ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



Чтобы стабилизироваться в природе, жидкая система младенца превращается в более удобную функциональную систему. Жидкая среда уплотняется, поскольку новые требования окружающего мира приняты. Наша океанская память тускнеет так же, как потребность жизни на Земле становится все более для нас важной. Все забыто, кроме характеристик окружающей нас среды.

Мы учимся, чтобы ползать, стоять, продвигаться через саванны, горы, города, космос. Это «устойчивое» творение называется человеком.

Вода в наших телах — это наша фундаментальная среда; мы — это движущая вода, которая привела нас на Землю.

В утробе среда и эмбрион не разделены и находятся во взаимодействии друг с другом. Наше раннее существование в виде эмбриона проходит весь планетарный процесс, мы содержим все формы, все возможности. Лапа, плавник, рука — все проектируются в одном биоморфическом плане. А химические коды в дальнейшем определят, будем ли мы иметь носик или нос. Перемычка между нашими пальцами, твердая мозговая оболочка и слизистая пищевода, извилины нашего мозга подозрительно похожи на прото-зоа, и внутренности, которые лежат, пульсируя в воде, все это является остатками древних миров, существовавших задолго до нас, и проявляющихся в нас через их различные признаки.

Мы, как люди, храним многие формы жизни, которые были сформированы нашим океанским происхождением, и они до сих пор пульсируют в нас, в наших органах, в нашей соединительной ткани, в нашем волокне нерва. Мы есть процесс открытого эксперимента, длящегося миллионы лет. Наши формы были созданы, перепроектированы и по-новаторски адаптированы.

В 1974 г. Э. Конрад-Д'Оуд начала экспериментировать с повреждениями спинного мозга. Она хотела ответить на вопрос: «Если мы — это уже движение, тогда что же является параличом?» Возможно, представление нашей медицины об этом должно быть обновлено. Возможно паралич, как таковой, находится лишь в его психологической модели, а не в позвоночном столбе. Если мы подтверждаем мнение о нас, как о динамически и энергетически эффективных системах, которые являются, прежде всего, движением, мы можем сказать, что паралич создает недостаток в функции, а не в движении. Она обнаружила, что движение может создавать новые функции.

Движение или недостаток движения зависит от того, как мы дышим. В случае травмы дыхание обычно приостанавливается, что также приостанавливает и движение. Удар способствует параличу за счет эмоциональной иммобилизации пострадавшего. Если повреждение позвоночника может восстановиться, то последствия «эмоционального» удара могут продолжаться в течение нескольких лет.

При работе с людьми, имеющими такой физический компромисс, Э. Конрад-Д'Оуд начинала с того, что обучала их разнообразным спосо-

240


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

бам дыхания. Дыхание активизирует наши жидкие системы и создает новые, важные для жизни связи, за счет которых происходят изменения, важные для восстановления. Комплекс специальных упражнений с дыханием, открывающий пути в теле, приносит тепло и поток, к которому пациент, казалось, был нечувствителен.

До этого не было официальных работ по созданию и разработке движений для поврежденного параличом позвоночника. Используя эмбриогене-тическую систему, можно создать благоприятный момент для движения в цереброспинальном ядре. Поскольку эти движения в ядре активизируются, богатая нервами матрица создает возможность для открытия новых проводящих путей. Э. Конрад-Д'Оуд полагает, что мы можем создавать новые связи внутри нашего биологического ядра.

Поскольку токи жизни становятся все более и более заметными и явными, то все устойчиво изменяется и происходит постепенное снижение уровня повреждения, и движение пациента в конечном счете становится возможным.

Меня всегда беспокоило то, что на пути исследований и изобретений мы ограничиваем себя, и то, что различные наши культуры определяют параметры наших знаний. Западная культура, в частности, вызвала индустриализацию нашего тела с последовательным разрушительным и отчуждающим эффектом. Для нас механическое, повторное движение воспринимается как желательное, приятное для тела, и эта ложь механизации лежит в основе того, как мы живем и как ощущаем наш мир. Имеет ли это отношение к такому плавному элегантному процессу, как человек, чья форма основана и заложена в движении воды?

За многие годы преподавания Континуума имела ли я при этом дело с выздоравливающими пациентами или с людьми, профессионально занимающимися движением в основе своей профессии, моей основной задачей было всегда связать человеческую деятельность с основным мотивом жизни его на Земле: организм и окружающая среда едины.

