ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ



КВАДРАНТА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Пример 1. Участница М. сделала соло по теме своих отношений с матерью (под песню группы «Rammstein» «Mutter»), Символом этих непростых отношений была веревка между ней и другой участницей, олицетворявшей фигуру матери. Эта белая нить (пуповина?) между ними удлинялась и сокращалась, причем именно обе они то отпускали, то притягивали друг друга. Танцовщица то запутывалась в этой веревке, то эта нить становилась петлей на шее. Тяжелая, нагнетающая музыка усиливала драматизм ситуации. В конце М. перерезала эту «пуповину» и, бросив прощальный взгляд, ушла.

М. делала это соло в очень непростой период отношений со своей матерью, которые усугубились болезнью отца. Тяжесть требований со стороны матери и отсутствие контакта наглядно проявились в этом соло. В процессе видеоанализа сама символическая реальность танца показала некоторые скрытые аспекты этой ситуации: в частности, обе участницы дуэта ни разу не взглянули друг другу в глаза.

Это соло можно назвать примером личного ритуала инициации, тем более что символ перерезаемой пуповины использовался в реальных древ-

235


ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

них ритуалах. Танец, являясь символическим разрешением, высвобождал внутренние силы, помогающие справиться с ситуацией, изменяя идентичность танцующей.

Пример 2. Участник Б. танцевал соло на тему «маски», привычного образа себя, от которого хотелось отойти. Он широко использовал пространство во время движения, переходя на разные ярусы. Некоторые движенческие мотивы осознанно повторялись, создавая тем самым лейтмотив. Основной акцент при этом был на лице — время от времени на нем появлялась «улыбка», больше похожая на оскал, одновременно смешной и пугающий. В конце соло он подошел ближе к публике, и эта «маска» сползла с лица. Какое-то мгновение он стоял перед нами другой — более уязвимый, но и более «реальный».

Самым интересным в последующем видеоанализе оказалось наблюдение, что, несмотря на достаточно широкий диапазон движений, почти все они совершались в вертикальной плоскости, в пространстве «сбоку», и только в конце соло движения были направлены в саггитальной плоскости, пространстве «к» зрителям (Лабан, 1975).

Важно было, что это, казалось бы, простое наблюдение вызвало невероятно сильную эмоциональную реакцию как у самого Б., так и у всей группы. В комнате повисла пауза, наполненная глубоким, трудно выразимым смыслом. Казалось, что в этот момент представление, которое у него было о самом себе, вдруг соединилось с тем, что зафиксировала видеопленка, и с тем, что увидела группа. И когда отражения соединились, Зазеркалье исчезло и «Я» стало более реальным.

* * *

Таким образом, наша практика использования видеозаписи на тренингах ИТДТ складывается из следующих компонентов:

1) соло, подготовленные самими участниками на внутренне значимые для них темы;

2) обучение зрителей состоянию «свидетельствования» и принципам обратной связи;

3) групповой анализ выступлений «вживую», по памяти;

4) групповой анализ выступлений по видеозаписи.

Эта форма работы позволяет использовать как индивидуальное творческое «воплощение», придание формы тем значимым импульсам и мотивам, которые выражают актуальную проблематику участников, так и групповое многообразие позиций восприятия для создания целостного многомерного понимания опыта своей жизни.

Единственным «недостатком» описанного выше подхода к видеоанализу является то, что он требует достаточно много времени, и поэтому к нему целесообразно обращаться в рамках длительных программ. Но он дает результаты, которые оправдывают это вложение времени.

236


КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ

ТАНЕЦ ИМЕНИ

Цель: диагностика отношения к себе.

Исполнение: индивидуально.

Время: 1 — 1,5 часа.

Музыка: от веселой, радостной до драматической. На выходе — спокойная, тихая, медленная.

Процедура

Во время танца все время проговариваются различные варианты собственного имени, необходимо начать с имени в детстве и постепенно дойти до сегодняшнего дня, осознавая возникающие чувства и эмоции (по окончании процесса можно сделать рисунок).

ТАНЕЦ ПТИЦЫ

На самом деле нам не хочется относить это упражнение к каким-то телесно-ориентированным, или шаманским, или социально-психологическим психотехникам. Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из байкальских тренингов. Байкал — такое место, где и вправду хочется летать. Потом я (В. Козлов) начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.

Прежде чем практиковать этот полет со своими клиентами, попробуйте научиться «летать» сами. Тем более что любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К. Г. Юнг в своей книге «Symbols of Transformation», птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.

В одном из древнейших памятников культуры — «Упанишадах» — читаем следующее: «Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой».

Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.

Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и «высоту духа». В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, Одо Тускулийский в своем «Sermon» описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби; другие — хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как ку-

237


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!