Особенности организации работы специалистов ДОУ



 

Существует авторский подход к планированию физического вос­питания дошкольников. Планирование автор разделил на два уров­ня: большое (стратегия работы на год, квартал) и малое (тактика работы с детьми на одном или нескольких занятиях) Повторно-кольцевой принцип планирования позволяет одно и то же кольцо двигательных режимов (от упражнений в позе лежа до бега и прыж­ков) повторять в течение учебного года трижды, но всякий раз на более высоком уровне.

Весь учебный год, начиная с сентября, автор условно делит на три цикла- осенний (подготовительный), зимний (подводящий) и весенний (закрепляющий) В качестве документации большого плани­рования предлагается в помощь педагогу план-график занятий по физической культуре с младшей по подготовительную группу вклю­чительно. Поурочный рабочий план автор считает необязательным

Принципами большого планирования физического воспитания
дошкольников являются:                                    

— учет анатомо-физиологических возрастных особенностей: чем меньше возраст детей (1-3 года), тем более естественными для них будут горизонтальные положения (лежа на спине, животе, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях), и наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее вертикальные (ходьба, бег, подскоки, прыжки, лазанье);

— изменение приоритетности основных движений в каждой воз­растной группе от осеннего цикла к весеннему и летнему: приоритетность видоизменяется от горизонтальных положе­ний к все более вертикальным;

— принцип «павлиньего хвоста», позволяющий применять сфор­мированные в течение года навыки в основных движениях в новых, нестандартных, игровых условиях на физкультурных развлечениях в летний период.

Документом «малого планирования» автор предлагает считать план-конспект занятия. Н.Н Ефименко отмечает, что не имеет смысла письменно формулировать к каждому занятию те или иные задачи, совсем необязательно, чтобы все виды задач (оздоровительные, раз­вивающие, воспитательные, образовательные) решались на одном занятии. Таким образом, вместо традиционных задач предлагается обозначать преобладающий двигательный режим. В пособии также определены требования к оформлению плана-сценария занятия, ко­торые сводятся к тому, чтобы подробно изложить сюжет занятия-спектакля, графически представить оформление зала и приложить к конспекту рисунки всех упражнений, выполненные на отдельных листах.

Педагогам предлагаются планы-сценарии занятий по физичес­кой культуре для дошкольников - 8 занятий для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Одной из форм работы с детьми является горизонтальный плас­тический балет - «Пластик-шоу», где все упражнения выполняют­ся из положения лежа. В программе дан его конспект и представлены методические разработки различных занятий.

Поскольку классическая музыка несет в себе оздоровительно-профилактическую направленность, она должна звучать в дошколь­ном учреждении и утром и после дневного сна. Музыку на занятии по физической культуре рекомендуется использовать частично: в начале занятия - тихая, спокойная мелодия; для повышения вни­мания детей - с постепенным увеличением громкости; во время «финального пика» - громкая по звучанию, а в конце занятия - снова тихая.

На занятиях предлагается сопровождать движение детей не толь­ко музыкой, но и цветом. Цветомузыкальная ритмика эффективна при циклических движениях (бег, ходьба, прыжки, поскоки). Подсчет педагога подкрепляется цветовой информацией, что положительно влияет на качество движений детей. Например, ходьбе соответствует светло-желтая гамма, бегу - оранжевая и т.д.

Автор раскрывает три направления, по которым происходит пси­ хофизическое воздействие цветового сопровождения на детей:

— «организационное» (система рационального освещения и цве­товое решение интерьера физкультурного зала и других по­мещений);

— «педагогическое» (оздоровление, развитие, воспитание, обуче­ние детей);

— «реабилитационное» (коррекционная работа с детьми, имею­щими отклонения в развитии, реабилитация детей-инвалидов).

Авторская идея о разнополом физическом воспитании детей сводится к тому, что в отдельных фрагментах занятий по физичес­кой культуре педагог делит детей на две подгруппы «мальчико­вую» и «девичью». Для каждой подгруппы подбираются такие двигательно-игровые ситуации, которые способствуют формированию у детей жизненно важных качеств (у девочек гибкость, лов­кость, у мальчиков силу, выносливость, быстроту) и позволя­ют детям выбирать себе партнера, при этом роль лидера принадле­жит мальчику. Автор также предлагает перечень типичных игр для мальчиков и девочек.

Литература

 

Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., 1999.

Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания //Обруч. 1999. № 5. С. 36-40.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!