Поскольку каждый из нас после таких практик становится более чувствительным и научившимся резонировать, защита исчезает подобно изношенной плоти, значительно увеличивается связь-проникновение на уровне клеток и жидкостей, в нас появляется единство.

Творческий «поток» очень существенен для повышения нашего функционирования. В «потоке» мы не можем идентифицировать «части». Этот «поток» — наше экзистенциальное единство, он создает резонансную хорду с нашей планетой. Это обеспечивает нам способность функционировать более как биологические системы, чем как культурные объекты. Все различия растворяются в плавных вариациях матрицы божественного проявления. Мне кажется, есть интеллект и сила этого потока, который существует вне нашего сознания. У нас есть возможность создавать новые пути, как я уже рассказывала, в этой смягченной форме, где все представлено в виде воды.

241


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ И НТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

«Мы — открытые системы, способные реагировать на непосредственные изменения. Наше понятие тела подвергнуто метаморфозе. Мы больше не идентифицируем себя с исключительно ограниченными формами, и мы можем входить в воды нашего собственного существования. Мы — процесс жизни, постоянно раскрывающий себя самого» (из статьи Э. Конрад «Движение»).

Открытия Э. Конрад были использованы профессионалами из близких областей знания, таких как рольфинг, физическая терапия, танцы, хиропрактика, терапевтический массаж, психоиммунология и кинезиология.

Занятия Континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, в движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партером и группой.

Дыхание. Все человеческие движения начинаются с вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, поддерживать течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.

Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.

Движение. Внимание отводится от общепринятых, привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.

Цель: обретение ресурсного состояния, ИСС.

Продолжительность: 45—120 минут.

Музыка: медитативная музыка с низкими тонами, например обертон-ное пение Д. Хайкса.

Исполнение: индивидуальное.

Процедура

Подготовка к процессу

В России Континуум традиционно используется при групповой форме работы с начала 1990-х гг. (В. Козлов, А. Гиршон, С. Всехсвятский). Это не означает, что данный процесс менее эффективен при индивидуальной форме.

- Прежде чем приступить к самому упражнению, нужно подготовить пространство помещения, в котором вы хотите провести процесс. В помещении должно быть достаточно тепло, до начала процесса его лучше проветрить. Пол должен быть устлан мягкими коврами или одеялами, и в зале, где будет проводиться процесс, не должно быть никаких предметов: стульев, столов и др.

242


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Предупредите участников тренинга, чтобы до начала процесса они приняли душ, не применяли косметику. Одежда должна быть просторной и не стесняющей движение.

Инструктаж

«Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из „позы эмбриона". Как только вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению и, когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит — ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте сами эту позу. Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания, и оно найдет путь к изменению.

Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежите еще 5—10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. Постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением» (Козлов, 1993).

Проведение

Как только все участники тренинга примут «позу эмбриона», включите фоновую музыку, выключите свет в помещении. Процесс проходит при минимальном освещении. Ни во что не вмешивайтесь. Наблюдайте.

После проведения процесса организуйте групповое обсуждение.

ТАНЕЦ ДЕРВИША

Некоторые люди этот танец называют кружащейся медитацией. В настоящее время она используется в основном в суфийских школах, хотя и имеет намного более древнее происхождение, чем школы эзотерического ислама.

Любая молитва, магическое и мистическое действо сопровождались кружением — уподоблением движению небесных светил.

Многие ритуальные танцы проводятся в круге или сопровождаются движением по кругу (танцы горцев, русские хороводы и др.).

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения (Козлов, 1993).

Цель: достижение ИСС через танец.

Продолжительность: от 15 (первый вариант) до 60 минут.

Музыка: специальная.

Исполнение: индивидуальное.

243


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Процедура

Мы приведем два варианта дервишского танца или суфийской практики вращения (Козлов, 1993).

Первый вариант

Кружение производится на месте в направлении против часовой стрелки. Правая рука поднята ладонью вверх, а левая опущена ладонью вниз. Представьте себе, что вы собираете энергию с Неба правой рукой и часть ее возвращаете на Землю левой рукой.

Начинайте медленно, наращивая скорость, пока это не захватит вас полностью. Ваше тело движется, но точка в нижней части живота остается спокойной. В конечном итоге тело упадет само собой. Лежите на животе, расслабив все тело, сосредоточьтесь на ощущении погружения в Землю, растворения в ней.

