ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ И НТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



выведены из равновесия, и на этот раз мне пришлось три дня восстанавливать равновесие внутри себя, прежде чем я смог станцевать и пошел дождь».

Цель: интеграция физической, эмоциональной и символической составляющих баланса.

Музыка: в отличие от большинства форматов АД, этот процесс можно проводить с музыкой. Музыка специально подобранная, большая часть второго этапа проходит без музыки.

Продолжительность: разминка — 1,5—2 часа, первый этап — 5—7 минут, второй этап — 15—25 минут, третий этап — 5—10 минут.

Процедура

Сам процесс состоит из четырех этапов:

1. Разминка обращается к теме «потери баланса/обретению баланса» и исследует ее на нескольких уровнях — физически — индивидуально и в контакте и эмоционально — в группе, через эмоциональный вариант упражнения «анти-баскаков».

Затем рассказывается притча о заклинателе дождя и объясняется последовательность этапов.

2. Первый этап out-of-balance — под напряженную тревожную музыку участники с закрытыми глазами «бродят» по центру, теряя равновесие, сталкиваясь друг с другом.

3. Второй этап путешествие в поисках равновесия — появляется музыка движения, путешествия. Каждый участник начинает собственный танец-путешествие в поисках утраченной гармонии и равновесия.

4. Третий этап «И идет дождь» — меняется музыка, она становится тонкой, светлой, прозрачной. Дождь как разрешение и завершения, светлые слезы неба. Танец продолжается.

Завершающая стадия процесса очень важна, она может вызвать сильные катарсические переживания. Будьте готовы принять их.

ИНТЕГРАЦИЯ

Очень важный этап в АД — интегрирующее завершение процесса. И, хотя эта техника, как и многие другие глубинные техники, опирается на естественные силы самоисцеления, присущие психике, именно его глубина предъявляет особые требования к интеграции опыта. Мы перечислим некоторые из возможностей интегрирующего завершения процесса.

Обязательным элементом АД является проговор. Он может проходить в парах (если работала диада «Движущийся—Свидетель») и/или в круге. Для проговора в парах очень важно указать на важность описания каждым участником, и особенно свидетелем, только своего опыта, отслеживания проекций. Джоан Чодороу предлагает выделять три аспекта описания опыта:

1) Что делало тело? — прямое описание движений, их качеств, развития процесса в пространстве и времени.

224


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

2) С каким чувством или эмоцией это было связано? — для свидетеля важно различать, какие у него самого возникали эмоции и какие чувства как ему показалось, проживал партнер.

3) С какими образами это ассоциировалось? — образы и символы являются более древним, «мягким» и синкретическим языком описания и помогают найти связь между движениями, чувствами и идеями.

«Подношение» — это ритуальное воспроизведение свидетелями тех движений и поз, которые им особенно запомнились. В случае работы в общем круге свидетели по одному, без слов и комментариев, выходят в центр, чтобы воспроизвести эти движения, «преподнести» их группе. Каждый свидетель может выйти несколько раз.

Записывание — написание отчета и ведение дневника (особенно в случае продолженной группы) является хорошим способом осознания и дополнительного отреагирования. Самоотчет может быть и в форме автоматического письма.

Рисование и лепка (в том числе рисование мандал) — еще один часто применяемый и эффективный способ дополнительной интеграции материала процесса. Также иногда используется «сочинение стихотворения», которое может быть и белым стихом; можно использовать особые формы, такие как хайку.

Современная полимодальная арт-терапия, используя опыт актуального искусства, стала применять в качестве терапевтических процессов перфор-манс и инсталляцию. Инсталляция — это использование художником различных материалов и предметов в трехмерном пространстве. Именно этот аспект — работа с трехмерным пространством — близок ощущению пространства в движении.

Все эти методы могут использоваться как по отдельности, так и совместно.

ТРАНСОВЫЕ ТАНЦЫ

Один из лидеров движения суфиев Руми говорил, что тело — также великий и необходимый принцип, без него задача не может быть выполнена и цель не достигается.

В трансовых танцах человек достигает экстатического состояния, позволяющего пережить и понять определенный опыт, полный радости и эйфории. При этом тело — некий мост к опыту, канал, через который проходит экстатический опыт.

Мы уже указывали на то, что танец является одним из древнейших способов вхождения в измененные состояния, вплетенные в основные переходные ритуалы, ритуалы встреч и сезонные праздники.

На уровне самого большого обобщения, опираясь на свой опыт проведения трансовых танцев, мы можем выделить два основных способа вхождения в транс через танец:

8 Зак. 3359

225


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!