В качестве содиректоров этой группы мы провели многочисленные исследования

указанных концепций. Основные идеи состояли в том, что психопатология пациента

проистекает из подсознательных патогенных установок, что пациент сильно

мотивирован убедиться в ложности данных установок и что в терапевтическом процессе

он работает по простому плану, чтобы сделать это. Мы также продемонстрировали:

пациент может приобретать значительный контроль над своей бессознательной

психической жизнью. Наши исследования помогли мне и моим сотрудникам развить и

усовершенствовать теорию.

Многие из наших исследований представлены в главе 8 настоящей книги. Эта

глава содержит исследования, не включенные в книгу "The Psychoanalytic Process" (Weiss

et al., 1986), и предназначена для клиницистов, не знакомых с научными методами

исследований.

Развитием моих концепций психики, теории и техники я обязан Гарольду

Сэмпсону. Мы работаем вместе с 1964 года и в течение всего этого времени регулярно

обсуждаем теорию, клинику и психотерапевтические техники. Ясное мышление Гэла,

его широкие и четкие взгляды на психологию и психоанализ оказывали мне неоценимую

помощь.

Наши исследования существенно обогатила работа Джона Кур-тиса и Джорджа

Зильбершатца (Cuitis & Silbcrschatz, 1986), собравших и обработавших записи большого

числа коротких (каждый по 16 сеансов) психотерапевтических процессов. Куртис и

Зильбер-шатц не только сами изучили эти процессы, но и руководили большим числом

исследований, в ходе которых были получены замечательные результаты.

Том Келли и Джек Берри сильно помогли нам в статистическом анализе наших

данных. Я в долгу у них обоих. Я также весьма обязан Линн 0'Коннор, которая с самого

начала обсуждала со мной книгу. Она указала мне на материал, который может оказаться

полезным изучающим психологию. Наши дискуссии по клиническим и теоретическим

вопросам еще более увеличивают мою признательность.

Джессика Бройтмэн, Маршалл Буш, Тэд Дорпат, Стив Фран-кел, Сюзанн Гасснер,

Кэти Мулхэрин и Дэнни Цейтлин прочитали мою рукопись и сделали много полезных

замечаний. Эстэл Вайсе тщательно, строчка за строчкой, отредактировала рукопись,

сделав се более читаемой. Китти Мур, мой редактор в "Гилфорд Пресс", помогала мне в

работе над книгой и придала мне смелости включить в нее некоторые вопросы, которые

я сначала думал опустить. Майкл Саймон выполнил работу, необходимую для выхода

книги. И, наконец, Келли Мак-Муллен и Эрин Мерритт весело и со знанием дела

печатали и перепечатывали рукопись.

 

ЧАСТЬ I. ТЕХНИКА ПСИХОТЕРАПИИ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВВЕДЕНИЕ

Предмет этой книги - психотерапевтическая техника. Концепции метода,

представленные здесь, базируются на особой психоаналитической теории, которая имеет

свои представления о бессознательном функционировании психики, мотивации и

психопатологии.

Эта теория постулирует, что проблемы пациента проистекают из пугающих

бессознательных дезадаптивных убеждений (называемых здесь "патогенными"), которые

мешают ему, неблагоприятно влияют на его самооценку и нс дают добиваться

адаптивных и желаемых целей (например, счастья, успеха или хороших отношений с

другими). Пациенты страдают от этих убеждений и сильно мотивированы, как

сознательно, так и бессознательно, разрушить их. И они работают с психотерапевтом в

надежде достичь этого. Главная задача психотерапевта следует из этого постулата:

помочь пациенту в его усилиях опровергнуть вредные убеждения и добиться целей, на

пути к которым эти убеждения стояли.

Очерченная выше теория - фрейдистская в том смысле, что она основывается на

известных идеях о психике, мотивации, психопатологии и психотерапии, которые Фрейд

несистематически развивал как часть своей эгопсихологии (обсуждение взглядов Фрейда

содержится в главе 9). Однако, как я покажу позже, теория имеет своим основанием

совсем другие положения, представленные Фрейдом в его "Методике и технике

психоанализа" (Freud. Papers on Technique, 191 1-1915).

Технические представления, предложенные в этой книге, достаточно широки,

чтобы их можно было применять и в психоанализе, и в психоаналитической терапии. Мы

будем иметь дело с тем общим, что есть у этих днух направлении, тогда как их различия

останутся за границами нашего рассмотрения. В этой и следующей главах я подготовлю

читателя к восприятию моих идей, предоставив обзор теории, на которой они

базируются.

