ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИ ВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ



ную обратную связь, задает дополнительное, обогащающее измерение этому формату работы.

Сольный танец в группе используется, в частности, в Гуманистической структурной танцевальной терапии (Berger, 1988). Особенно важны следующие аспекты Гуманистической структурной танцевальной терапии:

1) спонтанность одиночного танца, исполняемого в центре круга;

2) значимость языка тела и движений каждого танцующего;

3) танцующий сам выбирает костюм и музыкальное сопровождение (танец также может проходить без музыки или с «живыми» барабанами);

4) в начале и в конце выступления проходит групповая медитация;

5) члены группы дают исполнителю после танца вербальную обратную связь.

В пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что дает творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Обыденная точка зрения на выступление (performance) — что это способ «изобразить» что-либо: чувство, ситуацию, историю. В своей практике мы проводим различие между тремя понятиями: «изображение», «проживание» и «воплощение». «Изображение» в данном случае трактуется как поверхностное внешнее следование моделям поведения и выражения, некритично и бессознательно заимствованным из культурной среды. «Проживание» — это контакт с непосредственным телесным, эмоциональным и когнитивным опытом настоящего момента. «Воплощение» — творческая активность, придающая проживанию эстетическую форму. Для целей терапии и личного развития «изображение» не несет полезной и трансформирующей функции, оставаясь бездумным подражанием уже существующим и зачастую нереалистичным социальным и культурным ролям и сценариям.

Опыт «проживания» движения, полной вовлеченности в поток моторных, эмоциональных и образных импульсов — это одно из первых и самых доступных переживаний человека на тренинге ИТДТ. Он может быть значимым и ресурсным опытом, прикосновением к «первичному танцу».

Возможность вынести этот опыт в поле внимания зрителей, придать ему воплощенную, зримую форму, ставит перед танцующим ряд новых вызовов.

Наверное, практически всем знаком опыт выступления перед аудиторией, и если мы вспомним свой личный опыт, то согласимся, что сама ситуация выступления достаточно сильно меняет состояние. Возникают особые телесные импульсы: появляется дрожь, обнаруживаются различные участки напряжений (например, в коленях, в груди или горле); меняется эмоциональное состояние — усиливаются волнение, тревожность или возбуждение. Недаром широко известен феномен «страха сцены» и его зеркальный собрат — «кураж перед выступлением». Очень похоже, что это действительно один и тот же феномен, но по-разному оцениваемый, воспринимаемый с двух различных позиций.

228


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

Можно сказать, что существование на сцене — один из самых простых способов входа в особое измененное состояние сознания, недаром сцена считается одним из мощных «наркотиков».

Чаще всего сложные эмоциональные и телесные реакции объясняются страхом перед негативной оценкой, прошлым опытом «неудачных» презентаций себя, интроецированными негативными оценками со стороны значимых взрослых и т. д. Но мне представляется, что в этой ситуации есть еще одно измерение, на которое редко обращают внимание: сама ситуация направленного внимания со стороны группы людей на вьщеленную область пространства (сцену), нахождение в фокусе внимания других людей, образно говоря, «повышает уровень энергии», создает особое, значимое пространство; и это пространство мы можем означить по-разному — как препятствие, как вызов или как особую возможность. Поэтому в терапевтическом и трансформационном контексте работы на этой условной «сцене» мы стараемся актуализировать именно эту сторону — возможность существования с особом пространстве, пространстве, где любое наше действие может быть увидено, воспринято и наделено проживаемым смыслом как для выступающего, так и для зрителей.

Цель: работа со страхом выступления, символическое проживание и трансформация значимых тем, тренировка навыков получения и предоставления обратной связи.

Продолжительность: определяется выступающим (обычно 4—10 минут).

Музыка: подбирается участником.

Исполнение: индивидуально.

К сольному выступлению в нашей практике мы готовимся, исследуя многие разноуровневые аспекты этого процесса. Вначале мы работаем с самой идеей «выступления», возможности остаться собой, максимально честным с собой, находясь в фокусе внимания другихлюдей. В целом, можно сказать на более абстрактном уровне, что нам необходима интеграция «делать» и «быть», и мы можем получить опыт как различения, так и соединения этих двух базовых аспектов человеческого существования. Ключевым понятием в этом случае является понятие «Присутствия» из Системного Анализа Движения.

Очень важно объяснить зрителям их задачу — находиться в состоянии непрерывного безоценочного направленного внимания. В данном случае задача зрителей очень близка задачам «свидетелей» в Аутентичном Движении (Chodorow, 1991). При последующем проговоре обычно мы вводим «мораторий» на примитивные, бессодержательные оценочные суждения: «понравилось — не понравилось». Зритель воспринимает происходящее на площадке как бы сквозь свое тело, и значимым здесь оказываются не столько оценки, согласно малорефлексируемым эстетическим предпочтениям, сколько непосредственный опыт: сложности (отвлечения, отрицание, скука) в направлении внимания на определенные проявления других людей и, наоборот, полная поглощенность происходящим, различные те-

229


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!