Часть первая. Самоидентификация как проблема



те, что проявляют сродство к той или иной материи образов. Имен­но эту составляющую эстетической деятельности он называет материальным воображением и выражает ее на языке стихий, т. е. символов реальности, захватывающей человека, но недоофор­мленной в индивидуальность формы. Причем интересно, что если «Психоанализ огня» он построил на изучении научных текстов периода становления точного естествознания, выявляя вытека­ющие из переживания стихии огня «комплексы», то поэтическое воображение, родственное водной стихии, он рассматривает на материале искусства. При этом Башляр не называет это психо­анализом на том основании, что непосредственная власть симво­лов водной стихии над ним гораздо сильнее. Объясняя свое обра­щение к материалу искусства, он пишет (С. 28-29): «Итак, нам следует довольствоваться изучением материального воображе­ния, получившего прививку, и мы почти всегда ограничиваемся изучением тех разнообразных ветвей материализующего вообра­жения, которое находится выше прививки, там, где на природе поставила свое клеймо культура. <...> Помимо всяких метафор, для того чтобы создать поэтическое произведение, нужен союз деятельности сновидческой и деятельности, порождающей идеи. Искусство по своей природе несет в себе кое-что от прививки» (курсив автора. — А.Щ.).

98Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 280.

ЧАСТЬ ВТОРАП

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

ГЛАВА 4.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СПОСОБ

СУЩЕСТВОВАНИЯ

КАК АНТРОПОГЕНЕТИЧЕСКОЕ

САМООТЛИЧЕНИЕ

И САМСИДЕНТИОЭИКАЦИЯ

Точкой опоры для рассуждений данной главы выступа­ет тезис, что человек является человеком, поскольку он им становится, т. е. что антропогенез — не давно прой­денный этап предыстории человечества, а конститутив­ный для его существования атрибут. Это положение пред­ставляет собой не констатацию эмпирического факта, а методологический постулат, означающий следующее. Люди каждый раз в ходе своей истории являются людь­ми только в том смысле, что оказываются перед «зада­чей» стать ими. Эта задача продиктована тем обстоятель­ством, что человеку для жизни недостаточно самого себя, но ему нужны другие люди и их опыт1. Однако, чтобы всту­пить в общение с другими и воспользоваться этим опы­том, необходимо освоить формы культуры. Причем такое освоение культуры основано на отличении себя от иного, от не-человека в себе самом и потому представляет собой также и опыт саморазличения и связанной с ним само­идентификации.

Возможность подобного саморазличения и становле­ния собой предполагает принципиальную открытость человека как становящегося существа перед иным, и без этой открытости не возникло бы повода для антропогене­за. Забегая вперед, следует также сказать, что опираю­щийся на культуру антропогенетический способ бытия человека включает в себя также такие моменты, без кото­рых и сама культура была бы невозможна. Этими момен­тами являются понимание и целеполагание; здесь они бу-

204 9 Часть вторая. История культуры в перспективе...

дут рассматриваться не в качестве изолированных при­родных способностей человека, а как элементы осуществ­ляющего открытость человека к иному культурно-истори­ческого круга в понимании.

В силу методологической фундаментальности выше­упомянутых тем для исследования самоидентификации человека в данной главе меня будут интересовать по пре­имуществу эти исходные принципы всего анализа, тогда как собственно самоидентификация отодвинется на вто­рой план. Этим определяется и структура главы: я буду рассматривать, что означает антропогенетичность чело­веческого существования, как эта антропогенетичность представлена в культуре и каким образом понимание и целеполагание выступают в качестве моментов культур­но-исторического круга в понимании. В завершение раз­бирается вопрос о возможности для индивида становить­ся субъектом культурной традиции и ограничениях, с ко­торыми он при этом может сталкиваться.

Подобного рода анализ предпосылок является необходи­мым для философского подхода к проблеме, поскольку спе­цифика такого подхода как раз и состоит в том, чтобы, зани­маясь предметом, тематизировать собственную позицию, т. е. чтобы ответить на вопрос, как возможно проводимое исследование2. В корпус определения предпосылок неизбеж­но войдет и моя собственная философская самоидентифи­кация: я попытаюсь соотнести принимаемые мной принци­пы с позициями тех авторов, которые были наиболее важны для постановки рассматриваемой проблемы.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!