 

Обзор основной теории

Мотивация

Наиболее сильная человеческая мотивация - адаптироваться к реальности,

особенно к реальности межличностных отношений. С младенчества человек начинает

работу по адаптации к своему человеческому окружению - работу, которую он

продолжает затем в течение всей своей жизни. В частности, он ищет устойчивые

убеждения - знания о себе и об окружающем мире. Человек всю жизнь познает, как он

влияет на других и как другие реагируют на него. Он также старается узнать моральные

и этические правила, которых должен придерживаться в отношениях с другими и

которых другие будут придерживаться в отношениях с ним. Он узнает об этом в раннем

детстве как от старших, так и делая выводы из собственного опыта.

Представления человека о реальности и морали - важнейшие для его

сознательной и бессознательной психической жмзни. Они наделены огромной властью.

Они руководят выполнением наиважнейших задач - адаптации и самосохранения. Они

организуют восприятие: человек воспринимает себя и других в основном согласно своим

представлениям о том, какими он сам и другие должны быть. Кроме того, они

организуют личность. Именно в соответствии с представлениями человека о реальности

и морали формируются его стремления, аффекты и настроения и эволюционирует

личность. Более того, именно согласно некоторым неадаптивным убеждениям,

называемым здесь патогенными, развивается его психопатология.

 

Бессознательная умственная работа

Человек может бессознательно выполнять многое из того, что он выполняет

сознательно. Может думать, делать выводы, тестировать реальность, планировать и

осуществлять свои решения. Более того, он может отчасти контролировать свою

несознательную психическую жизнь и соответствии со своими планами и решениями.

Регулируя свою бессознательную психическую жизнь, он особенно стремится к

безопасности. В соответствии с этим стремлением человек осуществляет вытеснение и

подавление. Вытесненный в подсознание материал удерживается там, пока человек

бессознательно считает, что переживание этого материала подвергло бы его опасности.

Вытеснение снимается, когда человек решает, что может безопасно испытать этот

материал.

Представление о том, что человек вытесняет, или подавляет, некоторое

психическое содержание до тех пор, пока он бессознательно не решит, что может

безопасно испытать его, можно проиллюстрировать явлением слез радости (Wciss, 1952,

1971; Weiss, Sampson & the Mount Zion Psychotherapy Research Group, 1986). Хороший

пример - кинозритель, подавляющий печаль, когда влюбленные в фильме ссорятся, но

плачущий, когда они примиряются. Он подавляет печаль, потому что чувствует: это

чувство подвергает его опасности. Но при счастливом конце фильма, когда нет больше

оснований горевать, он наконец разрешает себе испытать печаль.

Печаль зрителя вытеснена неглубоко. Но в жизни счастливый конец может

выносить в сознание глубоко вытесненную печаль, связанную с болезненными

травматическими событиями. Например, когда Роберта П. (пациентка, случай которой я

обсуждаю в главе 3) испытала радость, потому что почувствовала, что терапевт ее

принимает, у нес всплыли глубоко вытесненные воспоминания о материнском

отвсржении.

 

Психопатология

Психопатология коренится в патогенных убеждениях - непреодолимых,

жестоких и неадаптивных. Они предостерегают человека, который им следует, о том, что

он подвергнет опасности себя или других, если попытается преследовать нормальные,

желанные цели - продвижение по службе или счастливый брак. Он боится внешних

опасностей - разрыва важных для него отношений, или внутренних - болезненного

аффекта (страх, тревога, раскаяние, чувство вины или стыда). Именно в соответствии со

своими патогенными убеждениями и предусматриваемыми каждым из них опасностями

человек осуществляет вытеснение и подавление того или иного материала. Вытесняет

цели, которые, как он верит, чреваты опасностью, и подавляет свою деятельность,

направленную на достижение этих целей.

Человек приобретает патогенные убеждения в детстве, выводя их из

травматического опыта отношений с родителями, братьями и сестрами. Этот опыт

говорит ему, что, пытаясь преследовать нормальные, желанные для него цели, он

разрывает связи со своими родителями. Например, человек может заключить, что,

проявляя зависимость от родителей, он отягощает их, или что, проявляя независимость,

он заставляет их чувствовать себя отверженными.

Сила патогенных убеждений

Патогенные убеждения обязаны своей силой тому, что они усваиваются в раннем

детстве от родителей, братьев и сестер, которых ребенок наделяет абсолютным

авторитетом. Родители критически важны для его выживания. Единственная стратегия,

обеспечивающая адаптацию, состоит в том, чтобы поддерживать с ними надежные

отношения. Поскольку его родители так важны для него, он высоко мотивирован

воспринимать их как всемогущих и мудрых. Кроме того, у него нет никакого

предварительного знаний человеческих отношений, которое позволило бы ему судить о

родителях. Соответственно, в конфликтах с родителями он склонен считать, что они

правы, а он ошибается. Это было продемонстрировано Бересом (Beres, 1958) в

исследовании детей, помещенных в воспитательные дома. Каждый ребенок считал, что

отправлен в воспитательный дом в качестве наказания за какой-то проступок и что

наказание заслужено.