Второй вариант

А сейчас мы еще раз соединим движение и связное дыхание в удивительной практике дервишского танца, суфийской практике вращения. Эта медитация называется «Ноу Дименшн» («No dimension» — «Вне измерений»). Эта техника, созданная ученицей Ошо Захирой, является адаптацией суфийской практики вращения. Дыхание, привнесенное в эту медитацию, прекрасно стабилизирует и облегчает вхождение в эту медитацию центрирования. Поскольку эта медитация не рассматривается в книгах Ошо, я позволю себе привести здесь ее описание.

1-я стадия — 30 минут.

Из закрытого положения: руки, обхватившие грудную клетку, лежат на плечах, большой палец ноги (правой — для мужчин, левой — для женщин) лежит на большом пальце другой ноги — медленно и постепенно, следуя музыке, развернитесь, соедините ладони тыльными сторонами в область низа живота и с глубоким вдохом направьте энергию вверх по чакрам, поднимая руки. Достигнув верхней точки, вынесите правую руку и правую ногу вперед с резким выдохом и звуком «Ча». Левая рука при этом возвращается в область низа живота. Затем в той же последовательности вперед выносится левая рука и левая нога. Затем правая рука и шаг правой ногой в сторону. Затем левая рука и шаг левой ногой в сторону. Затем правая рука и нога назад. Затем левая рука и левая нога назад. И весь цикл повторяется в ритме музыки в течение всей первой стадии.

По окончании вновь вернитесь в закрытую позу и наклонитесь вперед.

2-я стадия — 15 минут.

Медленно поднимитесь и решите, в какую сторону будете вращаться. Руки разводятся в стороны так, что ладонь правой руки обращена вверх, к небу, а ладонь левой руки — вниз, к земле. Начните вращение. Если вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, сделайте ваше дыхание более частым и глубоким. Растворитесь во вращении. Если ваше тело падает, дайте ему упасть, но обязательно перевернитесь на живот, чтобы почувствовать связь с землей.

3-я стадия — 15 минут.

244


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

Лежа на животе в абсолютном молчании и неподвижности просто наблюдайте за тем, что происходит.

ТАНЕЦ ЧЕТЫРЕХ СТИХИЙ

Внутри интегративной парадигмы обретение целостности означает также «собирание», воссоединение не только личной истории, но и эволюции, эволюции живого, эволюции Вселенной, эволюции сознания. История человечества сохранила много метафор развития и единства, метафор взаимосвязи человека с окружающим его миром. Одной из наиболее известных и продуктивных метафор является система четырех стихий. Наверное, модель четырех стихий есть одна из первых «точек равновесия» между двумя противоположными тенденциями развития сознания — тенденцией к фрагментации и тенденцией к интеграции. Внутри этой модели восприятия мир уже «обретает лик», точнее, четыре лица, не являясь более недифференцированным «нечто», единым, всеохватывающим потоком жизни. И вместе с тем мир остается «живым» и одухотворенным, сохраняется ну-минозное присутствие Духа в многообразных проявлениях жизни.

Подобное мировосприятие характерно для ранних мифологических систем, и только в последние десятилетия западная наука сошла с позиций интеллектуального высокомерия по отношению к этому этапу своего развития, западный человек признался в своей «зачарованности» и тоске по миру единства. Это одна из причин появления многообразных психотехник, использующих метафоры и методы из арсенала шаманизма, магии и мифопо-этического видения мира. Как и в любом течении, здесь присутствуют свои «зерна и плевелы». Работа с глубинными уровнями психики требует удивительного баланса между точностью и экстатичностью, безопасностью и бесстрашием внутреннего исследования в связи с «энергетической заряженно-стью» этих уровней. Эти уровни играют роль фундамента, «краеугольных камней» психики, что, с одной стороны, выражается в эффективности этой работы, а с другой стороны, говорит о последствиях ошибок.

Существует достаточно большое количество систем, использующих метафору четырех стихий. Достаточно отметить, астрологическую систему 4 стихий, систему «духовного очищения» Леонарда Орра.

Предлагаемая техника работы со стихиями решена в жанре «динамической визуализации», или «визуализации в движении». Трехлетний опыт применения подобных психотехник (в основном шаманских) показал их доступность, эффективность и особую яркость внутренних процессов, особенно при сочетании с осознанным связным дыханием.

Динамические визуализации соединяют достоинства направленных визуализаций и двигательных психотехник. На уровне восприятия это сочетание обеспечивает большую доступность благодаря полимодальности воздействия (охватываются три репрезентативные системы). На уровне закрепления также работают два вида памяти — визуальная и моторная.

245


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!