Ребенок обвиняет себя, потому что родительское отвержение зависит от

нескольких факторов, в том числе, по его мнению, от того, насколько он огорчил

родителей перед тем, как они отвергли его. Например, ребенок, родители которого

постоянно сердятся на его требования, может заключить, что его отвергают за излишние

притязания. Ребенок, чьи родители обвиняют его в излишней самоуверенности, может

решить, что причина отверже-ния - его излишняя самоуверенность.

Поскольку патогенные убеждения формируются в раннем детстве, они связаны с

мотивациями младенца в его отношениях с родителями. Эти мотивации включают

желание ребенка зависеть от своих родителей, доверять им, быть способным к

независимости от них, соперничать с ними и идентифицироваться с ними. Ребенок

может мешать окружающим и поэтому прийти к убеждению, что выражение почти

любого важного импульса, отношения или цели ставят его в опасную ситуацию.

Опасности, против которых предостерегают ребенка его убеждения, могут быть

внутренними или внешними. Ребенок может решить, что если он будет преследовать

запрещенные цели, то будет страдать от страха, стыда, раскаяния, или это вызовет

серьезный разрыв в отношениях с родителями. Он может ожидать, что причинит им этим

вред или будет отвергнут или наказан ими.

Патогенные убеждения отражают детский эгоцентризм, незнание причинно-

следственных связей и невежество в человеческих отношениях. Ребенок склонен брать

на себя ответственность за все, что с ним происходит. Он может взять на себя

ответственность за плохое отношение к нему родителей или за несчастья, которые с

ними случаются. Например, он может считать себя ответственным за депрессию, болезнь

или смерть родителя или за плохие отношения родителей друг с другом.

Одного мальчика двух с половиной лет родители отправили на пять месяцев

пожить к своим дяде и тете, потому что ухаживали за его больным младшим братом и

боялись, как бы он тоже не заболел. Однако сам мальчик считал, что его отправили

потому, что мать устала от его неугомонной активности. Подчиняясь этому убеждению,

он стал особенно послушным и пассивным и продолжал вести себя так еще долго после

того, как вернулся в родительский дом. Кроме того, мальчик приобрел множество других

патогенных убеждений, он заключил, например, что его мать могущественна,

безжалостна, скора на расправу в случае неподчинения и не заслуживает доверия и что

если он будет благодушным, расслабленным и счастливым, его постигнет катастрофа.

Ребенок может брать гораздо большую ответственность за своих родителей, чем

допускает его реальная способность влиять на них. Младенец, мать которого находится в

состоянии хронической депрессии, может считать, что в его власти сделать ее

счастливой и пытаться развеселить ее (Zahn-Waxlei & Radke -Yarrow, 1982). Ребенок, чьи

родители замкнуты и заняты собой, может вообразить, что, будь он обаятельнее, ему бы

удалось вызвать их интерес. Если родители ребенка невротически беспокоятся о нем, он

может решить, что их беспокойство оправдано его недостатками.

 

 

Как приобретаются патогенные убеждения

Ребенок может приобрести патогенные убеждения, просто поверив в то, что

родители обращаются с ним так, как он того заслуживает. Например, одна пациентка в

детстве ощущала себя "маленьким человеком". Ее отец, директор большой компании,

много работал и уделял дочери мало времени. Мать пациентки, пребывавшую в

состоянии хронической депрессии, больше интересовала ее старшая дочь, живая и

веселая сестра пациентки. Пациентка усвоила представление о себе как о

незначительном человеке, с которым никто нс считается. В ходе психоанализа она

чувствовала дискомфорт, обращаясь с просьбами, выдвигая требования или серьезно

говоря о своих проблемах.

Ребенок может почерпнуть свои патогенные убеждения из родительских

предписании. Рассмотрим, например, случаи пациента, мать которого часто повторяла

ему, что он - ее сын и поэтому должен приносить свои интересы в жертву ее интересам.

Хотя пациент на сознательном уровне отвергал эти притязания, бессознательно он

принимал и удовлетворял их, и, уже будучи взрослым, продолжал вести себя в

соответствии с ними. Он много работал, получая мало денег п удовольствия, и женился

на женщине, которая давала мало, а требовала много (Asch, 1976).

Иногда патогенные убеждения развиваются под влиянием случайных событии.

Пациент, который в возрасте четырех лет был на шесть месяцев прикован k постели и i-

за болезни ног, приобрел патогенное убеждение, заставлявшее его расплачиваться за

каждый период счастья и успехов следующим за ним периодом подавленности и


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!